СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогамма по физике для групп технического профиля СПО.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа была разработана для групп технического профиля.

Просмотр содержимого документа
«Прогамма по физике для групп технического профиля СПО.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»


программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессий технического профиля


15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));

23.01.09 Машинист локомотива

09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

на базе основного общего образования с получением среднего общего образования


















2016


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе

ГБПОУ СО «БПЛ»

_______________/Сумарокова О.Ю./

«05» сентября 2016 г.

«_____» ________________2016 г.

_______________/ ./

«_____» ________________2017г.

_______________/____________________/


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика»для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г.


ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии


Протокол № ___, «05» сентября 2016 г.

Председатель комиссии /_______/Абрамова Г.И./

Протокол № ___, «_____» ____________2016 г.

Председатель комиссии/______/____________/


ОДОБРЕНО методическим советом лицея

ГБПОУ СО «БПЛ»

Протокол № ___, «10» сентября 2016 г.

Председатель _____________/ Сумарокова О.Ю. /

Протокол № ___, «_____» ____________2016 г.

Председатель _____________/ _______________ /


Составитель (автор):


Гулевская Е.В. преподаватель физики ГБПОУ СО «БПЛ»

I квалификационной категории


Рецензенты:


Внутренний : ЗаварзинД.В. преподаватель физики ГБПОУ СО «БПЛ»,кандидат экономических наук


Внешний: Козлова О.В.преподаватель физики ГБПОУ СО «БПЛ», высшей категории

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»











1

СОДЕРЖАНИЕ



1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...4


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….6


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………..11




























2

1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА


Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:


  • личностных:


    • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;


    • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;


    • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;


    • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;


    • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;


    • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • метапредметных:


    • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,


описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;


    • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


    • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;


    • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

    • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;


    • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;


  • предметных:

    • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;


    • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии

      • символики;


    • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;


    • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;


    • сформированность умения решать физические задачи;


    • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере

      • для принятия практических решений в повседневной жизни;


    • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе.


Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Механика


Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.


Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.


Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая

энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации


Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения.


Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил.


Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации.


Силы трения. Невесомость. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса.


Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.


Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.

Изучение особенностей силы трения (скольжения).




2. Основы молекулярной физики и термодинамики


Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.


Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.


Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.


Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.


Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации


Движение броуновских частиц. Диффузия.


Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы.


Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей.


Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр.


Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.


Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения. Изучение теплового расширения твердых тел.

Изучение особенностей теплового расширения воды.

3. Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.


Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.


Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.


Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.


Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации


Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.


Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод.


Транзистор. Опыт Эрстеда.


Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель.


Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.


Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.


Работа электрогенератора. Трансформатор.

Лабораторные работы


Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.


Изучение закона Ома для полной цепи. Изучение явления электромагнитной индукции.


Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. Определение температуры нити лампы накаливания.

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.



4. Колебания и волны


Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.


Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.


Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.


Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс.

Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.


Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.


Лабораторные работы


Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

5. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.


Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации


Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.


Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.


Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп.

Лабораторные работы

Изучение изображения предметов в тонкой линзе. Изучение интерференции и дифракции света.

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

6. Элементы квантовой физики


Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.


Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.


Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации

Фотоэффект.


Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового генератора). Счетчик ионизирующих излучений.


7. Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.


Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).


Фотографии планет, сделанные с космических зондов. Карта Луны и планет.

Строение и эволюция Вселенной.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  • Александр Григорьевич Столетов — русский физик.


  • Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

  • Альтернативная энергетика.

  • Акустические свойства полупроводников.

  • Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

  • Асинхронный двигатель.

  • Астероиды.

  • Астрономия наших дней.

  • Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

  • Бесконтактные методы контроля температуры.

  • Биполярные транзисторы.

  • Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

  • Величайшие открытия физики.

  • Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

  • Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

  • Вселенная и темная материя.

  • Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

  • Голография и ее применение.

  • Движение тела переменной массы.

  • Дифракция в нашей жизни.

  • Жидкие кристаллы.

