СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с тяжелым нарушением речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5 -6 лет), а так же для детей не имеющих официальный статус ОВЗ, но испытывающих речевые затруднения.

Так же эти занятия будут полезны ребенку, имеющего следующие проблемы:

 -родовая травма;

 -повышенный или пониженный тонус;

-частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;

-в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

- мало ползал или не ползал совсем;

 - ходил на цыпочках;

- поздно начал говорить;

- гиперактивен или излишне медлителен;

- импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;

 - быстро утомляется, с трудом засыпает;

 - не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;

- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;

 - при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;

 - плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

- пишет, рисует левой рукой;

- имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

 - не может описать картину, скопировать рисунок;

- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);

- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с тяжелым нарушением речи.»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 «Светлана»





Программа по профилактике и коррекции

психоэмоционального напряжения у детей

с тяжелым нарушением речи.












Разработали:

Андрющенкова Нина Евгеньевна

(Педагог-психолог высшей квалификационной категории)

Соломанова Надежда Николаевна

(Педагог-психолог высшей квалификационной категории)





















Смоленск 2017

Пояснительная записка


Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. Подчас накопление предпатологических и патологи­ческих знаков у многих детей шокирует. Это бывает даже в тех случаях, когда ребенок здоров по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствую­щее в целом нормативному. А он с трудом обучается самым элементарным навыкам, постоянно конфликтует со сверстниками и взрослым окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим экс­цессам, начиная с самого раннего возраста.

Бывает и прямо противоположная ситуация. Каждый из специалистов (врач, психолог, логопед и т. д.), к которому обращаются за консультацией, констатирует наличие определенного симптомокомплекса. Начинается дли­тельное («многоотраслевое» по форме, но узкопрофильное по сути) лече­ние/коррекция по всем возможным линиям, которое, ко всеобщему недо­умению, не приводит к принципиальному улучшению. Многим детям еще в младенчестве ставятся диагнозы: асфиксия, родовая травма, пре- и перина­тальная энцефалопатия (ПЭП), гипертензионный синдром и т. д. Затем при­ходит пора ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и т. п.

В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Наиболее часто при этом фиксируется недостаточ­ность систем желудочно-кишечного тракта и различные формы остеопатий (проблем с позвоночником). А склонность к постоянным респираторным забо­леваниям и аллергическим реакциям настолько характерна, что постепенно перестает рассматриваться как сколько-нибудь значимое отклонение от нормы.

Вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо «диагноза» кли­ницисты, психологи, педагоги и родители констатируют накопление в совре­менной детской популяции целого ряда крайне неприятных явлении.

  • практически поголовная встречаемость гипертензионного синдрома и вегетососудистой дистонии от стертых до крайне грубых форм; обилие со­судистых и мышечных дистоний (гипо- или гипертонуса);

  • резкое возрастание случаев патологической леворукости и повышенной возбудимости мозга; незрелость корковой ритмики и изменение/искажение порогов чувствительности;

  • гиперактивность и дефицит внимания, невротические радикалы, лого­патии; недостаточность и/или дефицитарность (мозаичная или комплекс­ная) базовых психических процессов: памяти, пространственных представле­ний, письма, произвольной саморегуляции и т. п.; заметный скачок индекса агрессивности, а в более взрослом возрасте — токсикоманий;

снижение иммунных механизмов и десинхроноз, дизритмии различных систем организма ребенка; дисбактериозы, разнообразные функциональ­ные расстройства желудочно-кишечного тракта, запас; затруднена способность более или менее связно выразить свою мысль. Это видно даже при описании ими простых сюжетных картинок. Им трудно сосредоточиться и соблюдать элементарные правила пребывания в детском саду (школе). Постоянная отвлекаемость сочетается с тягой к при­митивным играм и гиперактивностью. По мере взросления у них все больше нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность и т. п.), которые становятся непреодолимой преградой при обучении и общении. Зачастую фоном их развития выступают различные невротические проявления (страхи, тики, энурез, проблемы со сном, заикание, повышенная тревожность и т. д.).

