СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Организации экологического образования через систему социального партнёрства"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

           Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

         Непрерывное экологическое образование имеет первостепенное значение для обеспечения экологической безопасности страны, сохранения и улучшения здоровья населения, сбережения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия для нынешних и будущих поколений и противодействия неблагоприятным процессам как глобального масштаба, так и на региональном уровне. Особое место в решении таких задач занимает дополнительное образование детей.

          Центральным звеном в системе дополнительного экологического образования МБОУ СШ №143 является сотрудничество с «Живым музеем Экодом» КДПиШ г. Красноярска.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Организации экологического образования через систему социального партнёрства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 143»











Программа

«Организации экологического образования через систему социального партнерства»

















Составитель:

Буркова О. Н.

учитель географии















г. Красноярск

Пояснительная записка



Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Непрерывное экологическое образование имеет первостепенное значение для обеспечения экологической безопасности страны, сохранения и улучшения здоровья населения, сбережения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия для нынешних и будущих поколений и противодействия неблагоприятным процессам как глобального масштаба, так и на региональном уровне. Особое место в решении таких задач занимает дополнительное образование детей.

Центральным звеном в системе дополнительного экологического образования МБОУ СШ №143 является сотрудничество с «Живым музеем Экодом» КДПиШ г. Красноярска.

Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа». Социальное партнерство можно рассматривать как наиболее перспективную организационно-управленческую форму педагогически последовательного, системно-комплексного решения самых актуальных проблем и задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

В 2010 г. введен в действие федеральный государственный стандарт основного общего образования. Практически в каждой главе этого документа идет речь об экологическом образовании и формировании экологической культуры, причем реализация стандарта возложена на учреждения основного и дополнительного образования в рамках урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей.



Ученики МБОУ СОШ №143 с 2009 года являются опекунами чёрного коршуна «Счастливчика», а также оказывают шефскую помощь питомцам живого музея «ЭКОДОМ» Краевого Дворца Пионеров и Школьников.

Коршуна ребята нашли в лесу во время похода в пещеру «Чёрное сердце». Обессиленная, полуживая птица лежала на тропинке, коршун покалечен, у него полностью отсутствует одно крыло. Они привезли птицу в Роев Ручей, но им отказали, тогда они обратились в живой музей Экодом. Коршуна приняли, но при условии, что будет оплачиваться его содержание в размере 1000 рублей в месяц. Актив класса обратился за помощью к парламенту школы, нас поддержали. Была организованна акция по спасению птицы. Когда ребята привезли корм и деньги в живой музей, узнали, что таких животных в Экодоме много у каждого своя история, своя трагедия …

Два раза в год в школе проводится экологическая акция. Собираем корм для питомцев Экодома. В рамках акции проводим конкурсы, игры, викторины, классные часы. Лучшие конкурсные работы были представлены на выставках Краевого Дворца Пионеров и Школьников. В живом музее проводятся уроки по изучению природы. Для учащихся школы организовываются экскурсии, где ребята могут пообщаться с животными. Экскурсии позволяют узнавать мир природы изнутри, помощь животным и общение с ними делают ребят добрее. Они приобретают новые знания и сами становятся организаторами новых экологических акций. Общение с питомцами Экодома меняют ребят в лучшую сторону. Ребята за этот период очень многому научились: разрабатывают сценарии уроков, проекты, акций, лекций, проводят конкурсы, линейки.

Сегодня работа стала системой экологического воспитания в школе и возникла необходимость создание программы организации экологического образования через систему социального партнерства.

Сотрудничество на основе интеграции общего и дополнительного образования помогает создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействия, делая его более мобильным и личностно ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации трудно переоценить!

В основу программы легли идеи современной педагогической науки, ориентирующейся на экологическое воспитание обучающегося в рамках стратегии устойчивого развития, а также концептуальные педагогические идеи о значении деятельности в развитии способностей и использовании проектной технологии в учебно-воспитательном процессе.

