учитель Клинова Е.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»
Пояснительная записка
Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.
Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Сегодня в России политологии отводится приоритетное место в обществознании. К политологам постепенно стали относиться как к необходимым в обществе специалистам.
Актуальность курса состоит в необходимости формирования политической компетентности школьников. Знания, полученные школьниками при изучении курса, могут быть ими использованы как гражданами России в построении современного правового государства и гражданского общества.
Школа призвана формировать в молодом человеке умение критически анализировать современные политические процессы, определять свою позицию и отношение к происходящим событиям, воспитывать толерантность, правовую и политическую культуру.
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами основного среднего образования по обществознанию. Спецкурс рассчитан на 35 часов (годовая нагрузка), недельная нагрузка 1 час в неделю. Форма занятий - самая разнообразная: деловые игры, ролевые игры, дискуссии, дебаты, семинары, экскурсии, встречи с людьми, работающими в госучреждениях и занимающимися политикой и т.д.
Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы. Серьезное внимание уделяется проектно-исследовательской работе.
Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, доклады, исследовательские работы.
Программа по политологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем:
Тема № 1. Цели и задачи курса. «Политика как общественное явление» (2 часа)
Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль.
Тема № 2. «Что и как изучает современная политическая наука» (24 часа)
Тема делится на 7 разделов:
а) «Политическая власть» (2 часа)
Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.
в) «Политические элиты» (2 часа)
Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР): особенности формирования. Понятие «номенклатура».
д) «Политическая система общества» (2 часа)
Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип.
е) «Политический режим» (3 часа)
Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в России (СССР).
ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (2 час)
Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.
з) «Политические институты» (4 часа)
Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Правовое государство.Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация).
Тема № 4. «Политическая социализация личности» (4 часа)
Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Избирательные системы Особенности политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры. Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа.
Тема № 5. «Политические идеологии» (3 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Формирование идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 6. «Международная политика» (2 часа)
Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе.
№ | Тема | Цель | Понятия имена | Форма занятия | Виды контроля и задания |
1 | Цели и задачи курса | Познакомить учащихся со структурой и особенностями курса | Мир политики и современность. Соотношение политологии с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими общественными дисциплинами. | Лекция с элементами беседы | Беседа с учащимися |
2 | Формирование политической науки:
развитие политических знаний | Показать эволюцию политических знаний | Элементы политологии в учениях древности: Конфуций, Платон, Аристотель. Создатели христианско-политической теории европейского средневековья :Августин, Аквинский. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ: Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо. Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля. Марксистская теория политики. Основные концепции современной западной политологии: либерализм, реформизм, неоконсерватизм. | Урок – исследование (работа с историческими документами) | Сравнительная таблица «Развитие политических знаний» |
3 | Власть. Легитимность власти. | Изучить понятие « власть» как основного понятия политики | Политическая власть и другие формы власти. Кратология как наука о власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную в демократическом государстве. Легальность и легитимность власти. Суверенитет власти. Реальная сила власти. | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Эссе «Власть развращает абсолютная власть развращает абсолютно» |
5 | Политическая система | Раскрыть содержание понятия «политическая система» | Понятие, сущность политической системы .Применение социологического, структурно-функционального, исторического методов при анализе сущности политической системы Типы политических систем. Современная Российская политическая система. | Урок изучения нового: работа учащихся на основе групповых заданий | Модель «Политическая система» (начало работы) |
6 | Структура и функции политической системы общества | Изучить структуру и функции политической системы | Структура и функции политической системы общества. | Урок - анализ | Модель «Политическая система» - защита презентаций |
7 | Политический режим как система способов и методов реализации власти | Определить понятие «политический режим» | Политический режим. Дюверже М. | Урок – исследование (работа с историческими документами) | Конституция РФ (статьи 1-4, 10, 11, 13-15) – определить тип режима и форму правления в стране |
8 | Элементы политического режима | Показать элементы политического режима | Принцип легитимности, структура институтов, партийная система, форма государства | Урок конференция: защита презентаций учащихся | Составить схему |
| Типы политических режимов | Сравнить типы политических режимов | Типология политических режимов. Тоталитарный режим и его особенности. Авторитарный и либеральный политические режимы и их основные черты. |
| Сравнительная таблица «Политические режимы» |
9 | Гражданское общество: сфера частных интересов и индивидуального выбора | Выяснить сущность гражданского общества | И. Кант, Г. Гегель, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо
Сущность гражданского общества, основные условия его формирования и функционирования | Урок - проблема | Подготовка презентаций «из истории гражданского общества» |
10 | Государство и гражданское общество: принципы взаимоотношений | Показать взаимозависимость государства и гражданского общества | Государство и гражданское общество: единство и принципиальные отличия. Правовое государство, предпосылки и условия его формирования. | Интегрированный урок – размышление по произведению Замятина «Мы» | Черты гражданского общества |
