СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональные компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Профессиональные компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
««Профессиональные компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»»

ГКОУ ВО «Гусь-Хрустальная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональные компетентности педагога

в условиях введения ФГОС для обучающихся

с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :

Учитель-дефектолог

Галанцева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 

г. Гусь-Хрустальный

2024 год

Профессиональные компетентности педагога

в условиях введения ФГОС для обучающихся

с ОВЗ.

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.

В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2016 года.

В «Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" указано, что «Инклюзивное образование» - процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ является готовность педагогических работников. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Актуальность вопроса компетенции педагога очевидна: учитель, воспитатель желающий изменить своего ученика, воспитанника должен в первую очередь меняться сам.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Таким образом, педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. 

  Перейдем к определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

  Итак, процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:

 Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю». 

Вторая стадия - сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю».

Третья стадия - сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю».

Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Хотелось бы отметить, что педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

1. воспитательно-образовательному;

2. учебно-методическому;

3. социально-педагогическому.

Первое направление- это воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания школьников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Педагоги нашего учреждения получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях.

   Предметно-развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы, класса. (Например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:

-планируется весь маршрут передвижения ребенка по школе, все режимные моменты и их обеспечение.

Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно-развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.

Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.)

  Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог образовательного учреждения. Каждого вновь поступившего на работу педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться   на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.

Второе направление - учебно-методическая деятельность педагога в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:

  1. знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;

  2. умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

  3. владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей.

Третье направление - социально-педагогическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности:

1. консультативная помощь родителям;

2. создание условий для социализации детей;

3. защита интересов и прав.

Одним из важных моментов, хочу отметить работу с родителями. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в учреждение. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи.

Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер – классы учителей – логопедов, учителей – дефектологов, воспитателей. Дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники. Родительские собрания, «круглые столы», посещения семей на дому дают положительный результат. Участвуя в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.

 

По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе:

1) направленность на ребёнка:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;

3) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ОВЗ.

4) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы с учащимися с ОВЗ;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Учитель должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.

В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.


Таким образом, ожидаемым результатом данной работы является:

1) профессиональная готовность учителя к реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:

  1. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного образования;

  2. принятие идеологии ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

  3. освоение новой системы требований к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ;

  4. овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.