Педагог дополнительного образования: Чепелева В.Н.
Программа по дополнительному образованию «Художественное творчество» направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественному произведению и самостоятельному созданию нового образа ( в рисунке, лепке, аппликации) , который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования.
Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.
Школа раннего развития предлагает курс занятий по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Изобразительная деятельность в детском саду», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Тема | № занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Количество часов |
1. «Мой весёлый, звонкий мяч» Сентябрь | 1 | Лепка предметная | Лепка округлых предметов Синхронизация движений обеих рук раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. |
1 |
2. «Мой весёлый, звонкий мяч» Сентябрь
| 2 | Рисование предметное | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | 1 |
«Шарики воздушные, ветерку послушные» Сентябрь | 3 | Аппликация с элементами рисования | Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм ( одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувств формы и ритма. | 1 |
Разноцветные шарики Сентябрь | 4 | Рисование | Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). | 1 |
Яблоко с листочком Сентябрь | 5 | Аппликация | Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка); составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и очередное наклеивание деталей | 1 |
Яблочко с листочком и червячком Сентябрь
| 6 | Рисование | Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. | 1 |
Ягодки на тарелочке Сентябрь | 7 | Лепка | Создание пластичной композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными преёмами: круговыми длижениями ладоней (для талелки), и пальщев (для ягодок) | 1 |
Ягодка за ягодкой ( на кустика) Сентябрь | 8 | Рисование ватными палочками | Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. | 1 |
Репка на грядке Октябрь | 9 | Лепка | Лепка репки в определенной последовательности раскатывание шара, сплющивание и вытягивание хвостика, прикрепление листьев (создание композиций на бруске пластилина (грядке) | 1 |
Выросла репка – большая пребольшая Октябрь | 10 | Аппликация | Наклеивание готовой формы (репки) и дополнение самостоятельно подготовленными элементами (листьями). Освоение техники обрывной аппликации | 1 |
Мышка норушка Октябрь | 11 | Лепка из глины (солёного теста, пластилина) | Лепка конусообразной формы и создание образа мышки заострение мордочки использование дополнительных картинок (для ушек – семечек, для хвостика – веревочек – для глаз – бусинок или бисера) | 1 |
Мышка и репка Октябрь | 12 | Рисование с элементами аппликации | Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветными карандашами. | 1 |
«Падают, падают листья» Октябрь
| 13 | Рисование | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма | 1 |
Листопад Октябрь | 14 | Аппликация | Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки) | 1 |
Грибы на пенечке Октябрь | 15 | Лепка | Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. | 1 |
Грибная полянка Октябрь | 16 | Аппликация с элементами рисования | Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. | 1 |
Град, град! Ноябрь | 17 | Рисование ватными полочками | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче – близко друг к другу, град на небе – более редка, с просветами) | 1 |
Дождь, дождь! Ноябрь | 18 | Аппликация с элементами рисования | Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами | 1 |
Лямба (по мотивам сказки-крошки В. Кротова) Ноябрь | 19 | Лепка с аппликацией | Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие образного мышлений, творческого воображения. | 1 |
Светлячок (по мотивам стихотворения Г.Р.Лагздынь) Ноябрь | 20 | Рисование декоративное | Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге черного или темно-синего цвета. Развитие воображения | 1 |
Сороконожка Ноябрь | 21 | Лепка | Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение форм – изгибание, свивание | 1 |
Сороконожка в магазине Ноябрь | 22 | Рисование на удлиненных листах бумаги | Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. | 1 |
Лесной магазин Ноябрь | 23 | Лепка | Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом 9п представлению). Составление коллективной композиции | 1 |
Полосатые полотенца для лесных зверушек Ноябрь | 24 | Рисование декоративное | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) | 1 |
Вьюга-завирюха Декабрь
| 25 | Рисование декоративное | Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка. | 1 |
Волшебные снежинки Декабрь | 26 | Аппликация с элементами рисования | Наклеивание шестилучевых снежинок из трех полосок бумаги с учетом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей) | 1 |
Новогодние игрушки Декабрь | 27 | Лепка из соленого теста | Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней ёлки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прощипывание, вдавливание. | 1 |
Серпантин танцует Декабрь | 28 | Рисование | Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы. | 1 |
Праздничная ёлочка Декабрь | 29 | Рисование | Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. | 1 |