В данной программе ярко выражен практико-ориентированный характер, используются активные формы познавательной деятельности: конкурсы, игры, экскурсии, акции, мини-исследования, проекты и др.;

• предоставление материальной базы («Живой музей Экодом») для реализации практической части общеобразовательных программ естественнонаучного цикла;

• проведение тематических экскурсий для учащихся школ. Совместно с учителями разработана целая серия тематических экскурсий для школьников: практическое занятие или закрепление материала по программам «Окружающий мир», «География», «Биология». Например, «Животный мир планеты Земля и его отражение в экспозициях «Экодома» (7-й кл.), «Сравнение строения и функций опорно-двигательного аппарата человека и животных» (8-й кл.), «Мир пресмыкающихся планеты земля и его отражение в экспозициях «Экодома» (7-й кл.) и др.;

• организация экологических занятий с детьми, посещающими школьные площадки в период школьных каникул. Такая форма работы позволяет организовать содержательный досуг школьников. Например, практические занятия по темам: «Экология животных», «Экология птиц», «Животные Красной книги Красноярского края», обзорная экскурсия по живому музею «Экодом», просмотр экологических фильмов – вот небольшой перечень таких мероприятий;

• профориентационная работа со старшеклассниками через организацию встреч школьников со специалистами природоохранных организаций;

• проведение экологических мероприятий для учащихся и их родителей.

Благодаря сотрудничеству мы формируем в детях активную гражданскую позицию, привлекаем к общественно полезной деятельности, воспитываем нравственное и гуманное отношение к домашним животным, формируем навыки экологического просвещения населения.

Цель программы: создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Достижения цели предполагает решения ряда задач:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

-помощь и поддержка живому музею «Экодом»;

-воспитание и развитие нравственных качеств: милосердие, сострадание, чувства долга, ответственности;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей и формирование организаторской коммуникативной компетенции;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе.

Ожидаемые результаты:

- повышение экологической грамотности учащихся;

- экологическая деятельность даст возможность соприкоснуться с миром живой природы, сформировать у детей доброе отношение к братьям нашим меньшим и лучше узнать природу;

-дети станут инициаторами в проведении экологических мероприятий;

-приобретённые знания и навыки, учащиеся смогут использовать в организации других проектов.

Сроки реализации программы 2015 – 2020 гг.













План мероприятий по выполнению программы



Мероприятия

Классы

Сроки


Обзорные экскурсии по живому музею «Экодом»

1 - 11

в течении года

1.

Акция «Кабачок» - сбор овощей для питомцев «Экодома»

1 - 11

сентябрь

2.

Урок – экскурсия «Кто такие птицы, звери, рыбы, насекомые»

1


октябрь


Обобщающий урок экскурсия «Многообразие живых организмов»

5

октябрь


Мини – исследование «Сравнение строения и функций опорно-двигательного аппарата человека и животных»

8

октябрь


Урок – экскурсия «Животные лесных и безлесных природных зон»

4

7, 8

октябрь

январь - февраль

3

Урок – экскурсия «Какие бывают животные», «дикие и домашние животные», «Животные живого уголка»

2

октябрь - ноябрь


Осенняя акция «Доброе дело»

1 - 11

октябрь - ноябрь

5

Урок – экскурсия «Разнообразие животных»

3

ноябрь

6

Проект «Разнообразие природы

родного края».

3

ноябрь


Проекты, конкурсы: «Заповедники и национальные парки России. Охрана природы»

4 - 8

октябрь - февраль


Акция «Кормушка»

1 - 6

ноябрь - декабрь


Акция «Новогодний подарок для зверюшек»

1-4

декабрь


Уроки «Мир животных» в живом музеи «Экодом»

7

в течении года


«Мир пресмыкающихся планеты земля и его отражение в экспозициях «Экодома»

7

февраль


Весенняя акция «Доброе дело»




«Животный мир планеты Земля и его отражение в экспозициях «Экодома»

7

5

декабрь – май

март – май



Благотворительная акция «Помоги братья нашим меньшим»

1-11

март - апрель


Урок экскурсия «Царства живой

природы. Разнообразие животных»

6

май


Практические занятия по темам: «Экология животных», «Экология птиц», «Животные Красной книги Красноярского края».

2 – 8

в течении года


Встречи школьников со специалистами природоохранных организаций

8 - 11

в течении года