Мы кратко перечислили наиболее явные, очевидные даже для невоору­женного глаза проблемы многих современных детей. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется несформированность широкого спектра психических функций: восприятия, пространственных представлений, памяти, речи и т. д. Нейропсихологическая типология (синдромология) отклоняюще­гося развития подробно описана в книге «Введение в нейропсихологию дет­ского возраста» (Семенович, 2006, 2010). Нужно понять причины, которые мешают ребенку достичь высоких результатов. Они могут быть самыми разнообразными. В одном случае это несформированность пространственных представлений. В другом — отстава­ние или искажения каких-то этапов речевого развития. В третьем — задержка становления произвольного внимания и саморегуляции и т. д.

Но в любом случае эти видимые проблемы возникают не «вдруг». Они зарождаются еще в недрах внутриутробного развития ребенка, продолжают выступать негативным фоном в младенчестве, искажая и тормозя целые блоки его психологической (компетентности).

Возникая в раннем возрасте, неблагоприятные нюансы развития ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекоче­вывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. Вот здесь и начи­нается подчас настоящая драма! Пока ребенок находится в домашних усло­виях, многие его «пробелы» маскируются ближайшим окружением. Там мама поймет его с полувзгляда и многократно подскажет, там бабушка пожалеет и сделает за него. А там папа быстро заберет его с детской пло­щадки, где «почему-то!» он постоянно рыдает из-за невозможности играть в мячик и со всеми дерется... Уже в детском саду ребенок оказывается в новой обстановке, где есть определенные правила и ориентация на обще­принятые навыки и компетентности, адекватные в норме данному возрас­ту. И если, в силу разных обстоятельств, где-то произошел сбой в программе психического развития, трудности будут нарастать, как снежный ком. Ведь в психологическом развитии нет изолированных линий.

Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный запас. Мозг очень консервативен. Он прекрасно помнит, что и как надо делать, чтобы хорошо развиваться и адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде. И не только в детском возрасте, но и в течение всей нашей жизни. И помнит он это в форме конкретных «файлов» поведения, которые раскрывают следующие файлы, потом следующие и так до бесконечности.

Потому-то с ребенком (с самого начала психолого-педагогического сопровождения) и нужно ходить на четвереньках, делать дыхательные и гла­зодвигательные упражнения, если у него «просто» плохо развита речь, он никак не справляется с карандашом, плохо рисует, пишет и никак не поймет разницы между «6» и «9». Причем заниматься этим в строго заданном режи­ме, подразумевающем определенный сценарий, а не по собственному разу­мению. Казалось бы, какая связь? Очевидная...

Речь, например, зародилась у наших предков в связи с резким возрастани­ем потребности в передаче информации. И не только от одного человека к другому, но и через поколения. Эта времясвязывающая функция речи поро­дила все истинно человеческие социокультурные взаимоотношения. Речь воз­никла не сразу. Она формировалась постепенно на основе: 1) движения (всего тела, рук, жестомимической активности и т. п.); 2) вокализации разнообразных звуков, которая возможна только на выдохе; 3) восприятия многочисленных каналов коммуникаций (запаха, цвета, формы, температуры и т. п.); 4) содру­жественной работы глаз, языка, рук, диафрагмы и т. д. Та же драматургия многие тысячелетия воспроизводится в каждом конкретном варианте разви­тия. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, все перечисленные психо­логические системы должны быть своевременно активизированы у него взрос­лым окружением.

И пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространствен­ных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.

При этом, как мы уже отметили, в развитии человека нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприя­тие, память и мышление формируются в едином потоке. Но они не могут суще­ствовать в реальности вне нервных и соматических (телесных) систем организ­ма. Уже во внутриутробном периоде наш мозг, тело и психика развиваются по единому плану, программе, отточенной тысячелетиями. Она закреплена в нашем геноме, который на 85% обращен к реализации функций мозга. Трансформации (тем более — сбой) в любой части этой программы влекут за собой пере­стройку всей системы. И после рождения ребенок продолжает развиваться как единая саморегулирующаяся система по сценарию, веками отработанному эволюцией. Самой эволюцией, которая старше, мудрее и дальновиднее любого из нас. Поэтому не станем изобретать велосипедов, а воспользуемся ее советами. Собственно, эта идея и является одной из «несущих осей» МЗО. Эта базовая нейропсихологическая технология сопровождения процессов развития подробно описана в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза» (Семенович, 2007, 2013).

