СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Азбука начинающего политика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  элективного курса «Азбука  начинающего  политика» рассчитана на  предпрофильную  подготовку  обучающихся  9  классов общеобразовательных школ. Количество часов в году – 17, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного полугодия. Программа элективного курса  предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Занятия   проводятся в форме деловых игр («Лидер», «Дебаты», «Выборы»), лекций, диспутов, практикумов (проведение социологических опросов), ток-шоу с приглашением местных политиков, экскурсий в администрацию города или горсовет.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Азбука начинающего политика"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19"

г. Мичуринска Тамбовской области










Программа элективного курса «Азбука начинающего политика»




Разработала: Шелковникова Светлана Валерьевна,

учитель истории и обществознания















Пояснительная записка


1.Актуальность программы

Программа элективного курса «Азбука начинающего политика» в количестве 17 часов рассчитана на предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов общеобразовательных школ.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, – как-то заметил один из авторов американской конституции Дж. Мэдисон, – то не требовалось бы никакого правительства». Однако, «до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им», а в обществе существует «неравное распределение богатства», «различия во мнениях неизбежны». Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Необходимость политических знаний для человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять свою роль в обществе, государстве. Но не менее актуален и повседневный аспект ценности этих знаний. В обыденной жизни человек вступает в бесчисленное множество взаимодействий, большинство из которых имеет властный характер: в семье, в школе, на улице, на производстве. Причём в одном случае он сам оказывает властное воздействие, в другом – на него влияют. С одной стороны, понимание природы властных отношений позволяет человеку воздерживаться от использования насильственных средств в разрешении конфликтов, быть терпимым к инакомыслию. С другой стороны, политические знания препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более сильных. Следовательно, знание основных вопросов политики, основ политической деятельности формирует гражданское самосознание, зрелую правовую и политическую культуру, навыки активного участия в политической жизни.


2. Цели и задачи программы


Цель: способствовать становлению личности школьников, их самореализации в современном обществе, формированию профессиональных интересов в процессе разнообразной деятельности в рамках программы.

Задачи:

  • формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

  • воспитание политической культуры;

  • привлечение молодежи к политической жизни; формирование чувства ответственности за собственную жизнь и поступки, а так же за судьбу своей страны;

  • формирование умения общаться, вести диалог, переговоры, убеждать других людей, отстаивать свою точку зрения;

  • ориентация обучающихся на профессии социально-гуманитарной сферы (политолога, социолога)


3. Ожидаемые результаты


  • формирование прочных знаний по политологии;

  • приобретения навыков организации деловых игр, ток-шоу, ведения дискуссии, выступления перед аудиторией; проведение и анализ данных социологического опроса;

  • осознанный выбор девятиклассниками социально-гуманитарного профиля обучения в 10 классе.


4.Условия реализации программы

Программа элективного курса «Азбука начинающего политика» предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Занятия проводятся в форме деловых игр («Лидер», «Дебаты», «Выборы»), лекций, диспутов, практикумов (проведение социологических опросов), ток-шоу с приглашением местных политиков, экскурсий в администрацию города или горсовет.


5. Сроки реализации


Программа элективного курса «Азбука начинающего политика» рассчитана на предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов общеобразовательных школ. Количество часов в году – 17, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного полугодия.


6. Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности в рамках осуществления данной программы


В основу настоящей программы положены следующие педагогические и дидактические принципы:

А. Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно - ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.


7. Формы аттестации обучающихся

На первом занятии проводится вводный контроль знаний, умений и навыков обучающихся, который помогает увидеть уровень подготовленности ребят и сферу их интересов.

После изучения каждой темы обучающимся предлагается написать эссе по проблемным вопросам пройденной темы.

В качестве контроля знаний выступают и различные творческие задания: составить свои правила ведения переговоров, подготовить сообщения о лидерах партий России, их программах и деятельности, сделать подборку статей из газет о соблюдении (или нарушении) политических прав в нашей стране (или за рубежом), составить портрет политического лидера, выпустить плакат или стенгазету (можно интерактивную) по результатам социологического опроса, разработать предвыборную программу. Итоговое занятие проводится в форме ток-шоу «Легко ли быть политиком», где обучающиеся демонстрируют полученные знания и навыки.

Предполагается выполнение зачётной работы: составление и защита предвыборной программы.



8. Тематическое планирование элективного курса «Азбука начинающего политика»


п/п

Тема занятия

Всего часов

Лекции

Практика

Контроль

1

Вводное занятие. Что такое политика?

1

1


Решение познавательных задач

2

Политика – это «слишком человеческое «или» вообще грязное дело»?

1


1

Листок активности участия в диспуте

3

Политическая система России

1

1


Решение познавательных задач

4

Политические партии современной России

1


1

Листок активности участия в ролевой игре

5

Политический статус личности

1

1


Тестирование

6

Политическое лидерство

1

1


Решение познавательных задач

7

Требования к лидеру. Политический имидж

1

1


Составление политического портрета лидера

8

Правила ведения переговоров. Советы психолога

1


1

Листок активности участия в практикуме

9

Деловая игра «Лидер»

1


1

Листок активности участия в деловой игре. Тестирование

10

«Достоин ли я быть депутатом»? Тренинг



1


1

Листок активности участия в тренинге

11

Легко ли быть избирателем?

1

1


Тестирование

12


Социологический опрос населения микрорайона по

злободневным вопросам городской жизни


1


1

Опросный лист. Плакат, стенгазета по результатам соц. опроса



13

Разработка и защита предвыборных программ

1


1

Защита проекта

14

Деловая игра «Дебаты».

