СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спортивно-технической направленности «Автомотолюбители»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа «Автомотолюбители» модифицированная, необходимость ее разработки вызвана стремлением к наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Программа относится к спортивно-технической направленности.

Все знания, умения и навыки, приобретенные в объединении, смогут значительно упростить эксплуатацию своего личного транспорта.

Профессиональная ориентация программы позволит старшекласс­никам в будущем выбрать профессии: инженера, конструктора, меха­ника, водителя, токаря, слесаря. Подготовка юношей по данной про­грамме позволит использовать приобретенные навыки, умения на службе в рядах Вооруженных сил РФ.

 

Цель программы:

Создание условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в освоении  навыков вождения и ремонта мототехники, повышения  культуры водителя  и гражданской ответственности.

 

Для достижения этой цели ставятся задачи:

•  обучающие:

  • формирование специальных знаний по предмету;
  •  обучение подростка практическим навыкам и умениям по техоб­служиванию, ремонту и эксплуатации мотоцикла;
  • овладение знаниями Правил дорожного движения;
  • получение навыков вождения мотоцикла;

•  воспитательные:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • воспитание чувства ответственности за безопасность личную и других участников дорожного движения;
  • развитие правопослушности, сознательного отношения к соблю­дению мер безопасности на дорогах;
  • воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности.

 

•  развивающие:

  • развитие умения прогнозировать, анализировать и оценивать сте­пень дорожной опасности в различных ситуациях и предотвращать ее.

Принципы обучения и воспитания

При реализации образовательной программы использовались сле­дующие принципы обучения:

ü  доступности, позволяющего каждому обучающемуся реализовать в про­цессе обучения свои возможности;

ü   преемственности — содержание более сложного материала основыва­ется на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних эта­пах обучения;

ü  непрерывности — определяющей постепенное и постоянное ста­новление и развитие культуры поведения на дорогах;

ü   связи теории и практики, предполагающей, что практическая при­менимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Программа является не только обучающей, развивающей, но и воспи­тывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в За­коне Российской Федерации «Об образовании». Приоритетными при реа­лизации данной программы являются следующие принципы воспитания:

ü  гуманности;

ü  толерантности;

ü   индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей и способ­ностей самобытности;

ü  воспитания успехом;

ü  педагогического сотрудничества.

Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарно-гигиенических норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия чередуются с практической работой по техобслужи­ванию, ремонту мотоцикла и вождением его.

Просмотр содержимого документа
«Программа спортивно-технической направленности «Автомотолюбители»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»







Принята на заседании

методического совета

МБУДО СЮТ

Протокол № 1

от « 30 » августа 2016 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО СЮТ

____________Божедомов Г.А.

Приказ № 102 от 30.08. 2016 г












Дополнительная общеобразовательная программа

спортивно-технической направленности


«Автомотолюбители»

возраст учащихся 11 -18 лет,

срок реализации программы 2 года









Автор-составитель:

Усов Владимир Кузьмич

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория











г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК,

2016 г



Пояснительная записка



Программа дополнительного образования «Автомотолюбители» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.


В современном мире мотоцикл получил широкое признание, благо­даря деятельности мотоиндустрии, выпускающих мотоциклы для ши­рокого диапазона использования. Они обладают большими преимуще­ствами перед другими транспортными средствами: простота в обслу­живании, малые эксплуатационные расходы, хорошая маневренность, динамические качества, достаточная скорость при движении по маги­стралям в городах с интенсивным движением, высокая проходимость по проселочным дорогам и возможность движения там, где не может пройти автомобиль. Эти достоинства мотоцикла привлекают ребят.

Подростки с большим желанием приходят заниматься в объединения «Автомотолюбителей». Развитие у подростков определенных физических качеств, воспитание самодисциплины, ответственности за свои действия на дороге, бес­спорно, являются одними из самых надежных средств борьбы с детс­ким дорожно-транспортным травматизмом. Сидя за рулем мотоцикла, ребята осознают, к каким последствиям может привести неправильное поведение пешеходов и водителей, несоблюдение ими Правил дорож­ного движения.

Изучение Правил дорожного движения вне связи с практическими занятиями за рулем какого-либо транспортного сред­ства для школьников малопривлекательно. Поэтому обучение в объединении «Автомотолюбителей» следует рассматривать не только как самоцель (очень нужную и полезную), но и как возможность реально влиять на снижение до­рожно-транспортного травматизма.

Программа составлена на основе анализа существующих типовых программ Министерства образования и науки РФ и личного опыта работы педагога дополнительного образования по данному направле­нию. Необходимость разработки данной программы возникла в связи с тем, что типовая программа, созданная в 1978 году, не удовлетворяет современным требованиям. Предлагаемая образовательная программа разрабатывалась с учетом современных требований, в нее внесены сле­дующие, в отличие от типовой, изменения:

• использованы современные знания и практические достижения в области науки и техники;

• учтены новейшие достижения в мотостроении, изменения в пра­вилах дорожного движения;

• расширено содержание программы путем введения новой темы («Административная и уголовная ответственность за нарушения Правил дорожного движения»);

• программа построена на основе личностно-ориентированной мо­дели обучения, опирающейся на концепцию развивающего обучения.

Структура образовательной программы построена по логической схеме: от простого к сложному, на основе единства теоретических заня­тий с практической работой. В структуре программы представлены все элементы содержания образования (знания, умения, навыки) во взаи­мосвязи со средствами их реализации.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию коммуникативной культуры детей, самостоятельного мышления, развитию технических способностей и конструкторских умений учащихся при выполнении практических ра­бот, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отлад­кой мотоциклов.


По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются подростками, но и активно используются в их жизнедеятельности). В объединении «Автомотолюбителей» учащиеся получают знания в области профессионального образования, имеют возможность полу­чить практические навыки в обслуживании, ремонте и эксплуатации мотоцикла, изучают правила дорожного движения, развивается их ак­тивность, в пропаганде профилактики нарушений ПДД.

Образовательная программа «Автомотолюбители» модифицированная, необходимость ее разработки вызвана стремлением к наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Программа относится к спортивно-технической направленности.

Все знания, умения и навыки, приобретенные в объединении, смогут значительно упростить эксплуатацию своего личного транспорта.

Профессиональная ориентация программы позволит старшекласс­никам в будущем выбрать профессии: инженера, конструктора, меха­ника, водителя, токаря, слесаря. Подготовка юношей по данной про­грамме позволит использовать приобретенные навыки, умения на службе в рядах Вооруженных сил РФ.


Цель программы:

Создание условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в освоении навыков вождения и ремонта мототехники, повышения культуры водителя и гражданской ответственности.


Для достижения этой цели ставятся задачи:

обучающие:

  • формирование специальных знаний по предмету;

  • обучение подростка практическим навыкам и умениям по техоб­служиванию, ремонту и эксплуатации мотоцикла;

  • овладение знаниями Правил дорожного движения;

  • получение навыков вождения мотоцикла;

воспитательные:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • воспитание чувства ответственности за безопасность личную и других участников дорожного движения;

  • развитие правопослушности, сознательного отношения к соблю­дению мер безопасности на дорогах;

  • воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности.


развивающие:

  • развитие умения прогнозировать, анализировать и оценивать сте­пень дорожной опасности в различных ситуациях и предотвращать ее.

Принципы обучения и воспитания

При реализации образовательной программы использовались сле­дующие принципы обучения:

  • доступности, позволяющего каждому обучающемуся реализовать в про­цессе обучения свои возможности;

  • преемственности — содержание более сложного материала основыва­ется на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних эта­пах обучения;

  • непрерывности — определяющей постепенное и постоянное ста­новление и развитие культуры поведения на дорогах;

  • связи теории и практики, предполагающей, что практическая при­менимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Программа является не только обучающей, развивающей, но и воспи­тывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в За­коне Российской Федерации «Об образовании». Приоритетными при реа­лизации данной программы являются следующие принципы воспитания:

  • гуманности;

  • толерантности;

  • индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей и способ­ностей самобытности;

  • воспитания успехом;

  • педагогического сотрудничества.

Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарно-гигиенических норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия чередуются с практической работой по техобслужи­ванию, ремонту мотоцикла и вождением его.



Продолжительность освоения образовательной программы.


Программа «Автомотолюбителей» рассчитана на три года обучения. Овладение знаниями по устройству и техническому обслуживанию мотоцикла, Правилами дорожного движения, умение обучаемого правильно реаги­ровать на обстановку, доведение техники управления мотоциклом до совершенства, а также выработка способности интуитивного прогно­зирования развития дорожной ситуации и правильной оценки — это сложный, творческий и трудоемкий процесс, поэтому на программу отводится:

  • 1 год обучения — 288 часов, в неделю 9 учебных часа;

  • 2 год обучения — 288 часов, в неделю 9 учебных часа;


Характеристика учащихся по программе


Программа предназначена для подростков от 12 лет до 18 лет. На­полняемость групп не более 10 человек. Каждая группа учащихся зани­мается 3 раза в неделю по 3 академических часа. Группа второго года обучения формируются из учащихся предшествующих лет обучения. Зачисление в группу производится по заявлению родите­лей. Необходимо также письменное разрешение врача-педиатра о состоянии здоровья учащихся.

Условия реализации программы

Программа построена на основе личностно-ориентированной мо­дели обучения, опирающейся на концепцию развивающего обучения. Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в со­трудничестве детей и педагога. Чтобы добиться в работе предполагае­мых результатов, при выполнении образовательной программы исполь­зуются современные педагогические технологии проблемного, инфор­мационного, игрового и проектного обучения. Они служат механизма­ми формирования ключевых компетенций учащихся, учат их четко ста­вить перед собой задачи, анализировать ситуацию, быть сильнее об­стоятельств и добиваться успеха.

Важными условиями овладения знаниями, умениями и навыками по данной образовательной программе являются:

  • четкая цель каждого занятия;

  • правильный подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных задач;

  • использование разнообразных методов работы;

  • сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

  • четкая организация и эффективное использование времени, тща­тельная подготовка педагога к занятию;

  • использование материальной базы и опыта педагога.

  • обучение осуществляется через традиционные формы занятия (ин­дивидуальные и групповые), участие в соревнованиях, показательных выступлениях, конкурсах.

При выполнении образовательной программы используются следу­ющие типы занятий:

  • занятия ознакомления с новым материалом;

  • занятия применения знаний, умений и навыков;

  • занятия обобщения и систематизации знаний;

  • занятия закрепления изученного.


На занятиях в объединении применяются раз­нообразные группы методов обучения.

Широко используются такие методы обучения, как: рассказ, беседа, объяснение, лекция, демонстрация и иллюстрация (в том числе с ис­пользованием обучающих и демонстрационных компьютерных про­грамм), практическая работа, анализ ошибок и поиск путей их устра­нения, технический зачет, соревнование.

Эти методы обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к технике. В ходе обучения педагогом ставится целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Ребята должны быть способны к рефлексии, во­ображению, умению самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовать ее, Поэтому в реализацию образовательной программы внедрены и психологические методы: постановка проблемы или проблемной ситуации;

Выбор методов обучения и воспитания зависит от типологии содер­жания занятий; уровня подготовки и опыта учащихся. При пра­вильной организации учебно-воспитательного процесса у подростка формируются навыки здорового образа жизни, такие свойства, как тер­пение, усидчивость, ответственность за себя и других, трудолюбие.


Предлагаемая методика подготовки учащихся позволяет:

  • Изучить приемы управления мототехникой на дороге с разным покрытием;

  • Сформировать и довести до автоматизма навыки, необходимые для управления мототехникой в разных условиях дорожной обстановки;

  • Научиться находить дефекты на мототехнике и устранять их;

  • Производить ремонт транспортных средств;

  • Преодолеть отрицательные эмоции, характерные во время движения транспортного средства;

  • Оценить и познать собственные возможности по управлению мотоциклом и бураном в сложных ситуациях;

  • Научиться прогнозировать не только критическую ситуацию, но и поведение мототехники в ней.


Виды контроля могут заключаться в форме:

• беседы «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение;

• беседы с элементами викторины или конкурса, позволя­ющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнований;

• тестирования по средствам предъявления:

  • практические;

• тестирования по целям использования:

  • определяющие (на выявление уровня знаний в начале процесса обучения);

  • формирующие (для отслеживания процесса, достигнутого в про­цессе обучения);

  • суммирующие (для оценивания основных достижений в конце обучения).

• решение картограмм ПДД,

Формы подведения итогов:

  • соревнования по «фигурному» вождению мотоцикла;

  • технический зачет;

  • показательные выступления.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Ожидаемый конечный результат по данной образовательной про­грамме предполагает:

  • овладение знаниями и умениями в соответствии с программным материалом (теоретическими и практическими);

  • использование приобретенных знаний, умений и навыков в жиз­ненных ситуациях;

  • воспитание сознательного и ответственного отношения к вопро­сам личной безопасности и безопасности окружающих;

  • прогнозирование последствий деятельности собственной и окру­жающих, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья людей;

  • развитие правопослушности, сознательного отношения к соблю­дению мер безопасности на дорогах, способности к анализу конкрет­ных дорожных ситуаций и оценке возможных ситуаций;

  • профессиональная ориентация и формирование положительной мотивации к будущей профессии.


Средства реализации программы

Степень реализации программы зависит от технической оснащен­ности, наличия учебного кабинета и соответствующего программного обеспечения.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

объединения «Автомотолюбителей»

Первый год обучения


Наименование тем, разделов

Количество часов





всего

теория

практика

1.

Эксплуатация мотоцикла.

36

18

18

1.1

Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения.Техника безопасности.

3

3

-

1.2

Общее устройство мотоцикла.

6

3

3

1.3

Расположение и принцип работы основных узлов и механизмов мотоцикла.

6

3

3

1.4

Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла.

9

3

6

1.5

Механизмы управления мотоциклом.

6

3

3

1.6

Правила эксплуатации мотоцикла.

6

3

3

2.

Техническое обслуживание и ремонт.

66

24

42

2.1

Виды технического обслуживания ТО-1, ТО-2.

6

3

3

2.2

Регулировка и установка зажигания.

6

3

3

2.3

Регулировка сцепления.

6

3

3

2.4

Техническое обслуживание электрооборудования.

6

3

3

2.5

Шиномонтаж.

6

3

3

2.6

Технические масла. Замена масла в двигателе.

6

3

3

2.7

Техническое обслуживание передней и задней подвески мототехники.

6

3

3

2.8

Замена изношенных деталей и узлов мототехники.

24

3

21

3.

Правила дорожного движения.

51

27

24

3.1

Общие понятия и терминология правил дорожного движения.

3

3

-

3.2

Права и обязанности водителя, пассажира, пешехода.

6

3

3

3.3

Проезд перекрестков.

18

6

12

3.4

Дорожные знаки.

12

6

6

3.5

Дорожная разметка.

6

3

3

3.6

Решение тематических задач по правилам дорожного движения.

6

6

-

4.

Учебное вождение.

132

30

102

4.1

Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла.


3

3

-

4.2

Причины возникновения аварийных ситуации на дороге и меры их предупреждения

6

3

3

4.3

Первоначальные навыки вождения.

30

6

24

4.4

Движение с небольшой скоростью.

21

6

15

4.5

Движение с изменением скорости.

30

6

24

4.6

Движение с изменением направления.

42

6

36






5.

Итоговая аттестация воспитанников.

3

3

-


Итого:

288

102

186


Календарно-тематический план объединения «Автомотолюбителей»

(первого года обучения)





Разделы

Теоретическая часть

Количество часов

Дата



Разделы

Практическая часть

всего

1.Эксплуатация мотоцикла.

