Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ОГБУ ДПО КИРО
кафедра СГО
ПРОЕКТ
«Профориентация обучающихся на уроках русского языка»
Выполнила:
слушательница КПК по ДПП
«Преподавание русского языка
и литературы на базовом уровне
в соответствии с ФГОС СОО»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области
Крыгина Е.М..
Курск 2019
АННОТАЦИЯ
Продуктом проекта могут воспользоваться учителя русского языка, использующие ресурсы УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, работающие в 8 классе.
В соответствии с концепцией ФГОС, изучение русского языка, развитие речи не является самоцелью, а предполагает полифункциональный, системно-деятельностный подход: совершенствование языка не только ради освоения языковых категорий и правил, а изучение русского языка для воспитания полноценной личности, подготовленной к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности; личности, осознающей свои достоинства и слабости, свои интересы, стремления и таланты.
Данный проект позволит определить возможные способы связи профориентационного материала на уроках русского языка с программным, органично включить профориентационный материал в процесс обучения.
Проект представляет систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентирует их внимание на прикладном использовании полученных знаний, активизирует процесс профессионального самоопределения, развивает умения планировать профессиональную карьеру, развивает интерес к предмету.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Концепция ФГОС предполагает такое деятельностное обучение, в результате которого дети приобретают необходимые практические навыки для будущей жизни, в том числе профессиональной.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает большая доля труда в проведении профориентационной работы.
Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.
Задачи, которые ставит перед нами государство:
повышать престиж рабочей профессии;
обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;
создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Цель проекта:
Определить возможные способы связи профориентационного материала с программным, органичного включения профориентационного материала в процесс обучения.
Задачи проекта:
используя ресурсы УМК разработать систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету;
дать общие сведения о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Целевая аудитория:
Учителя русского языка и литературы, работающие по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в 8 классе.
План реализации проекта:
В течение учебного года.
Содержание проекта
№ | Раздел учебника | Тема урока | Материал учебника | Материал, связанный с профориентацией учащихся |
1. | | Русский язык в современном мире | Оборот титульного листа | Профессии, связанные с созданием учебника. |
2. | Повторение изученного в V-VII классах | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | П.4, упр.26 | Современные профессии, связанные с торговлей. |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Синтаксический разбор словосочетаний. | П.12, упр.72 | Профессии, связанные со строительством. |
4. | Простое предложение. | Интонация. | П.15, упр.86 | Кто работает на телевиденье? |
5. | Простое предложение. | Простое глагольное сказуемое. | П.19, упр.97 | Кто шьёт одежду? |
6. | Второстепенные члены предложения. | Определение. | П.25, упр.138. | Морские профессии. |
7. | Односоставные предложения. | Назывные предложения. | П.31, упр.177 | Кто работает на ГЭС? |
8. | Односоставные предложения. | Определённо-личные предложения. | П.32, упр.184 | Кто работает на вокзале? |
9. | Односоставные предложения. | Неполные предложения | П.37, упр.215 | Кто отремонтировал дом? |
10. | Однородные члены предложения. | Обобщающие слова при однородных членах. | П.44, упр.268 | Профессии из прошлого. |
11 | Вводные слова и вставные конструкции. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложений. | П.64, упр.401 | Кто изготовил автомобиль? |
При использовании в программе курса «Русский язык» материалов, связанных с профориентацией учащихся, закладываются ориентиры обучения детей в плане развития у них не только предметных действий, но и метапредметных (универсальных, полифункциональных) и личностных результатов.
Литература:
Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006
Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г
Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.
Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекомендации. — Екатеринбург:изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.
Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.
«Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока" » Г.В.Косникова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатов
Знакомство с учебником.
При знакомстве с учебником в профориентационных целях используются сведения, расположенные на обороте титульного листа:
-автор-составитель,
-редактор,
-художественный редактор,
-технический редактор,
-компьютерный верстальщик,
-корректор,
-художник.
Задание: выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д., распределив задания по вариантам (группам). Построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности.
2. Тема: Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий
П.4, упр.26
Задания:
Прочитайте. Определите стиль текста.
- Как называется профессия отца А.Аверченко, жившего в конце 19 века?
Торговые люди в 19 веке назывались по-разному. Попробуйте соотнести
название торгового человека и предмет торговли
скупщики-прасолы торговцы всякой мелочёвкой
офени галантерейщики
ходебщики торговали скотом
коробейники торговали вином
щепетильники занимались торговлей на вынос
прасолы и шибаи торговали старым платьем
бурыги продавцы товара с широкого лотка
целовальники скупали продукты в сёлах
(можно работать в группах с привлечением Интернета)
- Проверьте результаты своей работы по таблице.
скупщики-прасолы | скупали сельские продукты в сёлах и деревнях |
офени (продавцы галантерейных и мануфактурных товаров) | занимались торговлей, как сейчас говорят, на вынос |
ходебщики | торговцы всякой мелочёвкой |
коробейники | продавцы товара с широкого лотка — коробочки |
щепетильники | галантерейщики |
прасолы и шибаи | торговали скотом |
бурыги | торговали старым платьем |
целовальники | торговцы вином |
- Какие современные профессии, связанные с торговлей вы знаете?
Задание на дом.
