Управление образования
Администрации
Конышевского района Курской области
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Конышевский Дом детского творчества.»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор
от « 01» сентября 2016 г. МКУ ДО « Конышевский
Протокол № 1 Дом детского творчества»
________________ (ФИО)
« 01 » сентября 2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Настольный теннис»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Величкин Иван Васильевич,
педагог дополнительного образования
п. Конышевка 2016 г.
Раздел. № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка.
Важность занятий спортом для каждого человека ни у кого не вызывает сомнений. При регулярных физических нагрузках и тренировках состояние здоровья человека улучшается, он становится полным жизненных сил и энергии. Современные люди используют все имеющие возможности для того, чтобы поддержать свой организм и оздоровить его.
Но путь к здоровому образу жизни начинается с детства. Оченьважно как можно раньше пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, выработать привычку к регулярным физическим упражнениям. В настоящее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальнойпроблемой.
В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми становятся дети.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Специалисты считают, что задача повышения качества образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей. Только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их и эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, наиболее значимыми являются: интенсивность образовательного процесса; увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с образовательным процессом; увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ и т.д.); увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка; снижение физической активности. И поэтому одной из приоритетных задач становится задача формирования культуры здорового образа жизни, потому что у большинства детей не сформировано положительного отношения к физической культуре, они не
приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не знают о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья. Решить отчасти эту проблему призвана программа «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональностиорганизма.
Занятия настольным теннисом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, находчивость, быстроту мышления, изобретательность, тонкий расчет, глазомер, внимание, выдержку, волю к победе и другие ценные качества.
Программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищам.
Программа «Настольный теннис» позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Отличительные особенности программы: дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в которых либо совсем не изучается, либо изучается значительно меньше такой игровой вид спорта, как настольный теннис.
Программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодѐжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 12 до 18 лет.
Характеристика возрастных особенностей детей.
В группы начальной подготовки принимаются обучающиеся образовательных учреждений от 12 до 18 лет.
Занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей.
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется с учѐтом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся Отличительной особенностью процесса обучения детей младшего школьного возраста является использование технологий игрового обучения, что позволяет сделать учебно-тренировочные занятия увлекательными и интересными.
Подростковый возраст – это критический возраст и в социальном, и в биологическом аспектах. Именно в подростковом возрасте заканчивается физиологическое созревание и наступает социальное взросление личности. Важность этого периода определяется тем, что в нѐм закладываются основы и намечается общее направление в формировании жизненных установок личности. Подросткам в этом возрасте свойственны эмоциональность, изменчивость настроения,болезненная чувствительность к несправедливости, к различным неудачам.
неприятностям. Растѐт критичность по отношению к взрослым. Особо выделяется стремление подростков самоутвердиться, проявить себя, занять значимое место в коллективе сверстников. Поэтому необходимо учитывать данные особенности развития каждого учащегося и их реальный биологический возраст. Наиболее успешно в возрасте 11-16 лет развиваются скоростные, скоростно-силовые способности и выносливость. Только в этом возрасте наблюдается качественный скачок в развитии быстроты и «взрывной» силы. Необходимы также частые переключения внимания подростков с одного упражнения на другое и использование игровых форм учебно-тренировочных занятий.
Объем и срок освоения программы.
Программа «Настольный теннис» рассчитана на 1 год обучения. Учебный курс составляет 144 часов.
Обучение осуществляется в группах начальной подготовки
Один год обучения осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основными техническими приёмами, выполнение контрольных нормативов по ОФП.
Форма обучения по программе очная. Образовательный процесс в объединении «Настольный теннис» осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. Состав группы – постоянный. Возможен добор детей в группы в течение учебного года.
Содержание и материал программы «Настольный теннис» организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Для учащихся обучение по программе имеет минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания, что соответствует стартовому уровню.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Количественный состав групп 12-15 чел. Занятия в них проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (по 45 мин.). Перерыв между занятиями - 10 мин. Количество учебных часов – 144 часа в год.
