СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по настольному теннису

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность занятий спортом для каждого человека ни у кого не вызывает сомнений. При регулярных физических нагрузках и тренировках состояние здоровья человека улучшается, он становится полным жизненных сил и энергии. Современные люди используют все имеющие возможности для того, чтобы поддержать свой организм и оздоровить его.

Просмотр содержимого документа
«Программа по настольному теннису»


Управление образования

Администрации

Конышевского района Курской области

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Конышевский Дом детского творчества.»




Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор

от « 01» сентября 2016 г. МКУ ДО « Конышевский

Протокол № 1 Дом детского творчества»

________________ (ФИО)

« 01 » сентября 2016 г.





Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно - спортивной направленности

«Настольный теннис»




Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 1 год





Автор – составитель:

Величкин Иван Васильевич,

педагог дополнительного образования





п. Конышевка 2016 г.



Раздел. № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка.

Важность занятий спортом для каждого человека ни у кого не вызывает сомнений. При регулярных физических нагрузках и тренировках состояние здоровья человека улучшается, он становится полным жизненных сил и энергии. Современные люди используют все имеющие возможности для того, чтобы поддержать свой организм и оздоровить его.

Но путь к здоровому образу жизни начинается с детства. Оченьважно как можно раньше пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, выработать привычку к регулярным физическим упражнениям. В настоящее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальнойпроблемой.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми становятся дети.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Специалисты считают, что задача повышения качества образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей. Только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их и эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, наиболее значимыми являются: интенсивность образовательного процесса; увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с образовательным процессом; увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ и т.д.); увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка; снижение физической активности. И поэтому одной из приоритетных задач становится задача формирования культуры здорового образа жизни, потому что у большинства детей не сформировано положительного отношения к физической культуре, они не

приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не знают о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья. Решить отчасти эту проблему призвана программа «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональностиорганизма.

Занятия настольным теннисом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, находчивость, быстроту мышления, изобретательность, тонкий расчет, глазомер, внимание, выдержку, волю к победе и другие ценные качества.

Программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность программы.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищам.

Программа «Настольный теннис» позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Отличительные особенности программы: дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в которых либо совсем не изучается, либо изучается значительно меньше такой игровой вид спорта, как настольный теннис.

Программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодѐжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.


Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся от 12 до 18 лет.

Характеристика возрастных особенностей детей.

В группы начальной подготовки принимаются обучающиеся образовательных учреждений от 12 до 18 лет.

Занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей.

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется с учѐтом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся Отличительной особенностью процесса обучения детей младшего школьного возраста является использование технологий игрового обучения, что позволяет сделать учебно-тренировочные занятия увлекательными и интересными.

Подростковый возраст – это критический возраст и в социальном, и в биологическом аспектах. Именно в подростковом возрасте заканчивается физиологическое созревание и наступает социальное взросление личности. Важность этого периода определяется тем, что в нѐм закладываются основы и намечается общее направление в формировании жизненных установок личности. Подросткам в этом возрасте свойственны эмоциональность, изменчивость настроения,болезненная чувствительность к несправедливости, к различным неудачам.


неприятностям. Растѐт критичность по отношению к взрослым. Особо выделяется стремление подростков самоутвердиться, проявить себя, занять значимое место в коллективе сверстников. Поэтому необходимо учитывать данные особенности развития каждого учащегося и их реальный биологический возраст. Наиболее успешно в возрасте 11-16 лет развиваются скоростные, скоростно-силовые способности и выносливость. Только в этом возрасте наблюдается качественный скачок в развитии быстроты и «взрывной» силы. Необходимы также частые переключения внимания подростков с одного упражнения на другое и использование игровых форм учебно-тренировочных занятий.

Объем и срок освоения программы.

Программа «Настольный теннис» рассчитана на 1 год обучения. Учебный курс составляет 144 часов.