Праздничная ёлочка Декабрь | 30 | Аппликация с элементами рисования | Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций) украшение ёлки цветными игрушками и гирляндами (способом примакивания и тычка) Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. | 1 |
«Я пеку, пеку, пеку…» Январь | 31 | Лепка из солёного или сдобного теста | Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу прощипывание защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики | 1 |
Бублики-баранки Январь | 32 | Аппликация | Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («название» бубликов – баранок на связку). Нанесение клея на окружности. Воспитание аккуратности уверенности, самостоятельности. | 1 |
Бублики-баранки Январь | 33 | Лепка | Раскатывание цилиндров (колбасок) разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развитие глазомера и мелкой моторики | 1 |
Бублики-баранки Январь | 34 | Рисование | Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов. | 1 |
Колобок на окошке Январь | 35 | Аппликация с элементами рисования | Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки. | 1 |
Колобок покатился по дорожке Январь | 36 | Рисование | Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | 1 |
В некотором царстве Февраль | 37 | Рисование по замыслу | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. | 1 |
За синими морями, за высокими горами Февраль | 38 | Аппликация с элементами рисования | Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. | 1 |
Баю-бай, засыпай Февраль | 39 | Лепка сюжетная | Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках. | 1 |
Лоскутное одеяло Февраль | 40 | Аппликация из фантиков | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое» | 1 |
Робин Бобин Барабек Февраль | 41 | Лепка сюжетная (коллективная композиция) | Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу (яблоки, печенье, орехи, камушки и т.д.) и выкладывание их на общей основе (живот или стол Робина Бобина) | 1 |
Робин Красношейка (лесенка) Февраль | 42 | Аппликация с элементами рисования | Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм- Бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу. | 1 |
Большая стирка (платочки и полотенца) Февраль | 43 | Рисование | Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке.) | 1 |
Мойдодыр Февраль | 44 | Аппликация | Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей) | 1 |
Букет цветов Март | 45 | Аппликация | Создание красивых композиций: набор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. | 1 |
Цветок для мамочки Март | 46 | Рисование | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. | 1 |
Сосульки воображульки Март | 47 | Лепка | Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. | 1 |
Сосульки плаксы Март | 48 | Рисование с элементами обрывной аппликации | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию | 1 |
Веселая неваляшка Март | 49 | Лепка | Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного инструмента) | 1 |
Неваляшка танцует Март | 50 | Аппликация с элементами рисования | Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма | 1 |
Ходит в небе солнышко Март | 51 | Аппликация | Составление образов солнца из большого круга и 7-10 лучей (полосок, треугольников, трапеций, кругов, завитков – по выбору детей). Развитие чувства формы и ритма. | 1 |
Солнышко, солнышко, раскидай колечки! Март | 52 | Рисование | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка | 1 |
Ручеёк и кораблик Апрель | 53 | Аппликация с элементами рисования | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции | 1 |
Мостик (по сюжету стихотворений Г.Р. Лагздынь) Апрель | 54 | Лепка с элементами конструирования | Моделирование мостика из 3-6 «бревнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой), Создание композиции из ручейка и мостика. | 1 |
Почки и листочки Апрель | 55 | Рисование и аппликация | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. | 1 |
Птенчики в гнёздышке Апрель | 56 | Лепка | Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках) Воспитание интереса к лепке. | 1 |
Ути-ути! Апрель | 57 | Лепка | Лепка птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара (или овоида), оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика вытягивание клювика. Воспитание интереса к познанию природы | 1 |
Божья коровка Апрель | 58 | Рисование | Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. | 1 |
Флажки такие разные Апрель | 59 | Аппликация | Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и/или форме Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства формы и ритма | 1 |
Я флажок держу в руках Апрель | 60 | Рисование | .Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. | 1 |
Филимоновские игрушки Апрель | 61 | Лепка рельефная | Знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, медведь, лиса, барыня и др.) Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительной» культуры и художественного вкуса. | 1 |
Филимоновские игрушки Май | 62 | Рисование | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. | 1 |
Цыплята и одуванчики Май | 63 | Рисование | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности | 1 |
«Носит одуванчик желтый сарафанчик…» Май | 64 | Аппликация обрывная | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики синхронизация движений обеих рук. | 1 |