СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детского дома"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детского дома"»

КГКУ «Центр содействия семейному устройству пгт Преображение»














Тема:

«Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов»



























Тема: « Профилактика правонарушений и девиантного поведения,

самовольных уходов воспитанников детского дома»

Цель:

предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.


Задачи:


- организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на вовлечение воспитанников в досуговые мероприятия;

- создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную деятельность.


Детский дом – это место, где ребята занимаются интересными делами. Здесь действуют кружки, проходят соревнования, праздники. Много детей участвует в конкурсах, в смотрах, концертах, выставках. Но, к сожалению, в каждой группе есть подростки, которые совершают правонарушения, употребляют алкоголь, самовольно уходят за пределы детского дома. Поэтому, одно из важнейших направлений в работе педагогов является профилактика правонарушений, девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников.


Для этого необходимо:

  1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учебе.

  2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей.

  3. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

  4. Вовлечение подростков в различные виды положительно-активной социальной деятельности .

Также для предупреждения и коррекции отклоняющего поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому, детям необходимо усвоить и выполнять установленные нормы и правила.

Также для предупреждения и коррекции отклоняющего поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому, необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила.

Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели следует обратить внимание на следующее:


  1. Следует научить ребенка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному детским домом, отклонений от которого нельзя допускать.

  2. Все вещи ребенка должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.

  3. Не следует проходить мимо какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.

  4. Использовать различные приемы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.


Не следует пренебрегать таким видом воспитания, как разъяснения, устные советы. Беседы должны быть хорошо спланированы. Для формирования личности ребенка необходимо приводить примеры из жизни – это дает информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей здоровую мораль.

Наши дети живут в контакте с другими людьми. Если же кто – то отклоняется от общепринятых норм и начинает вести себя не так, как все, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми. Ничем не ограниченная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость, диктат, поскольку не возлагает на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки. Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.

Сердцевиной любой воспитательной деятельности является индивидуальный подход. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому, у каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Отношения педагогов и воспитанников должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика показывает, что если педагог требует от своих воспитанников лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением своих воспитанников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе.

В работе с девиантными подростками необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», « правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда соглдасен.

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющего поведения воспитанников по профилактике правонарушений и свободных уходов, девиантного поведения у воспитанников будет успешной, необходимо выработать:

- позитивный настрой

- доверительное взаимодействие

- последовательность во взаимоотношениях

- опора на положительные качества и ресурсы

- разумный компромисс

- индивидуальный подход

- системность

Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно – моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образов поведения.


























Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

- гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка;

- расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома;

- несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги;

- социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость и т.д.) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие;

- смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья;

- делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30 % - 80 % делинквентных детей - неполная семья, 70 % подростков - с серьезными нарушениями характера, 66 % - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40 % с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

- как следствие недостаточного надзора;

- в целях развлечения;

- как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

- как реакция тревоги и страха на наказания;

- вследствие фантазерства и мечтательности;

- чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска;

- ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика;

- девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии. Если мастурбация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или депрессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола;

- психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

- уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

- тяжелых переживаний жизненных трудностей;

- затяжных неврозов;

- дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Дети и подростки, имеющие признаки девиантного поведения, зачастую попадают в группу риска.


Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска


Причины попадания детей и подростков в группу риска.

Виды рисков

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную категорию, но называются при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные» «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Можно выделить следующие основные группы факторов риска:

- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».


Психологические особенности детей и подростков группы риска

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Многие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д. Для детей разрушение иллюзий - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Дети подросткового возраста

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

- информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

- сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

- принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

- обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

- отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

- эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

- среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса;

- «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска - те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

- повышенный уровень тревожности и агрессивности;

- стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

- искажение направленности интересов - свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице - только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Психологи выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности; доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании, что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.

У подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43 % отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17 % таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70 %. Выхода из состояния одиночества не видят только 1 %, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.).

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности.

Понятие «беспомощность» рассматривается нами как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию «внутренних опасностей», беспомощности, невозможности противостоять ситуации и в конечном итоге отказу от борьбы.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков или наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия что выглядит следующим образом:

- как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

- как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

- как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

- как состояние оцепенения, плач и т.д.;

- как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д.

Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т.д.

Старшеклассники

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

- склонность к аддитивному поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95 % случаев это профессионально-техническое училище или техникум. Получая образование в этих учебных заведениях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстников.

