СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для реализации в 1-4 классах. Программа направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у обучающихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красулинская основная общеобразовательная школа»

Новокузнецкого района



Утверждаю:

Директор школы

______________

______________

«___» __________2015 г.






Рабочая Программа

внеурочной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию


Я – гражданин России











Составила:

Зам. директора по ВР

Лоншакова М.С.











2015 г.



Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  2. Планируемые результаты ………………………………………………..9

  3. Содержание программы………………………………………………….13

  4. Тематический план………………………………………………………..17

  5. Список литературы……………………………………………………….24

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

































Пояснительная записка

Программа разработана для реализации в 1-4 классах. Программа направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у обучающихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие Гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции

духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы

начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно- исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли

России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, военнослужащими; экскурсии в школьный музей; викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для школьного музея ; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.


Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:


  1. создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  2. формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  3. утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  4. развивать системы гражданского и патриотического воспитания через

интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  1. воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советом ветеранов;

  2. повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и

пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.


Формы организации внеурочной деятельности


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.


Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):


Беседы, предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО), Классный час, сообщения, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная).


Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):


Творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие дела, соревнования, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, презентации, проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.


Место проведения: школа, семья, дом культуры с.Красулино.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.


Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает

шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.


1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  1. формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  2. формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  3. воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и

культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

  1. формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися

ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.


Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти,

воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила

счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте»,

конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни

Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.


2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  1. формировать уважение к членам семьи;

  2. воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

  3. формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей:

дочери, сына, мужа, жены.


Предполагаемый результат деятельности:

  1. сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

  2. сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается

добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

  1. сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут

покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают

конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.


Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.


3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

  1. воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое

мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы,

идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого

гражданина


Предполагаемый результат деятельности:

  1. умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из

видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.


Мероприятия: экскурсии в школьный музей, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.


4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  1. формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,

стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  1. воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную

активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору

профессии;

  1. воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  2. вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

  3. воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.


Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой

взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение

распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами

ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку

доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.


Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный

дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои

права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя

учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще

простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем»,

конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для

учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат

«Самый уютный класс».


5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  1. развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  2. воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  1. убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.


Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с участковым «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами.


6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  1. воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

  2. формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Предполагаемый результат деятельности:

  1. обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.


Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков

«Береги природу - наш дом», уборка территории с. Красулино и школы «Красулино –наш общий дом, наведём порядок в нём!», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», прогулки: «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».










Планируемые результаты


Система контроля и оценки достижения планируемых результатов


С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.


Формы и средства контроля

  1. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  2. Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  3. Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

  4. Изучение самооценки личности младшего школьника;

  5. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  6. Проектная методика «Автопортрет»;

  7. Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  8. Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

  9. Социометрия;

  10. Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  11. Методики «Пословицы»(С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  12. Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

  13. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).


Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.


Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать

человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем

мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.


Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства

гражданственности,

патриотизма и

уважения к правам,

свободам и

обязанностям

человека

Имеет четкое

представление о

принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство

гордости за родную

страну

Анкета,

педагогическое

наблюдение,

педагогический

анализ

Имеет представление о

понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные

представления о

правах, свободах и

обязанностях человека

Анкета, анализ

творческих работ,

собеседование

Сформированность

моральных норм и

правил поведения

Соблюдает моральные

нормы и правила

поведения

Методика

изучения уровня

воспитанности,

наблюдение педагогов,

родителей

Ценностное

отношение к

учебному труду;

сформированность

первоначальных

навыков

общественно-

полезной и

личностно-

значимой

деятельности

Имеет ценностную

установку «Учение»,

«Труд»

Методика изучения

ценностных установок и

ориентаций, портфолио

обучающихся, результаты

выполнения проектных работ.

