СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса Политология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса расчитана на учащихся 10 класса, выбравших обществознание для сдачи ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса Политология»

Программа элективного курса «Введение в политологию»

10 класс

учитель Клинова Е.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»

Пояснительная записка
Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее.  Сегодня в России политологии отводится приоритетное место в обществознании. К политологам постепенно стали относиться как к необходимым в обществе специалистам.
Актуальность курса состоит в необходимости формирования политической компетентности школьников. Знания, полученные школьниками при изучении курса, могут быть ими использованы как гражданами России в построении современного правового государства и гражданского общества.

Школа призвана формировать в молодом человеке умение критически анализировать современные политические процессы, определять свою позицию и отношение к происходящим событиям, воспитывать толерантность, правовую и политическую культуру.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами основного среднего образования по обществознанию. Спецкурс рассчитан на 35 часов (годовая нагрузка), недельная нагрузка 1 час в неделю. Форма занятий - самая разнообразная: деловые игры, ролевые игры, дискуссии, дебаты, семинары, экскурсии, встречи с людьми, работающими в госучреждениях и занимающимися политикой и т.д.

Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы. Серьезное внимание уделяется проектно-исследовательской работе.

Элективный курс «Введение в политологию» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент и способствует усвоению основных понятий: политология, политическая наука, власть, государство, ветви властей, право, закон, законотворчество, конституция, парламент, президент, депутат, партия, правительство, администрация, политическая культура, права и свободы, политический режим, идеология, радикализм, реформизм, экстремизм, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, социализм, популизм, формы государства, социальная справедливость и др.

Итогом работы  отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, доклады, исследовательские работы.

Цели курса:

  1. дать учащимся необходимый минимум знаний о политических реалиях, нормах политического поведения.

  2. помочь овладеть методологией анализа политической жизни.

  3. выработать необходимые мировоззренческие критерии оценки текущих политических событий. 

Задачи курса:

  1. формирование политической культуры и социально-правового поведения личности в гражданском обществе.

  2. учащиеся должны сформировать ключевые компетенции, которые помогут профессиональному самоопределению.

Организационно-методический раздел

Программа по политологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем:

  • Формирование политической науки:

  • Роль и место политики в жизни современных обществ;

  • Объект, предмет и метод политической науки;

  • Функции политологии;

  • Политическая жизнь и личность;

  • Происхождение государства.

  • Понятие и признаки государства.

  • Правовое государство.

  • Власть: её виды и критерии эффективности.

  • Социальные функции политики;

  • Гражданское общество, его происхождение и особенности;

  • Особенности становления гражданского общества в России;

  • Политическая власть;

  • Политическая система;

  • Политические режимы;

  • Политические партии;

  • Политические права и свободы. 

  • Политические идеологии

  • Политика и мораль.

  • Политические элиты. Политическое лидерство.

  • Политическая культура.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:

  • конкретными политологическими, историко-правовыми сведениями, знаниями, помогающими быть компетентными в этой сфере общественной жизни;

  • историко-биографической информацией, касающейся выдающихся политиков;

  • умениями, связанными с работой научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, реферирование литературы по избранной теме или проблеме);

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.


Требования к подготовке учащихся по предмету:

  1.  сформированность структурированного и актуализированного знания, лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

  2.  сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;

  3.  умение представить свой взгляд на определенные события в политико-правовой сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической работы;

  4.  внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;

  5.  умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико-правовой сфере в России и мире;

  6. сформированность поведения учащегося, проявляющаяся в потребности продолжать деятельность по получению новых знаний, формированию активной гражданской позиции.

Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники:

По окончании курса выпускники

  • должны знать термин «государственный аппарат»,

  • перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества;

  • определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; 

  • описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество;

  • сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; 

  • объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру;

  • выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека;

  • приводить примеры политической культуры; 

  • давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры



Содержание программы

Тема № 1. Цели и задачи курса. «Политика как общественное явление» (2 часа)
Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль.
Тема № 2. «Что и как изучает современная политическая наука» (24 часа)
Тема делится на 7 разделов:
а) «Политическая власть» (2 часа)
Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.
в) «Политические элиты» (2 часа)
Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР): особенности формирования. Понятие «номенклатура».
д) «Политическая система общества» (2 часа)
Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип.
е) «Политический режим» (3 часа)
Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в России (СССР).
ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (2 час)
Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.
з) «Политические институты» (4 часа)
Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Правовое государство.Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация).
Тема № 4. «Политическая социализация личности» (4 часа)
Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Избирательные системы Особенности политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры. Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа.
Тема № 5. «Политические идеологии» (3 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Формирование идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 6. «Международная политика» (2 часа)
Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе.

