Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа №2 г.Тайшета
«Одобрено» Педагогическим советом МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета «____»________________2015г. | Утверждаю: Директор МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета ________________ В. В. Головизин «____»________________2015 г. |
Рабочая общеобразовательная общеразвивающая программа по видам музыкальных искусств
«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Срок реализации — 4 года
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Составитель:
Оксана Николаевна Винницкая,
преподаватель I квалификационной категории
МКОУ ДОД ДМШ №2 г.Тайшета
Тайшет
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. В условиях современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают ансамблевое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, вокальный ансамбль служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Продолжительность реализации программы рассчитана на 4 года. Она направлена на развитие у детей и подростков эстетического вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирование личностной позиции в мире искусства. Общение с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и её творческого самовыражения
Подразумевается индивидуальный подход к детям, исходя из их конкретных способностей и возраста.
Цель программы:
- формирование общей музыкальной культуры у обучающихся, развитие у них творческих способностей.
Задачи:
- приобретение прочных музыкально-теоретических знаний;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- правильное воспитание культуры пения;
- овладение вокальными навыками – певческим дыханием, точным и правильным звукообразованием и звуковедением;
- создание музыкально-литературных композиций;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;
- развитие у детей основных психофизических процессов (восприятия, памяти, эмоций) и производных от них свойств (фантазии, воображения, смелости публичного выступления, коммуникабельности);
- формирование условий для развития потребности в самостоятельном художественно-творческом труде;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- пропаганда современной детской песни;
- воспитание у учащихся чувства ансамбля, умения слышать себя и партнеров;
- сохранение и распространение русского национального культурного наследия;
- воспитание музыкального вкуса учащихся; потребности, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других.
Срок реализации программы – 4 года
Возраст детей – 7-17 лет
Режим корректировки – 1 раз в год
Формы и режим занятий: Программой предусмотрены формы групповых занятий.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. В рамках групповых занятий, проводятся репетиции в дуэте или трио в соответствии с учебно-тематическим планом и с выбранным репертуаром.
Новизна и актуальность программы
Опираясь на Национальную доктрину образования в РФ, основными целями которой является:
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей;
- формирование навыков самообразования и самореализации личности, историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- организация учебного процесса с учётом современных достижений науки,
программа предусматривает использование здоровьесберегающих педагогических технологий доктора медицинских наук В.Ф.Базарного, где в режиме одухотворённой перспективы через вокальное пение, пластическое интонирование, игровое творчество происходит значительное ослабление нервно-психического напряжения, раскрепощение детей на занятиях, достигаемое режимом смены динамических позиций, режимом движения наглядного материала, что позволяет укреплять позвоночник, тренировать мышечную и зрительную координацию, развивать внимание и быстроту реакции детей.
Применение на занятиях фонопедических упражнений В.Емельянова, основанных на физиологической целесообразности акустической эффективности голосового аппарата при пении и использование дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой стимулируют работу мышц лица, гортани, дают дополнительный приток крови не только в верхние дыхательные пути, но и весь организм в целом, что позволяет снизить распространённые виды заболеваний носоглотки у детей. Использование методики коллективно-творческих дел И.Иванова даёт возможность создания единого воспитательного коллектива детей и взрослых в конкретном деле становления творческой активности и самостоятельности у обучающихся разных возрастов.
Вокальный ансамбль – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
В чем состоят особенности преимущества этой формы музыкальной деятельности?
Во-первых, вокальный ансамбль наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Это доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствуется вместе с его ростом и развитием.
Во-вторых, вокальный ансамбль обеспечивает возможность формирования первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что в свою очередь помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.
В-третьих, необходимо отметить коллективный характер процесса пения в вокальном ансамбле.
В ансамбль принимаются дети, имеющие музыкальные способности. Для пения необходим здоровый голосовой аппарат, наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов. Вокальный ансамбль организуется на инструментальных отделениях ДШИ и делится на два основных состава – младший и старший. Младший ансамбль – это учащиеся младших и средних классов. Старший ансамбль – учащиеся старших классов. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.
За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший ансамбль 2-4, старший ансамбль 4-6 (в том числе a cappella). Освоение учебного материала во все годы обучения происходит непосредственно на самих занятиях.
Репертуар в программе формируется по годам обучения и соответственно возрасту учащихся, включая произведения русских, советских, зарубежных композиторов и народные песни. Соотношение проходимых произведений a'cappella и произведений с сопровождением – произвольное.