Участвует в

общественно-полезной

деятельности

Мониторинг

участия в

общественно-

полезных делах,

акциях

Ценностное

отношение к

природе,

окружающей среде

Имеет ценностную

установку «Природа»

Методика изучения

Ценностных установок и

ориентаций, портфолио

обучающихся, результаты

выполнения творческих и

проектных работ.

Ценностное

отношение к

прекрасному,

сформированность

представления об эстетических идеалах.

Имеет ценностную

установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям

искусства, спектаклям,

концертам, выставкам,

музыке.

Методика изучения ценностных установок и

ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио

обучающихся, результаты

выполнения творческих и

проектных работ.

Ценностное отношение к семье, старшему поколению.

Имеет ценностную

установку «Семья»,

начальные представления об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями.

Анкета, анализ творческих и

проектных работ.


Развитое

социальное

партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с домом культуры.


Анализ воспитательной

работы класса, отзывы

социальных партнеров,

достижения обучающихся.


В результате реализации программы ожидается:


  1. развитие творческих способностей;

  2. осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  3. способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

  4. знание и соблюдение норм правового государства;

  5. осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный, порядочный, самодисциплинированный, уверенный, терпимый (толерантный), самостоятельный, ответственный, целеустремленный (особенно к знаниям), внимательный к сверстникам, аккуратный, уважительный, любящий, интеллектуальный, здоровый, общительный, любознательный, сопереживающий, воспитанный, трудолюбивый, открытый, активный, коммуникабельный, социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах

рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4

ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».






































Содержание программы


1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12,

практических -21.


1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен

им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

Экскурсии в школьный музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьной территории. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков. Прогулки, экологические акции.


2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21.


1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.

Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и

наши права. Мой любимый город, село. О чем шепчут названия улиц родного

села. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в школьный музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18,

практических -50

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи

одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и

твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в

будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой

десант. Уход за школьными растениями.

5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Столица РФ. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок.

Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии в школьный музей.

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете

Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Уход за школьными растениями.


4 класс «Я – гражданин России» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26,

практических -42.


1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Оформление фотовыставки.

3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши

классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете

Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерскаякормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.




















Тематическое планирование

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч


Тема по программе.

Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Праздник первого звонка.

1


1

2.Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

1


3.Моя семья – моя радость.

1

1


4. Правила поведения в школе. Урок – игра.

1


1

5. Экскурсия по школьному саду.

1

1


6. Я, ты, мы. Игра.

1


1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.

1


1

8.Мисс Осени.

1


1

9.Дары природы. Конкурс поделок из природного

материала.

1


1

10.Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им

помочь?

1

1


11.Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1


1

12.Мои права и обязанности. Беседа с творческим

заданием.

1

1


13. История моего города, села. Экскурсия в школьный музей.

1

1


14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1

1


15. Законы жизни в классе. Урок – игра.

1


1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Виртуальная экскурсия к Деду Морозу.

1

1


17. Фотографии из семейного альбома. Презентация.

1


1

18. Школа вежливости. Беседа.

1

1


19. Маленькая страна. Экологическая акция.

1


1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс

рисунков.

1


1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.

1


1

22. Загляните в мамины глаза. Праздник.

1


1

23. Встречаем Масленицу.

1


1

24.Планета просит помощи. Конкурс рисунков

посвященные Дню Земли.

1


1

25. Слушаем сказки моей бабушки.

1

1


26. Мягкие лапки, а в лапках царапки- викторина.

1


1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1


1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

1

1


29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

1


1

30. Маленькие герои большой войны. Урок

Мужества.

1

1


31. Десант чистоты и порядка.

1


1

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

1


1

33. С чего начинается Родина? КВН

1


1



2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч


Тема по программе.

Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Урок Мира.

1

1


2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

1


3. Обязанности обучающегося в школе. Беседа.

1

1


4. Осень в родном селе. Фотоконкурс.

1


1

5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

1


6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

1


7 Родной край в древности. Экскурсия в школьный музей.

1

1


8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1



9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1


1

10. Мой портфель. Игра – экспромт.