18

18

36


1.1.


3

-

3

сентябрь

Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения. Техника безопасности.

Правила поведения в объединении.

Ознаком­ление с инструкциями по технике безопасности.

Викторина «Правила дорожного движения детям знать положено!»

Ведущие Российские и зарубежные производители мототехники.

Первый мотоцикл в нашей стране, история его создания.













1.2.


3

3

6

сентябрь

Общее устройство мотоцикла.

Техническая характеристика мотоцикла «ЗИД-200»,»Ямаха-125», квадроциклов «Стелс-50» «Атомик-50». Двигатель. Силовая передача. Ходовая часть. Электрообору­дование.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы, назначение, принцип работы .



Расположение и предназначение органов уп­равления мотоцикла. Составные части агрегатов: двигателя, ходовой части, системы электрического обеспечения. Наглядное знакомство с принципом передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Наглядное знакомство с принципом образования постоянного тока.



1.3.


3

3

6

Сентябрь


Расположение и принцип работы основных

узлов и механизмов мотоцикла.


Техническое обслуживание двигателя. Основ­ные узлы топливной системы. Передняя вилка. Задняя подвеска. Прин­цип их взаимодействия во время движения.


Знакомство с основными узлами и механиз­мами мотоцикла. Коробка передач, двигатель, ходовая часть, шасси. Техническое обслуживание и система смазки. Элементы электрообо­рудования и уход за ними.

Наглядное знакомство с принципом работы, конструкцией агрегатов:

  • двигателя,

коробки передач, рулевого управления.

  • ходовой части,

электрооборудование.



1.4.


3

6

9

сентябрь

Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла.

Двухтактный двигатель, принцип работы и конструкция.

Кривошипно-шатунный механизм.

Цилиндр, поршень с кольцами, головка цилиндра.




Разборка двигателя с целью ознакомления с элементами и механизмами.

Сборка двигателя, ознакомление с навыками работы по установке его механизмов: поршня с кольцами в шей­ку шатуна, поршня в цилиндр. Принцип их взаимодействия. Свеча зажигания. Соответствие свечи зажигания и топлива. Требования ру­ководства по эксплуатации двигателя.



1.5.


3

3

6

сентябрь октябрь

Механизмы управления мотоциклом.

Органы управления мотоциклом их располо­жения и названия, руководство по их использованию


Система работы замка зажигания. Управление дроссельной заслонкой карбюратора.

Работа переднего и заднего тормозов.

Отработка навыков управления мотоциклом. Звуковая сигнализа­ция и приборы освещения, правила их применения.




1.6.


3

3

6

Октябрь

Правила эксплуатации мотоцикла.

Инструкции по технике безопасности.

Ознакомление с руководством по эксплуатации мотоцикла


Подготовка мотоцикла к выезду. Пуск и оста­новка двигателя. Режимы работы двигателя. Правила эксплуатации мотоцикла



2.Техническое обслуживание и ремонт.

24

42

66


2.1.


3

3

6

Октябрь

Виды технического обслуживания

ТО-1, ТО-2.

Правила проведения технического обслужи­вания мототехники № 1.

Правила технического обслуживания № 2.



Проведение технических работ по ТО-1. Про­тяжка узлов и механизмов. Проведение технических работ по ТО-2. Ремонт с заменой изношенных деталей. Смена масла в картередвигателя.



2.2.


3

3

6

Октябрь

Регулировка и установка зажигания.

Понятие полного цикла работы поршня. Вер­хняя и нижняя мертвые точки. Соответствие зазора на контактах гене­ратора положению поршня в цилиндре. Понятия: « раннее» зажигание, «позднее» зажигание.


Отработка навыков установки зажигания. Со­ответствие зазора между контактами прерывателя на генераторе и по­ложением поршня в цилиндре. Диагностика работы двигателя. Уста­новка «раннего» («позднего») зажигания.



2.3.


3

3

6

Октябрь

Регулировка

сцепления.

Правила регулировки сцепления. Трос и ры­чаг сцепления. Понятие корзины сцепления и ее составных частей.



Регулировка свободного хода троса сцепления на рычаге. Регулировка сцепления регулировочным винтом. Разборка и сборка корзины сцепления с заменой изношенных дисков. Регули­ровка узла сцепления в движении. Устранение возможных неисправ­ностей.




2.4.


3

3

6

Октябрь

Техническое обслуживание электрооборудования.

Генератор переменного тока — источник элек­тропитания. Составные части трансформатора. Изучение схемы под­ключения реле — стабилизатора. Свеча зажигания.


Принцип работы, конструкция, назначение, места установок маховичного генератора переменного тока

- блока — 94.374.

Схема электрических соединений и места их расположения. Осуществление контроля работы электро­оборудования в режиме движения. Принцип работы, конструкция, назначение, места установок свечей зажигания.




2.5.


3

3

6

Октябрь

Шиномонтаж.


Методы и технология ремонта камер и покрышек колеса.

Безкамерные покрышки.


Инструменты шиномонтажа. Снятие шин с колес. Ремонт камер методом вулканизации и наложения заплат путем склеивания.



2.6.


3

3

6

ноябрь

Технические масла. Замена масла в двигателе.

Виды технических масел, маркировка, пред­назначение.


Ознакомление с условными обозначениями на емкости различных видов масел. Слив отработанного масла с карте­ра двигателя, заливка масла.



2.7.


3

3

6

ноябрь

Техническое обслуживание передней и задней подвески мототехники.



Разборка и сборка передней вилки. Обслужи­вание. Очистка. Разборка и сборка амортизаторов задней подвески.




2.8.


3

21

24

ноябрь

Замена изношенных деталей и компонентов мотоцикла.

Перечень наиболее часто встречающихся воз­можных неисправностей вследствие износа деталей.


Устранение неисправностей двигателя внут­реннего сгорания. Замена поршня и колец.

- Замена дисков сцепления. Замена изношенных тросов. Смена изношенных шин. Замена перего­ревших ламп. Диагностика работы электрооборудования. Замена вы­шедших из строя деталей электрооборудования.




3.

Правила дорожного движения.

27

24

51


3.1.


3

-

3

декабрь

Общие понятия и терминология правил дорожного движения.

Изучение значений терминологии в общем положении правил дорожного движения.





3.2.


3

3

6

декабрь

Права и обязанности водителя, пассажира, пешехода.

Изучение прав и обязанностей водителя, пешехода, пассажира. Ре­шение тематических задач по данной теме.





3.3.


6

12

18

декабрь

Проезд перекрестков.

Перекресток. Виды перекрестков. Правила проезда нерегулируемых (регулируемых) перекрестков.


Отработка навыков проезда нерегулируемых перекрестков на автодороге.

- Проезд регулируемых перекрестков (све­тофор, регулировщик). Действия водителя при развороте на перекрес­тке. Моделирование опасных дорожных ситуаций, пути выхода из них. Занятия в электрофицированном классе с использованием интерактивной доски, макетов дорог, улиц.



3.4.


6

6

12

декабрь

Дорожные знаки.

Группы дорожных знаков. Изучение значений дорожных знаков, места их установки.

Предупреждающие, запрещающие, особого предписания.

Предписывающие, знаки приоритета, информационные, дополнительной информации,

знаки сервиса.



Отработка действий водителя в зоне действия различных дорожных знаков. Искусство безопасной езды и культура движения.



3.5.


3

3

6

январь

Дорожная разметка.

Изучение значений горизонтальной разметки. Изучение значений вертикальной разметки.


Отработка навыков вождения с помощью стенда «Дорожная разметка». Вождение с использованием дорожной разметки, а также занятия в техклассе с использованием макетов дорог, улиц.



3.6.


6

-

6

январь

Решение тематических задач по правилам дорожного движения.

Отработка знаний Правил дорожного движе­ния при решении тематических задач.





4.

Учебное вождение.