Цели задачи программы.
Цельпрограммы:
Развитие у детей мотивации к спортивным занятиям, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные (предметные)
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольныйтеннис);
научить правильно регулировать свою физическуюнагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольноготенниса;
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстротуреакции;
развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игровогодосуга;
Личностные:
повышение творческой активности детей, проявление инициативы и любознательности;
формирование ценностных ориентаций;
адаптация детей к условиям детско-взрослойобщности;
развитие жизненных, социальных компетенций: автономность, ответственность, мировоззрение, гражданская позиция ит.д.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение контролировать и оцениватьдействия;
коммуникативные – умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своихдействий;
познавательные – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информационной из различных информационных источников.
Содержание программы
Учебно-тематический план
обучение правилам игры, основам техникиигры;развитие физической и специальной подготовки, совершенствование психологическихпоказателей;
повышение уровня дисциплины и культуры поведения назанятиях.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | всего | теорети- ческиезанятия | практи- ческиезанятия | 1 | Комплектование группы 1- го года обучения | 1 | 1 | - | | 2 | Вводное занятие: введение в программу ( техника безопасности, правила поведения учащихся) | 1 | 1 | - | Устный опрос | 3 | Физическая культура и спорт в России, области, городе | 1 | 1 | - | Собеседование | | - историяразвитиянастольноготенниса | | | - | | 4 | Значение здорового образа жизни | 1 | 1 | - | Устный опрос | | - лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения | | 0,5 | - | | | - безопасность поведения - залог сохраненияздоровья | | 0,5 | - | | 5 | Основы техники и тактики игры | 69 | 7 | 62 | Сдача контрольных нормативов | | Хват ракетки | 1 | 0.5 | 0.5 | тестирование | | Игровая стойка у стола | 1 | 0.5 | 0.5 | тестирование | | Перемещение у стола | 1 | 0.5 | 0.5 | тестирование | | Набивание мяча на ракетке | 10 | 1 | 9 | Практическое занятие |
| - одной стороной ракетки | 3 | | 3 | |
| - 2-мя сторонами ракетки поочередно | 3 | | 3 | |
| - набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту | 4 | 1 | 3 | |
| Плоский удар (откидка) | 23 | 1 | 22 | зачѐт |
| - слева | 5,2 | 0,2 | 5 | |
| - справа | 5.2 | 0,2 | 5 | |
| - перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара | 6,3 | 0,3 | 6 | |
| - “Треугольник” плоским ударом | 6,3 | 0,3 | 6 | |
| Подача | 15 | 1 | 14 | зачѐт |
| - плоским ударом безвращения | 4,3 | 0,3 | 4 | |
| - с верхним вращением | 3,2 | 0,2 | 3 | |
| - с нижним вращением | 3,2 | 0,2 | 3 | |
| - прием подач плоским ударом, накатом, качем | 4,3 | 0,3 | 4 | |
| Накат | 10 | 1 | 9 | зачѐт |
| - справа и слева по диагонали | 3,3 | 0,3 | 3 | |
| - справа и слева по прямой | 3,3 | 0,3 | 3 | |
| - “Треугольник” накатом | 3,4 | 0,4 | 3 | |
| Подрезка | 7 | 1 | 6 | зачѐт |
| - справа и слева по диагонали | 2,3 | 0,3 | 2 | |
| - справа и слева по прямой | 2,3 | 0,3 | 2 | |
| - “Треугольник” качем | 2,4 | 0,4 | 2 | |
6 | Методика обучения | 20 | 17 | 3 | самоанализ |
7 | Правила игры | 2 | 1 | 1 | зачѐт |
| - правилаодиночныхигр | | | | |
8 | Участие в соревнованиях | 5 | - | 5 | соревнования |
9 | Индивидуальная работа | 20 | - | 20 | |
10 | Повторение пройденного материала | 20 | | 20 | Контрольнор мативов физического развития |
11 | Проверка знаний и умений на их соответствие требованиям программы | 2 | | 2 | Промежуточная аттестация |
12 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Награждение |
| | | | | учащихся, |
| Итого: | 144 | 31 | 113 | |
Содержание учебного плана
Комплектование группы.