  • Законы Кирхгофа для электрической цепи.

  • Законы сохранения в механике.

  • Значение открытий Галилея.

  • Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

  • Исаак Ньютон — создатель классической физики.

  • Использование электроэнергии в транспорте.

  • Классификация и характеристики элементарных частиц.

  • Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

  • Конструкция и виды лазеров.

  • Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

  • Лазерные технологии и их использование.

  • Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.


  • Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

  • Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

  • Макс Планк.

  • Метод меченых атомов.

  • Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

  • Методы определения плотности.

  • Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

  • Модели атома. Опыт Резерфорда.

  • Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

  • Молния — газовый разряд в природных условиях.


  • Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад-ной науки и техники.

  • Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

  • Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

  • Нильс Бор — один из создателей современной физики.

  • Нуклеосинтез во Вселенной.

  • Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

  • Оптические явления в природе.

  • Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

  • Переменный электрический ток и его применение.

  • Плазма — четвертое состояние вещества.

  • Планеты Солнечной системы.

  • Полупроводниковые датчики температуры.

  • Применение жидких кристаллов в промышленности.

  • Применение ядерных реакторов.

  • Природа ферромагнетизма.

  • Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

  • Производство, передача и использование электроэнергии.

  • Происхождение Солнечной системы.

  • Пьезоэлектрический эффект его применение.

  • Развитие средств связи и радио.

  • Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

  • Реликтовое излучение.

  • Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

  • Рождение и эволюция звезд.

  • Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.

  • Свет — электромагнитная волна.


  • Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

  • Силы трения.

  • Современная спутниковая связь.

  • Современная физическая картина мира.

  • Современные средства связи.

  • Солнце — источник жизни на Земле.

  • Трансформаторы.

  • Ультразвук (получение, свойства, применение).

  • Управляемый термоядерный синтез.

  • Ускорители заряженных частиц.

  • Физика и музыка.

  • Физические свойства атмосферы.

  • Фотоэлементы.

  • Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

  • Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

  • Черные дыры.

  • Шкала электромагнитных волн.

  • Экологические проблемы и возможные пути их решения.

  • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

  • Эмилий Христианович Ленц — русский физик.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3.1 Тематический план



Вид учебной работы

Количество часов





Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО



Введение

2




1.

Механика

38




2.

Молекулярная физика. Термодинамика

24




3.

Электродинамика

54




4.

Колебания и волны

26




5.

Оптика

14




6.

Элементы квантовой физики

14




7.

Эволюция Вселенной

8



Итого

180





Внеаудиторная самостоятельная работа



Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.-

90


Промежуточная аттестация в форме экзамена


Всего

270




3.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Введение

Физика – наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

2

Раздел 1. Механика

38


Тема 1.1. Кинематика

Содержание учебного материала

13


Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равнопеременное движение по окружности.

6

2

Решение задач по законам кинематики

2

2

Лабораторные работы

2


Исследование движения тела под действием постоянной силы.

2

3

Практическая работа

3


Зависимость траектории от выбора системы отсчёта

1

3

Виды механического движения

1

3

Зависимость ускорения тела от его массы и действующей на тело силы.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся. Физика в моей профессии (сообщение)

4

3

Тема 1.2.

Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала

14


Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тела. Силы в механике.

8

2

Решение задач по теме: Основные понятия и законы динамики.

2

2

Лабораторные работы

2

3

Изучение закона сохранения импульса

1

3

Изучение особенностей силы трения ( скольжения)

1

3

Практическая работа.

2

3

Измерение жесткости пружины

1

3

Измерение коэффициента трения скольжения

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание реферата: Законы Ньютона и их практическое применение.

6

3

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

11

2

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

4

Решение задач по теме: «Законы сохранения энергии»

1

2

Лабораторные работы

4

3

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии

1

3

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

2

3

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника

1

3

Практическая работа.

1

3

Переход потенциальной в кинетическую и обратно

1

3

Контрольная работа по разделу: «Механика»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся. Доклады по темам: «Работа. Мощность. Энергия»

8

3

Раздел 2.Основы молекулярной физики и термодинамики.