Обучение осуществляется в группах начальной подготовки

Один год обучения осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основными техническими приёмами, выполнение контрольных нормативов по ОФП.

Форма обучения по программе очная. Образовательный процесс в объединении «Настольный теннис» осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. Состав группы – постоянный. Возможен добор детей в группы в течение учебного года.

Содержание и материал программы «Настольный теннис» организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

Для учащихся обучение по программе имеет минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания, что соответствует стартовому уровню.


Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Количественный состав групп 12-15 чел. Занятия в них проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (по 45 мин.). Перерыв между занятиями - 10 мин. Количество учебных часов – 144 часа в год.


Цели задачи программы.

Цельпрограммы:

Развитие у детей мотивации к спортивным занятиям, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные (предметные)

дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольныйтеннис);

научить правильно регулировать свою физическуюнагрузку;

обучить учащихся технике и тактике настольноготенниса;

развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстротуреакции;

развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;

формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игровогодосуга;

Личностные:

повышение творческой активности детей, проявление инициативы и любознательности;

формирование ценностных ориентаций;

адаптация детей к условиям детско-взрослойобщности;

развитие жизненных, социальных компетенций: автономность, ответственность, мировоззрение, гражданская позиция ит.д.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение контролировать и оцениватьдействия;

коммуникативные – умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своихдействий;

познавательные – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информационной из различных информационных источников.

Содержание программы

Учебно-тематический план

обучение правилам игры, основам техникиигры;развитие физической и специальной подготовки, совершенствование психологическихпоказателей;

повышение уровня дисциплины и культуры поведения назанятиях.


п/п



Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля


всего

теорети- ческиезанятия

практи- ческиезанятия

1

Комплектование группы 1- го года обучения

1

1

-


2

Вводное занятие: введение в программу

( техника безопасности, правила поведения учащихся)


1


1


-

Устный опрос

3

Физическая культура и спорт в России, области, городе


1


1


-

Собеседование


- историяразвитиянастольноготенниса



-


4

Значение здорового образа жизни

1

1

-

Устный опрос


- лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения



0,5


-



- безопасность поведения - залог сохраненияздоровья


0,5

-


5

Основы техники и тактики игры


69


7


62

Сдача контрольных нормативов


Хват ракетки

1

0.5

0.5

тестирование


Игровая стойка у стола

1

0.5

0.5

тестирование


Перемещение у стола

1

0.5

0.5

тестирование


Набивание мяча на ракетке

10

1

9

Практическое занятие


- одной стороной ракетки

3


3



- 2-мя сторонами ракетки поочередно

3


3



- набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту


4


1


3



Плоский удар (откидка)

23

1

22

зачѐт


- слева

5,2

0,2

5



- справа

5.2

0,2

5



- перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара


6,3


0,3


6



- “Треугольник” плоским ударом

6,3

0,3

6



Подача

15

1

14

зачѐт


- плоским ударом безвращения

4,3

0,3

4



- с верхним вращением

3,2

0,2

3



- с нижним вращением

3,2

0,2

3



- прием подач плоским ударом, накатом, качем

4,3

0,3

4



Накат

10

1

9

зачѐт


- справа и слева по диагонали

3,3

0,3

3



- справа и слева по прямой

3,3

0,3

3



- “Треугольник” накатом

3,4

0,4

3



Подрезка

7

1

6

зачѐт


- справа и слева по диагонали

2,3

0,3

2



- справа и слева по прямой

2,3

0,3

2



- “Треугольник” качем

2,4

0,4

2


6

Методика обучения

20

17

3

самоанализ

7

Правила игры

2

1

1

зачѐт


- правилаодиночныхигр





8

Участие в соревнованиях

5

-

5

соревнования

9

Индивидуальная работа

20

-

20


10

Повторение пройденного материала


20




20

Контрольнор мативов физического развития

11

Проверка знаний и умений на их соответствие требованиям программы


2




2

Промежуточная аттестация

12

Итоговое занятие

2

2

-

Награждение






учащихся,


Итого:

144

31

113




Содержание учебного плана
Комплектование группы.

