Профилактика травматизма на уроках физической культуры
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ №5 г. Брянска им. К.И. Пушновой
ЖЕРЕБЦОВ Владислав Николаевич
«Профилактика травматизма на уроках физической культуры»
Работу выполнил учитель физической культуры ГОУ ТО «Кимовская школа» КУВШИНОВ Дмитрий Евгеньевич
Введение
На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения.
На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей на уроках физической культуры еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.
Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей на уроках физической культуры еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.
Целью данной работы является вооружение преподавателей по физической культуре необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике травматизма.
Понятие «травма» происходит от греческого trauma – рана, повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани.
Травма (по-гречески – рана), т.е, нарушение целостности органов, тканей тела, причиненные внешними механическими воздействиями и сопровождающиеся большими или меньшими расстройствами их функций; повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани.
Травмы условно можно разделить на :
- возникающие в результате действия давления, натяжения, сгибания и перекручивания.
- открытые или закрытые травмы (по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов)
- макротравмы и микротравмы (по обширности повреждений)
- легкие, средние и тяжелые (по тяжести течения и воздействия на организм)
Травмы условно можно разделить на :
возникающие в результате действия давления, натяжения, сгибания и перекручивания.
открытые или закрытые травмы (по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов)
макротравмы и микротравмы (по обширности повреждений)
легкие, средние и тяжелые (по тяжести течения и воздействия на организм)
Статистика травмированных учащихся :
- наибольший процент падает на детей 12—14 лет
- учащиеся младших классов (7—11 лет)
- 15—16-летние подростки.
- у мальчиков повреждения,
полученные на занятиях
физической культурой,
наблюдаются в два раза
чаще, чем у девочек.
По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.
Статистика по разделам учебной программы :
- 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике;
- 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках;
- 8,2 % — по спортивным играм;
- на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.
А теперь вновь обратимся к статистике: 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % — по спортивным играм, на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.
Часто получение травм учащимися связано:
- С неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
- С физической слабостью;
- С неумением контролировать свое поведение;
- С индивидуально-психологической особенностью учащихся;
- С неразвитой координацией и плохой ориентацией в пространстве;
- Гипокинезия.
Травмы, возникающие в процессе занятий учащихся физической культурой и спортом, связаны не только с недисциплинированностью и неумением распознавать травмоопасную ситуацию, но и с физической слабостью. Часто получают травмы дети, не умеющие контролировать свое поведение, а также дети со сниженным интеллектом. Основной предпосылкой получения травм являются индивидуально-психологические особенности детей. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и наоборот — преобладание торможения над возбуждением — инертность нервных процессов может привести к травме. Дети с высоким интеллектом осознают опасность и стараются избежать ее. Дети, получающие травмы обычно имеют высокую склонность к риску, двигательную расторможенность, реактивность, возбудимость, эмоциональную неустойчивость, предрасположены к частым переменам настроения. Могут неадекватно вести себя в стрессовых ситуациях. Обычно такие дети обвиняют в своих травмах и неудачах других людей или обстоятельства. В большей степени травматизму подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, с низкой выносливостью.
Гимнастика
Основное средство физического воспитания в школе. На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны
срывы и падения, в
результате которых
занимающиеся могут
получить различные
травмы.
Итак, наибольший процент травм среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом учебной программы
Гимнастика — основное средство физического воспитания в школе. Программа подготовки школьников по этому виду разнообразна и построена по принципу постепенного совершенствования двигательных навыков и координации движений. С четвертого класса подбор гимнастических упражнений значительно расширяется и усложняется. Усложнение программы требует точной организации урока, индивидуального, подхода к каждому учащемуся с учетом его физической подготовленности и функциональных возможностей.
Профилактика травматизма на уроках гимнастики:
- Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.
- В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
Чтобы предупредить травматизм на уроках гимнастики, необходимо выполнять следующие, довольно простые правила:
Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
- Строго соблюдать правила рациональной методики обучения, учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- Врачебный контроль и самоконтроль за физическим состоянием и самочувствием;
- При групповом выполнении упражнений (гимнастические стенки, скамейки, бревна, турник и др.): спортивные снаряды рекомендуется размещать так, чтобы упражнения могли одновременно выполнять несколько учащихся без скопления их вокруг снарядов.
Строго соблюдать правила рациональной методики обучения, учитывать индивидуальные особенности учащихся;
Врачебный контроль и самоконтроль за физическим состоянием и самочувствием;
При групповом выполнении упражнений (гимнастические стенки, скамейки, бревна, турник и др.): спортивные снаряды рекомендуется размещать так, чтобы упражнения могли одновременно выполнять несколько учащихся без скопления их вокруг снарядов.
