СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС. Данная программа разработана на основе программы по русскому для 5 класса под ред. М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС.»





Пояснительная записка


Программа курса составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

  • концептуальными положениями Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)

  • Программой к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.

Программа рассчитана на 175 учебных часов (5 часов в неделю), из них на развитие речи – 41 час, контрольных работ – 12 часов.

Общая характеристика программы

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.


Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.



  1. Содержание тем учебного курса;


Содержание тем учебного курса распределено по классам следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.

Программа рассчитана в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч, в том числе:

в 5 классе – 175 ч, в 6 классе – 210 ч, в 7 классе – 140 ч, в 8 классе – 105 ч, в 9 классе – 105 ч.


5 КЛАСС (175 ч)


О языке (1 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

 Речь (41ч) (из них развитие речи – 29ч.)

Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению. Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)


ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (13ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча―ща, чу―щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(4ч)

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч)

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (1ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Язык. Правописание (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация (21ч)

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но,одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Лексика. Словообразование. Правописание (33 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- ― -лаг-; -рос- ― -раст-(-ращ~). Буквы о―е после шипящих в корне. Буквы и―ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

  ГЛАГОЛ (25ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и―е (-мир- ―-мер-; -тир- ― -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (14 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.







5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

познавательные универсальные учебные действия

·               формулировать проблему,

·               выдвигать аргументы,

·               строить логическую цепь рассуждения,

·               находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

·               осуществлять библиографический поиск,

·               извлекать необходимую информацию из различных источников;

·               определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

·               применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;

регулятивные универсальные учебные действия

·               ставить и адекватно формулировать цель деятельности,

·               планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

·               осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста

• использовать компьютерные инструменты


Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями


урока

РАЗДЕЛ/

Тема урока

Тип и форма урока

Виды деятельности на уроке

Форма контроля

Область взаимодействия

Ожидаемые результаты

Виды и

Формы

внеурочной

деятельности

Формируемые личностные компетенции

Формируемые предметные

компетенции

Формируемые УУД

О языке и речи – 5 часов

1

Знакомство с учебником. Зачем человеку нужен язык?

Изучение нового материала

Читать и устно воспроизводить тексты на

лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров

Опрос

Составление тезисов

ATL

HI

Культура общения с книгой


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности

Знать основные части книги.


Роль языка в жизни

общества, человека;

требования к речи:

внятность, выразительность, смысловая

точность и др.


Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.



2

Что мы знаем о русском языке?

Обобщение и совершенствование знаний

Читать и устно воспроизводить тексты на

лингвистические темы.

Списывать недеформированные тексты

Опрос

Пересказ

списывание

ATL

HI

Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать

недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70 слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания

3

Входной контроль

Контроль знаний

Читать и понимать предложенное задание, безошибочно выполнять его

Тест

ATL

Ответственность


Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации). Уметь выделять главное в предложенной информации.



4

Что такое речь.

Изучение нового материала


Читать, понимать и выделять основную информацию в тексте; пересказывать и списывать текст

Опрос

Пересказ

Самостоятельная работа

ATL

HI

Осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением, пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать

учебный текст

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.



5

Монолог и диалог. Речь устная и письменная.

Изучение нового материала

Читать и находить в тексте образцы видов речи, строить диалог в заданной ситуации

Умение составлять диалог (устный опрос).

ATL

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или

от формы языка (звуковая, буквенная).

Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации,

соблюдая правила этикета


Закрепление и углубление изученного в начальных классах - 26 часов

Фонетика. Графика. - 3 часа

6

Звуки и буквы. Алфавит.


Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, читать текст на лингвистическую тему и выделять в нем основные мысли

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. Понимание красоты звучания русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Понимать различие между звуками и

буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.




7


Буквы Е, Ё, Ю, Я и что они обозначают.

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, анализировать звучащую речь,

Опрос

Самостоятельная работа

ATL

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы

8

Транскрипция и фонетический разбор слова.