24



Тема 2.1. Основы молекулярно – кинетической теории.

Идеальный газ.

Содержание учебного материала

9


Основные положения МКТ, их опытное обоснование Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Скорости движения молекул и их измерение. движения. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и её измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.

Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

4

2

Решение задач по теме: Основы МКТ и его законы. Уравнение идеального газа.

2

2

Лабораторная работа.

1

3

Измерение влажности воздуха

1

3

Практическая работа.

2

3

Движение броуновских частиц

1

3

Диффузия

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Основные положения МКТ(доклад)

Есть ли идеальный газ (устные выступления)

Применение газовых законов(сообщение)

5

3

Тема 2.2. Основы термодинамики.

Содержание учебного материала

7


Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

3

2

Лабораторная работа.

3

3

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

2

3

Изучение теплового расширения тел.

1

3

Практическая работа:

1

3

Измерение влажности воздуха.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентаций на темы: «Внутренняя энергия», «Принцип действия тепловой машины», «Тепловые двигатели» Выбор и обсуждение тем индивидуальных проектов

6

3

Тема 2.3 Свойства паров, жидкостей, твёрдых тел


Содержание учебного материала

8


Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления.

Характеристика твёрдого состояния вещества. Упругие свойства твёрдых тел. Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

2

2

Решение задач по теме: «Основы термодинамики».

1

3

Лабораторные работы

2

3

Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения.

1

3

Изучение особенностей теплового расширения воды.

1

3

Практическая работа.

2

3

Кристаллы, аморфные тела, жидкокристаллические тела

1

3

Психрометр и гигрометр

1

3

Контрольная работа по теме: « Основы термодинамики».

1

3


Самостоятельная работа обучающихся. Кипение воды при понижении давления(сообщение)

Диффузия (опережающее задание к уроку) Упругие свойства твёрдых тел (презентация)

Плавление и кристаллизация(демонстрация процесса)

10

3

Раздел 3. Электродинамика

54




Тема 3.1. Электрическое поле.

15

Содержание учебного материала

15


Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон

Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация

диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля

8

2

Решение задач на применение закона Кулона, напряжение и работа эл.поля, емкость конденсатора.

2

3

Лабораторные работы

2

3

Изучение коэффициента полезного действия электрического чайника

1

3

Определение температуры нити лампы накаливания

1

3

Практическая работа

3

3

Взаимодействие заряженных частиц

1

3

Диэлектрики в электрическом поле

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Электрический заряд(сообщение)

3

3

Тема 3.2. Законы постоянного тока.



Содержание учебного материала

9

2

Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца..

8


2


Итоговая контрольная работа за 1 курс

1

2


ИТОГО за первый курс

88


Тема 3.2. Законы постоянного тока


Содержание учебного материала

12


Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника


5

2

Решение задач на закон Ома, расчет эл.цепей.

2

3

Практическая работа:

3

3

Тепловое действие электрического тока

1

3

Проводимость

1

3

Конденсаторы

1

3

Лабораторная работа.

1

3

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Изучение закона Ома для полной цепи.

1


3

Контрольная работа по теме: Законы постоянного тока.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся. Свойства тока (опережающее задание)

От чего зависит сопротивление(сообщение). Открытие закона Ома (доклад) Открытие закона Джоуля-Ленца(сообщение)

3

3

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках



Содержание учебного материала

3


Собственная проводимость полупроводников.

Полупроводниковые приборы.

2

2

Практическая работа

1

3

Электроизмерительные приборы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Полупроводниковые приборы(сообщения)

3

3

Тема 3.4. Магнитное поле.



Содержание

9


Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие

магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

5

2

Решение задач на закон Ампера, Лоренца.

2

2

Лабораторные работы

1

3

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения

1

3

Практическая работа

1

3

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Свойства магнитного поля (подготовка презентаций)

2

3

Тема 3.5. Электромагнитная индукция.