1


1

11. Моя любимая мамочка. Презентация.

1


1

12.Школьная символика (гимн, герб, флаг).

1

1


13. Моё любимое село. Беседа.

1

1


14. Наш район. Конкурс визиток.

1


1

15. О чем шепчут названия улиц родного села.

Конкурс рисунков.

1


1

16. Самый уютный класс. Конкурс.

1


1

17. Экология нашего города, района, села. Беседа.

1

1


18. День добрых волшебников. Вывешивание

кормушек.

1


1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1


20. Мы и наши права. Урок – игра.

1


1

21. Игры на развитие произвольных процессов.

1


1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс

сочинений.

1


1

23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс –

соревнование.

1


1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1


1

25. Широкая Масленица. Игра.

1


1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск

буклетов.

1


1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1


1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1


1

29. День птиц. Выставка рисунков.

1


1

30. След Великой Отечественной войны в жизни

родного края. Экскурсия в школьный музей.

1

1


31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок

Мужества.

1

1


32. Открытка ветерану. Акция.

1


1

33. Десант чистоты и порядка.

1


1

34. Знай и люби свой край. Викторина.

1


1


3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч


Тема по программе.

Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Урок милосердия и доброты.

1

1


2. Знакомства с символами Российского

государства.

1

1


3. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

1


4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном

Уставе.

1

1


5. Ты и твои друзья. Игра.

1


1

6. В гостях у предков. Сказочный марафон.

1


1

7. Откуда я родом. Архивные раскопки.

1


1

8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1


1

9. Осень в родном селе. Фотоконкурс.

1


1

10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Беседа.




11. Вежливая улица. Викторина.

1

1


12. Каков я в школе? Анкетирование.

1


1

13. Животные из Красной книги. Просмотр

видеофильма.

1


1

14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка

отрывков из стихотворений и сказок.

1

1


15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1


1

16. Сценки из школьной жизни.

1


1

17. Раз – словечко, два – словечко – будет

песенка. Конкурс песен под караоке.

1


1

18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1


1

19. Мои любимые книги. Выставка книг.

1


1

20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1


1

21. Почему меня так назвали. Презентация.

1


1

22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

1


23. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка.

1


1

24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1


1

25. Операция «Красный крест». Помощь

престарелым людям.

1


1

26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1


1

27. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1


28. По каким правилам мы живем. Игра.

1


1

29. Конституция – основной закон жизни страны.

Беседа с творческим заданием.

1

1


30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1


1

31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий

Устюг. Заочное путешествие.

1


1

32. Новогодняя сказка. Праздник.

1


1

33. Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1


1

34. Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1


1

35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

1


36. Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1


37. Чем живет планета Земля? КВН

1


1

38. Наш район. Интеллектуальная игра.

1


1

39. Мастерская по изготовлению сувениров.

1


1

40. Операция «Сувенир».

1


1

41. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1


1

42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка

рисунков.

1


1

43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о

службе в Армии родных.

1


1

44. Честь имею. Игровая программа.

1


1

45. Мой папа – мастер на все руки. Презентация

1


1

46. Мамины помощники. Ролевая игра.

1


1

47. О подвигах женщин в военное время.

Просмотр и обсуждение фильма.

1

1


48. Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

1


49. У моих родителей – золотые руки. Выставка

семейных поделок.

1


1

50. Быть человеком. Дискуссия.

1

1


51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1


1

52. Спешите творить добро! Ситуативный

практикум.

1


1

53. Музыкальная азбука. Викторина.

1


1

54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

1


55. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс.

1


1

56. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.

1

1


57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1


1

58. День птиц. Викторина.

1


1

59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты

живешь. Конкурс стихов.

1


1

60. Дети войны. Литературное чтение.

1

1


61. История страны в названиях улиц. Презентация.

1


1

62. История Отечества. Аукцион знаний.

1


1

63. Вам, защитники Отечества! Акция.

1


1

64. Встреча с местными поэтами.