Закрепление и совершенствование знаний

Анализировать звучащую речь и переводить ее на язык условных обозначений

Опрос

Самостоятельная работа

ATL

Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных

слов с использованием детальной фонетической транскрипции


Текст – 4 часа

9

Что такое текст.

Изучение нового материала

Развитие речи

Читать художественные тексты, анализировать их содержание, связанность, создавать свой текст по предложенному плану

Опрос

Пересказ

ATL

HI

Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения; способность к само-

оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого

набора предложений, не связанных по

смыслу и формально

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.




10

Тема текста

Изучение нового материала

Развитие речи

Читать и пересказывать различные тексты, определять основные мысли и тему текста

Опрос

Пересказ


ATL


Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы


11

Основная мысль текста

Изучение нового материала

Развитие речи

Опрос

ATL


Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или

основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи


12

Контрольная работа № 1. Сочинение «Памятный день летних каникул»

Контроль знаний

Составлять план и писать сочинение

Сочинение

ATL


Определять тему и основную мысль сочи?

нения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё

отношение к предмету речи, оформлять

начало и конец сочинения. После про?

верки учителем сочинения анализировать его

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации). Уметь выделять главное в предложенной информации.



Повторение. Орфография. – 10 часов

13

Зачем людям письмо


Читать и пересказывать тексты лингвистического содержания, составлять план по тексту и текст по плану

Опрос

Пересказ

План

ATL


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования.

Осознавать роль орфографии в письменном общении.


Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.




14

Нужны ли людям правила? Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, составлять текст по плану, применять алгоритм, решать орфографическую задачу

Опрос

Самостоятельная работа

ATL

HI

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем


15

Орфограммы

гласных корня.

Правила обозначения буквами

гласных звуков

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Наблюдение

Самостоятельная работа

ATL

Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом

подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности

(вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь


16

Орфограммы согласных корня.

Правила обозначения буквами согласных звуков

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Наблюдение

Самостоятельная работа

ATL

Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь


17

Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН,РЩ

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Наблюдение

Самостоятельная работа

ATL

Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике

письма


18

Буква ь после шипящих в конце

имён существительных и глаголов

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

План

ATL

CS

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования


Верно писать слова этих частей речи с

опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.


19

Разделительные Ь и Ъ.

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Тест

ATL

Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь


20

Не с глаголами.

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Самостоятельная работа

ATL

Знать правило написания не с глаголами, перечень слов-исключений. Верно

писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил,

не был, не дал и подобные


21

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Закрепление и совершенствование знаний

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Диктант

ATL

Овладевать способом определения написания слов с -тся и -ться. Верно писать

слова с данными орфограммами


22

Контрольная работа № 2. Диктант и задания к нему.

Контроль и коррекция знаний


Диктант с практическим заданием

ATL

Развивать самостоятельность в работе

Проверить продвижение учащихся в на?

писании корней слов, а также других повторённых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП)

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации). Уметь выделять главное в предложенной информации.



Слово и его строение - 2 часа

23

Почему приставка, корень, суффикс и окончание - значимые части слова.

комбинированный

Наблюдать языковой материал, анализировать и делать выводы о значении слов и их частей, правильно писать слова, читать и анализировать художественный текст

Опрос

пересказ

ATL




Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т. е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок,

пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию

о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.

Учиться отвечать на ключевой вопрос темы.


24

Как образуются формы слова

Совершенствование ЗУН

Наблюдать языковой материал, анализировать и делать выводы о принадлежности слов к изменяемым частям речи, правильно писать слова, читать и анализировать художественный текст

Опрос

Самостоятельная работа

Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться

верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются

на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)



Слово как часть речи. Морфология – 3 часа

25

Самостоятельные части речи.

Обобщение и систематизация знаний

Наблюдать и классифицировать языковой материал, работать по алгоритму, строить устное и письменное высказывание на основе плана

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения; способность к само-

оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное

рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи

Учиться организовывать учебное пространство (готовность к уроку, ведение учебной документации).

Учиться организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы плана; понимать специальную терминологию.

