Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красулинская основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого района Утверждаю: Директор школы ______________ ______________ «___» __________2015 г. Рабочая Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию Я – гражданин России Составила: Зам. директора по ВР Лоншакова М.С. 2015 г. |
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3
Планируемые результаты ………………………………………………..9
Содержание программы………………………………………………….13
Тематический план………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Пояснительная записка
Программа разработана для реализации в 1-4 классах. Программа направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у обучающихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие Гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции
духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно- исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли
России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, военнослужащими; экскурсии в школьный музей; викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для школьного музея ; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через
интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советом ветеранов;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы, предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО), Классный час, сообщения, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная).
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие дела, соревнования, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, презентации, проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Место проведения: школа, семья, дом культуры с.Красулино.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает
шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и
культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися
ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти,
воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила
счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте»,
конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни
Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей:
дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается
добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут
покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы,
идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого
гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из
видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в школьный музей, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную
активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору
профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой
взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение
распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами
ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку
доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный
дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои
права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя
учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще
простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем»,
конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для
учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат
«Самый уютный класс».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с участковым «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков
«Береги природу - наш дом», уборка территории с. Красулино и школы «Красулино –наш общий дом, наведём порядок в нём!», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», прогулки: «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Планируемые результаты
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы»(С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать
человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем
мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно- полезной и личностно- значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ. |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно- полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения Ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ. |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах. | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ. |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению. | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. | Анкета, анализ творческих и проектных работ. |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с домом культуры. | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся. |
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный, порядочный, самодисциплинированный, уверенный, терпимый (толерантный), самостоятельный, ответственный, целеустремленный (особенно к знаниям), внимательный к сверстникам, аккуратный, уважительный, любящий, интеллектуальный, здоровый, общительный, любознательный, сопереживающий, воспитанный, трудолюбивый, открытый, активный, коммуникабельный, социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах
рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4
ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Содержание программы
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12,
практических -21.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен
им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в школьный музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьной территории. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Прогулки, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и
наши права. Мой любимый город, село. О чем шепчут названия улиц родного
села. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в школьный музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18,
практических -50
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи
одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и
твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в
будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой
десант. Уход за школьными растениями.
5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Столица РФ. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии в школьный музей.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете
Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Уход за школьными растениями.
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26,
практических -42.
1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши
классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете
Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерскаякормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Тематическое планирование
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Практика |
1. Праздник первого звонка. | 1 | | 1 |
2.Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 | 1 | |
3.Моя семья – моя радость. | 1 | 1 | |
4. Правила поведения в школе. Урок – игра. | 1 | | 1 |
5. Экскурсия по школьному саду. | 1 | 1 | |
6. Я, ты, мы. Игра. | 1 | | 1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 1 | | 1 |
8.Мисс Осени. | 1 | | 1 |
9.Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 1 | | 1 |
10.Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | |
11.Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
12.Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
13. История моего города, села. Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | |
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | 1 | |
15. Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 | | 1 |
16. Откуда пришли елочные игрушки. Виртуальная экскурсия к Деду Морозу. | 1 | 1 | |
17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. | 1 | | 1 |
18. Школа вежливости. Беседа. | 1 | 1 | |
19. Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 | | 1 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 | | 1 |
22. Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | | 1 |
23. Встречаем Масленицу. | 1 | | 1 |
24.Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | 1 | | 1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | 1 | |
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки- викторина. | 1 | | 1 |
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | | 1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 | 1 | |
29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | 1 | | 1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
31. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция. | 1 | | 1 |
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | | 1 |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Практика |
1. Урок Мира. | 1 | 1 | |
2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 1 | |
3. Обязанности обучающегося в школе. Беседа. | 1 | 1 | |
4. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 | | 1 |
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
7 Родной край в древности. Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | |
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 1 | | |
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
10. Мой портфель. Игра – экспромт. | 1 | | 1 |
11. Моя любимая мамочка. Презентация. | 1 | | 1 |