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Проблемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение попечительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети группы риска мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. Получая профессию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки денег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой картиной.

Родственники только вначале радуются их возвращению из детского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, проводят время вместе.

Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

- быть хозяином своего слова и дела;

- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.


Систему работы с детьми и подростками группы риска можно представить и в следующем виде (Таблица 1).


Таблица 1

Система работы с детьми и подростками группы риска


Первый этап

Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Начальный (ознакомительный) диагностический

Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости

1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.)

1. Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья)

2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время

2. Беседа с родителями, педагогами, самим подростком

3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.)

3. Наблюдение за деятельностью и поведением подростка

4. Выявить негативные стороны личности подростка

4. Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка

5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду

5. Метод независимых характеристик

6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка

6. Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д.


Коррекционно-развивающая работа


Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Промежуточный (переориентационный) преобразующий

Формировать положительный стереотип поведения

1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку

Методы:

1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду

2. Метод поощрения

3. Метод педагогического требования

4. Метод переубеждения

5. Метод упражнения

6. Метод самовоспитания (самовнушение)

2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха

3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе

4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи

Приемы:

  1. Разъяснение нравственных понятий

  2. Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде

  3. Проявление доверия

  4. Внесение творческого начала в совместную деятельность

5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь)

6. Стимуляция положительного развития личности и подростка через метод педагогического «взрыва»

7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения


Профилактическая работа


Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Заключительный

1. Сформировать положительный стереотип поведения подростка

2. Формировать у подростка потребности к самовоспитанию

1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми




1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов

2. Методы поощрения и наказания

3. Метод самоисправления

4. Метод «взрыва»

5. Метод переубеждения

6. Метод преувеличивания

7. Метод самовнушения

8. Метод переключения

9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения

10. Метод личного приема

11. Метод содействия и творчества



2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения


3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств


  1. постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.)

5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения)



Приложение к Таблице 1

Психолого-педагогические методы работы с детьми и подростками


№ п/п

Методы

Назначение

Способы и приемы

1.

Переубеждение

Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов

Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта

2.

Преувеличивание

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта

Запрет. Контроль. Проверка выполнения требований. Включение в активную социально-ценную деятельность, поддержка положительных проявлений

3.

«Взрыв»

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения

Нагнетание отрицательных переживаний до «предела», доведение до абсурда негативного поведения подростка

4.

Реконструкция характера

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценные и, устраняя отрицательные

Система перспектив, выявление положительного качества, составление программы реконструкции

5.

Переключение

Изменение направленности, переориентация, следование положительному примеру

Методы и приемы организации социально значимой деятельности

6.

Поощрение и наказание

Стимулирование положительного поведения, сдержание отрицательного

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

7.

Самоисправление

Развитие активности детей и подростков в перестройке и переделке своего характера

Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоубеждение, самонаказание

Организация свободного времени трудных детей и подростков

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема трудных детей.

С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у трудного вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов.

С другой стороны, наблюдается неумение трудного рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение трудных в кружки, секции, общественно-полезную и социально значимую деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия трудных в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества трудных и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных площадок.


Первый – инертный тип отношений – характерен для школьников со слабой активностью, небольшим жизненным опытом. При этом типе отношений изменение поведения личности обусловлено воздействием окружающей среды и характером воспитания. При этом внутренний мир личности существенно не изменяется, воспитанник лишь приспосабливается к создавшимся обстоятельствам.

Второй – приспособленческий тип – воспитанник приспосабливается к постоянным воздействиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям педагогической и социальной среды. Чаще всего в эту группу входят те подростки, у кого не определилась направленность личности, обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливость чужому влиянию, преклонение перед сильным и т. д.

Третий – обостренно-противоречивый тип – школьники из этой группы могут поступать то нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятельств и своего настроения. Проявляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие). Они легко поддаются общему настроению, как положительному, так и отрицательному.

Четвертый – конфликтно-враждебный – свойственен эгоистичным, обиженным, болезненно самолюбивым отклоняющимся детям. Они стремятся внести конфликт в коллектив, совершать поступки назло учителям. Срывают уроки, портят имущество. Их поведение отличает нежелание учиться, неприязнь к школе, к учителям, сверстникам, озлобленность, агрессивность.