Уметь выделять главное в предложенной информации.



26

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Обобщение и систематизация знаний

Наблюдать и классифицировать языковой материал, работать по алгоритму, строить устное и письменное высказывание на основе плана

Опрос

Тест

ATL


Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний


27

Служебные части речи: предлог, союз, частица.


Наблюдать и классифицировать языковой материал, работать по алгоритму, строить устное и письменное высказывание на основе плана

Опрос

Тест

ATL


Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и

устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания

слова (ЗСП)


Текст (продолжение) – 4 часа

28

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте



Читать, пересказывать и анализировать тексты различных типов, составлять свои тексты из предложенного языкового материала

Опрос

Пересказ

План

ATL


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности;

осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовер-

шенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения


Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не

может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте

сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Уметь организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться специальной терминологией.

Учить выделять главное, составлять простой план.

Выделять главное и делать на основе этого краткие сообщения.

Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.






29

Абзац как часть текста


Читать, пересказывать и анализировать тексты различных типов, составлять свои тексты из предложенного языкового материала

Опрос

Пересказ

План

ATL


Иметь представление о микротеме как

части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой


30

План текста


Читать, пересказывать и анализировать тексты различных типов, составлять план текста

Опрос

Пересказ

План

ATL


Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме


31

Сжатие и развёртывание текста


Читать и пересказывать текст, наблюдать языковой материал и производить действия про трансформации текста с учетом его значения

Опрос

Текст

ATL


Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало),

развитие мысли, конец (концовку).

Строя абзац, правильно развивать

мысль, выраженную в тематической

фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания



Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия - 7 часов

32


Что изучает фонетика?

Обобщение и систематизация

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, составление текста по предложенному плану

Опрос

Тест

ATL


Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Знать предмет изучения фонетики.

Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Уметь организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться специальной терминологией.

Учить выделять главное, составлять простой план.

Выделять главное и делать на основе этого краткие сообщения.

Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.





33

Звуки гласные и согласные

Изучение нового материала

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, составление текста по предложенному плану

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Иметь представление о работе органов

речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости —

глухости, непарные звуки. Правильно

произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова


34

Слог, ударение


Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, составление текста по предложенному плану

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи


35

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Совершенствование ЗУН и речи

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, составление текста по предложенному плану

Опрос

ATL


Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Овладеть основными нормами орфоэпии

в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять

орфоэпические пометы


36

Произношение

согласных

звуков. Орфоэпический разбор слова


Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

ATL


Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения

соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио)


37

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

Совершенствование ЗУН и речи

Наблюдать языковой материал, работать по алгоритму, писать слова

Опрос

Самостоятельная работа

ATL



38

Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии

Контроль знаний


Тест

ATL


Уметь характеризовать отдельные звуки

вне слова и в составе слова, правильно

произносить слова из орфоэпического

словарика учебника на изученные правила

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.



Лексика. Словообразование. Правописание – 19 часов

39


Как определить лексическое значение слова.

Совершенствование ЗУН

Наблюдать и анализировать языковой материал, находить и транслировать информацию из словаря

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения; способность к само-

оценке на основе наблюдения за собственной речью

Толковать лексическое значение слова

различными способами. Опознавать

синонимы, антонимы. Знать в целом

структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Уметь организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться специальной терминологией.

Учить выделять главное, составлять простой план.

Выделять главное и делать на основе этого краткие сообщения.

Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.



40

Сколько лексических значений имеет слово

Совершенствование ЗУН

Наблюдать и анализировать языковой материал, находить и транслировать информацию из словаря

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи


41

Прямое и переносное значение слова.

Совершенствование ЗУН

Наблюдать и анализировать языковой материал, находить и транслировать информацию из словаря

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря.



42

Когда слово употребляется в переносном значении.

Обобщение и систематизация

Читать и анализировать художественный текст

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Опознавать основные виды тропов


43

Как пополняется словарный запас русского языка?

Изучение нового материала

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план, работать по алгоритму, наблюдать и систематизировать языковой материал

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника.

Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра,

оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре


44

Как образуются слова в русском языке

Изучение нового материала

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план, работать по алгоритму, наблюдать и систематизировать языковой материал

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Понимать механизм образования слов

с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как

морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями


45

Как образуются слова в русском языке

Совершенствование ЗУН

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план, работать по алгоритму, наблюдать и систематизировать языковой материал

Опрос

Самостоятельная работа

ATL



46

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

Изучение нового материала

Наблюдать и анализировать языковой материал, составлять высказывания на лингвистические темы по плану

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками.


47

Правописание корней ЛАГ- ЛОЖ и РОС-РАСТ

Изучение нового материала

Наблюдать и анализировать языковой материал, писать слова

Опрос

Диктант

ATL


Достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения; способность к само-

оценке на основе наблюдения за собственной речью

Знать условия (правила) употребления

данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположится — располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение;

росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т. д.). Пользоваться орфографическим словарём

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Уметь организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться специальной терминологией.

Учить выделять главное, составлять простой план.

Выделять главное и делать на основе этого краткие сообщения.

Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.



48

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Изучение нового материала

Наблюдать и анализировать языковой материал, писать слова

Опрос

Диктант

ATL


Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т. д.) и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём


49

Омонимы

Совершенствование ЗУН

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план и разворачивать его в высказывание, подбирать примеры, классифицировать слова, давать характеристику слову

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пила — жадно пила; обижать друга — обежать вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов


50

Профессиональные и диалектные слова

Изучение нового материала

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план и разворачивать его в высказывание, подбирать примеры, классифицировать слова, давать характеристику слову

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь

объяснить значение диалектного слова

через подбор однокоренного. Знать сферу

употребления терминов; уметь назвать

термины лингвистики, объяснить их

значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Учиться

извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Уметь организовывать работу в группе под руководством учителя.

Уметь работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться специальной терминологией.

Учить выделять главное, составлять простой план.

Выделять главное и делать на основе этого краткие сообщения.

Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.



51

Устаревшие слова

Изучение нового материала

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план и разворачивать его в высказывание, подбирать примеры, классифицировать слова, давать характеристику слову

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучаю?

щей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов


52

Этикетные слова

Изучение нового материала

Читать и пересказывать лингвистический текст, составлять план и разворачивать его в высказывание, подбирать примеры, классифицировать слова, давать характеристику слову

Опрос

Самостоятельная работа

ATL


Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения.

Тренироваться

в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия,

прощания, просьбы, благодарности

и т. д. в соответствии с речевой ситуацией


53

Правописание корней слов

Обобщение и систематизация

Наблюдать и анализировать языковой материал, писать слова

Опрос

Тест

ATL


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования

Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова. Совершенствовать умение писать

слова с орфограммами в корне с орфографическим словарём и без него

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Учить выделять главное, составлять простой план.




54

Правописание приставок

Изучение нового материала

Наблюдать и анализировать языковой материал, писать слова

Опрос

Диктант

ATL


Знать и различать при письме слова с

указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с: 1) располагать, разбросать и т. д.; 2) разжать, расщедриться и т. д. Владеть способом определения верного употребления приставок

раз или рас, без или бес и т. д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Пользоваться орфографическим

словарём


55

Буквы Ы-И после Ц.

Совершенствование ЗУН

Наблюдать и анализировать языковой материал, писать слова

Опрос

Диктант

ATL


Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время.

Учить выделять главное, составлять простой план.


56

Значение, строение и написание слова

Обобщение и систематизация

Составлять развернутый план и сообщение на лингвистическую тему на его основе, объяснять зависимость структур языка друг от друга

Опрос

ATL


На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания

слова от его значения и строения


57

Контрольная работа №4: диктант с заданиями


Контрольный тест

А С

Диктант с практическим заданием

ATL



Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с)

Самостоятельно заниматься организацией рабочего пространства, эффективно использовать время. Учиться оценивать свою деятельность.

Использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении творческих работ.