Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №1
____________ И.Р.Шарафутдинова
«_ _____» __________ 2018 год
Программа
первичной профилактики суицидального поведения подростков
Педагог-психолог Орлова Наталия Тимофеевна
Пояснительная записка.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся МБОУ СОШ №1
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в школе.
Цель настоящей программы - формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе вечерней школы так и в период трудной жизненной ситуации.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Развитие позитивного самосознания, проектирование будущей жизни.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с учащимися, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы:
- умение принять себя;
- навыки рефлексии, осознания себя;
- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;
- навык решения собственных проблем.
Формы контроля эффективности - опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию.
Содержание программы
Содержание работы | | Сроки | Ответственный |
Учащиеся |
Индивидуальные беседы и консультации с учащимися | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Исследование социального статуса. | сентябрь | Классные руководители |
Выявление склонности к отклоняющемуся поведению. | В течение года | Классные руководители |
Исследование уровня адаптации | I полугодие | Классные руководители Психолог |
Исследование уровня тревожности | Сентябрь, апрель | Психолог |
Определение личностных отклонений подросткового возраста: | По запросу | Психолог |
Определение суицидального риска у подростков: «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.Г. Костюкевич) Опросник суицидального риска (Т.Н. Разуваевой) | Ноябрь ,апрель | Психолог |
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений, ШП № 16 2008) | ноябрь | Психолог |
Коммуникативный тренинг «Разрешите представиться» ( 10 классы; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации) | сентябрь | Психолог |
Просмотр ролика «Загадка человеческой жизни» (9,10,11 классы; цель: осознание ценности понятия «жизнь», собственных жизненных ценностей) | октябрь | Психолог |
Практическое занятие с элементами тренинга «Я – личность и индивидуальность» (6,7,8,9 классы; цель: формирование у учащихся способов познания себя) | октябрь | Психолог |
Тренинг для учащихся «Агрессия (работа с гневом)» (8,9,10,11 классы; цель: выбор приемлемых способов разрядки гнева и агрессии, реагирование на негативные эмоции) | декабрь | Психолог |
Практическое занятие «Конфликт и пути его разрешения» (8,9 классы; цель: развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения) | январь | Психолог Классный руководитель |
Практическое занятие «Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции» (7-11 классы; цель: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах) | февраль | Психолог Классный руководитель |
Практическое занятие с элементами тренинга «Семья как ценность» (10,11,12 классы; цель: осознание ценности понятия «семья»; помощь в установлении взаимопонимания с родителями) | март | Психолог Классный руководитель |
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | В течение года | Классный руководитель Психолог |
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 10 класс, ШП №39 2003) | апрель | Психолог Классный руководитель |
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» | По запросу | Психолог Классный руководитель |
Педагоги |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Методист Психолог Соц. педагог |
Информирование педагогов по теме «Психологические аспекты адаптации учащихся» | сентябрь | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Жестокое обращение с детьми. Насилие сексуального характера» | ноябрь | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Факторы суицидального риска у подростков» | декабрь | Психолог |
Семинар «Конфликт» | февраль | Психолог |
Семинар «Акцентуации характера подростка» | март | Психолог |
Родители |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. Лекция для родителей «Причины суицида» | сентябрь | Соц. Педагог Классные руководители |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. | В течение года (по запросу) | Соц. Педагог Психолог |
Проведение рейда по семьям учащихся группы «риска». | По запросу | Психолог Соц. Педагог Инспектор ОДН |
Индивидуальные консультации и беседы с родителями семей социального риска. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Родительское собрание «Адаптация и дезадаптация детей в школе» | октябрь | Администрация Психолог |
Групповая консультация «Роль семьи в профилактике экзаменационного стресса». | февраль | Психолог |
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми: | По запросу | Психолог |
Литература:
1. Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей (Программа психологического содействия успешной адаптации), С-Пб, 2007 – 215 с.
2. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [Электронный ресурс]. – URL: http://eais.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2013).
3. Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России // Портал МЧС России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psi.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2013).
4. Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть I. // Суицидология. – 2012. № 3. – С. 20–29.
5. Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть II. Предупреждение самоубийств: ресурсы профессионалов СМИ // Суицидология. – 2012. – № 4. – С. 10–22.
6. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С- Пб, 2006. – 176 с.
7. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16