Ведущий тип отношений определяет характер сопротивляемости воспитательным влияниям, податливость отрицательным воздействиям и неблагоприятным условиям. На этой основе можно установить уровень педагогической запущенности, который определяет степень податливости отклоняющегося подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере. Целесообразно фиксировать поступки и действия подростка в карточке или журнале наблюдений.

Социальные отклонения имеют различные уровни отягощенности, что также нужно установить в педагогической диагностике. Основные из них:

Первый уровень отклоняющегося поведения характеризует неустойчивых детей; отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.

Ко второму уровню относятся эгоцентричные дети с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2–3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.

Третий уровень – учащиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).

Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществляться одновременно.


Бродяжничество. Почему это происходит?

На сегодняшний день встречается такое поведение, как бродяжничество (драмомания), что это такое?

Драмоманию можно охарактеризовать как одну из разновидностей нарушения поведения, как повторяющиеся уходы из дома. Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности.

Проявляется это в крайних формах аутсайдерства и сопряжено с другими видами девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения – алкоголизацией, наркоманией, преступностью.

Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низких его слоях.

Уход из дома – наиболее явное выражение потребности в самостоятельности, свойственной подростковому возрасту. Такое поведение является своеобразной формой выражение протеста или обиды на родителей, учителей и других близких людей.

Факторы, способствующие уходу подростков из дома:

Нездоровая семейная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о конфликтах и ссорах с родителями, желании независимости, придирчивости и недоброжелательности со стороны взрослых.

В некоторых случаях бегство из дома это кульминация целой серии конфликтов и проблем в семье. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, - попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности. Чаще всего по такой причине из дома уходят мальчики. Девочки обычно убегают из-за трудностей в личной взрослых. Покинувшие дом «беглянки» упрекают родителей в излишней строгости и чрезмерном контроле за их поведением, в то время как мальчики, напротив, говорят о минимальном контроле и безразличии со стороны родителей. Многие из них, настолько поглощены своими проблемами, что у них почти нет времени для детей, а те, в свою очередь, убеждены, что дома они никому не нужны.

Следующим, не маловажным фактором является, давление со стороны учителей, трудности и неудачи в школе.

Дети, которым трудно дается учеба, не очень нравятся учителям, их могут оставлять на второй год, стремятся бросить школу, избавиться от всех связанных с ней неприятностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые побеги происходят в страхе перед возможным физическим наказанием со стороны родителей, а также их финансовыми проблемами, уходом кого-либо из родителей из семьи, появлением отчима или мачехи и избеганием сексуального насилия. Или учителей, наказывающих за плохое поведение или отметку. Самовольные уходы связаны с реакцией детей и подростков на стрессовые ситуации.

Мотивы самовольных уходов из дома:

- Ушедшие от кого-то или чего-то. Те подростки, которые вынуждены, подчинятся чужой воле.

- Ушедшие к кому-то или чему-то. Те подростки, которые ищут удовольствия и стремятся туда, где возможна полная свобода действий. Обычно они с удовольствием воспринимают свое бегство, им очень нравятся люди, которых они встречают в новой вольной жизни. Такие «беглецы» обычно не возвращаются до тех пор, пока их не найдут. Обычно такие подростки очень импульсивны, самостоятельны в выборе решений, не первый раз убегают.

Существуют три типа «беглецов»:

1. «Беглецы - исследователи». Они сообщают родителям, что покидают их, оставляя записку. Если таких детей и подростков не задерживают правоохранительные органы, они возвращаются сами, по собственной воле. Искатели приятного общества в основном имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения вопросу: рано приходить домой, или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещенным делом.

2. «Беглецы - шантажисты». Такие дети имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по разным поводам, поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.

3. «Беглецы от опасности» убегали, чтобы избавиться от угрозы физического и сексуального насилия со стороны родителей или опекунов. Такие подростки часто осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя.

Уходы из дома могут быть вызваны следующими причинами:

- внезапные, спонтанные изменения в настроении подростков;

- импульсивно возникшие влечения;

- с целью развлечения;

- как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких, родных;

- как реакция тревоги и страха наказания;

- вследствие фантазерства и мечтательности;

- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку либо группой подобных лиц, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют, где придется, питаются впроголодь, попрошайничая или воруя.

Стремление к бродяжничеству может возникать периодически, или может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы). При частых уходах, такие подростки нередко попадают в компании с людьми с асоциальным поведением и начинают привыкать к такому образу жизни. Ведь для поддержания своей жизни детям приходится заниматься всевозможными видами незаконной деятельности.