СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа инновационной деятельности «Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала «Литературная классика»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа инновационной деятельности «Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала «Литературная классика» разработана в соавторстве с коллегами учителем русского языка и литературы, педагогом-организатором и педагогом-психологом для развития речевой и языковой компетенции учащихся во внеурочной деятельности посредством использования инновационных приемов (исследовательский метод, интерактивные групповые формы и методы работы, проектная деятельность и т.д.).

Просмотр содержимого документа
«Программа инновационной деятельности «Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала «Литературная классика»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа

п. Красноленинский»


Обсуждено на

педагогическом совете

от 23.05.2017 г.

Утверждаю

Директор МКОУ ХМР

СОШ п. Красноленинский

______________ Н.И. Дворяшина

Приказ № ______ от ________2017г.





Программа инновационной деятельности

«Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала

«Литературная классика»





Составители:

Пашкова Т.В., учитель русского языка и литературы

Чернышева Т.В., учитель русского языка и литературы

Архипова О.А., педагог-организатор

Панова Е.В., педагог-психолог










п. Красноленинский, 2017 г.



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Тема инновации

Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала

«Литературная классика»

Инициативная группа

Пашкова Т.В., учитель русского языка и литературы

Чернышева Т.В., учитель русского языка и литературы

Архипова О.А., педагог-организатор

Панова Е.В., педагог-психолог

Научный руководитель

Требуется, но на данный момент не найден

Актуальность темы

Проблема формирования и развития речевой и языковой компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Развитие в процессе реализации проекта языковой и речевой компетенции будет способствовать формированию умений и навыков речевого общения.

Идея инновации

Основная идея нашего проекта заключается в том, что во внеурочной деятельности используются инновационные приемы формирования языковой и речевой компетенции учащихся (исследовательский метод, интерактивные групповые формы и методы работы, проектная деятельность и т.д.)

Замысел

Формирование языковой компетенции учащихся через организацию внеурочной деятельности.

Объект

Языковая и речевая компетенция обучающихся

Педагогическая цель

  • углубленное знакомство учащихся с литературой и книгой,

  • обеспечение литературного развития учащихся,

  • раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,

  • выработка художественного вкуса,

  • формирование культуры чувств, общения.

Цель

Создать учащимся условия для развития речевой и языковой компетенции во внеурочной деятельности.

Задачи

  • развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

  • развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • формировать потребность в речевом самосовершенствовании.

Гипотеза

Если систематически во внеурочной деятельности вести работу над формированием языковых и речевых компетенций учащихся, то повысится уровень владения обучающимися знаний по русскому языку и литературе.

Диагностический

инструментарий

Методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Результаты промежуточной аттестации представляю собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования коммуникативных действий в условиях различных видов речевой деятельности.

Сроки

Сентябрь 2017 г.- май 2020 г.

Этапы эксперимента

Подготовительный: сентябрь - октябрь 2017 г.

Констатирующий этап: ноябрь-декабрь 2017 г.

Формирующий этап: январь 2018 – декабрь 2019 - реализация планируемых мероприятий

Контрольный: январь 2020 – май 2020 - диагностика и анализ развития речевой и языковой компетентности учащихся

Аналитический: январь-май 2020 г. - анализ деятельности и планирование дальнейших шагов по данному направлению

Состав участников

Учащиеся с 5 по 11 классы, педагоги школы, руководители ШМО, инициативная группа проекта

Функциональные

обязанности

Пашкова Т.В.- планирование и внедрение программы в рамках внеурочной деятельности, проведение диагностики и мониторинга формирования языковых и речевых компетенций

Чернышева Т.В. – планирование и внедрение программы в рамках внеурочной деятельности, проведение диагностики и мониторинга формирования языковых и речевых компетенций

Архипова О.А. – организация мероприятий внеурочной деятельности, мониторинг уровня включенности учащихся

Панова В.В. - планирование, анализ, диагностика формирования языковых и речевых компетенций,

База

МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский

Форма представления

результатов для массовой

практики

Анализ на педагогическом совете школы, представление экспертному совету комитета по образованию.

Отчет на ТМО

Участие в Конференциях по данному профилю.

Участие в конкурсных программах



1.Актуальность темы исследования


Главная задача в рамках перехода к новым образовательным стандартам, создать в школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования всех обучающихся, расширяя спектр секций, кружков, студий и других творческих объединений. Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматривается внеурочная деятельность.

