СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Факультатив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ








ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

Природопользование







Программу составила

Учитель географии, биологии

Болякова Л. А.














Черемхово 2011



Пояснительная записка


Программа факультатива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы.

Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.

Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Факультатив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.

В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.

Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.

Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:

  • Усвоение ведущих идей, основных понятий и науч­ных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообраз­но с ее законами.

  • Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

  • Овладение прикладными знаниями и практически­ми умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на при­роду во всех видах трудовой деятельности.

  • Развитие потребности общения с природой, вос­приятия ее облагораживающего воздействия в соот­ветствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.

  • Сознательное соблюдение норм поведения в приро­де, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной
    среды.

  • Активизация деятельности по улучшению окружа­ющей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы

Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.

При изучении курса «Природопользование», особое внимание должно быть обращено на разделы: «Состояние окружающей среды России», «Правовые вопросы экологической безопасности». Более детально должно быть изучено взаимодействие человека и природы, природные ресурсы и рациональное природопользование, загрязнение окружающей среды. На основе знаний этих разделов дается экологическое обоснование об использовании научных исследований в природопользовании, решении проблем и охране природных ресурсов, влияние окружающей среды на здоровье человека. Изучение современных способов научных исследований в природопользовании способствует развитию у студентов интереса к познанию, что такое прогноз, прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка качества окружающей среды. Сведения об экологических проблемах различных видов природопользования должны базироваться на особенностях использования и охране природных ресурсов в добывающей промышленности, лесопользовании, обрабатывающей промышленности, энергетики, лесохозяйствениом природопользовании.

При изучении курса необходимо использовать разные формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.

Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.

При этом ученик должен

знать:

  • понятия: природа, труд, общество;

  • природные усло­вия и ресурсы, природопользование,

  • виды природопользования; стихийное природопользо­вание;

  • взаимосвязи природы, человека, общества

  • основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры

  • на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;

  • особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;

  • причины хищнического характера природопользо­вания

уметь:

  • наблюдать и фиксировать явления и объекты при­роды, их взаимосвязи с человеком и обществом;

  • оценивать (на элементарном уровне) отношение ме­стного населения к природной среде;

  • характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;

  • приводить примеры отображения отношения челове­ка, общества к природе в произведениях искусства и ре­лигии, в науке;

  • получать информацию из различных источников.











Примерный тематический план учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практические занятия

Введение

2


Раздел 1. Природа – материальная основа природопользования

26


    1. Природа – материальная основа природопользования

2


1.2.Взаимодействие общества и природы.

5


1.3. Человек и природа

2

1

1.4.Природные ресурсы и рациональное природопользование

5

1

1.5.Глобальные проблемы человечества

8

2

1.6.Охрана природы и окружающая среда

4

1

Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности.

5


2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

3


2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий загрязняющих окружающую среду.

2


Всего:

34



















Примерное содержание дисциплины

Введение.

Содержание материала темы

Для чего нужно изучать природопользование. Понятие “природопользование”. Вклад Ю.Н. Куражсковского, Н.Ф. Реймерса в развитие науки. Связь “природопользования” с понятиями “окружающая среда”, природное рациональное и нерациональное природопользование. Значение экологических знаний. Задачи, цели, специфика.

Раздел 1. Взаимодействие общества и природы

1.1.Природа – материальная основа природопользования

Содержание материала темы

Понятия “живая” и “неживая” природа, уровни организации жизни на Земле. Основные свойства живого, влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны.

1.2.Взаимодействие общества и природы

Содержание материала темы

Экологические основы природопользования. Особенности взаимодействия природы и общества. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; изменение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условиях существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический интерес и природа в современную эпоху.

Периоды природопользования. Технологические революции. Антропогенное воздействие на природу.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение, энергических ресурсов, «парниковый эффект» и др.

Пути их решения. Мониторинг. Виды мониторинга. Мониторинг и прогнозирование антропогенного воздействия.