Оснащённость учебного процесса:
Учебно-методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы).











Поурочное планирование курса «Политология»



Тема 


Цель 


 Понятия имена


Форма занятия


Виды контроля и задания


1


Цели и задачи курса


Познакомить учащихся со структурой и особенностями курса


Мир политики и современность. Соотношение политологии с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими общественными дисциплинами.


Лекция с элементами беседы


Беседа с учащимися


2


Формирование политической науки:

развитие политических знаний


Показать эволюцию политических знаний


Элементы политологии в учениях древности: Конфуций, Платон, Аристотель. Создатели христианско-политической теории европейского средневековья :Августин, Аквинский. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ: Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо. Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля. Марксистская теория политики. Основные концепции современной западной политологии: либерализм, реформизм, неоконсерватизм.


Урок – исследование

(работа с историческими документами)


Сравнительная таблица «Развитие политических знаний»


3


Власть. Легитимность власти.


Изучить понятие « власть» как основного понятия политики


Политическая власть и другие формы власти. Кратология как наука о власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную в демократическом государстве. Легальность и легитимность власти. Суверенитет власти. Реальная сила власти.


Урок изучения нового материала с элементами обобщения


Эссе «Власть развращает абсолютная власть

развращает абсолютно»


5


Политическая система


Раскрыть содержание понятия «политическая система»


Понятие, сущность политической системы .Применение социологического, структурно-функционального, исторического методов при анализе сущности политической системы Типы политических систем. Современная Российская политическая система.


Урок изучения нового: работа учащихся на основе групповых заданий


Модель «Политическая система» (начало работы)


6


Структура и функции политической системы общества 


Изучить структуру и функции политической системы


Структура и функции политической системы общества. 


Урок - анализ


Модель «Политическая система» - защита презентаций


7


Политический режим как система способов и методов реализации власти


Определить понятие «политический режим»


Политический режим. Дюверже М.


Урок – исследование (работа с историческими документами)


Конституция РФ (статьи 1-4, 10, 11, 13-15) – определить тип режима и форму правления в стране


8


Элементы политического режима


Показать элементы политического режима


Принцип легитимности, структура институтов, партийная система, форма государства 


Урок конференция: защита презентаций учащихся


Составить схему




Типы политических режимов


Сравнить типы политических режимов


Типология политических режимов. Тоталитарный режим и его особенности. Авторитарный и либеральный политические режимы и их основные черты.




Сравнительная таблица «Политические режимы» 


9


Гражданское общество: сфера частных интересов и индивидуального выбора


Выяснить сущность гражданского общества


И. Кант, Г. Гегель, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо

Сущность гражданского общества, основные условия его формирования и функционирования


Урок - проблема


Подготовка презентаций «из истории гражданского общества»


10


Государство и гражданское общество: принципы взаимоотношений


Показать взаимозависимость государства и гражданского общества


Государство и гражданское общество: единство и принципиальные отличия. Правовое государство, предпосылки и условия его формирования. 


Интегрированный урок – размышление по произведению Замятина «Мы»


Черты гражданского общества




Некоторые особенности формирования гражданского общества в России


Раскрыть специфику формирования гражданского общества в России


Синдром развивающегося общества. Становление демократии и правового государства. Формирование в России гражданского общества. Централизованная государственная власть и местное самоуправление. Конституция Российской Федерации 1993г. о политической системе России, её сущности и структуре.




Эссе «Есть ли гражданское общество в России?»


11


Происхождение политической элиты и ее роль в обществе


Изучить происхождение и сущность политических элит


Понятие "элита" "и политическая элита". Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит : Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит.


Урок - анализ


Классификация политических элит


12


Природа политического лидерства


Объяснить природу политического лидерства


Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты. 


Урок - размышление


Мини – проект «Идеальный политический лидер»




Типы лидеров и их функции


Выяснить критерии типологизации лидеров


Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии страны.




Составление портрета современного политического деятеля «Идеальный политический лидер»


13


Происхождение и сущность государства


Показать особенности государства как политического института


Функции государства и его исторические типы. Государство как политический институт, орудие публичной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства. Роль социально-экономических условий и геополитических причин в формировании государства.


Урок - анализ


Презентации 


14


Формы государства и его функции


Раскрыть типологию форм государства


Формы правления и устройства. Президентская и парламентская республики.


Урок конференция: защита презентаций учащихся

Составление плана «Государство»

15

Правовое государство

Знать признаки правового государства

Признаки. История формирования правового государства

Урок-лекция

Презентация


16


Партии и партийная система


Классифицировать партии и партийные системы


Сущность политических партий, её основные признаки и отличия от других общественных организаций. Авангардные, парламентские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Правовая институционализация политических партий. Статус партии. Типология партийных систем


Урок - анализ


Сравнительная таблица


18-19


Повторительно-обобщающий урок


Систематизировать знания пройденного материала


Ведущие понятия изученных тем


Урок – семинарское занятие


нет


20


Содержание процесса политической социализации. 