Актуальностью нашей инновационной программы заключается в том, что существует проблема формирования и развития речевой и языковой компетенции в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения

Основная задача по формированию языковой и речевой компетенции ложится на урочную деятельность. как языковая и коммуникативная компетенция. В варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Понятие языковой компетенции ввел в лингвистику в 60-е гг. XX в. американский лингвист и общественный деятель Н.Хомский. В отечественной лингвистике детально изучал проблемы языковой компетенции Ю.Д.Апресян, выделивший понятие «владение языком» и составляющие этого понятия: умение выражать заданный смысл разными способами (перефразирование); извлекать из сказанного смысл, различать омонимию, владеть синонимией; отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных; выбрать из множества потенциальных средств выражения мысли те, что в большей степени соответствует ситуации общения и особенностям личности говорящих.

«Языковая компетентность - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка», -- такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д.Божович.

Современная лингвистика и педагогика оперируют различными понятиями: «речевая компетентность», «коммуникативно-речевая компетентность», «культура речи», «языковые способности» и т.д.

Само понятие речевой компетентности не так давно стало известно в науке, и существуют расхождения в его определении, но специалистам очевидно, что её базовыми составляющими будут следующие:

- собственно речевые умения: умение ясно и чётко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание;

- умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную - мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);

- умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, умение задавать вопросы, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.

Речевая компетентность относится к группе ключевых задач, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

Под речевой компетентностью понимается «стремление ребенка сделать свою речь понятной для других и готовность понимать речь окружающих».

По определению Г.К.Селевко речевая компетентность - это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности».

Речевая компетентность ребёнка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую составляющие.

Лексическая - предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Её содержательную линию составляют пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). По качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая - предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая составляющая предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).

Диалогическая составляющая предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона - диалог между двумя детьми, разговорная речь. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог.

Монологическая предполагает сформированность умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Умение развёрнуто высказываться, рассказывать про события из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, предложенную тему и выбранную самостоятельно (творческое рассказывание).

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, можно сказать, что речевая компетентность - это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию. Сельская школа имеет как свои специфические трудности, так и преимущества, которые нужно учитывать, организуя многотрудную, но очень важную работу по совершенствованию речи учащихся. Для сибирского села, в том числе и для нашего поселка, характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая, по сравнению с городом, социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число моделей поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, меньшему общему уровню информированности Особенность положения большинства учащихся сельских школ характеризуется тем, что с самого раннего детства они слышат и усваивают речь не литературную, а диалектную. В школе такие дети оказываются в значительно более трудном положении, чем учащиеся, уже имеющие навыки литературной речи или никогда не знавшие другой. Поэтому в процессе обучения данный учащийся должен преодолеть затруднения: а) возникающие перед ним при усвоении литературного произношения, б) связанные с соотношением орфографии и литературного произношения, и в) связанные с соотношением орфографии и диалектного произношения.

Изучив процесс обучения на уроках, мы пришли к заключению о существовании проблемы, которая заключается в противоречии между несоответствием большого объема лексики и маленьким выбором упражнений, который не позволяет полноценно осваивать и развивать ту или иную темы, недостаточно уделено времени для отработки коммуникативных навыков владения языком. Внеурочная деятельность предполагает большое разнообразие форм и методов деятельности, что способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся, воспитывать эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором. Дополнительное образование должно стать ресурсом для повышения качества знаний учащихся по предметам. ФГОС по литературе для основной школы предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи. Этому способствует внимание к эстетической функции литературы, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых произведений, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств.

Основная идея нашего проекта заключается в том, что во внеурочной деятельности используются инновационные приемы формирования языковой и речевой компетенции учащихся (исследовательский метод, интерактивные групповые формы и методы работы, проектная деятельность и т.д.)


2. Название темы исследования (эксперимента)

«Красивую речь приятно и слушать», — гласит народная мудрость. Мечта учителя-словесника – грамотная, образная речь учеников. В наше время образцовый язык классиков становится чужим для подрастающего поколения. Что же нужно делать, чтобы овладение речевой культурой было жизненной необходимостью нынешнего поколения и помогло им стать успешными людьми? Мы считаем, что одним из главных составляющих является формирование речевых компетенций, воспитание гражданина и патриота, способного к речевому взаимодействию в различных сферах общения и социальной адаптации. Формирование речевых компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работа в этом направлении начинается со среднего звена. При этом в среднем и старшем звене педагогические средства существенно отличаются. Важное место в этой системе занимает внеклассная работа по русскому языку и литературе. Исходя из этого мы определились с выбором темы нашего исследования: «Формирование языковой и речевой компетенции школьников средствами создания видеожурнала «Литературная классика».


3.  Объект исследования

Объектом исследования является языковая и речевая компетенции обучающихся


4.  Предмет исследования

Предметом исследования является процесс формирования и развития языковой и речевой компетенций во внеурочной деятельности (



5.  Цель исследования

Создать учащимся условия для развития речевой и языковой компетенции во внеурочной деятельности.


6.  Задачи

  • - развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

  • - развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • - формировать потребность в речевом самосовершенствовании.