Содержание учебного материала

6


Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

3

2

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

1

2

Лабораторная работа.

1

3

Изучение явления электромагнитной индукции.

1

3

Практическая работа

1

3

Опыты Фарадея. Трансформатор

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Применение энергии магнитного поля (опережающее задание к уроку)

3

3

Раздел 4. Колебания и волны 26

Тема 4.1Механические колебания



Содержание учебного материала

7


Колебательное движение. Гармонические колебания.

Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие

механические колебания. Вынужденные механические колебания.

5

2

Лабораторные работы

1

3

Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити

1

3

Практическая работа

1

3

Свободные и вынужденные механические колебания

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Вынужденные колебания (опережающие задания)

Применение энергии при колебательном контуре(сообщение)

3

3

Тема 4.2.

Упругие волны



Содержание учебного материала

7


Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение..

4

2

Практическая работа

2

3

Образование и распространение упругих волн

1

3

Частота колебаний и высота тона звука

1

3

Контрольная работа (тестовая) по теме: Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: Изобретение радио Поповым.

Понятие о телевидение.

Простейшие радиоприемники.

Развитие средств связи .

6

3

Тема 4.3. Электромагнитные колебания.



Содержание учебного материала

8


Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные

электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

5

2

Лабораторная работа

1

3

Индуктивное и ёмкостное сопротивление в цепи переменного тока.

1

3

Практическая работа.

2

3

Осцилограмма переменного тока

1

3

Конденсатор в цепи переменного тока

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Токи высокой частоты(устные выступления)

Применение низкочастотных токов(сообщение)

4

3

Тема 4.4 Электромагнитные волны



Содержание учебного материала

4


Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи.

Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

2

2

Практическая работа

2

3

Излучение и прием электромагнитных волн

1

3

Радиосвязь

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Принцип радиосвязи (сообщения)

Применение радиосвязи (устные сообщения)

Электромагнитные волны в современном мире (доклад)

4

3

Раздел 5. Оптика

14


Тема 5.1. Природа света



Содержание учебного материала

6


Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

3

2

Лабораторные работы

1

3

Изучение изображения предметов в тонкой линзе

1

3

Практическая работа

2

3

Законы отражения и преломления света

1

3

Оптические приборы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Природа электромагнитных волн(доклад)

Применение электромагнитных волн (презентация)

2

3

Тема 5.2 Волновые свойства света




Содержание учебного материала

8


Интерференция света. Когерентность световых лучей.

Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

4

2

Лабораторная работа

2

3

Изучение интерференции и дифракции света

1

3

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий

1

3

Практическая работа

2

3

Получение спектра с помощью призмы

1

3

Получение спектра с помощью дифракционной решётки

1

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Применение ультрафиолетового и инфракрасного излучения (реферат)

2

3

Раздел 6 Элементы квантовой физики

14



Тема 6.1 Квантовая оптика


Содержание учебного материала

6


Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

3

2

Практическая работа

3

3

Фотоэффект

1

3

Линейчатые спектры различных веществ

1

3

Счётчики ионизирующих излучений

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Работа над выбранным проектом

4

3

Тема 6.2

Физика атома



Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Открытие моделей атомов (сообщение)

2

3

Тема 6.3

Физика атомного ядра


Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова —Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Атом в мирных целях (реферат)

3

3

Раздел 7. Эволюция Вселенной.

8


Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной.


Содержание учебного материала

4


Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

2

2

Практическая работа

1

3

Солнечная система (модель)

1

3

Карта луны и планет

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Защита проектов

3

3

Тема 7.2

Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения солнечной системы

Содержание учебного материала

4


Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.

Происхождение Солнечной системы.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов по теме: Проблемы термоядерной энергетики, Эволюция звезд, Происхождение Солнечной системы.

4

3


ИТОГО за второй курс

92



ИТОГО

270


Промежуточная аттестация в форме экзамена


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)