Контроль и учёт успеваемости осуществляется в формах прослушиваний, концертных уроков, концертов, тематических вечеров и прослушиваний к ним. Регулярный контроль за развитием детей по предусмотренной программой направлениям, учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний вокальных партий. При выставлении итоговой оценки учитывается участие в выступлениях вокального ансамбля.
Учебный план общеобразовательных программ
эстрадно-джазового искусства
Вокальное исполнительство
Срок обучения 4-5 лет
№ | Название предмета | Количество учебных часов в неделю |
I | II | III | IV* | V* |
1. | Ансамбль | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Всего | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
* Выпускники IV (V) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны приобрести определённые умения, навыки и знания:
- иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
- знать, что такое правильная установка корпуса при пении;
- уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
- правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными.
При работе с учащимися необходимо пользоваться средним регистром и интервалами в медленном темпе: большой и малой секундой, большой и малой терцией и, возможно, квартой. Обращать особое внимание на чистоту интонаций. Следить за тем, чтобы не было форсированного пения. Не завышать репертуар.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны:
- расширить диапазон голоса желательно до 1,5 октав;
- работать над сглаживанием регистров;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- принять активное участие в творческой жизни школы и города.
При работе над вокальными произведениями с текстом добиваться смыслового единства текста и музыки.
При выборе репертуара для учащихся избегать высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке. В основном работать над средним регистром.
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны:
- вести работу над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков, приобретенных во 2 классе;
- выравнивать звучность гласных и добиваться правильного, четкого произношения согласных;
- исполнять вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
- активно участвовать в творческой жизни школы и города.
При работе следить за тем, чтобы учащиеся умели певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся должны продолжать работу:
- над расширением диапазона голоса;
- развитием четкой дикции, выразительностью слова в речитативах,
- сглаживанием переходных нот;
- развитием и укреплением певческого дыхания и чистой интонации;
- активно участвовать в творческой жизни школы и города.
В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности обучающегося, его творческую мысль.
Четвертый год обучения должен дать возможность педагогу выявить вокально-технические и исполнительские данные учащегося. Основная работа состоит в укреплении певческого дыхания, интонации и пр.
Необходимо развивать у учащегося интерес к лучшим художественным образцам народных, классических и советских музыкальных произведений.
В зависимости от способностей учащихся начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выявлением тембра, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т. п.
По окончании четырехлетнего обучения предполагается следующая результативность:
1. положительная динамика развития личности ребёнка, развитие его общей музыкальности, двигательной культуры, артистизма;
2. предполагается, что обучающиеся будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Программа имеет тематическое построение, где последовательно осваивается музыкальная грамота, раскрываются основы пения, особенности языка музыки, богатство и своеобразие её содержания, развиваются и совершенствуются основные психические процессы и качества обучающихся.
Для индивидуального развития обучающихся имеет огромное значение фиксация динамики их достижений, конкретный разбор ошибок, недостатков и совместное с педагогом определение перспектив дальнейшего развития. Это нужно не только для овладения данным видом деятельности, но и для обучения умению работать, для становления их личности обучающегося.
Осуществлению поставленных в программе задач служит широкий спектр разнообразных видов деятельности: игровая, художественно-эстетическая, музыкально-познавательная, исполнительская, включающих в себя различные формы деятельности: слушание и восприятие классического репертуара, ритмические движения под музыку, жестикуляцию, работу по постановке голоса и развитию вокальных навыков и музыкальности, различные творческие задания по вокальной импровизации и развитию сценического мастерства.
Содержание программы
«Формирование вокальных навыков»:
- ознакомление с основами певческих навыков, гигиеной и охраной голоса;
- певческая установка (пение сидя, стоя). Положение рук, ног, головы, шеи во время пения;
- основы певческого дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание;
- понятие об атаке звука, как начале пения (мобилизация артикуляционного аппарата). Мягкая атака рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо;
- пение нефорсированным звуком. Слуховой контроль воспитание сознательного отношения к пению и развитию вокального слуха, осознание чистоты интонации, движения мелодии;
- пение песен с сопровождением под фонограмму, пение под живой аккомпанемент. Правильное интонирование в заданной тональности. Умение интонировать при изменении тональности во время песни. работа над унисоном, многоголосием. Осознание высотного положения новой тональности по отношению к исходной. Осознание ходов на тот или иной интервал. Работа с фонограммой, запись голоса и анализ услышанного со стороны;
- работа над фразировкой, дикцией, дыханием. Знакомство со звуковедением: (легато, нон легато). Использование основных правил произношения в пении: произношение согласных, гласных, согласных в середине и в конце слова. Культура речи (ударение). Логика речи (основное слово, ударение во фразе).