Вводное занятие: -1ч

Теория: введение в программу

( техника безопасности, правила поведения учащихся)

Форма контроля: Устный опрос


Физическая культура и спорт в России -1ч

Теория: развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене, развитие настольного тенниса в мире. Тенденции развития настольного тенниса в России, нашей области и городе.

Форма контроля: собеседование.

Значение здорового образа жизни и воспитательные мероприятия на данную тематику - 4ч.

Теория: Безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах, особенно в транспорте и незнакомой обстановке (в связи с участием в выездныхсоревнованиях).

Форма контроля: собеседование.

Основы техники и тактики игры- 69ч.

Теория: изучаются основы игры против игроков нападающего и защитногоплана.

Практика: Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке учащихся.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу.

Стабильная подача с различным вращением мяча. Индивидуальная подача. Игра ударами «накат» по диагонали и по прямой сериями (до 65 ударов). Игра «подрезкой» по диагонали и по прямой сериями. Главная задача данного этапа подготовки – научить придавать мячу сильное вращение верхнее и нижнее. Для этого много внимания уделено техническому приему топ-спин и его отражению. Изучается его выполнение с наката (подставки) и (подрезки) сериями (до 6 ударов). На этом году обучения подробно изучается топ-спин справа, а топ-спин слева не является зачетным при выходном контроле и носит познавательный характер, для комплексного представления об изучаемом приеме. Сильное нижнее вращение мяча достигается подрезкой справа и слева не только наката, но и не сильных атакующих ударов или топ-спинов. Моделирование игровых ситуаций достигается за счет темы

«Комбинированные серии ударов».

Форма контроля: сдача контрольных нормативов


Методика обучения- 20ч.

Теория. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок. Участие в тренировочном процессе 1-го года обучения на правах более сильного спарринг-партнера исоветника.

Форма контроля: самоанализ

Правила игры-2 час.

Практика. Закрепление правил одиночных и парных игр, тонкости правил. Проведение соревнований по круговой, олимпийской системам соревнований. Составление положения о соревнованиях и графиков соревнований. Судейская практика в качестве судьи у стола. Проведение соревнований внутри детского объединения.

Форма контроля: зачѐт

Участие в соревнованиях -5ч.

Практика Участие в детском объединении, городских и областных соревнованиях по настольному теннису. Приобретение соревновательного опыта с равными игроками или значительно сильнее себя, опыт игры на выездных соревнованиях в незнакомой обстановке.

Форма контроля: соревнования.


Индивидуальная работа -20ч.

Практика. Совершенствование изученных видов ударов в разнообразных условиях. Правильная оценка игровой ситуации (развивать хорошее игровое мышление, способность быстро принимать решения). Психологический настрой на победу. Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.

Форма контроля: зачет.


Повторение пройденного материала- 20ч.

Теория. Знание специальнойтерминологии и основ техникиитактики игры, знание правил одиночныхигр.

Практика. Выявление уровня технико-тактической подготовки учащихся.

Формаконтроля: сдача нормативов.


Проверка знаний и умений на их соответствие требованиям программы- .

Теория. Проверка теоретической подготовки учащихся.

Практика. Уровень усвоения практических навыков и умений. Проверка физического развития и потенциала детей. Сдача нормативов по отжиманию,


бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию.

Формаконтроля. Промежуточнаяаттестация.


Итоговоезанятие-2ч

Практика. Подведение итогов за учебный год. Поощрение лучших учащихся.

Форма контроля: награждение учащихся, их портфоллио.







































Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий

Календарныйучебныйграфик

реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы

«Настольный теннис» на 2016-2017 учебныйгод

Календарный учебный график 1 годаобучения

Всего учебных недель - 36, 144часов в год, 4часа в неделю (2занятияпо 2 часа)


Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения

Формы и срокипроведения




Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май




1.

