Содержание
1. Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3. Основные направления работы.
4. Методологические принципы.
5.Тематическое планирование.
6. Предполагаемые результаты.
1. Пояснительная записка
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Этому способствуют - изобразительная деятельность, аппликация, лепка, игровые методы и приёмы (пальчиковые игры, тренинги),конструирование на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов. Так же, помогают развитию у ребёнка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости; каллиграфически красиво и аккуратно изображать письменную речь.
Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребёнка. Изобразительная деятельность, аппликация, лепка, конструирование на листе бумаги, пальчиковые игры и тренинги с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у детей продолжают формироваться навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, аппликации, лепке, конструированию на листе бумаги с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. У детей может отмечаться повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться, испытывают затруднения. Для этого, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы) на общую и мелкую моторику.
Во многом результат работы зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание школьников, побудить каждого к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игровой момент;
- сюрпризный момент - герой сказки или мультфильма.
- просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение и т. д.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник учащиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у детей развиваются воображение, мышление, речь.
У детей может отмечаться повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться, испытывают затруднения. Для этого, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы) на общую и мелкую моторику.
Теоретическая часть работы включает краткие пояснения по темам занятий, показом и приёмам работы. Практическая часть состоит из определённых этапов работы по определённой теме. В работе кружка «Волшебные ручки» важное и особое внимание уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Курс кружка «Волшебные ручки» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными видами деятельность, что позволяет расширить кругозор красивых вещей сделанных своими руками.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся раз в неделю.
2.Основные цели работы:
продолжать развивать практические трудовые навыки в разнообразной деятельности у учащихся;
развивать эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создать условия для реализации творческой работы учащихся.
Задачи:
развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук;
развивать у детей интерес расширять умения и навыки нетрадиционной изобразительной деятельности;
развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать (составлять) изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем;
развивать у учащихся интерес к лепке.
образовательные:
актуализировать знания учащихся по изобразительной деятельности, аппликации, лепке, игровыми методами и приёмами (пальчиковые игры, тренинги), конструированием на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов;
Знакомить учащихся с техникой нетрадиционной деятельности.
воспитательные:
формировать интерес к занятию;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитывать уважительного отношения к окружающим;
формировать и воспитывать положительные эмоции на занятиях.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ;
беседа;
иллюстрация;
информационно - коммуникативные технологии;
практическая работа;
коллективная и групповая работа;
индивидуальный подход к каждому ребёнку;
3.Основные направления работы.
а) Изложение материала.
Словесные методы: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
Наглядные методы: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
б) Коллективно-практическая деятельность.
Практические методы: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
Объяснительно-иллюстративные методы: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
Репродуктивные методы: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые методы: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
в) Рефлексия.
Участие в конкурсах детского творчества школьном уровне районных и дистанционных конкурсах.
В конце каждого полугодия проводится выставка работ учащихся, для проверки умения выполнять задания индивидуально, в парах, группах.
4. Методологические принципы.
Основные принципы, заложенные в основу кружковой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
5. Тематическое планирование
№ | Название | Дата |
1. | Вводное занятие. | 04.09.16 |
2. | Вышивка "Цветы в вазе" | 11.09.16 |
3. | Выполнение открытки к 25 сентября. | 18.09.16 |
4. | Панно "Лоскутная аппликация. | 25.09.16 |
5. | Изготовление открытки к дню учителя. | 02.10.16 |
6. | Квиллинг "Цветочная поляна". | 09.10.16 |
7. | Вышивка "Мышка". | 16.10.16 |
8. | Вышивка "Мышка". | 23.10.16 |
9. | Картина из пластилина на стекле "Солнышко" | 13.11.16 |
10. | Панно "Квиллинг". | 20.11.16 |
11. | Лепка по стеклу. | 27.11.16 |
12. | Изготовление новогодних костюмов. | 04.12.16 |
13. | Изготовление новогодних игрушек. | 11.12.16 |
14. | Изготовление новогодних открыток. | 18.12.16 |
15. | Изготовление новогодних сувениров. | 25.12.16 |
16. | Изготовление открытки к Татьянину дню. | 15.01.17 |
17. | Бисероплетение. | 22.01.17 |
18. | Бисероплетение. | 29.01.17 |
19. | Изготовление сувенира на день влюбленных. | 05.02.17 |
20. | Изготовление Валентинок. | 12.02.17 |
21. | Изготовление открытки на 23 февраля. | 19.02.17 |
22. | Аппликация пайетки. | 26.02.17 |
23. | "Изготовление открытки к 8 марта. | 05.03.17 |
24. | Вышивка пайетки "Бабочка" | 12.03.17 |
25. | Вышивка пайетки "Бабочка" | 19.03.17 |
26. | Пасхальная композиция. | 09.04.17 |
27. | Пасхальное яйцо. | 16.04.17 |
28. | Аппликация из пайеток. | 23.04.17 |
29. | Вышивка крестиком. | 30.04.17 |
30. | Изготовление открытки на 9 мая. | 07.05.17 |
31. | "Волшебный бисер" | 14.05.17 |
32. | "Дерево" Плетение из бисера. | 21.05.17 |
34. | "Дерево" Плетение из бисера. | 28.05.17 |
Всего занятий: 34 часа
6. Предполагаемые умения и навыки.
высокая степень интереса школьников к содержанию занятий;
приобретение навыка в изобразительной деятельности, аппликации, лепке, игровых методах и приёмах, конструировании на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов;
практическое применение своих умений и навыков.
активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном и более высоком уровне;
использование поделок и сувениров в оформлении класса, стендов, зала для проведения школьных мероприятий;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников для кружковой работы;
использовать на занятиях правила личной гигиены, культуру поведения, культуру общения, технику безопасности, наблюдение, сравнение, качественное выполнение операций и приёмов по изготовлению несложных изделий;
организовать рабочее место;
рационально и экономно строить свою практическую работу на различных этапах работы;
анализировать учебное задание предложенное педагогом;
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
программа кружка
"Волшебные ручки"
на 2016-2017 учебный год
6-7 классы
(Средняя возрастная группа)
Воспитатель: А. Д. Цыкунова
2016-2017 учебный год