Необходимость внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение дошкольников связана с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции. И соответственно с желанием максимально снизить этот негатив.


Мы в название программы вставили слово коррекция, так как мы имеем дело с детьми уже имеющих статус ОВЗ. Но зачем применять эти методы, занимаясь с детьми, не имеющими подобных проблем? Во-первых, не все «зоны риска» бывают очевидны уже в дошкольном возрасте. Подчас они заявляют о себе только в школе. Потому мы и вынесли в заглавие программы слово «профилактика». Во-вторых, все предлагаемые далее психотехники весьма эффективны как развивающие. И очевидно будут полезны любому ребенку для интенсивного наращивания его эмоционально-личностной компетентности в самых разнообразных сферах психической деятельности.


Данная программа предназначена для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5 -6 лет), а так же для детей не имеющих официальный статус ОВЗ, но испытывающих речевые затруднения.

Так же эти занятия будут полезны ребенку, имеющего следующие проблемы:

-родовая травма;

-повышенный или пониженный тонус;

-частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;

-в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

- мало ползал или не ползал совсем;

- ходил на цыпочках;

- поздно начал говорить;

- гиперактивен или излишне медлителен;

- импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;

- быстро утомляется, с трудом засыпает;

- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;

- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;

- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;

- плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

- пишет, рисует левой рукой;

- имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

- не может описать картину, скопировать рисунок;

- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);

- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.


Ограничения и противопоказания:

- эпилепсия;

- психические заболевания и генетические синдромы;

- с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.


Цель программы:

• развитие высших психических функций;

• функциональная активация подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

• стабилизация межполушарного взаимодействия;

• обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической информации;

• обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.


Задачи программы:

• развитие произвольного внимания и саморегуляции;

• формирование сенсомоторного контроля;

• оптимизация тонуса;

• преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.


Данная программа предполагает:

• предварительную нейропсихологическую диагностику и итоговое диагностическое обследование детей по ее завершению;

• обязательную отработку в условиях детского сада вне занятий применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их руководителем по физо и воспитателями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);

• постоянное консультирование родителей и воспитателей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;

• все дыхательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы.

Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу. Используется следующий диагностический комплекс:

1 БЛОК. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности

2 БЛОК. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)

3 БЛОК. Исследование невербального и вербально-логического мышления

4 БЛОК. Исследование сформированности пространственных представлений


Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Развить у детей познавательную сферу и саморегуляцию: мышление, внимание, память, самоконтроль поведения, координаторные функции, крупную и мелкую моторику, пространственные представления, улучшить нейродинамику и работоспособность, повысить продуктивность деятельности. Как следствие прохождения программы у ребенка улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания, улучшится память, произойдет формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади), повысится уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных. В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется опрос родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.

Особенных ресурсов для реализации программы не требуется, т.к. просторное помещение (зал) есть в каждом дошкольном учреждении.


Основные занятия проводит педагог-психолог знакомый с нейропсихологическими методиками. Дополнительные инструктор по ФИЗО и воспитатель


Сроки реализации программы:

1этап: Диагностический – сентябрь

2 этап: Программа – с октября по вторую неделю марта

3 этап: Итоговая диагностика – с третьей недели марта по вторую неделю апреля

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 30 -40 минут.

Количество детей 8 – 12 человек.


Структура занятия:

1. Ритуал приветствия и начала занятий. Проводится одна и та же фольклорная игра (взаимосвязь поколений)

2. Разминка. Разминка включает упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общего соматического баланса.

3. Блок упражнений, направленных на формирование психомоторных координаций. Упражнения этого блока меняются каждую неделю в процессе проведения программы.

4. Блок упражнений направленных на активизацию неречевых каналов тела (15 занятий); блок упражнений направленных на активизацию речевых каналов тела (5 занятий)

5. Практическая деятельность направлена на развитие межполушарных связей.

6. Подвижная игра направлена на развитие самоконтроля