Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный английский» организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Тип программы «Занимательный английский» модифицированная. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес и уважение детей к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативных задач.
Программа внеурочной деятельности: «Увлекательный английский», тип программы внеурочной деятельности-модифицированная, направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная.
На начальном этапе обучения детей иностранному языку закладываются основы формирования умений и навыков, обеспечивающих речевую деятельность, формируются произносительные навыки, рецептивно усваиваются языковые единицы.
Начиная заниматься иностранным языком, ребенок младшего школьного возраста испытывает огромное желание заговорить с первых минут на втором языке. В целях сохранения мотивации к изучению языка в 1 классе осуществляется индивидуальный подход при изучении различных ситуаций. Когда язык естественно вплетен в разнообразную деятельность младших школьников, они начинают использовать его в игре, в общении с окружающими, что является гарантией успешного овладения языком.
Обучение детей иностранному языку в первых классах преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.
Новизна программы кружка заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология.
Учебная игра – это ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания. Они являются одним из эффективных приёмов обучения общению на иностранном языке, в котором мотив лежит в самом процессе.
Функции игры:
1. Обучающая - способствует приобретению знаний и формированию иноязычных навыков в рамках одной или нескольких тем;
2. Мотивационно – побудительная - мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность;
3. Ориентирующая - учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения;
4. Компенсаторная - компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни.
Преимущества учебной игры:
? Игра вносит разнообразие в учебный процесс, значительно расширяет выбор учебных ситуаций общения;
? Игра может использоваться с целью изменения темпа урока, облегчения перехода от одного вида деятельности к другому, «подзарядки» учащихся перед выполнением очередного упражнения;
? Игра может помочь отдельным учащимся, испытывающим трудности психологического характера, расслабиться, преодолеть свою замкнутость и испытать чувство удовлетворения;
? Игра создаёт условия для максимального вовлечения всех учащихся в учебный процесс;
? Игра помогает сократить дистанцию между учителем и учащимися, а также стимулирует работу в режиме «ученик – ученик»;
? Игра способствует созданию благоприятной атмосферы общения, доверия и сотрудничества;
? Как следствие всех вышеперечисленных факторов, игра значительно повышает учебную мотивацию.
Основные требования к игре:
1. Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором дети будут действовать, а также игровых ролей или предметов.
2. Обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет ими достигнуто в результате игры).
3. Осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата.
4. Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
5. Игра должна быть экономна по времени и направлена на решение определённых учебных задач.
6. Игровой процесс должен быть «управляемым»: не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуаций, когда игра выходит из под контроля и срывает занятие.
7. Игра должна снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся.
8. Игра должна оставлять видимый учебный эффект на втором плане, а на первом видимом месте всегда реализовывать игровой момент.
В результате обучения младшие школьники должны понимать несложную в языковом отношении, вполне доступную по содержанию иноязычную речь и овладеть элементарными навыками ведения разговора. Должное внимание уделено здоровье сберегающим технологиям за счет смены видов учебно-речевой деятельности: учебно-игровая, интеллектуально-двигательная. Выбор форм проведения занятий, форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями младших школьников, у которых достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в его темпераменте. Ребенок постепенно вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту. Это определяет общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы. Ведущей деятельностью в процессе овладения иностранным языком признается игровая деятельность с постепенным переходом к учебной. Новизна программы кружка заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы: создать условия для развития интеллектуально-познавательных процессов у учащихся и условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе. Развивающие задачи занятий в курсе выделены следующие:
Формировать умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и интересов
первоклассников: элементарные коммуникативные умения в процессе говорения, аудирования и письма.
Формировать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников.
Развивать мотивацию к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного
образования.
Развивать рефлексивно - регулятивные и контрольно-оценочные действия;
Обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для
преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: "Зачем я учу иностранный язык?", "Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?", "Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?", "Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?". Язык должен осваиваться осознанно, а сами занятия быть интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Сроки реализации программы: 1 год (35 ч).
Формы и режим занятий.
При реализации программы используются следующие формы и методы обучения:
предварительная мотивационная беседа с учащимися;
групповые занятия с учащимися, с использованием заданий, которые можно разделить на дидактические,игровые и тренинговые.
Данные методы работы с учащимися начальной школы наиболее увлекательны для них и вызывают больший интерес. А также реализуются задачи по развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации.
Деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных группах (6,5-7 лет). Продолжительность занятий 25 минут. Основная форма организации внеурочной деятельности - учебная игра.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные: При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения младшие школьники учатся:
• вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться. Представляться
самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в
процессе совместной деятельности; извиняться;
• вести диалог — расспрос;
• Объем диалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны.
При овладении монологической речи младшие школьники учатся:
описывать животное, предмет, указывая название, размер, количество, место расположения;
кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки;
воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки
Объем монологического высказывания 4-5 фраз.
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
• различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка;
• различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
• воспринимать и понимать речь учителя, понимать с опорой на наглядность основное содержание речи учителя.
Метапредметные результаты:
Высокий показатель развития у учащихся мотивационно-потребностной сферы.
Обученность учащихся приёмам целеполагания и планирования деятельности.
Сформированность приёмов у учащися логического запоминания, расширение объёма памяти.
Умение учащимися применять навыки произвольного внимания восприятия.
Использование учащимися приёмов аналитико-синтетической деятельности.
Высокий уровень адаптации к новым социально-психологическим условиям на разных ступенях обучения в
школе.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: коллаж группы с комментариями, анкетирование родителей.