1.3.Человек и природа

Содержание материала темы

Современный период воздействия на природу. Методы современных научных исследований в области природопользования: прогнозирование развития системы “природа – человек – общество”. Виды прогнозов. Особенности природопользования на ранних этапах развития общества и на современном этапе. Понятие “Здоровье” нормативный показатель природопользования. Относительный характер устойчивости биологических систем. Роль науки в окружающей среде.

1.4.Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание материала темы

Понятие природные ресурсы, природное благо. Классификация природных ресурсов. Природные условия России. Природные ресурсы России. Природоресурсный потенциал. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства и проблемы отходов. Принципы и методы рационального природопользования. Экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования

1.5.Глобальные проблемы человечества

Содержание материала темы

Демографическая проблема. Некон­тролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилиза­ции обеспечить нынешнее и особенно будущее на­селение нормальными условиями жизни. Связь демографической проблемы с сохраняю­щимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Демографическая политика - успехи и разочарования.

Продовольственная проблема. Про­довольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в про­шлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Сущность продовольственной проблемы в совре­менном мире и ее основные параметры: производ­ство, спрос, распределение и потребление. Пути выхода из продовольственного тупика

Энергетическая проблема. Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энер­гоемкости современной экономики. Растущий раз­рыв между высокими темпами развития энерго­емких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные эко­логические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса. Альтернативная энергетика. Энергетика и экология.

Сырьевая проблема. Сущность гло­бальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минераль­ного сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистиче­ские прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем. Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная состав­ляющая глобальной сырьевой проблемы.

Проблема парникового эффекта и озонового слоя. Парниковый эффект причины его возникновения, последствия и меры борьбы. Время появления проблемы озонового слоя. Причины истощение озонового слоя. В чём опасность истощения для всего жи­вого на Земле.

Проблема здоровья и долголетия. Здоровье человека как синтетическая ка­тегория и как одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжитель­ность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны. Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических со­стояний человека; причины этого распростране­ния и влияние географической среды на здоровье человека. Изменение естественных условий в окружающей чело­века среде. Нарушение в организме человека наследствен­ных признаков, сокращение продолжительности жизни, увеличение заболеваемости и детской смертности. Влияние на здоровье людей урбанизации, транспорта, промышленно-городских агломераций. Болезни цивилиза­ции.

Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Загрязнение географических оболочек. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы. «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Экологические проблемы России.

1.6.Охрана природы и окружающей среды

Содержание материала темы

Охрана и улучшение среды жизни человека. Энергетический базис человека и природы. Связь биологических законов с социальными. Влияние среды и её антропогенных изменений на организм человека. Проблемы здравоохранения. Меры улучшения качества окружающей среды. Принципы социальной экологии. Зелёные насаждения в городе, их биологическое и эстетическое значение. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов. Шум и его влияние на организм. Меры борьбы с шумовым загрязнением.

Охрана растительного и животного мира. Закон об охране природы. Организация заповедников и заказников. Заповедные территории России, Иркутской области. Редкие виды животных и растений России, Иркутской области. Значение растений в природе и хозяйственной деятельности людей. Значение растений в стабилизации климата. Охрана водного режима. Повышение плодородия почв. Растения санитарной зоны. Влияние хозяйственной деятельности человека на животных. Влияние вредных выбросов на состояние жизни в почве, растений и животных.

Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности.

2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Содержание материала темы

История Российского природоохранного законодательства. Правовые и социальные вопросы природопользования. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных, природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 г. независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Охраняемые природные территории.

2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Содержание материала темы

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.


Темы для рефератов и сообщений

1. «Ведущие международные организации, занимающиеся проблемами природопользования». Например:

а) «Сотрудничество России по линии ЮНВП».

б) «Международное сотрудничество под эгидой ВЭК ООП» и т.д.

в) «Региональные комиссии ООН»

г) «Международная организация МАГАТЭ»


Примерная тематика рефератов и конференций

Рефераты

  1. Экология и здоровье человека.

  1. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия
    человека со средой его обитания.

  2. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие
    охранять природу

  1. Экология человека и социальные проблемы.

  1. Экологическая культура человека.

  2. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

  3. Город - новая среда обитания человека и животных.

  4. Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

  5. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.


