СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного предметного образования "Теория и практика сочинений разных жанров"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна программа предназначена для старшеклассников и готовит их к написанию сочинений разных жанров.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного предметного образования "Теория и практика сочинений разных жанров"»



















Рабочая программа дополнительного предметного образования

«Теория и практика написания сочинения по литературе»

10 класс

























Пояснительная записка


Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.


Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:

  1. Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature

  2. Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605

  3. Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244

  4. Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591


Цель данной программы:

  • помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.


Основные задачи:

  • вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

  • пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.


Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.


Ожидаемый результат:

  • развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,

  • формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.


Формы обучения:

  • урок-практикум,

  • урок-лекция.


Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.


Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.


Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.


В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.



Планируемые образовательные результаты учащихся


Учащиеся должны:

- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

  • самостоятельно анализировать эпизод;

  • самостоятельно анализировать литературное произведение;

  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;

  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;


Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

























































Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Примечание

план

факт

1



Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.

Статус сочинения. Сроки. Место проведения. Критерии. Оценка.

2



Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

3



Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

4



Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

5



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

6



Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

7



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

8



Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

9



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

10



Жанры школьных сочинений. Путевые заметкикак жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

11



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

12



Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

13



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

14



Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

Урок-лекция

15



Как работать с черновиком и планом сочинения.

Урок-лекция

16



Как анализировать художественное произведение.

Урок-практика

17



Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

Урок-лекция

18



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

19



Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды.

Урок-лекция

20



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

21



Как писать основную часть сочинения.Технология написания сочинения: основная часть.

Урок-лекция

22



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

23



Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

24



Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.

Урок-практика

25



Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.

Урок-практика

26



Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.

Урок-практика

27



Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

28



Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

29



Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

30



Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

Урок-практика

31



Итоговое сочинение.

Пробный вариантзачётного сочинения.

32



Итоговое сочинение.


Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

33



Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

34



Резервный урок






Используемая литература:


Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:


  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.

  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.

  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.

  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.

  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.

  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.

  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.

  12. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.

  13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.

  14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.

  15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.

  16. Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.

  17. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.






Литература для учащихся:


  1. Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.

  2. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000
    Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. –
    М.: Школа-Пресс, 1995