Вводное занятие: -1ч
Теория: введение в программу
( техника безопасности, правила поведения учащихся)
Форма контроля: Устный опрос
Физическая культура и спорт в России -1ч
Теория: развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене, развитие настольного тенниса в мире. Тенденции развития настольного тенниса в России, нашей области и городе.
Форма контроля: собеседование.
Значение здорового образа жизни и воспитательные мероприятия на данную тематику - 4ч.
Теория: Безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах, особенно в транспорте и незнакомой обстановке (в связи с участием в выездныхсоревнованиях).
Форма контроля: собеседование.
Основы техники и тактики игры- 69ч.
Теория: изучаются основы игры против игроков нападающего и защитногоплана.
Практика: Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке учащихся.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча. Индивидуальная подача. Игра ударами «накат» по диагонали и по прямой сериями (до 65 ударов). Игра «подрезкой» по диагонали и по прямой сериями. Главная задача данного этапа подготовки – научить придавать мячу сильное вращение верхнее и нижнее. Для этого много внимания уделено техническому приему топ-спин и его отражению. Изучается его выполнение с наката (подставки) и (подрезки) сериями (до 6 ударов). На этом году обучения подробно изучается топ-спин справа, а топ-спин слева не является зачетным при выходном контроле и носит познавательный характер, для комплексного представления об изучаемом приеме. Сильное нижнее вращение мяча достигается подрезкой справа и слева не только наката, но и не сильных атакующих ударов или топ-спинов. Моделирование игровых ситуаций достигается за счет темы
«Комбинированные серии ударов».
Форма контроля: сдача контрольных нормативов
Методика обучения- 20ч.
Теория. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок. Участие в тренировочном процессе 1-го года обучения на правах более сильного спарринг-партнера исоветника.
Форма контроля: самоанализ
Правила игры-2 час.
Практика. Закрепление правил одиночных и парных игр, тонкости правил. Проведение соревнований по круговой, олимпийской системам соревнований. Составление положения о соревнованиях и графиков соревнований. Судейская практика в качестве судьи у стола. Проведение соревнований внутри детского объединения.
Форма контроля: зачѐт
Участие в соревнованиях -5ч.
Практика Участие в детском объединении, городских и областных соревнованиях по настольному теннису. Приобретение соревновательного опыта с равными игроками или значительно сильнее себя, опыт игры на выездных соревнованиях в незнакомой обстановке.
Форма контроля: соревнования.
Индивидуальная работа -20ч.
Практика. Совершенствование изученных видов ударов в разнообразных условиях. Правильная оценка игровой ситуации (развивать хорошее игровое мышление, способность быстро принимать решения). Психологический настрой на победу. Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.
Форма контроля: зачет.
Повторение пройденного материала- 20ч.
Теория. Знание специальнойтерминологии и основ техникиитактики игры, знание правил одиночныхигр.
Практика. Выявление уровня технико-тактической подготовки учащихся.
Формаконтроля: сдача нормативов.
Проверка знаний и умений на их соответствие требованиям программы- 2ч.
Теория. Проверка теоретической подготовки учащихся.
Практика. Уровень усвоения практических навыков и умений. Проверка физического развития и потенциала детей. Сдача нормативов по отжиманию,
бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию.
Формаконтроля. Промежуточнаяаттестация.
Итоговоезанятие-2ч
Практика. Подведение итогов за учебный год. Поощрение лучших учащихся.