Учебно- тренировочные занятия:

- теория

- практика

10-30.09

01.10-

31.10

01.11-

30.11

(04.11 – П)

01.12-

31-12

09.01-

31.01

01.02-

28.02

(23.02 – П)

01.03.-

31.03

(08.03 – П)

01.04.-

30.04

02.05-

25.05

(09.05 - П)


2.

соревнования


31.10

1.11-

08.11

29.12-

31.12

01.01-

11.01


27.03-

31.03

01.04-

02.04



3.

повторение


24.10.-

28.10


26.12.-

28.12



20.03.-

25.03.


17-25.05




4.

промежуточная аттестация (сдача контрольных нормативов)








17.04-

28.04




ИТОГО

Учебны хдней:

12

18

18

16

14

16

16

16

18

144

Условия реализации программы.

Обеспечение учебным помещением. Занятия проводятся в учебном кабинете.

По периметру учебного кабинета развешаны учебно-наглядные пособия, а также стенды, содержащие информацию о деятельности объединения.

Для реализации программы имеется следующее оборудование:

Теннисный стол,

Теннисные мячики,

Теннисная сетка,

ракетки,

тренировочная стена,

гимнастические скамейки,

скакалки.

учебно-методическая литература по настольному теннису.

Кадровое обеспечение программы. Занятия проводит

тренер- преподаватель Величкин Иван Васильевич, имеющий высшее образование, необходимые знания и опыт. Имеет высшую квалификационную категорию.


Овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками в процессе реализации программы обучающимся помогают следующие средства обучения:

-словесные (беседа, объяснение, устное изложение);

-наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ тренером приемов исполнения);

-практические (тренировочные упражнения) ;

-информационные (источники сети Интернет, видеозаписи);

Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы разработаны различные формы аттестации, фиксации и демонстрации результатов обучающихся, которые отражают достижения цели и задач программы:

Формыаттестации/контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Опрос

Теоретический диктант

Журнал посещаемости Аналитический

Аналитические справки Соревнования

Интервью Собеседование Тестирование Терминологический диктант

Сдача нормативов зачѐт Соревнование

материал Грамоты

Дневник наблюдений Портфолио

Фото

Отзывы детей и родителей

Открытые занятия Товарищеские встречи


Важнейшей функцией управления образовательным процессом является контроль за эффективностью подготовки обучающихся на всех этапах.

Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается по следующим показателям:

Посещение занятий воспитанниками;

диагностика уровня обученности, развития и воспитанности (1 раз вгод);

участие учащихся в соревнованиях и других массовых мероприятиях. Диагностика включает в себя контроль, проверку, накопление знаний.

Формы диагностики: тестирование, зачѐт, учебные соревнования, контрольные упражнения, анкетирование,беседа.


Формы контроля: вводный, текущий, итоговый.


Вводный контроль используют для предварительного выявления уровня знаний и умений.

Методы вводного контроля:

диагностическая беседа;

наблюдение;

опрос

Текущая проверка осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Главная функция текущей проверки –обучающая.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года – в форме промежуточной аттестации обучающихся.


Оценочные материалы.

Достижение учащимися планируемых результатов позволяют определить следующие формы и методы диагностики:

Вводная диагностика - выявление исходного уровня состояния учащихся;

Промежуточная диагностика – выявление эффективности педагогического воздействия;

Итоговая диагностика – выявление достигнутого уровня развития способностей учащихся.

Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается по следующим показателям:

Посещение занятий учащимися;

диагностика образовательных результатов, личностного развития и метапредметных результатов (1 раз вгод);

участие учащихся в соревнованиях и других массовых мероприятиях ; Диагностика включает в себя контроль, проверку, накоплениезнаний.