30

102

132


4.1.


3

-

3

январь

Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла.


Назначение элементов мотоциклов для безо­пасности здоровья водителя при движении. Снаряжение водителя. Со­блюдение правил дорожного движения. Выполнение требований по применению ско­ростного режима. Вождение в условиях недостаточной видимости.








4.2.


3

3

6

январь

Причины возникновения аварийных ситуации на дороге и меры их предупреждения

Соблюдение правил дорожного движения. Выбор скоростного режима. Исследование зависимости скорости дви­жения транспортного средства и длины тормозного пути. Техническое состояние и оборудования мотоцикла — как залог предупреждения ДТП.



Решение различных ситуации на магнитных досках с применением магнитных машинок и знаков дорожного движения, занятие на интерактивной доске по разборке различных дорожных ситуаций



4.3


6

24

30

Январь февраль

Первоначальные навыки вождения.

Изучение правил безопасной езды при манев­рировании на дороге, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии


Отработка навыков вождения при съезде с места и остановке.

Отработка навыков вождения во время переключения передач.

Отработка навыков вождения на поворотах и разворотах.




4.4.


6

15

21

Февраль

Март

Движение с небольшой скоростью.

Необходимость движения с небольшой ско­ростью. Условия прохождения опасных и труднопроходимых участков дорог, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии.


Отработка навыков вождения с небольшой скоростью по участкам дорог (песок, грязь, подъем и спуск, по не ровной дороге.).




4.5.


6

24

30

Март


Движение с изменением скорости.

Необходимость движения с изменением скорости, с постоянной скоростью, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятий.



Отработка навыков вождения при прохожде­нии поворотов, разворотов, при наборе скорости, торможении, способы переключения передач мотоцикла при движе­нии по прямой.



4.6.


6

36

42

Апрель

май

Движение с изменением направления.

Выбор направления движения. Причины из­менения направления движения, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятий.




Отработка навыков вождения при круговом дви­жении.

Выполнение упражнений: «змейка», « колея».

Выполнение упражнения «восьмерка.




5.

Итоговая аттестация воспитанников.

3

-

3

май


Зачет по правилам дорожного движения и ус­тройству мотоцикла. Награждение и поощрение особо отличившихся воспитанников.









102

186

288






































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Эксплуатация мотоцикла.


    1. Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения.


Теоретическая часть. Правила поведения в объединении. Ознаком­ление с инструкциями по технике безопасности. Викторина «Правила дорожного движения детям знать положено!» Ведущие Российские и зарубежные производители мототехники. Первый мотоцикл в нашей стране, история его создания -3ч.

1.2. Общее устройство мотоцикла.

Теоретическая часть. Техническая характеристика мотоцикла «ЗИД-200»,»Ямаха-125», квадроциклов «Стелс-50» «Атомик-50». Двигатель. Силовая передача. Ходовая часть. Электрообору­дование. Органы управления и контрольно-измерительные приборы-назначение, принцип работы -.

Практическая часть. Расположение и предназначение органов уп­равления мотоцикла. Составные части агрегатов: двигателя, ходовой части, системы электрического обеспечения. Наглядное знакомство с принципом передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Наглядное знакомство с принципом образования постоянного тока- 3ч.

1.3. Расположение и принцип работы основных узлов и механизмов мотоцикла.

Теоретическая часть. Техническое обслуживание двигателя. Основ­ные узлы топливной системы. Передняя вилка. Задняя подвеска. Прин­цип их взаимодействия во время движения-.

Практическая часть. Знакомство с основными узлами и механиз­мами мотоцикла. Коробка передач, двигатель, ходовая часть, шасси. Техническое обслуживание и система смазки. Элементы электрообо­рудования и уход за ними.

Наглядное знакомство с принципом работы, конструкцией агрегатов:

-двигателя, коробки передачи, рулевого управления .

-ходовой части, электрооборудование - 3ч.


1.4. Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла.

Теоретическая часть. Двухтактный двигатель, принцип действия и конструкция.

-. Кривошипно-шатунный механизм.

--Цилиндр, поршень с кольцами, головка цилиндра -3ч.



Практическая часть.

- Разборка двигателя с целью ознакомления с элементами и механизмами

- Сборка двигателя, ознакомление с навыками работы по установке его механизмов: поршня с кольцами в шей­ку шатуна, поршня в цилиндр. Принцип их взаимодействия. Свеча зажигания. Соответствие свечи зажигания и топлива. Требования ру­ководства по эксплуатации двигателя- 6ч.

1.5. Механизмы управления мотоциклом.

Теоретическая часть. Органы управления мотоциклом их располо­жения и названия, руководство по их использованию-3ч

Практическая часть. Система работы замка зажигания. Управление дроссельной заслонкой карбюратора. Работа переднего и заднего тормозов.

Отработка навыков управления мотоциклом. Звуковая сигнализа­ция и приборы освещения, правила их применения -3ч.

1.6. Правила эксплуатации мотоцикла.

Теоретическая часть. Инструкции по технике безопасности.

Ознакомление с руководством по эксплуатации мотоцикла -3ч.

Практическая часть. Подготовка мотоцикла к выезду. Пуск и оста­новка двигателя. Режимы работы двигателя. Правила эксплуатации мотоцикла -3ч.


2. Техническое обслуживание и ремонт.

2.1. Виды технического обслуживания ТО-1 , ТО-2.

Теоретическая часть. Перечень работ и технология проведения технического обслужи­вания мототехники. ТО-1

Перечень работ и технология технического обслуживания ТО-2.-3ч.

Практическая часть. Проведение технических работ по ТО-1. Про­тяжка узлов и механизмов. Проведение технических работ по ТО-2. Ремонт с заменой изношенных деталей. Смена масла в картере, в амор­тизаторах передней вилки и задней подвески-3ч.

2.2. Регулировка и установка зажигания.

Теоретическая часть. Понятие полного цикла работы поршня. Вер­хняя и нижняя мертвые точки. Соответствие зазора на контактах гене­ратора положению поршня в цилиндре. Понятия: « раннее» зажигание, «позднее» зажигание-3ч.

Практическая часть. Отработка навыков установки зажигания. Со­ответствие зазора между контактами прерывателя на генераторе и по­ложением поршня в цилиндре. Диагностика работы двигателя. Уста­новка «раннего» («позднего») зажигания—3ч.

2.3. Регулировка сцепления.

Теоретическая часть. Правила регулировки сцепления. Трос и ры­чаг сцепления. Понятие корзины сцепления и ее составных частей-3ч.

Практическая часть. Регулировка свободного хода троса сцепления на рычаге. Регулировка сцепления регулировочным винтом. Разборка и сборка корзины сцепления с заменой изношенных дисков. Регули­ровка узла сцепления в движении. Устранение возможных неисправ­ностей-3ч.

2.4. Техническое обслуживание электрооборудования.

Теоретическая часть. Генератор переменного тока — источник элек­тропитания. Составные части трансформатора. Изучение схемы под­ключения реле — стабилизатора. Правила технического обслуживания электроприборов-3ч.

Практическая часть. Принцип работы, конструкция ,назначение, места установок маховичного генератора переменного тока .

- блока — 94.374. Схема электрических соединений и места их расположения. Осуществление контроля работы электро­оборудования в режиме движения-3ч.

2.5. Шиномонтаж.

Теоретическая часть. Методы и технология ремонта камер и покрышек колеса.

Безкамерные покрышки –3ч.

Практическая часть. Инструменты шиномонтажа. Снятие шин с колес. Ремонт камер методом вулканизации и наложения заплат путем склеивания- 3ч.

2.6. Технические масла. Замена масла в двигателе.

Теоретическая часть. Виды технических масел, маркировка, пред­назначение-3ч.

Практическая часть. Ознакомление с условными обозначениями на емкости различных видов масел. Слив отработанного масла с карте­ра двигателя, заливка масла-3ч.