Форма контроля: награждение учащихся, их портфоллио.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
Календарныйучебныйграфик
реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы
«Настольный теннис» на 2016-2017 учебныйгод
Календарный учебный график 1 годаобучения
Всего учебных недель - 36, 144часов в год, 4часа в неделю (2занятияпо 2 часа)
| Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения | Формы и срокипроведения | Всего |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
1. | Учебно- тренировочные занятия: - теория - практика | 10-30.09 | 01.10- 31.10 | 01.11- 30.11 (04.11 – П) | 01.12- 31-12 | 09.01- 31.01 | 01.02- 28.02 (23.02 – П) | 01.03.- 31.03 (08.03 – П) | 01.04.- 30.04 | 02.05- 25.05 (09.05 - П) | |
2. | соревнования | | 31.10 | 1.11- 08.11 | 29.12- 31.12 | 01.01- 11.01 | | 27.03- 31.03 | 01.04- 02.04 | | |
3. | повторение | | 24.10.- 28.10 | | 26.12.- 28.12 | | | 20.03.- 25.03. | | 17-25.05 | |
4. | промежуточная аттестация (сдача контрольных нормативов) | | | | | | | | 17.04- 28.04 | | |
| ИТОГО Учебны хдней: | 12 | 18 | 18 | 16 | 14 | 16 | 16 | 16 | 18 | 144 |
Условия реализации программы.
Обеспечение учебным помещением. Занятия проводятся в учебном кабинете.
По периметру учебного кабинета развешаны учебно-наглядные пособия, а также стенды, содержащие информацию о деятельности объединения.
Для реализации программы имеется следующее оборудование:
Теннисный стол,
Теннисные мячики,
Теннисная сетка,
ракетки,
тренировочная стена,
гимнастические скамейки,
скакалки.
учебно-методическая литература по настольному теннису.
Кадровое обеспечение программы. Занятия проводит
тренер- преподаватель Величкин Иван Васильевич, имеющий высшее образование, необходимые знания и опыт. Имеет высшую квалификационную категорию.
Овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками в процессе реализации программы обучающимся помогают следующие средства обучения:
-словесные (беседа, объяснение, устное изложение);
-наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ тренером приемов исполнения);
-практические (тренировочные упражнения) ;
-информационные (источники сети Интернет, видеозаписи);
Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы разработаны различные формы аттестации, фиксации и демонстрации результатов обучающихся, которые отражают достижения цели и задач программы:
Формыаттестации/контроля | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
Опрос Теоретический диктант | Журнал посещаемости Аналитический | Аналитические справки Соревнования |
Интервью Собеседование Тестирование Терминологический диктант Сдача нормативов зачѐт Соревнование | материал Грамоты Дневник наблюдений Портфолио Фото Отзывы детей и родителей | Открытые занятия Товарищеские встречи |
Важнейшей функцией управления образовательным процессом является контроль за эффективностью подготовки обучающихся на всех этапах.
Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается по следующим показателям:
Посещение занятий воспитанниками;
диагностика уровня обученности, развития и воспитанности (1 раз вгод);
участие учащихся в соревнованиях и других массовых мероприятиях. Диагностика включает в себя контроль, проверку, накопление знаний.
Формы диагностики: тестирование, зачѐт, учебные соревнования, контрольные упражнения, анкетирование,беседа.
Формы контроля: вводный, текущий, итоговый.
Вводный контроль используют для предварительного выявления уровня знаний и умений.
Методы вводного контроля:
диагностическая беседа;
наблюдение;
опрос
Текущая проверка осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Главная функция текущей проверки –обучающая.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года – в форме промежуточной аттестации обучающихся.
Оценочные материалы.
Достижение учащимися планируемых результатов позволяют определить следующие формы и методы диагностики:
Вводная диагностика - выявление исходного уровня состояния учащихся;
Промежуточная диагностика – выявление эффективности педагогического воздействия;
Итоговая диагностика – выявление достигнутого уровня развития способностей учащихся.
Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается по следующим показателям:
Посещение занятий учащимися;
диагностика образовательных результатов, личностного развития и метапредметных результатов (1 раз вгод);
участие учащихся в соревнованиях и других массовых мероприятиях ; Диагностика включает в себя контроль, проверку, накоплениезнаний.
Для определения уровня освоения программного материала учащимися разработана следующая система оценки:
1-4 балла – низкий уровень
5-8 баллов – средний уровень
9-10 баллов – высокий уровень.
Формой фиксации и предъявления результатов оценивания уровня усвоения программного материала является протокол контрольных занятий в детскихобъединениях.
Для учета метапредметных результатов и личностного развития обучающихся формой фиксации является «Карточка учета метапредметных результатов и личностного развития обучающихся».
Мониторинг личностного развития и метапредметных результатов обучающихся в процессе освоения программы
«Настольный теннис».
Показатели(оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможноеколичествобаллов | Используемые методы |
1.Развитие волевых качеств личности: 1.1.Терпение. | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение | терпения хватает меньше чем на ½ занятия; терпения хватает больше чем на ½ занятия; | 1 – 3 4 – 7 | Наблюдение |
| Определенного времени, преодолевая трудности. | - терпения хватает на все занятие. | 8 – 10 | |
1.2.Воля. | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | волевые усилия ребенка побуждаются извне; иногда – самим ребенком; всегда – самим ребенком. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
1.3.Самоконтроль. | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне (низкийуровень самоконтроля); периодически контролируетсебя сам (средний уровень са- моконтроля); постоянно контролирует себя сам (высокий уровень самоконтроля). | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
2.Поведенческие качества: 2.1.Поведение ребенка на занятиях. | Умение слушать внимательно, выполнять задания, работать быстро, увлеченно и старательно, успевать все сделать. | ребенок часто отвлекается, рассеян, несамостоятелен, работаетмедленно и неувлеченно; ребенок не совсем сосредоточен на своей работе, подражает другим и часто | 1 – 3 4 – 7 | Наблюдение |
| | обращается за помощью; - ребенок слушает внимательно, самостоятелен до конца, работает увлеченно и быстро, успевает закончить свою работу вовремя. | 8 – 10 | |
2.2.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия). | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодическипровоцирует конфликты; сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Тестирование: метод незаконченногопредложения |
2.3.Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные. | Избегает участия в общих делах; Участвует при побуждении извне; проявляет инициативув общихделах. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
3.Развитие познавательного интереса (ориентационные качества): 3.1.Мотивация учебно- познавательной деятельности. | Уровень внутреннего побуждения личности к тому или иному виду деятельности, связанного с удовлетворением определенной потребности. | низкий уровень мотивации (общий интерес к тому или иному занятию или интерес связан извне); средний уровень мотивации (конкретный интерес кзанятию, | 1 – 3 4 – 7 | Анкета «Моиинтересы» |
| | интерес периодически стимулируется извне); - высокий уровень внутренней мотивации (конкретный интерес, связанный с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности, интерес поддерживается самостоятельно). | 8 – 10 | |
3.2.Отношение к трудовой деятельности. | Умение преодолевать трудности. | трудности преодолевает без всякой настойчивостиили с чьей-либо помощью, так как сам не уверен; трудности преодолевает сам, но только сцелью самоутвердиться или порадовать других; настойчив в борьбе с трудностями, не боится их, стремиться совершенствовать свои знания и умения. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение, анкетирование |
3.3.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | завышенная; заниженная; нормальная. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Анкетирование |
Мониторинг образовательных результатов
№ п/п | Вид контроля | Средства | Цель | Действия |
1 | Вводный | Диагностическаябеседа, опрос, наблюдения | Выявление требуемых на начало обучения знаний | Возврат к повторению базовыхзнаний. Продолжение процесса обучения в соответствии спланом. |
2 | Текущий | Тестирование, практические задания, наблюдения, конкурсы и эстафеты | Контроль за ходом обучения | Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3 | Итоговый | Промежуточнаяаттестация | Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Оценка уровня теоретической и практической подготовки. |
Методические материалы.
