Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по обществознанию "Многоликое общество"»
МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс по обществознанию
«Многоликое общество»
10 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Обществоведческая подготовка является неотъемлемой частью образовательного процесса современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, учащиеся должны задуматься о своих правах, о возможности их реализации, о проблемах взаимоотношений индивида с окружающим социумом, проблемах социализации. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к социальной культуре.
Данный курс рассчитан на учащихся 10 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития общества. Это в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем.
В основе проведения единого экзамена тестовые технологии, сам опыт применения которых в российской системе образования относительно невелик. Причем серьезные проблемы, особенно по предметам обществоведческого цикла, есть как в содержании, так и в самой форме тестовых заданий.
Цели курса
Развитие познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке.
Воспитание гражданственности, социальной ответственности.
Освоение системы социально-гуманитарных знаний.
Овладение умениями получения и осмысления социальной информации.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основными задачами курса являются:
актуализация знаний учащихся;
обобщение и систематизация полученных знаний;
выделение и проработка наиболее сложных вопросов.
Ожидаемым результатом изучения учащимися курса является умение решать тестовые задания по обществознанию.
В процессе освоения программы учащиеся должны
- знать:
1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;
3. понимать сущность социальных норм;
4. особенности социально-гуманитарного познания;
- уметь:
1. работать с источниками социальной информации;
2. решать познавательные и практические задачи;
3. анализировать современные общественные явления и события;
4. писать творческие работы в форме эссе;
5. составлять план текста;
6. формулировать собственные суждения и аргументы.
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Практика | Семинар | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Общество | 1 | 1 | | | |
2 | Общество как сложная динамичная система. | 1 | 1 | 1 | | Практическая работа |
3 | Теории развития общества Общество и общественные отношения. | 1 | | | 1 | |
4 | Взаимосвязь сфер общественной жизни. | 1 | 1 | 1 | | Практическая работа |
5 | Этнические общности. Межнациональные отношения. | 1 | | | 1 | Собеседование по вопросам. |
6 | Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с источниками |
7 | Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | 1 | 1 | | 1 | Решения теста |
8 | Происхождение человека. Природа человека. Сущность человека как проблема философии. | 1 | | 1 | | Практическая работа |
9 | Человек Индивид. Личность. Человек как духовное существо. | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с документом |
10 | Свобода и ответственность личности. | 1 | 1 | | | Подбор материала |
11 | Деятельность как способ существования людей. Деятельность людей и её многообразие | 1 | | | 1 | Подбор материала, подготовка сообщений |
12 | Познавательная деятельность людей. Сущность познания. | 1 | 1 | | | Участие в дискуссии |
13 | Истина и ее критерии. Многообразие видов познания. Научное познание. | 1 | 1 | | | Лабораторная работа с источниками |
14 | Самопознание. | 1 | 1 | | | Решение теста |
15 | Многообразие теорий общественного развития. | | 1 | | | |
16 | Социальная сфера. В чем состоит единство общества. | 1 | | 1 | | Практическая работа |
17 | Социальные действия, взаимодействия, отношения. | 1 | | | | Написание эссе |
18 | Социальные институты и нормы. Социальные группы Социальные классы и слои. | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с источниками |
19 | Социальная стратификация. Молодежь. Социальные конфликты | 1 | | | 1 | Практическая работа |
20-22 | Политика и власть. Политическая система. Функции политики и политический процесс. | 1 | | 1 | | Решение теста |
23 | Политическая культура и политическая идеология | 1 | 1 | | | Участие в дискуссии |
24 | Государство в политической системе. Функции государства и его аппарат | 1 | | | 1 | Составлять таблицу |
25 | Политические режимы: прошлое и настоящее. | 1 | 1 | | | Написание эссе |
26 | Политические партии и партийные системы | 1 | | 1 | | |
27 | Духовная сфера. Религия | 1 | 1 | | | Написание эссе |
28 | Идеология. Мировоззрение. Мораль. | 1 | | 1 | | |
29 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки | 1 | 1 | | | Запись определений |
30 | Экономика: наука и хозяйство Экономические системы | 1 | | 1 | | Решение теста |
31 | Сущность рыночной экономики. | 1 | | | 1 | Участие в дискуссии |
32 | Собственность. Предпринимательство | 1 | | 1 | | |
33 | Деньги и банки. Денежно-кредитная политика | 1 | | 1 | | Написание эссе |
34 | Налоговая система. Рынок труда | 1 | | | | |
| ИТОГО: | 34 | 13 | 14 | 7 | |
Литература для учащихся
Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. Обществознание, 10 класс, М, «Просвещение», 2008
Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. Обществознание, 10 класс. Профильный уровень. М, «Просвещение», 2008
Дополнительная литература
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М, «Дрофа», 2003
Князев В.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. М, «Рольф», 2001