ПРОГРАММА
По курсу «Ключ подготовки ОГЭ по математике»
Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс
Количество часов 68 часов Уровень базовый
Составить программы учитель математики Одининская Н.Ю.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..3-4
Общая характеристика учебного материала………………………....…5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного материала……………………………………….7-8
Содержание учебного материала……………………………………….9
Тематическое планирование учебного материала……….…………10-13
Описание учебно-методического и метериально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………....……14
Планируемые результаты изучения учебного курса………………15
Пояснительная записка
Изучение математики оказывает существенное влияние на формирование логико-языковой культуры и духовно-нравственное становление личности, а также развивает творческие способности человека, что необходимо для эффективной реализации технологии профильно-ориентированного образования школьников.
Базовый курс математики дает надежду на развитие и воспитание человека, способного к практическому применению полученных знаний, к использованию их в непредвиденных ситуациях. Но при всей сложности и многообразии учебных пособий математическое образование не всегда удовлетворяет различным потребностям обучающихся, что и побуждает к разработке программ по математике с более углубленным изучением той или иной темы из школьного курса математики
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
Закон «Об образовании» от 26.12.2012 г.№273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ – М.:Просвещение,2010.-(Стандарты нового поколения)
Примерная программа основного общего образования
Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / (составитель Т.А.Бурмистрова),- 2-е изд.доп.- М.:Просвещение, 2014
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №1898).
Во внеурочной деятельности имеется возможность более детально и углубленно изучать рассмотренные темы в данном курсе.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Пояснительную записку;
2.Общую характеристику учебного курса;
3.Описание места учебного курса в учебном плане;
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса;
5.Содержание учебного курса;
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий);
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
8.Планируемые результаты изучения учебного курса
Цель курса: развивать математические способности учащихся; продолжить формирование умений логически мыслить и отыскивать математические закономерности
Обща характеристика учебного материала
В основу разработки программы положены следующие методологические подходы деятельностный, системный, культурологический, личностно-ориентированный, аксиологический. С учетом возрастных особенностей восьмиклассников выстроена система учебных занятий, продуманы возможные
Задачи курса:
создать в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;
создать положительную мотивацию;
активизировать творческую и познавательную активность;
Методы обучения: проблемный, проектный.
Формы и виды обучения:
-на конкретных примерах (решение по аналогии);
-самостоятельная (творческая) работа с использованием умений и навыков.
. Начиная с 6 класса, в школе строят графики различных функциональных зависимостей: линейной, квадратичной, обратной пропорциональности и.т.д. Часто, однако, приходиться иметь дело с более сложными функциональными зависимостями. По мере расширения класса изучаемых функций расширяется класс линий, служащих их графиками. Рассматривают не только графики функций, но и графики уравнений с двумя переменными, т.е. уравнений вида F(x,y)=0.
В рамках данного курса учащимся надо показывать, каким образом из материала школьного курса математики возникают общие концепции, обладающие теоретической и прикладной ценностью, которые впоследствии сыграют роль своего рода пропедевтики для изучения в дальнейшем математики.
На занятиях учащимся следует, кроме задач ,которые отрабатывают умения и навыки учащихся по текущим темам, предлагать задачи занимательного характера, исторические сведения. Учащиеся могут выступать с лекцией, подготавливать и делать доклады по выбранной тематике.
III Описание места учебного курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю, но
учитель, ведущий, этот курс может корректировать его количества часов в зависимости от уровня подготовленности учеников. Данный курс может быть введен в образовательное пространство школы внеурочной деятельности в 9 классах.
IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, созданному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, проводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
развитие навыков исследовательской работы
предметные:
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
обучение навыкам построения графиков и проведению преобразований графиков с помощью изученных способов;
V. Содержание учебного курса
Вывод уравнений линий по их геометрическим свойствам. (16 часов)
Уравнение прямой. Нормальное уравнение прямой.
Уравнение окружности. Построение графика окружности. Параметры окружности
Эллипс. Гипербола. Парабола. Эксцентриситет. Уравнения и графики эллипса, гиперболы и параболы.
Пересечение и объединение графиков.
Графики неравенств
Графики и геометрические преобразования (16часов)
Координатная запись геометрических преобразований. Параллельный перенос. Осевая симметрия. Растяжение от прямой. Поворот. Инверсия.
Исследование симметрии линий по их уравнениям.
Упрощение и исследование уравнений эллипса, гиперболы и параболы
Построение графиков функций (32 часа)
Исследование функций и построение графиков. Область определения функции. Исследование графика на симметрию. Нахождение нулей функции. Нахождение полюсов функции. Нахождение промежутков знакопос
тоянства. Исследование поведения функции на бесконечности.