1


1

65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и

порядка.

1


1

66. Сад на окошке. Акция.

1


1

67. Путешествие по стране. Интеллектуальная

игра.

1


1

68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН

1


1


4 класс «Я – гражданин России» - 68ч


Тема по программе.

Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Поговорим о толерантности.

1

1


2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием.

1

1


3. Символика России.

1

1


4. Символы нашего края.

1

1


5. Тропы природы. Изготовление поделок из

бросового материала.

1


1

6. Моя семья.

1


1

7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

1


1

8. Десант чистоты и порядка.

1


1

9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

1

1


10. Я и мой класс. Конкурс рисунков

1


1

11. Продолжаем изучать школьный Устав.

1

1


12. Игры с младшим братом (сестрой).

1


1

13. Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1

1


14. Права ребенка.

1

1


15. Тест «Познай себя».

1


1

16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее

письмо.

1


1

17. От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

1


18. Государственный праздник – День Согласия

и примирения.

1

1


19. День пожилого человека. Акция «Доброта

души».

1


1

20. Песни бабушек. Конкурс песен.

1


1

21. Правила счастливого человека. Психологический практикум.

1


1

22. Откуда я родом. Презентация.

1


1

23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1


1

24. Мой город. Конкурс сочинений.

1


1

25. Путешествие в страну Законию. Викторина.

1


1

26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

1

1


27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры.

1

1


28. Основной закон жизни нашего государства.

Беседа.

1

1


29. Я и моя семья. Фотовыставка.

1


1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1


1

31. Как встречают Новый год в разных странах.

Игра - путешествие.

1


1

32. Новый год шагает по планете. Презентация

1


1

33. Растения из Красной книги. Просмотр

видеофильма.

1

1


34. Самое сильное звено. Игровая программа.

1


1

35. Панорама добрых дел.

1


1

36. Мои семейные обязанности. Проигрывание

сюжетов.

1


1

37. Мир моих интересов. Беседа с творческим

заданием.

1

1


38. Наша домашняя коллекция. Презентация.

1


1

39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра –

упражнение.

1


1

40. Забота о родителях – дело совести каждого.

1

1


41. Природа в поэзии. Конкурс стихов.

1


1

42. Мой лучший школьный друг. Письмо

другу.

1


1

43. Герои России. Сообщения учащихся.

1

1


44. О подвигах женщин в военное время.

1

1


45. « Годы ВОВ». Просмотр и обсуждение фильма.

1

1


46. Образ русской женщины. Беседа – диалог.

1

1


47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

1


1

48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай

мелодию». Музыкальная игра.

1


1

49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.

1

1


50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина.

1


1

51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт

блинов.

1


1

52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

1

1


53. Музыкальные превращения. Предметы быта

в роли музыкальных инструментов.

1


1

54. Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1


55. Геральдика – наука о гербах. Беседа.

1

1


56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

1

1


57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

1


1

58. Волшебный мир руками детей. Выставка

детского творчества.

1


1

59. Победа деда – моя победа. Мини – проекты

о своих героических родственниках.

1


1

60. Герои Великой Отечественной войны. Урок

Мужества.

1

1


61. Память. Создание презентации и

размещение в Интернете лучших работ.

1


1

62. Есть такая профессия – Родину защищать.

Конкурсная познавательная программа.

1


1

63. Города – герои. Оформление альбома.

1


1

64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа

1


1

65. Школьный двор. Защита проекта.

1


1

66. Школьный двор. Акция.

1


1

67. Мы – россияне. Анкетирование.

1


1

68. Я – гражданин России. Игра – викторина.

1


1










Список литературы


  1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

  2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

  3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

  4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.– Новосибирск, 2003.

  5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]

Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

  1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с

  2. .Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

  3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

  4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

  5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

  6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

  7. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.

Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

  1. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание

школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

  1. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –

Смоленск: Русич, 1996.

  1. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

  2. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

  3. http//uchportal.ru/load/49



41