| Некоторые особенности формирования гражданского общества в России | Раскрыть специфику формирования гражданского общества в России | Синдром развивающегося общества. Становление демократии и правового государства. Формирование в России гражданского общества. Централизованная государственная власть и местное самоуправление. Конституция Российской Федерации 1993г. о политической системе России, её сущности и структуре. |
| Эссе «Есть ли гражданское общество в России?» |
11 | Происхождение политической элиты и ее роль в обществе | Изучить происхождение и сущность политических элит | Понятие "элита" "и политическая элита". Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит : Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. | Урок - анализ | Классификация политических элит |
12 | Природа политического лидерства | Объяснить природу политического лидерства | Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты. | Урок - размышление | Мини – проект «Идеальный политический лидер» |
| Типы лидеров и их функции | Выяснить критерии типологизации лидеров | Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии страны. |
| Составление портрета современного политического деятеля «Идеальный политический лидер» |
13 | Происхождение и сущность государства | Показать особенности государства как политического института | Функции государства и его исторические типы. Государство как политический институт, орудие публичной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства. Роль социально-экономических условий и геополитических причин в формировании государства. | Урок - анализ | Презентации |
14 | Формы государства и его функции | Раскрыть типологию форм государства | Формы правления и устройства. Президентская и парламентская республики. | Урок конференция: защита презентаций учащихся | Составление плана «Государство» |
15 | Правовое государство | Знать признаки правового государства | Признаки. История формирования правового государства | Урок-лекция | Презентация |
16 | Партии и партийная система | Классифицировать партии и партийные системы | Сущность политических партий, её основные признаки и отличия от других общественных организаций. Авангардные, парламентские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Правовая институционализация политических партий. Статус партии. Типология партийных систем | Урок - анализ | Сравнительная таблица |
18-19 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать знания пройденного материала | Ведущие понятия изученных тем | Урок – семинарское занятие | нет |
20 | Содержание процесса политической социализации. | Раскрыть сущность и значение политической социализации | Политизированность и социализированность личности — две стороны политизации. Основные социальные факторы политической социализации личности: семья, система образования, средства массовой информации, личная политическая и социально-экономическая деятельность. | Урок - размышление | Конспект |
21 | Избирательные системы | Показать особенности избирательных систем | Мажоритарная , пропорциональная, смешанные системы | Урок - анализ | Примеры избирательных систем, с их плюсами и минусами |
22 | Типы политической социализации. Особенности политической социализации в России Политические права гражданина. | Изучить типы политической социализации | Статус личности в политической жизни общества: понятие и виды. Рядовая личность, личность политического деятеля. Политика в системе ценностных ориентаций личности. Политические интересы личности. Политические права человека. Формы участия граждан в политической жизни общества. Участие в политической жизни — способ самоутверждения личности. | Урок - проблема | Дискуссия: «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Миф или реальность?» Эссе «Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики» (Ш. де Голль) |
23 | Политическая культура: содержание и типология | Определить сущность и значение политической культуры | Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур: формационная, мир-системная, цивилизационно-культурная. Сущность формационной парадигмы и ее недостатки. Школа мир-системного анализа Ф. Броделя и И. Валлерстайна. Цивилизационно-культурная парадигма. И.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда. Политическая культура и мораль. Политическая культура и правовое сознание. Кодекс политического поведения и правила политической игры | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Проанализировать критерии типологии политических культур |
| Особенности политической культуры в России | Показать особенности политической культуры в России | Политическое образование в России: традиции и современность .Самобытность политической культуры России. Истоки политической культуры России. Влияние православия на политическую культуру и государственность России. Самобытный характер государственной жизни в Московской и Суздальской Руси. Особенности российского абсолютизма. Исторический анализ развития демократии в России. | Урок - анализ | Определить тенденции развития российской политической культуры |
24 | Возникновение идеологии и ее функции | Показать процесс формирования и определить функции идеологии | Политическое сознание. Возникновение идеологии. Её специфические особенности и формы теоретического выражения. Системно-теоретический, историко-преемственный, целеполагающий, программно-директивный и пропагандистский компоненты. Функции политической идеологии. Методы, средства, пути формирования политической идеологии. Обыденное политическое сознание. Политическая психология. Политические мифы, политический имидж, политический кредит, политическая отчужденность. | Урок - проблема | Сравнить идеологию фашизма с идеологией либерализма, консерватизма, коммунизма |
25 | Типы идеологий | Выявить типы идеологий | Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-реформизм. Функции политической идеологии. | Урок изучения нового: работа учащихся на основе групповых заданий | Сравнить идеологии. Разработать вопросы для сравнения. |
26 | Международная политика | Знать понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. | Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики | Урок изучения нового материала с элементами обобщения | Внешняя политика России – сообщения и презентации |
27-28 | Повторительно-обобщающий урок | Определить качество знаний учащихся по данному курсу | Основные понятия курса | Уроки – лабораторного типа | нет |
29-33 34-35 | Уроки – практикумы Резервные часы |
| |
|
|