2.7. Техническое обслуживание передней вилки мотоцикла и задней подвески мотоцикла.

Практическая часть. Разборка и сборка передней вилки. Обслужи­вание. Очистка. Разборка и сборка амортизаторов задней подвески- 3ч.

2.8. Замена изношенных деталей и их компонентов мотоцикла.

Теоретическая часть. Перечень наиболее часто встречающихся воз­можных неисправностей вследствие износа деталей- 3ч.

Практическая часть. Устранение неисправностей двигателя внут­реннего сгорания. Замена поршня и колец .

- Замена дисков сцепления. Замена изношенных тросов. Смена изношенных шин. Замена перего­ревших ламп. Диагностика работы электрооборудования. Замена вы­шедших из строя деталей электрооборудования-3ч.

-Замена других деталей вышедших из строя- 18 часов



3. Правила дорожного движения.

3.1. Общие понятия и терминология правил дорожного движения.

Теоретическая часть. Изучение значений терминологии в общем положении правил дорожного движения -3ч.

3.2. Права и обязанности участников дорожного движения.

Теоретическая часть. Изучение прав и обязанностей водителя, пешехода, пассажира. Ре­шение тематических задач по данной теме-.

Практическая часть. Отработка навыков проезда нерегулируемых и регулируемых перекрестков на автодороге-3ч.


3.3. Проезд перекрестков.

Теоретическая часть. Перекресток. Виды перекрестков. Правила проезда нерегулируемых (регулируемых) перекрестков-6ч.

Практическая часть. Отработка навыков проезда нерегулируемых перекрестков на автодороге-6ч.

- Проезд регулируемых перекрестков (све­тофор, регулировщик). Действия водителя при развороте на перекрес­тке. Моделирование опасных дорожных ситуаций, пути выхода из них. Занятия в электрофицированном классе с использованием интерактивной доски, макетов дорог, улиц- 12 ч.

3.4. Дорожные знаки.

Теоретическая часть. Группы дорожных знаков. Изучение значений дорожных знаков, места их установки.

- предупреждающие, запрещаюшие, особого предписания,

-предписывающие, знаки приоритета, информационные, дополнительной информации,

знаки сервиса- 6ч.

Практическая часть. Отработка действий водителя в зоне действия различных дорожных знаков. Искусство безопасной езды и культура движения-6 ч.

3.5. Дорожная разметка.

Теоретическая часть. Изучение значений горизонтальной разметки. Изучение значений вертикальной разметки-3ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения с помощью стенда «Дорожная разметка». Вождение с использованием дорожной разметки, а также занятия в техклассе с использованием макетов дорог, улиц- 3ч.


3.6. Решение тематических задач по правилам дорожного движения.

Теоретическая часть. Отработка знаний Правил дорожного движе­ния при решении тематических задач -6ч.


4. Учебное вождение.


4.1. Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла.

Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении. Назначение элементов мотоциклов для безо­пасности здоровья водителя при движении. Снаряжение водителя. Со­блюдение правил дорожного движения-3ч.

4.2. Причины возникновения аварийных ситуаций на дороге и меры их предупреждения.

Теоретическая часть. Соблюдение правил дорожного движения. Выбор скоростного режима. Исследование зависимости скорости дви­жения транспортного средства и длины тормозного пути. Техническое состояние и оборудования мотоцикла — как залог предупреждения ДТП-3ч.

Практическая часть. Решение различных ситуации на магнитных досках с применением магнитных машинок и знаков дорожного движения, занятие на интерактивной доске по разборке различных дорожных ситуаций -3ч.

4.3. Первоначальные навыки вождения.

Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении .Изучение правил безопасной езды при манев­рировании на дороге, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии-6ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения при съезде с места и остановке-. -Отработка навыков вождения во время переключения передач -9ч.

Отработка навыков вождения на поворотах и разворотах-9ч.

4.4. Движение с небольшой скоростью.

Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении Необходимость движения с небольшой ско­ростью. Условия прохождения опасных и труднопроходимых участков дорог, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения с небольшой скоростью по участкам дорог (песок, грязь, подъем и спуск, по не ровной дороге.)-15ч.

4.5. Движение с изменением скорости.

Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении. Необходимость движения с изменением скорости, с постоянной скоростью, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения при прохожде­нии поворотов, разворотов.при наборе скорости, торможении, способы переключения передач мотоцикла при движе­нии по прямой-24ч.

4.6. Движение с изменением направления.

Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении .Выбор направления движения. Причины из­менения направления движения, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.


Практическая часть. Отработка навыков вождения при круговом дви­жении-9ч.

Выполнение упражнений: «змейка», « колея»-9ч.

Выполнение упражнения «восьмерка»-18ч.

5.Итоговая аттестация воспитанников.

Теоретическая часть. Зачет по правилам дорожного движения и ус­тройству мотоцикла. Награждение и поощрение особо отличившихся воспитанников- 3ч.


Формы занятий, используемые на первом году обучения: занятие-беседа, лекция, практикум, зачет (творческий и технический).

Методы обучения и воспитания — проблемный, творческий, игро­вой, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения (инструктаж, рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, лекция, прак­тическая работа, анализ ошибок и поиск путей их устранения).

Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, со­здание эмоционально-нравственных ситуаций); методы стимулирова­ния долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, поощрение, порицание, соревнование).

Обязательный конечный результат

Воспитанники первого года обучения должны

знать:

— общее устройство мотоцикла;

— механизмы работы двигателя;

— приборы, инструменты, запчасти, необходимые для мотоцикла и его ремонта;

— правила дорожного движения;

— правила движения мотоциклистов и технические требования к мотоциклам;

— права и обязанности участников дорожного движения;

овладеть:

— слесарным инструментом;

— техникой вождения мотоцикла;

уметь:

— производить техническое обслуживание и ремонт мотоцикла


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

объединения «Автомотолюбителей»


Второй год обучения



Наименование тем, разделов

Количество часов





теория

практика

всего

1.

Эксплуатация мотоциклов.

8

19

27

1.1

Устройство мотоциклов и конструкция двигателей. Основные узлы и их взаимодействия. Техника безопастности при эксплуатации и при учебном вождении мототехники.

1

2

3

1.2

Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

1

5

6

1.3

Коробка передач мотоцикла.

1

2

3

1.4

Топливная система мотоцикла. Карбюратор.

1

2

3

1.5

Корзина сцепления. Принцип действия.

1

2

3

1.6

Масляная система мотоцикла. Принцип работы.

1

2

3

1.7

Электрооборудование мотоцикла.

1

2

3

1.8

Ходовая часть мотоцикла. Принцип действия передней вилки и амортизаторов задней подвески.

1

2

3

2.

Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов.

10

38

48

2.1

Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла.

1

5

6

2.2

Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла.

1

2

3

2.3

Шиномонтаж.

1

2

3

2.4

Техническое обслуживание, ремонт ходовой части, тормозной системы мотоцикла.

1

2

3

2.5

Уход и регулировка цепной передачи.

1

2

3

2.6

Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла

1

2

3

2.7

Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла.

1

2

3

2.8

Замена изношенных деталей мотоцикла. Ремонт техники

3

21

24

3.

Правила дорожного движения.

19

20

39

3.1

Дорожные знаки и дорожная разметка.

3

6

9

3.2

Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла.

1

2

3

3.3

Проезд перекрестков. Жилая зона.

3

12

15

3.4

Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения

3

-

3

3.5

Решение картограмм на компьютере по Правилам дорожного движения категории «А».

9

-

9

4.

Учебное вождение.

45

126

171

4.1

Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта.

3

6

9

4.2

Приемы управления мотоциклом.

3

9

12

4.3

Вождение в сложных дорожных условиях.

6

15

21

4.4

Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.

6

21

27

4.5

Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.

9

21

30

4.6

Совершенствование навыков управления мототехникой на дороге.

18

54

72






5.0

Итоговая аттестация воспитанников.