Составить по заданному плану картотеку профессий: визуальный мерчендайзер, кавист, менеджер по продажам, мерчандайзер, продавец-кассир, продавец-консультант, супервайзер, телемаркетолог, товаровед, торговый агент, торговый представитель, трейдер.
План:
Характеристика профессии
Требования к профессиональной подготовке
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Место работы
3. Тема: Синтаксический разбор словосочетаний.
П.12, упр.72
Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Дом, который украшает нашу улицу».
- Кто строит дома?
Внутри профессии «строитель» существует большое количество более узких специальностей. Давайте попробуем назвать их по порядку. С кого начинается строительство?
Архитекторы. Они создают проект дома, разрабатывают планировку, решают, как здание будет выглядеть.
Инженеры. Непосредственные руководители. В зависимости от специализации они могут:
рассчитывать инженерные сети;
руководить работами непосредственно на стройплощадке;
разрабатывать несущие конструкции;
контролировать качество проведения работ, а также материалов, поставляемых для строительства;
составлять сметы.
Дети пытаются объяснить, чем занимаются люди следующих профессий: столяры и плотники, каменщики, облицовщики-плиточники, кровельщики, монтажники машин и механизмов, операторы строительных машин (Какими машинами они управляют? ) , отделочники (штукатуры, маляры, плиточники ), прораб.
- Составьте словосочетания с названиями данных специальностей.
Девелопер- одна из специальностей в строительном бизнесе, обозначающая физическое или юридическое лицо, получающее прибыль от строительства, реконструкции или ремонта объекта недвижимости
Заключительное слово учителя.
Существует огромное количество профессий и специальностей, связанных со строительством. Здесь заняты как женщины, так и мужчины. Практически все операции требуют от людей крепкого здоровья и физической выносливости, т. к. работать часто приходится в сложных условиях, на улице, под дождём или на солнцепёке. Это благородный труд, хоть он физически, а часто и психологически, тяжёлый. Суть в том, что одни люди заботятся о других, создают подходящие условия для проживания. Здесь от качества работы специалистов на каждом этапе зависит не только комфортабельность, но и безопасность здания, и, как следствие, безопасность миллионов людей.
Продолжаем составлять картотеку профессий.
Тема: Интонация.
П.15, упр.86
Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной.
Звучащая речь должна быть не только правильной, но и яркой по форме, внутренне эмоциональной (возбуждающей эмоции).
- Какие средства обогащают речь, делают выразительной, эмоциональной, усиливают её воздействие на слушателей.
- Какую роль в звучащей речи имеет интонация?
- Какую роль в звучащей речи имеют паузы?
- Представители каких профессий должны обладать правильной речью?
Среди всего названного хотелось бы остановиться на профессии телеведущего и телевизионного журналиста.
Телеведущему необходимы следующие умения: грамотная речь, контроль мимики и жестов, безупречная дикция, умение держаться перед камерой.
Тележурналист - это сотрудник телеканала, занимающийся созданием информационных и научно-популярных программ, развлекательных шоу. Профессия тележурналист подходит людям, которые умеют вести себя в кадре, четко и грамотно выражать мысли, обладают безупречной дикцией и презентабельным внешним видом.
- Какими качествами ещё должен обладать тележурналист?
(Для успешной работы требуются навыки ведения телепрограмм и общения в прямом эфире. Тележурналист должен уметь обращаться с профессиональной аппаратурой, делать монтаж, редактуру. Пригодятся в работе знания психологии, особенностей телесъемки, опыт успешного разрешения конфликтных ситуаций. Важно быть эрудированным, разбираться в разных областях, уметь поддержать беседу и «разговорить» собеседника. Тележурналистам, которые хотя работать на международном уровне, не обойтись без уверенного владения английским языком.)
Задание: понаблюдайте за звучащей речью с экрана телевизора, оцените преимущества и недостатки речи своих любимых ведущих и тележурналистов.
Продолжаем составлять картотеку профессий.
Тема: Простое глагольное сказуемое.
П.19, упр.97
- Обратимся к словарю, объясним значение слова КУТЮРЬЕ.
Кутюрье́ (фр. couturiere — портниха, от couture — шитьё, сшивание) — художник-модельер, работающий в индустрии высокой моды в собственном ателье или же по контракту с ведущими салонами мод и эксклюзивными бутиками и создающий высокохудожественные модели одежды, а также аксессуары к ним.
Нам привычнее слышать и употреблять слово модельер.
Модельер – это человек, который придумывает и рисует дизайнерские и индивидуальные модели одежды.
- Какие ещё профессии, связанные с пошивом одежды вы знаете?
(Дизайнер, закройщик, портной, швея, ткачиха, закройщик, вязальщица, пошивщик кожгалантерейных изделий, вышивальщица.)
- Чем занимается каждый из этих людей?
- Составьте предложения с простым глагольным сказуемым, используя эти слова.
Продолжаем составлять картотеку профессий.
Тема: Назывные предложения.
П.31, упр.177
- Можете ли вы предположить, какие ещё профессии востребованы на ГЭС?
(инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-гидротехники, инженеры-гидрологи и инженеры по специализации гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика)
Задание: Дома подготовить устный рассказ об особенностях профессии (по группам). Построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности. Использовать в рассказе назывные предложения.
Продолжаем составлять картотеку профессий.