Для определения уровня освоения программного материала учащимися разработана следующая система оценки:

1-4 балла – низкий уровень

5-8 баллов – средний уровень

9-10 баллов – высокий уровень.

Формой фиксации и предъявления результатов оценивания уровня усвоения программного материала является протокол контрольных занятий в детскихобъединениях.

Для учета метапредметных результатов и личностного развития обучающихся формой фиксации является «Карточка учета метапредметных результатов и личностного развития обучающихся».


Мониторинг личностного развития и метапредметных результатов обучающихся в процессе освоения программы

«Настольный теннис».

Показатели(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможноеколичествобаллов

Используемые методы

1.Развитие волевых качеств личности: 1.1.Терпение.



Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение



терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

терпения хватает больше чем на ½ занятия;



1 – 3



4 – 7




Наблюдение


Определенного времени, преодолевая трудности.

- терпения хватает на все занятие.

8 – 10


1.2.Воля.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

волевые усилия ребенка побуждаются извне;

иногда – самим ребенком;

всегда – самим ребенком.

1 – 3



4 – 7


8 – 10

Наблюдение

1.3.Самоконтроль.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне (низкийуровень самоконтроля);

периодически контролируетсебя сам (средний уровень са- моконтроля);

постоянно контролирует себя сам (высокий уровень самоконтроля).

1 – 3





4 – 7




8 – 10

Наблюдение

2.Поведенческие качества: 2.1.Поведение ребенка на занятиях.



Умение слушать внимательно, выполнять задания, работать быстро, увлеченно и старательно, успевать все сделать.



ребенок часто отвлекается, рассеян, несамостоятелен, работаетмедленно и неувлеченно;

ребенок не совсем

сосредоточен на своей работе, подражает другим и часто



1 – 3







4 – 7



Наблюдение



обращается за помощью;

- ребенок слушает внимательно, самостоятелен до конца, работает увлеченно и быстро, успевает закончить свою работу вовремя.

8 – 10


2.2.Конфликтность (отношение ребенка к

столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия).

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодическипровоцирует конфликты;

сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;

пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1 – 3



4 – 7




8 – 10

Тестирование: метод незаконченногопредложения

2.3.Тип

сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные.

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне;

проявляет инициативув общихделах.

1 – 3


4 – 7


8 – 10

Наблюдение

3.Развитие познавательного интереса (ориентационные качества): 3.1.Мотивация учебно- познавательной деятельности.





Уровень внутреннего побуждения личности к тому или иному виду деятельности, связанного с удовлетворением определенной потребности.





низкий уровень мотивации (общий интерес к тому или иному занятию или интерес связан извне);

средний уровень мотивации (конкретный интерес кзанятию,





1 – 3







4 – 7





Анкета «Моиинтересы»



интерес периодически стимулируется извне);

- высокий уровень внутренней мотивации (конкретный интерес, связанный с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности, интерес поддерживается самостоятельно).




8 – 10


3.2.Отношение к трудовой деятельности.

Умение преодолевать трудности.

трудности преодолевает без всякой настойчивостиили с чьей-либо помощью, так как сам не уверен;

трудности преодолевает сам, но только сцелью самоутвердиться или порадовать других;

настойчив в борьбе с трудностями, не боится их, стремиться совершенствовать свои знания и умения.

1 – 3







4 – 7







8 – 10

Наблюдение, анкетирование

3.3.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

завышенная;

заниженная;

нормальная.

1 – 3

4 – 7

8 – 10

Анкетирование

Мониторинг образовательных результатов



№ п/п

Вид контроля

Средства

Цель

Действия

1

Вводный

Диагностическаябеседа, опрос, наблюдения

Выявление требуемых на начало обучения знаний

Возврат к повторению базовыхзнаний.

Продолжение процесса обучения в соответствии спланом.

2

Текущий

Тестирование, практические задания, наблюдения, конкурсы и эстафеты

Контроль за ходом обучения

Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков.