Применение геометрических преобразований к построению графиков функций. Построение графики функций. Квадратичная функция. Дробно-линейная функция. Графики функций и уравнений, содержащих знак модуля
«Сложение» и «умножение». Правила «Сложения» и «Умножения»
Резерв (4 часа)
VI. Тематическое планирование
Номер занятия | Тема раздела, занятия | Количество часов | Планируемые результаты (УУД) |
теория | практика |
Вывод уравнений линий по их геометрическим свойствам. (16 часов) |
1-3 4 5-7 8 9-11 12-13 14-15 16 | Уравнение прямой. Нормальное уравнение прямой. Уравнение окружности. Параметры окружности. Построение графика окружности Эллипс, гипербола, парабола историческая справка. Эксцентриситет. Уравнения и графики эллипса, гиперболы и параболы Пересечение и объединение графиков. Графики неравенств Зачетная работа. Презентации учащихся. | 1 1 1 1 | 2 3 3 2 2 | Предметные: восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста, приведение примеров. Метапредметные: познавательные – осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Регулятивные - оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи; коммуникативные – развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. |
Графики и геометрические преобразования (16часов) |
17-19 20-21 22-23 24-25 26-28 29-31 32 | Координатная запись геометрических преобразований. Параллельный перенос Осевая симметрия Растяжение от прямой. Поворот. Инверсия Исследование симметрий линий по их уравнениям Упрощение и исследование уравнений эллипса, гиперболы и параболы Зачетная работа. Презентации учащихся.
| 1 1 | 2 2 2 2 3 3 | Предметные: научаться находить частные и общие решения, проводить равносильные преобразования. Метапредметные: познавательные- ориентироваться на разнообразие способов решения задач; регулятивные – учитывать правило в планировании и контроля способа решения; коммуникативные – контролировать действия партнера. Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. |
| |
| |
| | |
| |
3. Построение графиков функций (32 часа) |
33-34 35-37 38-41 42-43 44-47 48-51 52-55 56-59 60-62 63-64 | Исследование функций и построение графиков. Область определения функции Исследование графика на симметрию Нахождение нулей функции. Нахождение полюсов. Нахождение промежутков знакопостоянства Исследование поведения функции на бесконечности Применение геометрических преобразований к построению графиков функций. Квадратичная функция Дробно-линейная функция Графики функций и уравнений содержащие знак модуля «Сложение» и «умножение» графиков. Правило «Сложения» и «умножения» графиков. Зачетная работа. Презентация учащихся. Резерв (4часа) | 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 | 10 1 2 3 1 3 9 3 3 3 2 2 | Предметные: -восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста, приведение примеров; -углубление знаний в построении графиков функций и в их прочтении. Метапредметные: познавательные – осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; регулятивные- оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи; коммуникативные – развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов , задач, решений, рассуждений. |
|
|
|
|
VII Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса
Данная программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
А.Г.Мордкович «Алгебра 7-9», учебник, 2013
А.Г.Мордкович, Е.Е. Тульчинская, Е.Н.Мишустина «Алгебра 7-9», задачник,2013
Л.А.Александрова «Алгебра 7-9. Самостоятельные работы», 2013
А.Г.Мордкович, Е.Е. Тульчинская «Алгебра 7-9», тесты,2013
Учебник для общеобразовательных чреждений «Геометрия 7-9, А Смирнова ИМ, Смирнов ВА, Москва Мнемозина,2013
Глейзер Г.И. История математики в школе: VII - VIII классы / Г.И.Глейзер. – М.:Просвещение,1982.
Курант.Р Что такое математика? / Р. Курант, Г.Роббинс. – М.: Просвещение, 1967
Н.Я.Виленкин, Р.С.Гутер,А.Н.Земляков. «Факультативный курс. «Избранные вопросы математики (7-8 кл.),М., «Просвящение», 1978г
А.М. Абрамов, И.Н.Антипов, Методика факультативных занятий в 7-8 классах:Избр.вопросы математики. Пособие для учителей, Сост. И.Л.Никольская, В.В.Фирсов,- М.: Просвещение, 1981
Компьютерное обеспечение занятий
В разделе программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.
Интернет – ресурсы
Уроки по основным предметам школьной программы- http://intermeturok.ru/ru
Информационная поддержка учащихся при подготовке к ОГЭ-9 по математике – http://alexlarin.net/
Федеральный институт педагогических измерений – http://fipi.ru/oge-igve-9
Исследовательские работы учащихся – http://obuchonok.ru/plan
Онлайн-тесты для подготовки к ОГЭ-9 по математике – http://uztest.ru/
Учебно-методические материалы для учителя – http://4ege.ru/gia-in-9/
Презентации по алгебре – http://900igr.net
Задания обоих открытых банков заданий ОГЭ-9 по математике с образцами решений – http://sdamgia.ru/?redir=1
Интернет-курс для подготовки к ОГЭ-9 – http://free.megacampus.ru/
Портал готовых презентаций – http://prezentacii.com
Видеоуроки – http://interneturok.ru/
VIII Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате обучения учащиеся должны:
знать :
Построение графиков функций и уравнений используя изученные способы
Некоторые традиционные методы рассуждений
Понятия симметрии в алгебре
уметь:
Строить графики основных типов функций и различные их комбинации
Анализировать ,раскрывать причинно-следственные связи
Классифицировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты
понимать:
Прикладное значение общих методов математики
Роль и место математики в системе других наук
Интегрированный характер математических знаний
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной
решать следующие жизненно практические задачи:
Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах
Аргументировать и отстаивать свою точку зрения
Уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставленного анализа объектов
Пользоваться предметным показателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
Самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решения актуальных для них проблем
20