Процесс подготовки ансамбля к работе
Развитие вокально-хоровых навыков осуществляется на специальных упражнениях. В педагогической практике часто певческие упражнения называют распеванием. Мы рассматриваем распевание как часть всей вокально-хоровой работы, в которой первостепенное значение имеет вокально-слуховая настройка учащихся перед пением.
Вокально-хоровые упражнения помогают учащимся овладевать всем комплексом певческих навыков, способствуют правильному воспитанию певческого голоса. Они применяются учителем в определённой последовательности, в соответствии с развитием певческих голосов детей, вокально-хоровыми задачами, стоящими перед ансамблем.
Вокально-хоровые навыки. Певческая установка и дыхание
Младший ансамбль
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Старший ансамбль
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция
Младший ансамбль
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Старший ансамбль.
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр.
Ансамбль и строй
Младший ансамбль
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Старший ансамбль.
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Младший и старший ансамбли.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
«Песенное творчество»
Исполнение песен наряду со своими непосредственными задачами, развивает красивый и здоровый голос, красоту повседневной речи. Репертуар, базируемый на лучших образцах современной детской песни, включает в себя произведения русских, зарубежных авторов и разнохарактерные народные песни и попевки, что имеет большое значение в воспитании у детей любви к народной песне.
Расширение музыкального кругозора учащихся происходит через ознакомление с вокальными и хоровыми произведениями, степень трудности которых позволяет использовать их в работе с учащимися.Вокальная музыка располагает достаточно большим количеством произведений, написанных для различных составов вокальных ансамблей. Большинство из них предполагает наличие профессиональных вокальных голосов, что создает некоторые сложности в использовании вокального репертуара, так как певческие возможности учащихся ограничены.
Общее число произведений даётся в годовых требованиях. При этом степень завершённости работы над произведением может быть различной - одни из них готовятся для публичного показа, другие – для исполнения на занятиях или просто в порядке ознакомления.
Главными критериями для отбора репертуара, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала и доступность в исполнении. В целях стимулирования творческой активности участников ансамбля к решению учебных задач данной программы можно привлекать учащихся, включая в программу работу над предложенными ими произведениями.
Методические рекомендации
Вокальный ансамбль в школе занимает важное место. Вокальное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Вокальный ансамбль служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.
Задача руководителя – привить детям любовь к ансамблевому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музыкальном музицировании, учитывая, что вокальное пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. В ансамбле должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов вокального ансамбля. При организации занятий следует руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и партитурам помогает учащимся сознательно овладеть произведением, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, что способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с достаточно сложным фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения следует формировать и развивать важнейшие вокально-хоровые навыки учащихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикцию), постепенно усложняя задания, развивая диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора обучающихся, о том, что пение – мощное средство нравственного, патриотического и духовного воспитания. Поэтому произведения классики должны сочетаться с песнями советских композиторов и народными песнями разных жанров.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся форме в работе вокального ансамбля. Заложенный в самой её природе принцип многократного повторения таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которое можно лишь с использованием разнообразных приёмов варьирования, основанных на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете всё новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания.
Могут использоваться также такие приёмы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с ансамблем, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки. Исполнительские приёмы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
Постепенно, с овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем вокального ансамбля для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебными планами, нельзя забывать о том, что ансамбль – это коллектив. При организации учебного процесса следует руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединёнными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип способствовать успешной работе вокального ансамбля как исполнительского коллектива.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остаётся консультирование ребёнка и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, способствующих расширению кругозора.
Необходимо поощрять концертные выступления учащихся, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, пении для себя и в кругу семьи.
Рекомендуемый репертуарный список является примерным и может дополняться или изменяться преподавателем. В примерном списке приведены предназначенные для работы произведения.