12.Школьная символика (гимн, герб, флаг). | 1 | 1 | |
13. Моё любимое село. Беседа. | 1 | 1 | |
14. Наш район. Конкурс визиток. | 1 | | 1 |
15. О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
16. Самый уютный класс. Конкурс. | 1 | | 1 |
17. Экология нашего города, района, села. Беседа. | 1 | 1 | |
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 1 | | 1 |
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
20. Мы и наши права. Урок – игра. | 1 | | 1 |
21. Игры на развитие произвольных процессов. | 1 | | 1 |
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | 1 | | 1 |
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. | 1 | | 1 |
25. Широкая Масленица. Игра. | 1 | | 1 |
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | 1 | | 1 |
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
29. День птиц. Выставка рисунков. | 1 | | 1 |
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | |
31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
32. Открытка ветерану. Акция. | 1 | | 1 |
33. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
34. Знай и люби свой край. Викторина. | 1 | | 1 |
3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Практика |
1. Урок милосердия и доброты. | 1 | 1 | |
2. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | 1 | |
3. Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 | 1 | |
4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | 1 | |
5. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | | 1 |
6. В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | | 1 |
7. Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | | 1 |
8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | | 1 |
9. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 | | 1 |
10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | | | |
11. Вежливая улица. Викторина. | 1 | 1 | |
12. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | | 1 |
13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | | 1 |
14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | 1 | |
15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | | 1 |
16. Сценки из школьной жизни. | 1 | | 1 |
17. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке. | 1 | | 1 |
18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 | | 1 |
19. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | | 1 |
20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
21. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | | 1 |
22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | 1 | |
23. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. | 1 | | 1 |
24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | | 1 |
25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. | 1 | | 1 |
26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
27. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
28. По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | | 1 |
29. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | | 1 |
31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
32. Новогодняя сказка. Праздник. | 1 | | 1 |
33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | | 1 |
34. Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | | 1 |
35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
36. Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |
37. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | | 1 |
38. Наш район. Интеллектуальная игра. | 1 | | 1 |
39. Мастерская по изготовлению сувениров. | 1 | | 1 |
40. Операция «Сувенир». | 1 | | 1 |
41. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | | 1 |
42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | | 1 |
43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | | 1 |
44. Честь имею. Игровая программа. | 1 | | 1 |
45. Мой папа – мастер на все руки. Презентация | 1 | | 1 |
46. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | | 1 |
47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 | |
48. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | 1 | |
49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | | 1 |
50. Быть человеком. Дискуссия. | 1 | 1 | |
51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум. | 1 | | 1 |
53. Музыкальная азбука. Викторина. | 1 | | 1 |
54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 | |
55. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 | | 1 |
56. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. | 1 | 1 | |
57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
58. День птиц. Викторина. | 1 | | 1 |
59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | 1 | | 1 |
60. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | 1 | |
61. История страны в названиях улиц. Презентация. | 1 | | 1 |
62. История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | | 1 |
63. Вам, защитники Отечества! Акция. | 1 | | 1 |
64. Встреча с местными поэтами. | 1 | | 1 |
65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
66. Сад на окошке. Акция. | 1 | | 1 |
67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 | | 1 |
68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 1 | | 1 |
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Практика |
1. Поговорим о толерантности. | 1 | 1 | |
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
3. Символика России. | 1 | 1 | |
4. Символы нашего края. | 1 | 1 | |
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. | 1 | | 1 |
6. Моя семья. | 1 | | 1 |
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | 1 | | 1 |
8. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
10. Я и мой класс. Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
11. Продолжаем изучать школьный Устав. | 1 | 1 | |
12. Игры с младшим братом (сестрой). | 1 | | 1 |
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
14. Права ребенка. | 1 | 1 | |
15. Тест «Познай себя». | 1 | | 1 |
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 | | 1 |
17. От вершины к корням. Из истории появления законов. | 1 | 1 | |
18. Государственный праздник – День Согласия и примирения. | 1 | 1 | |
19. День пожилого человека. Акция «Доброта души». | 1 | | 1 |
20. Песни бабушек. Конкурс песен. | 1 | | 1 |
21. Правила счастливого человека. Психологический практикум. | 1 | | 1 |
22. Откуда я родом. Презентация. | 1 | | 1 |
23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | 1 | | 1 |
24. Мой город. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
25. Путешествие в страну Законию. Викторина. | 1 | | 1 |
26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | 1 | 1 | |
27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. | 1 | 1 | |
29. Я и моя семья. Фотовыставка. | 1 | | 1 |
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 1 | | 1 |
31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. | 1 | | 1 |
32. Новый год шагает по планете. Презентация | 1 | | 1 |
33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |
34. Самое сильное звено. Игровая программа. | 1 | | 1 |
35. Панорама добрых дел. | 1 | | 1 |
36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | | 1 |
37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
38. Наша домашняя коллекция. Презентация. | 1 | | 1 |
39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. | 1 | | 1 |
40. Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | 1 | |
41. Природа в поэзии. Конкурс стихов. | 1 | | 1 |
42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | 1 | | 1 |
43. Герои России. Сообщения учащихся. | 1 | 1 | |
44. О подвигах женщин в военное время. | 1 | 1 | |
45. « Годы ВОВ». Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 | |
46. Образ русской женщины. Беседа – диалог. | 1 | 1 | |
47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут. | 1 | | 1 |
48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. | 1 | | 1 |
49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина. | 1 | | 1 |
51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. | 1 | | 1 |
52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика. | 1 | 1 | |
53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | 1 | | 1 |
54. Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |
55. Геральдика – наука о гербах. Беседа. | 1 | 1 | |
56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол. | 1 | 1 | |
57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | 1 | | 1 |
58. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. | 1 | | 1 |
59. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | 1 | | 1 |
60. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. | 1 | | 1 |
62. Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | 1 | | 1 |
63. Города – герои. Оформление альбома. | 1 | | 1 |
64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа | 1 | | 1 |
65. Школьный двор. Защита проекта. | 1 | | 1 |
66. Школьный двор. Акция. | 1 | | 1 |
67. Мы – россияне. Анкетирование. | 1 | | 1 |
68. Я – гражданин России. Игра – викторина. | 1 | | 1 |
Список литературы
Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.– Новосибирск, 2003.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]
Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с
.Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –
Смоленск: Русич, 1996.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
http//uchportal.ru/load/49
41