Организация образовательного процесса осуществляется в очной форме.
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Оно проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
В подготовительную часть входит разминка, ее цель – разогреть мышцы. Обучающиеся выполняют комплекс упражнений на гибкость и подвижность суставов, а также упражнения, непосредственно готовящие их к основной части. Разминке посвящается 10-20мин.
Основная часть тренировки направлена на освоение техники и тактики игры, развитие специальных физических и морально-волевых качеств. Обучающиеся выполняют упражнения на столе, у стены, играют на счет.
Заключительный этап занятия включает подведение итогов, анализ работы на тренировке каждого учащегося, делаются соответствующие выводы и рекомендации.
Кроме объяснений и упражнений для активизации деятельности обучающихся на занятиях используются такие формы, как дидактические игры и разгадывание кроссвордов. Для проверки усвоения техники и тактики игры, знаний правил, уровня психологической подготовки
регулярно проводятся соревнования. Для успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные методы обучения:
Словесные методы (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и др.) создают у обучающих предварительные представления об изучаемом движении.
Наглядные методы (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы) Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемыхдействиях.
Практические методы:
методупражнений;
игровой;
соревновательный;
круговойтренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Реализация образовательной программы строится на следующих
основополагающих принципах:
комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы, и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинскогоконтроля.
преемственность - определяет последовательность изложения программного материалам по этапам обучения, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
вариативность – предусматривает включение в обучение разнообразного набора тренировочных средств и изменение нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивнойподготовки.
В процессе обучения будут использоваться следующие основные педагогические принципы:
принцип связи теории с практикой: обучение воспитанников творческому применению теории в практическойдеятельности;
принцип сознательности и активности: воспитание в спортсменах инициативы, самостоятельности, творческого отношения кзанятиям;
принцип наглядности предполагает широкое использование зрительных ощущений, восприятиеобразов;
- принцип доступности и индивидуализации определяет учѐт особенностей воспитанников и посильности заданий, а также особенностей возраста, пола, предварительной подготовки, а также индивидуального развития физических и духовных способностей;
- принцип систематичности и последовательности: регулярность занятий и система чередования нагрузок с отдыхом, последовательность занятий в зависимости от их направленности и содержания.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и обучающегося. Занятия строятся так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:
Технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.
Технология дифференцированного обучения
механизмами реализации которой являются методы индивидуального обучения и которая в первую очередь способствует удовлетворению запросов каждого отдельно взятого воспитанника.
Технология развивающего обучения. Механизмом реализации данной технологии является вовлечение обучаемого в различные виды деятельности. Развивающий характер деятельности способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника.
Технология игровой деятельности. Основной целью данной технологии является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний,
умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологии являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры,конкурсы).
Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учѐтом их возрастной динамики).
Алгоритм структуры учебного занятия Комбинированное занятие 1.Организационная часть
2. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
3.Изложение нового материала.
4.Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
1.Организационная часть
2.Изложение нового материала и закрепление его. Занятие повторения и обобщения полученных знаний 1.Организационная часть
2.Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
3.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
4.Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
1.Организационная часть
2.Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
3.Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. 4.Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. 5.Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков
1.Организационная часть
2.Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
3.Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
- Дидактические материалы, используемые в образовательном процессе:
-раздаточный материал;
тесты;
практические задания;
тренировочные упражнения;
-вопросы и задания для устного или письменного опроса.
Список литературы
. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 г. № 33660);
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
Барчукова Г.А. Настольный теннис. – М.: физкультура и спорт,1990.
ГогуновН.Е., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта.-М.: – CADEMIA,2000.
Марущак В.В. Спортивные игры. – М.:Военное издательство,1985.
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Настольный теннис", Петрова Л.В., Шевчук С.В.