Раскрыть сущность и значение политической социализации


Политизированность и социализированность личности — две стороны политизации. Основные социальные факторы политической социализации личности: семья, система образования, средства массовой информации, личная политическая и социально-экономическая деятельность.


Урок - размышление


Конспект 


21


Избирательные системы


Показать особенности избирательных систем


Мажоритарная , пропорциональная, смешанные системы


Урок - анализ


Примеры избирательных систем, с их

плюсами и минусами


22


Типы политической социализации. Особенности политической социализации в России

Политические права гражданина.


Изучить типы политической социализации


Статус личности в политической жизни общества: понятие и виды. Рядовая личность, личность политического деятеля. Политика в системе ценностных ориентаций личности. Политические интересы личности. Политические права человека. Формы участия граждан в политической жизни общества. Участие в политической жизни — способ самоутверждения личности. 


Урок - проблема



Дискуссия: «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Миф или реальность?»

Эссе «Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики» (Ш. де Голль)


23


Политическая культура: содержание и типология


Определить сущность и значение политической культуры


Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур: формационная, мир-системная, цивилизационно-культурная. Сущность формационной парадигмы и ее недостатки. Школа мир-системного анализа Ф. Броделя и И. Валлерстайна. Цивилизационно-культурная парадигма. И.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда. Политическая культура и мораль. Политическая культура и правовое сознание. Кодекс политического поведения и правила политической игры


Урок изучения нового материала с элементами обобщения


Проанализировать критерии типологии политических культур




Особенности политической культуры в России


Показать особенности политической культуры в России


Политическое образование в России: традиции и современность .Самобытность политической культуры России. Истоки политической культуры России. Влияние православия на политическую культуру и государственность России. Самобытный характер государственной жизни в Московской и Суздальской Руси. Особенности российского абсолютизма. Исторический анализ развития демократии в России.


Урок - анализ


Определить тенденции развития российской политической культуры


24


Возникновение идеологии и ее функции


Показать процесс формирования и определить функции идеологии 


Политическое сознание. Возникновение идеологии. Её специфические особенности и формы теоретического выражения. Системно-теоретический, историко-преемственный, целеполагающий, программно-директивный и пропагандистский компоненты. Функции политической идеологии. Методы, средства, пути формирования политической идеологии. Обыденное политическое сознание. Политическая психология. Политические мифы, политический имидж, политический кредит, политическая отчужденность.


Урок - проблема


Сравнить идеологию фашизма с идеологией либерализма, консерватизма, коммунизма


25


Типы идеологий


Выявить типы идеологий


Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-реформизм. Функции политической идеологии. 


Урок изучения нового: работа учащихся на основе групповых заданий


Сравнить идеологии.

Разработать вопросы для сравнения.

26

Международная политика

Знать понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений.

Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Внешняя политика России – сообщения и презентации


27-28


Повторительно-обобщающий урок


Определить качество знаний учащихся по данному курсу


Основные понятия курса


Уроки – лабораторного типа


нет


29-33

34-35


Уроки – практикумы


Резервные часы








Информационное обеспечение дисциплины
  1. http://sibtu-vpo.com/13052010/politologiya/Vasilik_-_PracticalWorkOnPoliticalScience_-_1999_384_HTML/vasilik.htm

(Практикум по курсу политология

под редакцией профессора М.А.Василика)


  1. http://www.elitarium.ru/2006/06/02/distancionnyjj_kurs_politologija.html

(Дистанционный курс Политология)

  1. http://interneturok.ru/ru

Видеоуроки

  1. http://univertv.ru/video/politologiya

Лекции по политологии

  1. www.philosophy.ru – библиотека классических и современных политических и философских электронных текстов;

www.iph.ras.ru – электронная библиотека Института философии РАН;

  1. www.polit.ru – информационный сайт о политике;

  2. www.politcom.ru – информационный сайт политических комментариев;

  3. www.kreml.org – экспертная сеть Фонда эффективной политики;

  4. www.politklass.ru – сайт журнала «Политический класс»;

  5. www.apn.ru – сайт Агентства политических новостей;

  6. www.politjournal.ru – электронная версия «Политического журнала»;

  7. http://www.politika-magazine.ru/ - итернет-версия журнала «Политика»;

  8. http://www.ipolitics.ru/ - каталог документов (первоисточники и аналитика), политическая карта мира, библиотечка политолога (статьи и материалы, ставшие классикой в современной политологии и теории международных отношений), специальные проекты.