СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профконсультирование и профдиагностика ". Программа элективного курса.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса :"Профконсультирование и профдиагностика " .

Просмотр содержимого документа
«"Профконсультирование и профдиагностика ". Программа элективного курса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального

образования Плавский район



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета Директор МБОУ МО Плавский район

__________20__г. __________Г.В.Кутепова

Приказ №__­__от_________20___г.





программа



Элективного курса
«Профдиагностика и проконсультирование»

основное общее образование, 9 класс

1 год







Власов Владимир Алексеевич









Пояснительная записка

Ежегодно выпускники средних общеобразовательных школ вливаются в отряд тружеников нашей страны. Общество заинтересовано в том, что каждый из них начал трудиться там, где он может принести наибольшую пользу. Для этого школа должна помочь своим воспитанникам правильно найти свое место, на это направлен курс «Профконсультирование. Профдиагностика.»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю). В 9 классе актуальным становится вопрос профессиональных выборов, учащиеся знакомятся с профессиями, профессиональным пространством региона. Являясь составной частью профессиональной подготовки школьников, этот курс служит общей цели- способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности учащихся, правильному выбору ими профессии, формированию нравственной, психологической и практической готовности к труду, подготовке учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; формирование у них обоснованного профессионального намерения; развитию способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Курс является мостом между общеобразовательной подготовкой учащихся и их обучением конкретной профессии

Поставленные перед курсом целей определяют те конкретные задачи обучения учащихся которые должны решаться в процессе его преподавания:

• Ознакомление с общей классификацией профессии и профессиями конкретного города, района, с требованиями профессиональной деятельности к человеку.
Выявления и развития способности учащихся, формирования общественно ценных мотивов выбора профессии, подготовке к профессиональному самоопределению.

•Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

• Повышение профессиональной грамотности учащихся.

• Формирования у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

• Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельности и соотносить свои способности с требованиями профессии.

• Формирования потребности в профессиональном самосовершенствовании.

• Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

• Расширить знания учащихся о мире профессий;

В результате изучения учащиеся должны:

Знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правило выбора профессии; классификацию профессий, типы, классы, отделы и группы профессий, понятия о психофизиологический особенностях личности, связанных с выбором профессии;

Уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства, раскрывать психологические особенности своей личности, выявлять свои способности и профессиональные интересы, проводить самооценку склонностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора профессии

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, при этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

• Творческое решение учебных задач

• Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

• Умение перефразировать мысль

• Использование для решения учебных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы, энциклопедии и другое)

• Овладение умениями совместной деятельности

• Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных ,правовых, эстетических норм.











Содержание курса

Профконсультирование .

Теоретические сведения,

Тема: классификация профессий(6 часов)

Общий обзор классификаций, типы профессий, классы профессий, отделы группы профессий, формула выбора профессий.



Тема: человек и профессия (5 часов)

Интересы, склонности, способности, здоровья и профессия, профессиональная пригодность, сознательность и самостоятельность выбора профессии.

Тема:слагаемы е выбора (7 часов)

Профессиональный план, основные причины ошибок и затруднения при выборе профессии, профессиональная консультация, характеристика профессии- профессиограмма, где получить профессию, самооценка склонностей, особенности личности и выбора и профессии.

Профдиагностика

Тема: самооценка и выбор профессии (8 часов)

Дифференциально- диагностический опрос, анкетирование «ваша будущая профессия», тестирование «опг», «определение свойств нервной системы», «определение личностной направленности», «художник или мыслитель», «художник или мыслитель-2», «самооценка волевой регуляции», психологическая игра «внимательные ли вы?», «как к вам относятся», диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора.