7.  Гипотеза исследования

Нами была выдвинута следующая гипотеза: если систематически во внеурочной деятельности вести работу по созданию видеожурнала, посвященного литературе, это будет способствовать формированию языковых и речевых компетенций учащихся.


8.  Теоретико-методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составляют идеи диалектического развития, единства теории и практики; учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека; деятельностный подход к развитию личности, компетентностный подход к обучению.

Источниками исследования являются фундаментальные положения: теории о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теории взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский); теории внутреннего строения деятельности (А.Н. Леонтьев); теории управления процессом усвоения знаний (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); исследований по развитию мышления в школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); структурно-семантического направления теории членов предложения (В.В. Виноградов, А.К. Федоров, В.В. Бабайцева, Е.С. Скобликова); методических исследований и разработок изучения членов предложения (Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, В.П. Озерская, Е.П. Пронина, Л.Д. Чеснокова); исследований по проблеме компетентностного подхода к обучению (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос).


9.  Методы исследования

Для решение поставленных задач используются следующие методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.


10. Этапы (сроки и содержание работы)


Этапы

Сроки

Содержание работы

Участники

Ожидаемые результаты

Способы контроля

Подготовительный

сентябрь - октябрь 2017 г

Изучение и анализ теоретических положений по проблеме исследования.

Составление плана образовательных и воспитательных мероприятий.

Создание программы эксперимента

Участники инновационной площадки

Утверждение планов

Представление

программы на

экспертный совет

Принятие планов па педагогическом совете


Констатирующий

ноябрь-декабрь 2017 г.

Диагностика и анализ развития речевой и языковой компетентности учащихся

Участники инновационной площадки, учащиеся школы

Создание исходных показателей и сравнение их в ходе реализации программы

Анализ итогов диагностики на пед. совещании

Формирующий

январь 2018 – декабрь 2019 г.

Реализация планируемых мероприятий

Участники инновационной площадки, учащиеся школы, педагоги

Реализация поставленных задач в ходе проводимой работы

Анализ программы

Контрольный

январь 2020 – май 2020 г.

Диагностика и анализ развития речевой и языковой компетентности учащихся

Участники инновационной площадки, учащиеся школы

Создание контрольных показателей с целью сравнения их с исходными показателями, определение динамики

Анализ итогов диагностики на пед. совещании

Аналитический

январь-май 2020 г.

Анализ деятельности и планирование дальнейших шагов по данному направлению

Участники инновационной площадки

Анализ результатов деятельности по итогам реализации программы, внесение корректировок в план реализации программы

Аналитический отчет по итогам реализации программы


11.  Состав участников эксперимента и распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней.


п/п

Ф.И.О.

Должность

Функциональные

обязанности

1

Пашкова Т.В.-

Учитель русского языка и литературы

Планирование и внедрение программы в рамках внеурочной деятельности, проведение диагностики и мониторинга формирования языковых и речевых компетенций

2

Чернышева Т.В.

Учитель русского языка и литературы

Планирование и внедрение программы в рамках внеурочной деятельности, проведение диагностики и мониторинга формирования языковых и речевых компетенций

3

Архипова О.А.

Педагог-организатор

Организация мероприятий внеурочной деятельности, мониторинг уровня включенности учащихся

4

Панова В.В

Педагог-психолог

Планирование, анализ, диагностика формирования языковых и речевых компетенций, психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности

12.  База

Экспериментальная деятельность проводится на базе МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский, в условиях сельской школы труднодоступного поселка, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

13.  Ожидаемые результаты и возможные «продукты» экспериментальной деятельности


Результаты освоения программы.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • понимание литературы как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; оценивать достигнутые результаты;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение;

  • уметь работать со справочной литературой;

  • в случае обнаружения отличий при сравнении результатов с заданным эталоном осуществлять контроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения;

  • умение слушать и вступать в дискуссии, участвовать в коллективном обсуждении проблем; в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие.

Предметные результаты

  • понимание места литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • проведение различных видов анализа текста;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии;

  • осознание эстетической функции литературы

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

  • Ученик должен «уметь»:

  • искать:

  • опрашивать окружение;

  • консультироваться у учителя;

  • получать информацию;

  • думать:

  • устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

  • критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

  • уметь противостоять неуверенности и сложности;

  • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

  • оценивать произведения искусства и литературы;

  • сотрудничать:

  • уметь работать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

  • приниматься за дело:

  • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

  • доказать солидарность; организовать свою работу;

  • адаптироваться:

  • использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.






14. Критерии результативности эксперимента и диагностический инструментарий.


Методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.


Комментарий к компетенции

Концепция компетенции. Способность к коммуникации на языке определяется сформированностью языковой компетентности (владение средствами языка, системой языковых единиц всех уровней, синонимическими средствами языка) и коммуникативной компетентности (умение осмысленно и целенаправленно использовать речевое общение как инструмент достижения определенных целей).