Примерный репертуарный список
Младший ансамбль
Мартынов Евг. «Добрые сказки детства»
РНП « Песня о блохе »
Чугунов Ю., сл.Вациетис О. «Сёстры света»
Афанасьев Л., сл. Гурьян В. «Не грусти »
Цфасман А. «Неудачное свидание»
Ганев И., сл. Костылев В. «Тени»
Кальварский А., слова Шварц В. «Возвращайтесь в детство»
Broockmayer D. «Jaive»
Warren H., Gordon M.«Choo - Choo»
Garland J. «In the mood»
Jackson Chabby «Wooftie»
W.Thomas, arranj. Ron Mc.Cordy «Funtime Band»
Gershwin G.«I Got Rhythm»
MacCall E. “ The First Time”
Абт Ф. Вокализы
Долуханян А. «Прилетайте, птицы»
Егорова О., сл. Белкина А. «Лет пятьдесят назад»
Егорова О., сл. Суслова С. «Сладкая песенка»
Жарковский Е., сл. Доризо Н. «Родина твоя»
Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»
Калинников В. «Весна»
«Тень-тень»
«Киска»
Купряхин С., сл. Бятко А. «Хоровод»
Копылов Б., сл. Суслова В. «Белые снежинки»
Крылатов Е., сл. Суслова С.«Ты человек»
Крылатов Е., сл. Танина С. «Кабы не было зимы»
Крылатов Е., сл. Савельева М. «Заводные игрушки»
Курьянов С., сл. Тунаева А. «Армия моя»
Криппер С., сл. Невской М. «Песенка о солнышке, радуге и радости»
Лядов А. «Колыбельная» «Окликание дождя»
Львов-Компанеец К. сл. Пляцковского М. «Хорошо, что есть каникулы».
Локтев В., сл. Суслова С.«Песня о России»
Моцарт В. «Цветы» «Детские игры»
Морозов И. «Про сверчка»
Муравлев А., сл. Полухина Ю. «Вечный огонь»
Мурадели В.,сл.Викторова В. «Девчонка везла на возу»
Новиков В., сл. Ножкиной М. «Баллада о солдате»
Олиферова О.«Нужные слова» «Воскресенье»
Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа»
«В дождь»
«Наш край»
«Весна»
«Кукла»
«Конь вороной»
Русская народная песня «Блины»
«Как у бабушки»
«Вдоль по улице метелица метет»
Ройтерштейна М. сл. народные «Хоровые забавы»
Струве Г., сл. Ибряева И. «Под новый год»
Струве Г., сл. Чешко С. «У моей России»
Струве Г., сл.Лаубе Ф. «Вот тогда ты пожалеешь»
Усынин Я., сл. Рублевой М. «Наши мамы»
Хромушин О., сл. И. Павлова «Учительница»
«Русские потешки»
Хромушин О., сл.. Нифг К. «Звонкая песенка»
Чистяков В., сл. Кружкова Г. «Бабушка Погода»
Шаинский В., сл. Танина С. «Когда мои друзья со мной»
Шаинский В., сл. С. Танина «Снежная сказка зимы»
Ellington Duke «C Jam blues»
Вайль К. «Mack The Knife»
Блек Дж. «When The Saints Marching In»
Хендерсон Р. «Bye, Bye, Blackbird»
Старший ансамбль
Абт Ф. Вокализы
Косма Ж. «Аutumn Leaves»
Betty А. «C’est Si Bon»
Стрейхорн Б. «Take The «А» Train»
Миловидов В., сл. Хольнов С. «Только ты»
Хавтан А., сл. Сюткин В. «Как жаль»
Elligton D. «Caravan»
Lenon J., Cartney P.Mc.«Мichelle»
Barnet E., Norton G.«My melancholy Baby»
Ширинг Дж. «Lullaby of Birdland»
Белорусская народная песня «Березонька»
Дубравин Я., сл. Савельева И. «Всё начинается со школьного звонка»
Егорова О., сл. Румянцевой М.«На земле Тамбовской»
Калинников В. «Жаворонок»
«Зима»
Крылатов Е., сл. Пляцковского М.«Ваши глаза»
«Три белых коня»
Кодай З. «День за окном лучится»
Калинников В., сл. Ибряева И. «Сосна»
Литовская народная песня «Солнышко вставало»
Лассо О. «Тик-так»
Мак – Доуэлл Э. «Лесная песнь»
Новиков А. «Колыбельная»
Попов Т., сл. Семернина В. «Снежинки»
Русские народные песни: «Во лузях» (обр. Попова В.)
«Милый мой хоровод» (обр. Попова В.)
«Пойду ль, выйду ль я» (обр. Соколова В.)