3

-

3


Итого:

85

203

288







































Календарно-тематический план объединения «Автомотолюбителей»

(второго года обучения)





Разделы

Теоретическая часть

Количество часов

Дата



Разделы

Практическая часть

всего

1.Эксплуатация мотоцикла.

8

19

27


1.1.


1

2

3

сентябрь

. Устройство двигателей мотоциклов. Основные узлы и их взаимо­действие. Техника безопасности при эксплуатации и при учебном вождении мототехники.

Общее устройство двигателя внутреннего сго­рания. Двухтактный и четырехтактные двигателя. Шасси, рама, пере­дняя вилка, задняя подвеска, колеса. Взаимодействие узлов и механиз­мов при эксплуатации.

Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

Условия создания безопасной работы со сле­сарным инструментом. Профилактика травматизма. Принципы безопасного вождения автомото- транспорта.


Создание условий безопасного труда на рабо­чем месте. Знакомство с рабочим и электроинструментом. Устройство мотоцикла и принцип работы и взаимодействия механизмов и основ­ных узлов мотоцикла.


Ознакомление с конструкцией и модифика­циями двигателей.












1.2.


1

5

6

сентябрь

Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Основные элементы двухтактного двигателя. Верхняя и нижняя мертвые точки поршня. Кривошипно-шатунный механизм.

-Основные элементы четырехтактного двигателя. Клапанный меха­низм, картер.


Разборка и сборка двухтактного двигателя мотоцикла. Разборка и сборка четырехтактного двигателя мотоцикла.



1.3.


1

2

3

сентябрь

Коробка передач

мотоцикла

Изучение схемы расположения шестерен на первичном и вторичном валах.



Разборка и оборка коробки передач. Изучение работы механизма переключения передач.



1.4.


1

2

3

сентябрь

Топливная система мотоцикла. Карбюратор.

Основные элементы и их предназначение: бен­зобак, кран, карбюратор. Принципиальное устройство карбюраторов их виды, назначение.



Правила приготовления горючей смеси. Раз­борка и сборка основных компонентов карбюратора.



1.5.


1

2

3

сентябрь

Корзина сцепления.

Принцип действия.

Назначение, устройство, принцип действия, корзины сцепления.


Детальная разборка и сборка корзины сцепле­ния. Установка и регулировка механизма сцепления.



1.6.


1

2

3

сентябрь

Масляная система двигателей.

Назначение, принцип действия, конструкция масляной системы двигателя.



Конструкция, основные детали и агрегаты принцип работы, разборка и сборка масляной системы.

Техническое об­служивание.



1.7.


1

2

3

сентябрь

Электрооборудование мотоцикла

Изучение принципиальной схемы электрообо­рудования. Генератор, высоковольтный трансформатор, реле—блоки­ратор, аккумулятор-назначение, конструкция, принцип работы.


Устройство генератора 43.3701, блок комму­татора—стабилизатора, трансформатора, аккумулятора. Электрическая схема прибо­ров освещения.

Техническое обслуживание электрооборудования мо­тоциклов.



1.8.


1

2

3

сентябрь

Ходовая часть мотоциклов. Принцип действия передней вилки и амортизатора задней подвески.

Основные элементы ходовой части и шасси мотоцикла и их назначение.



Устройство и техническое обслуживание пе­редней вилки. Устройство и техническое обслуживание амортизаторов задней подвески.

Обслуживание колес ходовой части мотоциклов.



2.

Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов.

10

38

48


2.1.


1

5

6

октябрь

Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла.

Диски сцепления, технический уход. Основ­ные элементы корзины сцепления и их взаимодействие.


Ремонт корзины сцепления.

Замена дисков, регулировка штока сцепления.





2.2.


1

2

3

октябрь

Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла.

Агрегаты и детали топливной системы - топливный бак , карбюратор, насос, топливные шланги, фильтры. Назначение технического обслуживания, виды ТО.


Техническое обслуживание элементов топлив­ной системы - замена изношенных деталей, регулировки.



2.3.


1

2

3

октябрь

Шиномонтаж

Виды шиномонтажа. Вулканизация камер, ремонт камер путем приклеивания заплат. Правила снятия и установ­ки покрышек, камер.


Снятие и установка покрышек с колес. Ремонт ка­мер путем вулканизации и склеивания, ремонт безкамерных покрышек.



2.4.


1

2

3

октябрь

Техническое обслуживание и ремонт ходовой части мотоцикла, тормозной системы

Возможные неисправности ходовой части мо­тоциклов, тормозной системы и их устранение.



Технический уход и ремонт:

-колес, передней вилки.-

-задней подвески, рамы- - тормозной системы-



2.5.


1

2

3

октябрь

Уход и регулировка цепной передачи

Назначение, принцип действия цепной пере­дачи от двигателя к заднему колесу. Регулировка и технически уход за цепью.


Обслуживание цепной передачи. Замена цеп­ной передачи. Регулировка цепи.




2.6.


1

2

3

октябрь

Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла.

Элементы системы зажигания и их обслужи­вание.

Замок зажигания, генератор, приборы освещения.


Установка зажигания на двухтактном двигате­ле мотоцикла.

Раннее и позднее зажигание. Обслуживание свечей

за­жигания.



2.7.


1

2

3

Октябрь


Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла.

Маркировка и предназначение различных ви­дов масел.


Замена масла в передней вилке. Замена масла в двигателе. Замена масла в амортизаторах задней подвески.



2.8.


3

21

24

Октябрь ноябрь

Замена изношенных деталей мотоцикла.

Вероятный перечень изношенных деталей мотоцикла в период эксплуатации.



Замена поршневых колец. Замена дисков сцеп­ления. Замена изношенных шин. Ремонт и замена элементов топлив­ной системы, деталей и агрегатов электрооборудования.



3.

Правила дорожного движения.

19

20

39


3.1.


3

6

9

Ноябрь

Дорожные знаки и дорожная разметка.

Общие положения Правил дорожного движения.

Группы дорожных знаков и их местоположение на проезжей части. Дорожная разметка и ее назначение.


Знакомство с дорожными знаками на магнитных досках и на полигоне.

Знакомство с дорожной разметкой на магнитных досках.



3.2.


1

2

3

Ноябрь

Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла.

Изучение основных положений по допуску транс­портных средств к эксплуатации, требования техники безопасности.


Решение тематических задач по допуску транс­портных средств к эксплуатации.




3.3.


3

12

15

Ноябрь


Проезд перекрестков. Жилая зона.


Виды перекрестков. Проезд нерегулируемых (регулируемых) перекрестков. Жилая зона. Действия водителя в жилой зоне.


Занятие в классе на магнитной и электрофицированных досках по очередности проезда перекрестков

и по движению в жилой зоне.



3.4.


3

-

3

Декабрь

Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Ответственность водителей за правонаруше­ния в области дорожного движения. Обязанности водителей при до­рожно-транспортных происшествиях.






3.5.


9

-

9

декабрь

Решение картограмм на компьютере по правилам дорожного дви­жения категории «А».

Решение задач, картограмм по Правилам до­рожного движения категории «А»:

-по дорожным знакам;

- по проезду перекрестков.






4.

Учебное вождение

45

126

171


4.1.


3

6

9

декабрь

Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта.

Скорость движения на скоростных участках дорог, по пересеченной местности, в населенных пунктах. Движение на поворотах. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта.


Отработка навыков вождения мотоцикла на полигоне на малой и повышенной скорости.



4.2.


3

9

12

Декабрь


Приемы управления мотоциклом. Принципы безопасного вождения автомототранспорта.

Правила управления мотоциклом в условиях недостаточной видимости.

Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой.


Отработка навыков вождения в условиях не­достаточной видимости. Моделирование экстремальных ситуаций и пути выхода из них.



4.3.


6

15

21

Декабрь

Январь


Вождение в сложных дорожных условиях.


