Тема занятия: Профилактика буллинга
Цель занятия:
Повысить осведомленность о проблеме буллинга.
Развить у участников навыки распознавания буллинга и адекватных способов реагирования на него.
Сформировать понимание важности взаимного уважения и инклюзивности в коллективе.
Возрастная категория:
Ученики старших классов (14-17 лет)
Ресурсы:
Презентация о видах буллинга
Видео о том, как важно поддерживать друг друга в трудные моменты
Ход занятия
1. Введение (5 минут)
Вступительное слово ведущего:
«Сегодня мы поговорим о важной теме — буллинг. Мы постараемся разобраться, что такое буллинг, как его распознать и как можно с ним бороться. Главное, что каждый из нас может повлиять на ситуацию и сделать так, чтобы в нашем окружении было безопасно и уважительно».
2. Вопросы для обсуждения (10 минут)
Что такое буллинг? Кто может быть его жертвой?
Какие формы буллинга вы знаете?
В чем разница между шуткой и буллингом?
Почему важна поддержка со стороны окружающих при столкновении с буллингом?
3. Введение в тренинговые элементы (15 минут)
Упражнение 1: "Знаки буллинга" (5 минут)
Разделите участников на группы по 3-4 человека. Дайте каждой группе карточки с описаниями различных ситуаций. Пусть они решат, является ли ситуация примером буллинга или нет.
Примеры ситуаций:
Один человек обзывает другого и смеется над его внешностью.
Группа издевается над новичком, игнорируя его.
Некоторые ученики подшучивают друг над другом, но все они соглашаются на шутки.
Кого-то постоянно дразнят по поводу его роста или веса, это вызывает у человека стресс.
После выполнения задания обсуждайте с группами каждую ситуацию, объясняя, что такое буллинг и как его отличить от обычных шуток.
Упражнение 2: "Стратегии борьбы с буллингом" (10 минут)
Каждая группа получает лист с 3 вопросами и должна разработать рекомендации для борьбы с буллингом:
Что можно сделать, если ты стал свидетелем буллинга?
Как правильно поддержать человека, который стал жертвой буллинга?
Что можно сделать, чтобы предотвратить буллинг в своем классе или группе?
Затем группы делятся своими рекомендациями с остальными.
4. Теоретическая часть (10 минут)
Буллинг: это систематическое психологическое или физическое насилие со стороны одного человека или группы людей в отношении другого.
Виды буллинга:
Физический — удары, толкания, порча вещей.
Вербальный — оскорбления, унижения, угрозы.
Социальный — игнорирование, изоляция.
Кибербуллинг — оскорбления и угрозы через интернет.
Почему важно противодействовать буллингу:
Нарушение психоэмоционального состояния жертвы.
Возможные долгосрочные последствия (депрессия, самоизоляция, проблемы с самооценкой).
Нарушение отношений в коллективе.
5. Практическая часть (15 минут)
Упражнение 3: "Ролевая игра" (15 минут)
Каждый участник получает роль — жертва буллинга, агрессор, свидетель. В ролевых играх участники отрабатывают, как правильно реагировать на буллинг в различных ситуациях.
Сценарии:
Один человек постоянно обижает другого, называя его неприятным именем. Как бы вы поступили на месте жертвы, свидетеля, агрессора?
Кто-то публикует оскорбительные комментарии о другом человеке в соцсетях. Как это влияет на жертву? Как бы вы могли помочь?
По окончании ролей обсуждается, какие методы оказались эффективными для разрешения конфликтной ситуации.
6. Заключение (5 минут)
Обсудите с участниками, как важно сообщать о случаях буллинга взрослым или доверенным людям.
Подведите итог занятия: что каждый из нас может сделать, чтобы создать безопасную и поддерживающую атмосферу в классе, школе или сообществе.
Домашнее задание (если необходимо):
Попросите участников написать эссе или подготовить небольшой проект на тему «Как я могу помочь бороться с буллингом в своей школе?»
Материалы для занятия:
Карточки с ситуациями для упражнения "Знаки буллинга"
Листы с вопросами для упражнения "Стратегии борьбы с буллингом"
Пример ролевых сценариев для игры