Примерная тематика конференций

  1. Экология России

  2. Экология города Черемхово

  3. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.






























Приложение №1

Практические работы


№ п/п

Тема

Содержание

1

1.3.Человек и природа


Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей среды

2

1.4.Природные ресурсы и рациональное природопользование


Составить графическую модель: «Виды природных ресурсов Иркутской области».

3

1.5.Глобальные проблемы человечества


Составить классификацию загрязнений в своем районе.

4

1.5.Глобальные проблемы человечества

Обследовать район парка. Выяснить, есть ли в этом районе лишайники, в каких количествах, каково их состояние. Есть ли больные деревья. Сделать выводы о степени загрязненности на обследуемой территории.

5

1.6.Охрана природы и окружающей среды


Составить картосхему заповедников, заказников и национальных парков России

6

2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

«Кто такие зеленые?» Как охраняют природу наши сверстники за рубежом?




















Приложение 2


Самостоятельная работа учащихся


п/п

Тема

Вид самостоятельной работы

1

1.2.Взаимодействие человека и природы

1.Изучить тему «Виды воздействия человека на природу в разные эпохи своего становления».

2.Подбирать материал из периодической печати о проблемах
природопользования в своей области

2

1.4.Природные ресурсы и рациональное природопользование

1.Изучить характер природопользования на угледобывающем «Сафроновском разрезе» г. Черемхово.

2.Подготовить запреты и рекомендации, которые были бы направлены на
рациональное использование ресурсов.

3

1.5.Глобальные проблемы человечества

Изучить вопросы:

Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы.
Тепличный эффект.

Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных
городах и промышленных центрах.

Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и
жизни животных организмов и человека.

Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные
сооружения на предприятиях, безотходная технология.

4

2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Темы для рефератов и сообщений

а) «Сотрудничество России по линии ЮНВП».

б) «Международное сотрудничество под эгидой ВЭК ООП» и т.д.

в)«Региональные комиссии ООН»

г)«Международная организация МАГАТЭ»


5

2.2.Юридическая и экономическая ответственность предприятий загрязняющих окружающую среду.

Проанализировать темы письменно в тетрадях

1.«Объективность и нормативность социально-экологических знаний»

2.«Особенности социоприродных законов».





Литература


  1. Гдалин Д.А. Глобальная география 11кл.: Метод.пособие.- М.: Дрофа,2002.-160с

  2. Глобальная география.11кл.:Учеб для общеобразоват. учеб. Заведений.-3-е изд.-М.: Дрофа,1999.-352с.

  3. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.

  4. Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учереждений. - М.: Аспект Пресс,2000.-123с.

  5. Колесников С.И Экологические основы природопользования. - М.:ИКЦ "МАРТ",2005.-336с.

  6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. - М.:АСАДЕМА,2003.

  7. Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр" Академия",2000.-240с.

  8. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.: изд.центр"Академия,2006.208с.

  9. Новиков Ю.В. Охрана природы.-М.:1989

  10. Природопользование: Проб.учеб.для10-11кл.проф.школ/Н. Ф. Винокурова и др.-М.: Просвещение,1995.-255с.

  11. Программно-методические материалы. География. 10-11кл./ Сост.В.И.Сиротин.-4-е изд.,стериотип.-М.:Дрофа,2001.-160с.

  12. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. М.: 1993. C.156.

  13. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: 1990. С. 210.

  14. Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: изд. центр" Академия" 2000.-280с

  15. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы: (Филос.пробл.).- М.:Мысль, 1983.-252с.

  16. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопастность. - М.: изд. центр" Академия" ,2004.-480с.

  17. Чернова Н.В.и др. Основы экологии10-11кл.-М.:Дрофа,1999

  18. Юный эколог/сост.Т. Е. Заводова. - Мн.: Красико-Принт,2006.-128с.

  19. Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений/Е.А.Крискунов и др.- М.:Дрофа,1997.-240с.

  20. Экологическое состояние территории России /В.П.Бочаров. - М.: изд. центр" Академия",2004,-128с.

  21. Экологическое воспитание/сост. Н.С. Криволап.- Мн.: Красико-Принт,2005.-128с.