1


1

Листок активности участия в деловой игре

15

Деловая игра «Выборы»

1


1

Листок активности участия в деловой игре

16

Экскурсия в администрацию города или в горсовет

1


1

Отчет об экскурсии

17

Ток – шоу «Легко ли быть политиком»?

1


1

Листок активности участия в ток-шоу


Итого


17

6

11



9. Содержание программы элективного курса «Азбука начинающего политика»


Тема 1.Вводное занятие. Что такое политика? Понятие политики. Причины возникновения политики. Важнейшие функции политики. Структура политики. Субъекты и объекты политики. Есть ли границы у политики?

Тема 2. Политика-это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»? Политика и мораль. Может ли политика быть нравственной? Что должно преобладать в политики: мораль или целесообразность?

Тема 3. Политическая система России. Понятия и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура политической системы. Типы политических систем. Политическая система советского типа. Политическая система постсоветского типа.

Тема 4. Политические партии современной России. Возникновение и сущность партий. Признаки политической партии. Типология и функции партии. Партийные системы и многопартийность. Из истории формирования многопартийной системы России. Тенденции развития партийной системы России.

Тема 5. Политический статус личности. Политические права и свободы как неотъемлемая составная часть правового статуса личности, форма её участия в делах государства и общества. Отражение и закрепление политических прав и свобод в Конституции и других законодательных актах Российской Федерации.

Тема 6. Политическое лидерство. Назначение лидерства как социального института. Типы лидеров и их функции. Особенности российского политического лидерства. Тенденции развития лидерства в России.

Тема 7. Требования к лидеру. Политический имидж. Мотивы, побуждающие к участию в политической деятельности. Политическая культура. Политическое поведение лидера. Популизм и его влияние на политическое поведение. Качество политического лидера. Проблема взаимоотношения политического лидера и масс. Лидер и толпа.

Тема 8. Правила ведения переговоров. Советы психолога. Удобное время для переговоров. Как рассадить партнёров. Как вести дискуссию. Что влияет на эффективность переговоров. Учимся выступать перед аудиторией. Контакт со слушателями. Как завоевать аудиторию. Недостатки, из-за которых вас не будут слушать.

Тема 9. Деловая игра «Лидер». Формирование микрогрупп. Выделение экспертов. «Давайте познакомимся». Организаторский этап. Творческий этап. Практический этап. Подведение итогов. Тестирование «Являюсь ли я лидером».

Тема 10. «Достоин ли я быть депутатом?» Тренинг. Индивидуальный тренинг «Размышления о самом себе». Составление аналитической таблицы. Работа в парах «Лицом к лицу» Я голосую за тебя. Массовая форма работы «Народное мнение». Достоин ли я быть депутатом? Социологический опрос.

Тема 11. Легко ли быть избирателем? Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. Как осуществить политический выбор?

Тема 12. Социологический опрос населения микрорайона по злободневным вопросам городской жизни. Роль общественного мнения в политической деятельности. Порядок проведения социологического опроса. Постановка проблемы. Оформление опросных листов. Правила обработки полученной информации. Подведение итогов. Выпуск плаката или стенгазеты.

Тема 13. Разработка и защита предвыборных программ. Стадии избирательного процесса. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Правила составления предвыборной программы. Доверенное лицо.

Тема 14. Деловая игра Дебаты». Постановка особо значимой проблемы и оформление резолюции по ней. Распределение ролей («за» и «против» резолюции). Изложение своих аргументов, опровержение доводов противников, ответ на критику. Оценка последствий реализации позиции противной стороны для общества в целом и отдельных его членов.

Тема 15. Деловая игра «Выборы». Составление списков избирателей. Образование избирательных округов и избирательных участков. Формирование избирательных комиссий. Выдвижение и регистрация кандидатов. Подготовка избирательных бюллетеней. Предвыборная агитация. Голосование. Подсчёт голосов. Установление результатов выборов.

Тема 16. Экскурсия в администрацию города или в горсовет. Знакомство с деятельностью аппарата администрации города или депутатов горсовета. Отчёт об экскурсии.

Тема 17. Ток-шоу «Легко ли быть политиком?» Мотивы и факторы участия в политической деятельности. Проблема взаимоотношения лидера и масс. Роль общественного мнения в деятельности политика. Современные проблемы Мичуринска-Наукограда.



Литература


1.Андреев С.С. Политика как социальное явление. // Социально-политические науки, 1991.-№4.

2.Андреев С.С. Политические системы и политическая организация общества. // Социально-политические науки, 1992.-№1.

3.Коваль Б.И., Павленко В.П. Партии и политические блоки в России.

-М.,1993.

4.Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни. // Социально-политические науки, 1991.- № 11.

5.Методический альманах. Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». Выпуск 1,2. – М.,1994.

6.Мухаев Р.Т. Политология. – М.,1997.

7.Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ. – М.,1995.

8.Панарин А.С. Введение в политологию. Учебное пособие для преподавателей. – М.,1994.

9.Политологический словарь. / Под ред. Халипова В.Ф. – М., 1995.

10.Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1. – М.,2000.

11.Пугачёв В.П. Субъект политики: личность, элита, лидерство. – М.,1991.

12.Холмская М.Р.Политическое лидерство и будущее России // Государство и право, 1992. - №8.

13.Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В. Ф. Политика и право.- М.,1997.

14.Щеголев В. А. Политическая культура: модели и реальность.- М.,1990.

15.Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. – М.,1997.



8