Актуальной задачей является формирование способности:

а) к социальной коммуникации (общение при осуществлении взаимодействия со сверстниками, родителями, взрослыми людьми и т.д.)

б) к деловой коммуникации (общение при осуществлении учебной деятельности, при дальнейшем поступлении в профессиональные учебные заведения);

Структура компетенции. Языковая компетентность проявляется как владение видами речевой деятельности, обеспечивающими восприятие речи (аудирование, чтение) и продукты речи (говорение, письмо). Коммуникативная компетентность проявляется как способность построить устный или письменный монологический текст или диалог с учетом коммуникативной цели и особенностей коммуникативной ситуации. Для совершенствования языковой и коммуникативной компетентности учащийся должен обладать лингвистической компетенцией на уровне основного и среднего общего образования (владение базовой понятийно-терминологической системой языкознания).

Знаниевый компонент компетенции включает владение фонетическими, лексическими, грамматическими и стилистическими ресурсами русского языка, а также необходимый минимум теоретических сведений о функциях языка и речи, о видах и закономерностях речевой коммуникации.

Ценностный компонент - это осознание роли коммуникации в человеческом обществе и наличие мотивации к совершенствованию собственной коммуникативной культуры.

Деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение опыта а) восприятия, анализа, интерпретации, составления и редактирования устных и письменных текстов различных жанров речи с соблюдением языковых, жанрово-стилистических и коммуникативных норм.

Этапы (уровни) формирования компетенции

Формирование компетенции происходит в 3 этапа:

I этап. Учащийся совершенствует языковую компетенцию, овладевает ресурсами языка, языковой нормой, развивает способность к

смысловому чтению и аудированию.

.

II этап. Учащийся овладевает знаниями о жанровых и коммуникативных нормах, технологиями построения и редактирования текстов с учетом коммуникативной цели и особенностей коммуникативной ситуации.

III этап. Учащийся приобретает опыт самостоятельного составления текстов разных жанров.


15.  Прогноз:

а) положительных результатов

В случае достижения положительных результатов будут освоены следующие уровни:

  • В результате достижения I уровня учащийся должен владеть ресурсами языковой системы и основными нормами языка, навыком

чтения и аудирования текстов

  • В результате достижения II уровня учащийся должен быть способен использовать навыки аудирования, чтения, говорения и письма на русском языке для достижения коммуникативного успеха.

  • В результате достижения III уровня учащийся должен быть способен самостоятельно составлять тексты делового и научного стиля

с соблюдением языковых, жанровых и коммуникативных норм.


б) В случае возникновения потерь, возможных негативных последствий положительный эффект не будет достигнут, учащиеся останутся на исходном уровне речевой и языковой компетенции.

в) продумывание компенсаций. В качестве компенсации у учащихся будут приобретены определенные знания, полученные в результате проделанной работы.


16. Форма представления результатов исследования.

Программа должна быть одобрена педагогическим сообществом, органами школьного самоуправления: управляющим советом и педагогическим советом. Сроки реализации программы – три года (2017 – 2020 гг.) Не менее двух раз в течение учебного года проводится мониторинг результативности реализации программы. Информация по действию программы предъявляется по требованию муниципального органа образования, давшего разрешение на реализацию программы. Результаты проектной деятельности, участия в конкурсах разного уровня будут оцениваться как результат реализации программы. В ходе её реализации разработчики могут вносить свои коррективы только с согласия администрации ОУ.

Формы представления результатов исследования:

  • Анализ на педагогическом совете школы, представление экспертному совету комитета по образованию.

  • Отчет на ТМО.

  • Участие в Конференциях по данному профилю.

  • Участие в конкурсных программах



Источники

  1. Ахметова Г.Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.

  2. Баранов М.Т. Виды упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. - № 3 – С. 36 – 43.

  3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 246с.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384с.

  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышление в советской психологии. – М.: АПН СССР, 1966. – С. 236 – 277.

  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Гойхмана. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 272с.

  7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.

  8. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1992. – 235с.

  9. Ладыженская Т.А. Обучение различным видам речевой деятельности // Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин – тов по специальности № 2101 “Русский язык и литература” / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.

  10. Михайловская Г.А. Теория и практика формирования коммуникативно – речевых умений у учащихся 5 – 9 классов в процессе изучения русского языка: Дис… д-ра пед. наук: 13.00.02. – Херсон, 2000. – 372с.

  11. Пашковская Н.А., Повхан Е.З. Коммуникативная направленность обучения русскому языку // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1985. - № 4. – С. 64 – 65.

  12. Программы средней общеобразовательной школы. Русский язык для школ с русским языком обучения 5 – 11 классы / Сост. Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков. – К.: Освіта, 1995. – 64 с.