3

Итоговый

Промежуточнаяаттестация

Выявление уровня знаний, умений и навыков.

Оценка уровня теоретической и практической подготовки.


Методические материалы.


Организация образовательного процесса осуществляется в очной форме.

Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Оно проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительную часть входит разминка, ее цель – разогреть мышцы. Обучающиеся выполняют комплекс упражнений на гибкость и подвижность суставов, а также упражнения, непосредственно готовящие их к основной части. Разминке посвящается 10-20мин.

Основная часть тренировки направлена на освоение техники и тактики игры, развитие специальных физических и морально-волевых качеств. Обучающиеся выполняют упражнения на столе, у стены, играют на счет.

Заключительный этап занятия включает подведение итогов, анализ работы на тренировке каждого учащегося, делаются соответствующие выводы и рекомендации.

Кроме объяснений и упражнений для активизации деятельности обучающихся на занятиях используются такие формы, как дидактические игры и разгадывание кроссвордов. Для проверки усвоения техники и тактики игры, знаний правил, уровня психологической подготовки

регулярно проводятся соревнования. Для успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные методы обучения:

Словесные методы (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и др.) создают у обучающих предварительные представления об изучаемом движении.

Наглядные методы (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы) Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемыхдействиях.

Практические методы:

методупражнений;

игровой;

соревновательный;

круговойтренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

в целом;

по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Реализация образовательной программы строится на следующих

основополагающих принципах:

комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы, и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинскогоконтроля.

преемственность - определяет последовательность изложения программного материалам по этапам обучения, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

вариативность – предусматривает включение в обучение разнообразного набора тренировочных средств и изменение нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивнойподготовки.

В процессе обучения будут использоваться следующие основные педагогические принципы:

принцип связи теории с практикой: обучение воспитанников творческому применению теории в практическойдеятельности;

принцип сознательности и активности: воспитание в спортсменах инициативы, самостоятельности, творческого отношения кзанятиям;

принцип наглядности предполагает широкое использование зрительных ощущений, восприятиеобразов;

- принцип доступности и индивидуализации определяет учѐт особенностей воспитанников и посильности заданий, а также особенностей возраста, пола, предварительной подготовки, а также индивидуального развития физических и духовных способностей;

- принцип систематичности и последовательности: регулярность занятий и система чередования нагрузок с отдыхом, последовательность занятий в зависимости от их направленности и содержания.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и обучающегося. Занятия строятся так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

Технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.

Технология дифференцированного обучения

механизмами реализации которой являются методы индивидуального обучения и которая в первую очередь способствует удовлетворению запросов каждого отдельно взятого воспитанника.

Технология развивающего обучения. Механизмом реализации данной технологии является вовлечение обучаемого в различные виды деятельности. Развивающий характер деятельности способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника.

Технология игровой деятельности. Основной целью данной технологии является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний,

умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологии являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры,конкурсы).

Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учѐтом их возрастной динамики).

Алгоритм структуры учебного занятия Комбинированное занятие 1.Организационная часть

2. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

3.Изложение нового материала.

4.Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

1.Организационная часть

2.Изложение нового материала и закрепление его. Занятие повторения и обобщения полученных знаний 1.Организационная часть

2.Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

3.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

4.Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

1.Организационная часть

2.Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

3.Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. 4.Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. 5.Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

1.Организационная часть

2.Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

3.Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

- Дидактические материалы, используемые в образовательном процессе:

-раздаточный материал;

тесты;

практические задания;

тренировочные упражнения;

-вопросы и задания для устного или письменного опроса.


Список литературы

. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 г. № 33660);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);

Барчукова Г.А. Настольный теннис. – М.: физкультура и спорт,1990.

ГогуновН.Е., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта.-М.: – CADEMIA,2000.

Марущак В.В. Спортивные игры. – М.:Военное издательство,1985.

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Настольный теннис", Петрова Л.В., Шевчук С.В.