Сложная дорожная обстановка. Интенсивность движения. Вождение в сложных климатических условиях (дождь, снег, неровности, спуск, подъем). Основные правила безопасного вождения автомототранспорта

Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой.


Отработка вождения с разной интенсивнос­тью движения в условиях подъема и спуска; в дождь, снег, неровная дорога.




4.4.


6

21

27

Январь

Февраль

Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.

Правила вождения в жилой зоне, на участках дорог с ограниченной скоростью.

Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой.


Отработка навыков вождения на полигоне в условиях недостаточной видимости.

- Расчет пути экстренного торможения мотоцикла при различных по­годных условиях.





4.5.


9

21

30

Февраль

Март

Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.

Особенности вождения мотоцикла в городс­ких условиях в сплошном потоке движения.

Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой.


Отработка навыков движения на полигоне в сплошном потоке транспортных средств ,

отработка навыков движения в сплошном потоке транспортных средств в тех классе на магнитных досках.



4.6.


18

54

72


Март

Апрель

Май


Совершенствование навыков управления

мотоциклом на дороге

Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. Условия безопасности движения.


Совершенствование навыков управления мо­тоциклом:

-на закруглениях дорог, поворотах, разворотах;

-Экстренное торможение, набор скорости;

-при выполнении упражнений «змейка»;

-при выполнении упражнений «восьмерка»;

-при выполнении упражнений «колея»;

-при выполнении упражнений «коридор» медленного хода;

-при выполнении упражнений « коридор» «разгона – торможения».





5.

Итоговая аттестация воспитанников

3


3

май


Теоретический экзамен по устройству мотоцикла и Правилам до­рожного движения. Награждения и поощрения воспитанников в обу­чении.








ИТОГО:

85

203

288







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Эксплуатация мотоциклов.

1.1. Устройство двигателей мотоциклов. Основные узлы и их взаимо­действие.

Техника безопасности при эксплуатации мототехники и при учебном вождении мототехники.

Теоретическая часть. Общее устройство двигателя внутреннего сго­рания. Двухтактный и четырехтактные двигателя. Шасси, рама, пере­дняя вилка, задняя подвеска, колеса. Взаимодействие узлов и механиз­мов при эксплуатации.

Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

Условия создания безопасной работы со сле­сарным инструментом. Профилактика травматизма. Принципы безопасного вождения автомототранспорта. -1ч.

Практическая часть. Создание условий безопасного труда на рабо­чем месте. Знакомство с рабочим и электроинструментом -1ч.

Ознакомление с конструкцией и модифика­циями двигателей. Устройство и принцип действия механизмов основ­ных узлов мотоцикла -1ч.


1.2. Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Теоретическая часть. Основные элементы двухтактного двигателя. Верхняя и нижняя мертвые точки поршня. Кривошипно-шатунный механизм.

-Основные элементы четырехтактного двигателя. Клапанный меха­низм -1ч.

Практическая часть. Разборка и сборка двухтактного двигателя мотоцикла. Разборка и сборка четырехтактного двигателя мотоцикла -5ч.

1.3. Коробка передач мотоцикла.

Теоретическая часть. Изучение схемы расположения шестерен на первичном и вторичном валах -1ч.

Практическая часть. Разборка и сборка коробки передач. Изучение работы механизма переключения передач -2ч.

1.4. Топливная система мотоцикла. Карбюратор.

Теоретическая часть. Основные элементы и их предназначение: бен­зобак, кран, карбюратор. Принципиальное устройство карбюраторов их виды, предназначения -1ч.

Практическая часть. Правила приготовления горючей смеси. Раз­борка и сборка основных компонентов карбюратора -2ч.

1.5. Корзина сцепления. Принцип действия.

Теоретическая часть. Назначение, устройство, принцип действия, корзины сцепления -1ч.

Практическая часть. Детальная разборка и сборка корзины сцепле­ния. Установка и регулировка механизма сцепления -2ч.

1.6. Масляная система двигателей.

Теоретическая часть. Назначение, принцип действия, конструкция масляной системы двигателя. -.

Практическая часть. Конструкция , основные детали и агрегаты принцип работы, разборка и сборка масляной системы. Техническое об­служивание.-2ч.

1.7. Электрооборудование мотоцикла.

Теоретическая часть. Изучение принципиальной схемы электрообо­рудования. Генератор, высоковольтный трансформатор, реле—блоки­ратор, аккумулятор -назначение, конструкция -1ч.

Практическая часть. Устройство генератора 43.3701, блок комму­татора—стабилизатора, трансформатора.

Электрическая схема прибо­ров освещения. Техническое обслуживание электрооборудования мо­тоциклов -2ч.

1.8. Ходовая часть мотоциклов. Принцип действия передней вилки и амортизатора задней подвески.

Теоретическая часть. Основные элементы ходовой части и шасси мотоцикла и их назначение-1ч.

Практическая часть. Устройство и техническое обслуживание пе­редней вилки. Устройство и техническое обслуживание амортизаторов задней подвески -2ч.


2. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов.

2.1. Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла.

Теоретическая часть. Диски сцепления, технический уход. Основ­ные элементы корзины сцепления и их взаимодействие -1ч.

Практическая часть. Ремонт корзины сцепления -2ч.

Замена дисков, регулировка штока сцепления -3ч.


2.2. Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла.

Теоретическая часть. Назначение, расположение, устройство эле­ментов топливной системы. Бензобак, кран, карбюратор -1ч.

Практическая часть. Техническое обслуживание элементов топлив­ной системы- замена изношенных деталей, регулировки -2ч.

2.3. Шиномонтаж.

Теоретическая часть. Виды шиномонтажа. Вулканизация камер, ремонт камер путем приклеивания заплат. Правила снятия и установ­ки покрышек, камер -1ч.

Практическая часть. Снятие и установка покрышек с колес. Ремонт ка­мер путем вулканизации и склеивания, ремонт безкамерных покрышек -2ч.

2.4. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части мотоцикла.

Теоретическая часть. Возможные неисправности ходовой части мо­тоциклов и их устранение-.

Практическая часть. Технический уход и ремонт:

-колес, передней вилки - 1ч.

-задней подвески, рамы -1ч.

2.5. Уход и регулировка цепной передачи.

Теоретическая часть. Назначение, принцип действия цепной пере­дачи от двигателя к заднему колесу. Регулировка и технически уход за цепью -1ч.

Практическая часть. Обслуживание цепной передачи. Замена цеп­ной передачи. Регулировка цепи -2ч.


2.6. Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла.

Теоретическая часть. Элементы системы зажигания и их обслужи­вание.

Замок зажигания, генератор, катушка, коммутатор, приборы освещения -1ч.

Практическая часть. Установка зажигания на двухтактном двигате­ле мотоцикла. Раннее и позднее зажигание. Обслуживание свечей за­жигания -2ч.

2.7. Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла.

Теоретическая часть. Маркировка и предназначение различных ви­дов масел -1ч.

Практическая часть. Замена масла в передней вилке. Замена масла в двигателе. Замена масла в амортизаторах задней подвески -2ч.

2.8. Замена изношенных деталей мотоцикла.

Теоретическая часть. Вероятный перечень изношенных деталей мотоцикла в период эксплуатации -3ч.

Практическая часть. Замена поршневых колец. Замена дисков сцеп­ления. Замена изношенных шин. Ремонт техники -21ч.


3. Правила дорожного движения.

3.1. Дорожные знаки и дорожная разметка.

Теоретическая часть. Общие положения Правил дорожного движения. Виды дорожных знаков и их местоположение на проезжей части. Дорожная разметка и ее назначение -3ч.

Практическая часть.

Знакомство с дорожными знаками на магнитных досках и на полигоне -3ч.

- Знакомство с дорожной разметкой на магнитных досках -3ч.


3.2. Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла.

Теоретическая часть. Изучение основных положений по допуску транс­портных средств к эксплуатации, требования техники безопасности -1ч.

Практическая часть. Решение тематических задач по допуску транс­портных средств к эксплуатации -2ч.