Соснин В., сл. Жаркова С. «Наши учителя»
Сокольская Е., сл. Данильевой Г. «Лебедёнок»
Танеев С. «Вечерняя песня» «Сосна» «Горные вершины»
Хрисаниди И., сл. Курносовой Л.«Крокодил»
Шуберт Ф. «Ave Maria»
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. «Вышел тигр погулять»
Гладков Г. «Песня друзей»
Хромушин О. «Сколько нас»
Чугунов Ю., сл.Соколов В. «Чужая жизнь»
Киселёв, сл. Южаков А. «Над Арбатом дождь»
Костылев К., сл. Южаков А. «Осенний листопад»
Листов К., сл. Арской П. «В парке Чаир»
Варламов А., сл. Коваль Н. «Уходит вечер»
Дунаевский И. «Парафраз» на темы песен
Соловьёв – Седой В. «Парафраз» на темы песен
Киселёв А., сл. Татаринов В. «Небо осени»
Варламов А., Дунаевский М., Соловьев – Седой В. «Ретрофраз» на темы песен
Морозова А., сл.Рубцова Н. «В горнице»
Малишава, сл. Соколова В. «Хочется»
Thomas Willy «Funtime Band»
РНП свободная обработка «А снег тает»
Петров А., сл. Фогельсон Я. «Песенка о морском дьяволе»
Саульский Ю., сл. В.Завальнюк «Счастья тебе»
Дэвис М. «Tune Up»
Роджерс Р. «Blue Moon»
Льюис М. «Hou High The Moon»
Использованная литература
1. Тереньтьева Н.А. «Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности» С.-Петербург 1997
2. Апраксина О.А. «Музыка в воспитании творческой личности» Музыкальное воспитание в школе, вып.3/ сост. О.А.Апраксина.- М.,1964
3. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А.Комейского. Искусство в школе 1993 №1
4. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М.,1989
5. Тереньтьева Н.А. «Цеолостный подход к музыкальному образованию и воспитанию» Педагогика 1992
6. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки.// Вопросы психологии 1988 №5
7. Санникова М.А., «Организация музыкальной студии в общеобразовательной школе» «Музыка в школе» №5 2004
8. Волчегорская Е.Ю., «Расширение границ восприятия музыки» «Музыка в школе» №3 2004г
9. Морозов В., «Искусство резонансного пения» «О развитии детского голоса» «Музыка в школе» №2 2003г.
10. Морозов В., «О развитии детского голоса» «акустические особенности» «Музыка в школе» №1 2004г.
11. Денисенко Н.В. «Воспитание музыканта» «Музыка в школе» №4 2004г
12. Добровольская Н., «Вокальные упражнения в школьном хоре» изд.2.М., Учпедгиз
13. «Практическое пособие для развития музыкального слуха», сост.А.Барабошкина и С.Ляховицкая
14. «Развитие детского голоса» сборник докладов, под редакцией В.Шацкой, М., изд-во АПН РСФСР, 1963 г.
15. Надолинская Т.В. «Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников» Ростов н/Д, 1996
16. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младщих школьников.- М.,1979
17. Надолинская Т.В. Музыка .Методические рекомендации к учебному комплекту. Книга для учителя.- Таганрог: Айкэн, 2001.
Рекомендуемая нотная литература
Детский хор // Сост. Марисова И. Вып.9. - М., 1990.
Избранные русские кантаты XVIII в.- Л., 1983.
Корганов Т. Лирический хоровой цикл на слова А.Исаакяна. - М., 1975.
Лядов А. Русские народные песни.
Рубин В. Первый снег.- М., 1973.
Свешников А. Народные песни.- М., 1977.
Свиридов Г. Хоры без сопровождения.- М., 1978.
Соколов В. Обработки и переложения для детского хора. - М., 1975.
Танеев С. Вокальные сочинения. Т.2, ч.2. - М., 1981.
Янтарная песня / Сост. Мозенас И. - М., 1971.
Романенко В. Учись импровизировать Иркутск, 2000
150 американских джазовых тем. Выпуск 1. – М., Музыка, 1994
Джазовые стандарты. Выпуск 2. – М., Музыка, 2010
Литература для детей
Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио. В двух частях. - М., 1998.
Барановская А., Гулина Т., Касьянов А. Что ты знаешь о музыке. - Минск, 1990.
Берак О. Школа ритма. Часть 1. Двухдольность. - М., 2003
Боровик Т., Манина Т. Нотные прописи. Записная книжка для маленьких музыкантов. -Минск, 1993
Картавцева М. Сольфеджио 21 века. - М., 1998.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. -- С-П., 1992.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М., 1986.
Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. 2 части. - С-П., 2001
Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент. Выпуск 1. 1-4 классы ДМШ.- М., 2002.
Шорникова М. Музыка, её формы и жанры. - М., 2006.
18