Тема: подготовка компетентному выбору профессии (3 часа)

Тестирование «подготовленность к труду», «самооценка деловых качеств», «способности и выбора профессии»



Тема: оценка коммутативных умений (3часа)

Тестирование « потребность к общению», «склонность к руководству», «стиль общения» «КОС-1»,психологическая игра «капитан, рулевой, пассажир»

Тема: развития самостоятельности при подготовке выбору профессии. (3часа)

Тестирование «способность к самоутверждению», «способны ли вы решать свои проблемы», «любите ли вы риск?», итоговое занятие.





Литература:

1. С.У. Калюга, М.Л,Кондюрина, и др. Методика курса «Основы производства. Выбор профессии .» М: «Просвещение», 1987

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М: «Просвещение»,1984

3. Е.А.Климов, С.Н.Чистякова. Выбор профессии. М: «Просвещение»,1987

4. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: «Педагогика»1989

5. Р.Д.Каверина и др..Мир профессии. М: «Молодая гвардия»1987

6.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.-М: ВАКО,2005

7.Журналы «Школа и производства» №8/1985, 3/1994, 1/1995, 2/1995, 6/1995, 4/1996, 5/1996, 2/2008

8. Сборник элективных курсов. Учебно-методическое пособие для преподавателей технологии, студентов педагогических вузов и колледжей. Симоненко В.Д., Хохлова Т.В., Шевкун А.В. Брянск, БИПКРО,2005



Тематическое планирование

Профконсультирование (18ч) .

I. Классификация профессий (6ч).

Занятие 1. Классификация профессий. Общий обзор.

Занятие 2. Типы профессий( ч-ч,ч-т).

Занятие 3. Типы профессий (ч-з,ч-х,ч-п)

Занятие 4. Классы профессий .

Занятие 5. Отделы и группы профессий.

Занятие 6. Формула выбора профессии.



II. Человек и профессия (5ч).

Занятие 7. Интересы ,склонности, способности.

Занятие 8. Здоровье и профессия .

Занятие 9. Профессиональная пригодность.

Занятие 10. Сознательность и самостоятельность выбора профессии.

Занятие 11. Самовоспитание и выбор профессии.



III. Слагаемые выбора(7ч)

Занятие 12. Профессиональный план.

Занятие 13. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессий.

Занятие 14. Профессиональная консультация.

Занятие 15. Характеристика профессии - профессиограмма.

Занятие 16. Где получить профессию?

Занятие 17. Самооценка склонностей.

Занятие 18 . Особенности личности и выбор профессии.



ПРОФДИАГНОСТИКА (17).

I. Самооценка и выбор профессии (8ч).

Занятие 1. Дифференциально-диагностический опрос.

Занятие 2. Анкетирование : «Ваша будущая профессия».

Занятие 3. Тестирование: «ОПГ(определение проф. готовности)».

Занятие 4. Тестирование: «Определение свойств нервной системы».

Занятие 5. Тестирование :« Определение личностной направленности».

Занятие 6. Тестирование.:«Художник или мыслитель», «Художник или мыслитель-2».

Занятие 7. Тестирование :«Самооценка волевой регуляции», психологическая игра: «Внимательны ли вы?», «Как к вам относятся?»

Занятие 8. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора.

II. Подготовка к компетентному выбору профессии (3ч)

Занятие 9. Тестирование: «Подготовленность к труду».

Занятие 10. Тестирование : Самооценка деловых качеств».

Занятие11. Тестирование : «Способности и выбор профессии».

III. Оценка коммуникативных умений (3ч)

Занятие 12. Тестирование : «Потребность в общении», «Склонность к руководству».

Занятие 13. Тестирование : «Стиль общения», психологическая игра :«Капитан? Рулевой? пассажир?».

Занятие 14. Тестирование :«КОС-1»,(коммуникативные и организаторские способности).

IV. Развитие самостоятельности при подготовки к выбору профессии (3ч)

Занятие 15. Тестирование: «Способность к самоутверждению».

Занятие 16. Тестирование :«Способны ли вы решать свои проблемы?», тестирование: «Любите ли вы риск?».

Занятие 17. Итоговое занятие.