Легкая атлетика
Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими
(метания, прыжки)
и смешанными
движениями (кросс).
Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс).
Профилактика травматизма на уроках легкой атлетики:
- Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов;
- Перед занятием проверить состояние площадок, исправность инвентаря
и оборудования.
В целях профилактики повреждений на занятиях легкой атлетикой необходимо:
Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов;
Перед занятием проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования.
- Следить, чтобы в зонах безопасности при беге и прыжках не было посторонних предметов.
- При проведении занятий по прыжкам в высоту пользоваться только стационарными или переносными ямами из матов, не применять способы прыжков в высоту, не предусмотренные рабочей программой.
- При проведении занятий по метанию следить, чтобы в зоне бросков никого не было. Находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной к направлению объекта метания.
В целях профилактики повреждений на занятиях легкой атлетикой необходимо также:
Следить, чтобы в зонах безопасности при беге и прыжках не было посторонних предметов.
При проведении занятий по прыжкам в высоту пользоваться только стационарными или переносными ямами из матов, не применять способы прыжков в высоту, не предусмотренные рабочей программой.
При проведении занятий по метанию следить, чтобы в зоне бросков никого не было. Находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной к направлению объекта метания.
Спортивные игры
Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками, поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном
сопротивлении
противника.
Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками, поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении противника.
Баскетбол
Это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от учащихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности
нервных процессов и
Совершенной
деятельности
анализаторов.
Баскетбол - это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от учащихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов. Захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков могут стать причиной травм при нарушении правил, грубости в игре или во время игры на плохо подготовленной площадке.
Волейбол
Это спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол учащийся может получить главным образом при
неправильном приеме
и передачи мяча,
падениях, прыжках и
блокировке мяча.
Волейбол - это спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол учащийся может получить главным образом при неправильном приеме и передачи мяча, падениях, прыжках и блокировке мяча.
Профилактика травматизма на уроках по спортивным играм:
- Занятия по баскетболу и волейболу необходимо проводить на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры;
- Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме, спортивной обуви;
- Занятия должны проходить
под руководством
учителя;
Профилактика травматизма на уроках по спортивным играм:
Занятия по баскетболу и волейболу необходимо проводить на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры;
Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме, спортивной обуви;
Занятия должны проходить под руководством преподавателя, тренера;
- На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания преподавателя;
- Занятия должны проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены;
- Тренировочные игры
должны проходить в
соответствии с
правилами данных
видов спорта.
Профилактика травматизма на уроках по спортивным играм включает также:
На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания преподавателя;
Занятия должны проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены;
Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов спорта.
Лыжная подготовка
Уроки по лыжной подготовке проходят на сложном рельефе местности при переменных, порой трудных погодных условиях и при значительном утомлении занимающихся.Всё это необходимо внимательно
анализировать
и учитывать при
планировании.
Уроки по лыжной подготовке проходят на сложном рельефе местности при переменных, порой трудных погодных условиях и при значительном утомлении занимающихся.Всё это необходимо внимательно анализировать и учитывать при планировании. Занятия лыжным спортом требуют от учащихся высокого уровня развития выносливости.
Профилактика травматизма на уроках лыжной подготовки:
- Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установленным требованиям;
- Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя, самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается;
- На спуск первым приходит учитель и предупреждает обо всех неожиданностях на трассе, указывает интервал между лыжниками на спуске.
Профилактика травматизма на уроках лыжной подготовки:
Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установленным требованиям;
Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя, самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается;
На спуск первым приходит учитель и предупреждает обо всех неожиданностях на трассе, указывает интервал между лыжниками на спуске.
- Учащимся не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассе спуска;
- Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности учащихся. Спуск на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочерёдно, на достаточном расстоянии друг от друга.
Учащимся не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассе спуска;
Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности учащихся. Спуск на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочерёдно, на достаточном расстоянии друг от друга.
Рекомендации по оказании первой доврачебной помощи при спортивных травмах
Первая помощь это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия. Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм.
Первая помощь это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия. Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
- Правильность и целесообразность.
- Быстрота.
- Обдуманность, решительность и спокойствие.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
1. Правильность и целесообразность.
2. Быстрота.
3. Обдуманность, решительность и спокойствие.
При оказании первой помощи необходимо установить:
- Обстоятельства, при которых произошла травма.
- Время возникновения травмы.
- Место возникновения
травмы.
При оказании первой помощи необходимо установить:
1. Обстоятельства, при которых произошла травма.
2. Время возникновения травмы.
3. Место возникновения травмы.
Выводы
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и соблюдение дисциплины сводят число травм на нет.
Спасибо за внимание.
Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и соблюдение дисциплины сводят число травм на нет.
Спасибо за внимание.