3.3. Проезд перекрестков. Жилая зона.

Теоретическая часть. Виды перекрестков. Проезд нерегулируемых (регулируемых) перекрестков. Жилая зона. Действия водителя в жилой зоне -3ч.

Практическая часть. Занятие в классе на магнитной и электрофицированных досках по очередности проезда перекрестков -9ч.

-и по движению в жилой зоне -3ч.

3.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Теоретическая часть. Ответственность водителей за правонаруше­ния в области дорожного движения. Обязанности водителей при до­рожно-транспортных происшествиях -3ч.

3.5. Решение картограмм на компьютере по правилам дорожного дви­жения категории «А».

Теоретическая часть. Решение задач, картограмм по Правилам до­рожного движения категории «А».

-по дорожным знакам -3ч.

- по проезду перекрестков -6ч.

4. Учебное вождение.

4.1. Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта.

Теоретическая часть. Скорость движения на скоростных участках

дорог, по пересеченной местности, в населенных пунктах. Движение на поворотах. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта -3ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения мотоцикла на полигоне -6ч.

4.2. Приемы управления мотоциклом.

Теоретическая часть. Правила управления мотоциклом в условиях недостаточной видимости -3ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения в условиях не­достаточной видимости. Моделирование экстремальных ситуаций и пути выхода из них -9ч.

4.3. Вождение в сложных дорожных условиях.

Теоретическая часть. Сложная дорожная обстановка. Интенсивность движения. Вождение в сложных условиях (дождь, снег, неровности, спуск, подъем) - 6ч.

Практическая часть. Отработка вождения с разной интенсивнос­тью движения в условиях подъема и спуска -3ч.

-в дождь, снег. -6ч.

- неровная дорога - 6ч.

4.4. Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.

Теоретическая часть.

Правила вождения в жилой зоне, на участках дорог с ограниченной скоростью -6ч.

Практическая часть. Отработка навыков вождения на полигоне в условиях недостаточной видимости -12ч.

- Расчет пути экстренного торможения мотоцикла при различных по­годных условиях -9ч.




4.5. Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.

Теоретическая часть. Особенности вождения мотоцикла в городс­ких условиях в сплошном потоке движения - 9ч.

Практическая часть. Отработка навыков движения

-на полигоне в сплошном поток транспортных средств на -12ч.

-отработка навыков движения в сплошном потоке транспортных средств в тех классе – 9ч.

4.6. Совершенствование навыков управления мотоциклом на дороге.

Теоретическая часть. Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. Условия безопасности движения- 18ч.

Практическая часть. Совершенствование навыков управления мо­тоциклом :

-на закруглениях дорог, поворотах , разворотах -9ч.

-Экстренное торможение, набор скорости -9ч.

-при выполнении упражнений «змейка - 6ч.

--при выполнении упражнений «восьмерка «-9ч.

--при выполнении упражнений « колея «- 6ч.

--при выполнении упражнений «коридор медленного хода» -6ч.

--при выполнении упражнений « коридор разгона – торможения» -9ч.


5.Итоговая аттестация воспитанников.

Теоретический экзамен по устройству мотоцикла и Правилам до­рожного движения. Награждения и поощрения воспитанников в обу­чении Теоретическая часть. -3ч.


Формы занятий, используемые на втором году обучения: занятия в форме игр и соревнований, занятие-исследование, защита проектов; занятия с имитацией публичных форм обучения (дискуссия, «круглый стол»); технический зачет, соревнование, практикум.


Методы обучения и воспитания — интерактивные, игровые, проект­ные, уровневой дифференциации, практические, моделирование и изу­чение экстремальных ситуаций, способов прогнозирования и путей выхода из таких ситуаций.

Методы стимулирования и мотивации, методы стимулирования долга и ответственности.

На каждом практическом занятии проводится инструктаж по тех­нике безопасности.

Обязательный конечный результат

Воспитанники первого после второго года обучения должны

знать:

— устройство мотоцикла и двигателя;

— правила дорожного движения;

— причины дорожного травматизма;

— инструкции по техобслуживанию и эксплуатации мотоцикла;

уметь:

— пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла;

— самостоятельно подготовить ходовую часть и двигатель к практи­ческому вождению мотоцикла;

— оценивать скорость транспортных средств и расстояния до них;

— управлять мотоциклом в соответствии с требованиями ПДД;

овладеть:— техникой вождения мотоцикла;

принимать участие в:— городских соревнованиях по «фигурному» вождению мотоцикла;— конкурсах;




Условия реализации программы

Для реализации программы «Автомотолюбителей» необходимы ресурсы для успешного усвоения программы:


Средства реализации программы

Степень реализации программы зависит от технической оснащен­ности, наличия учебного кабинета и соответствующего программного обеспечения.


1. Материально-техническое обеспечение:

  • специализированный учебный класс с необходимым оборудова­нием для проведения теоретических и практических занятий и по изучению ПДД;

  • технический бокс;

  • мотоциклы «Минск», «ЗИД-200», «Ямаха - 125»;

квадроциклы: «Атамик», «Стелс», «Робинзон-50»,

снегоходы «Буран»;

  • оборудование для ремонта и обслуживания мотоциклов;

  • специальная экипировка (шлемы, очки, перчатки, наколенники).

  • дорожное полотно для проведения занятий по практическому вождению мотоциклов;

  • комплект необходимых инструментов, приспособлений;

  • моечный аппарат;

2. Учебно-методическое обеспечение:

  • образовательная программа;

  • периодические издания:

  • журналы: «За рулем», «Юный техник», «Мото», «Моделист — конструктор», «Дети. Техника. Творчество», Электронный журнал «Без Аварий и Травм»;

  • газеты: «Добрая Дорога Детства»;

  • видеоматериалы: «Улица полна неожиданностей»; «Азбука пеше­хода»; «Дорога»; «Дорожные знаки».

  • компьютерная программа «Учебное вождение»;

  • демонстрационные стенды: «Уголок безопасности дорожного дви­жения»; « Дорожные знаки»).

  • плакаты: «Погода, дорога, безопасность»; «Дети и дорожное дви­жение».

3. Учебно-дидактическое обеспечение:

  • билеты ПДД;

  • традиционные задания, требующие правильного ответа.




















Список литературы, рекомендуемой для обучающихся и педагогов


1. Правила дорожного движения Российской Федерации (2012 г.)

2. Экзаменационные задачи для подготовки к теоретическим экза­менам на право управления транспортным средством категории «А»: Москва, «Третий Рим», 2011 г.

3. Экзаменационные билеты по ПДЦ для подготовки водителей ка­тегорий «А» и «В», Москва «Рецент-Холдинг», 2011.

4. Григорьев В. К., «Мотоцикл без секретов», 2008 г.

5. Ефремов М. М. «Дорожные знаки и разметка проезжей части»; М., ДОСААФ, 1989.

6. Мелкий В. А. «Дорожные знаки и разметка», М., ДОСААФ, 2011 г.

7. Журналы: «За рулем», «Мото».

8. Техническая документация мотоциклов «Минск», «ЗИД».

9. Основы управления мотоциклом и безопасность движения, ж-л «За рулем», 2010

10. Мотоциклы китайского производства (125—250 см3). Устройство, эксплуатация, «Ранок», 2010

11. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов. Учебник водителя транспортных средств категории «А». — М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2004.

12. Диагностика технического состояния двигателей внутреннего сгорания; М., Транспорт, 1979

13. Ежемесячные журналы «Мото», «Мото-ревю», Москва, Просве­щение.

14. Учебное вождение. Москва. Издательство ДОСААФ СССР, 1976

15. Типовое положение об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей», утвержденное Постановлением Прави­тельства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212.

16. Правила соревнований по мотоциклетному спорту.

17.Правила и безопастность дорожного движения. Г.Б. Громоковский, Л.А. Ерусальская. Москва «Третий Рим».