СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образовательная программа «Автомотолюбители» модифицированная, необходимость ее разработки вызвана стремлением к наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Программа относится к спортивно-технической направленности.
Все знания, умения и навыки, приобретенные в объединении, смогут значительно упростить эксплуатацию своего личного транспорта.
Профессиональная ориентация программы позволит старшеклассникам в будущем выбрать профессии: инженера, конструктора, механика, водителя, токаря, слесаря. Подготовка юношей по данной программе позволит использовать приобретенные навыки, умения на службе в рядах Вооруженных сил РФ.
Цель программы:
Создание условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в освоении навыков вождения и ремонта мототехники, повышения культуры водителя и гражданской ответственности.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
• обучающие:
• воспитательные:
• развивающие:
Принципы обучения и воспитания
При реализации образовательной программы использовались следующие принципы обучения:
ü доступности, позволяющего каждому обучающемуся реализовать в процессе обучения свои возможности;
ü преемственности — содержание более сложного материала основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения;
ü непрерывности — определяющей постепенное и постоянное становление и развитие культуры поведения на дорогах;
ü связи теории и практики, предполагающей, что практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Программа является не только обучающей, развивающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе Российской Федерации «Об образовании». Приоритетными при реализации данной программы являются следующие принципы воспитания:
ü гуманности;
ü толерантности;
ü индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей и способностей самобытности;
ü воспитания успехом;
ü педагогического сотрудничества.
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарно-гигиенических норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия чередуются с практической работой по техобслуживанию, ремонту мотоцикла и вождением его.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-технической направленности «Автомотолюбители» возраст учащихся 11 -18 лет, срок реализации программы 2 года Автор-составитель: Усов Владимир Кузьмич педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 2016 г | |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Автомотолюбители» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.
В современном мире мотоцикл получил широкое признание, благодаря деятельности мотоиндустрии, выпускающих мотоциклы для широкого диапазона использования. Они обладают большими преимуществами перед другими транспортными средствами: простота в обслуживании, малые эксплуатационные расходы, хорошая маневренность, динамические качества, достаточная скорость при движении по магистралям в городах с интенсивным движением, высокая проходимость по проселочным дорогам и возможность движения там, где не может пройти автомобиль. Эти достоинства мотоцикла привлекают ребят.
Подростки с большим желанием приходят заниматься в объединения «Автомотолюбителей». Развитие у подростков определенных физических качеств, воспитание самодисциплины, ответственности за свои действия на дороге, бесспорно, являются одними из самых надежных средств борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Сидя за рулем мотоцикла, ребята осознают, к каким последствиям может привести неправильное поведение пешеходов и водителей, несоблюдение ими Правил дорожного движения.
Изучение Правил дорожного движения вне связи с практическими занятиями за рулем какого-либо транспортного средства для школьников малопривлекательно. Поэтому обучение в объединении «Автомотолюбителей» следует рассматривать не только как самоцель (очень нужную и полезную), но и как возможность реально влиять на снижение дорожно-транспортного травматизма.
Программа составлена на основе анализа существующих типовых программ Министерства образования и науки РФ и личного опыта работы педагога дополнительного образования по данному направлению. Необходимость разработки данной программы возникла в связи с тем, что типовая программа, созданная в 1978 году, не удовлетворяет современным требованиям. Предлагаемая образовательная программа разрабатывалась с учетом современных требований, в нее внесены следующие, в отличие от типовой, изменения:
• использованы современные знания и практические достижения в области науки и техники;
• учтены новейшие достижения в мотостроении, изменения в правилах дорожного движения;
• расширено содержание программы путем введения новой темы («Административная и уголовная ответственность за нарушения Правил дорожного движения»);
• программа построена на основе личностно-ориентированной модели обучения, опирающейся на концепцию развивающего обучения.
Структура образовательной программы построена по логической схеме: от простого к сложному, на основе единства теоретических занятий с практической работой. В структуре программы представлены все элементы содержания образования (знания, умения, навыки) во взаимосвязи со средствами их реализации.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию коммуникативной культуры детей, самостоятельного мышления, развитию технических способностей и конструкторских умений учащихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой мотоциклов.
По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются подростками, но и активно используются в их жизнедеятельности). В объединении «Автомотолюбителей» учащиеся получают знания в области профессионального образования, имеют возможность получить практические навыки в обслуживании, ремонте и эксплуатации мотоцикла, изучают правила дорожного движения, развивается их активность, в пропаганде профилактики нарушений ПДД.
Образовательная программа «Автомотолюбители» модифицированная, необходимость ее разработки вызвана стремлением к наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Программа относится к спортивно-технической направленности.
Все знания, умения и навыки, приобретенные в объединении, смогут значительно упростить эксплуатацию своего личного транспорта.
Профессиональная ориентация программы позволит старшеклассникам в будущем выбрать профессии: инженера, конструктора, механика, водителя, токаря, слесаря. Подготовка юношей по данной программе позволит использовать приобретенные навыки, умения на службе в рядах Вооруженных сил РФ.
Цель программы:
Создание условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в освоении навыков вождения и ремонта мототехники, повышения культуры водителя и гражданской ответственности.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
• обучающие:
формирование специальных знаний по предмету;
обучение подростка практическим навыкам и умениям по техобслуживанию, ремонту и эксплуатации мотоцикла;
овладение знаниями Правил дорожного движения;
получение навыков вождения мотоцикла;
• воспитательные:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
воспитание чувства ответственности за безопасность личную и других участников дорожного движения;
развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению мер безопасности на дорогах;
воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности.
• развивающие:
развитие умения прогнозировать, анализировать и оценивать степень дорожной опасности в различных ситуациях и предотвращать ее.
Принципы обучения и воспитания
При реализации образовательной программы использовались следующие принципы обучения:
доступности, позволяющего каждому обучающемуся реализовать в процессе обучения свои возможности;
преемственности — содержание более сложного материала основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения;
непрерывности — определяющей постепенное и постоянное становление и развитие культуры поведения на дорогах;
связи теории и практики, предполагающей, что практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Программа является не только обучающей, развивающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе Российской Федерации «Об образовании». Приоритетными при реализации данной программы являются следующие принципы воспитания:
гуманности;
толерантности;
индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей и способностей самобытности;
воспитания успехом;
педагогического сотрудничества.
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарно-гигиенических норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия чередуются с практической работой по техобслуживанию, ремонту мотоцикла и вождением его.
Продолжительность освоения образовательной программы.
Программа «Автомотолюбителей» рассчитана на три года обучения. Овладение знаниями по устройству и техническому обслуживанию мотоцикла, Правилами дорожного движения, умение обучаемого правильно реагировать на обстановку, доведение техники управления мотоциклом до совершенства, а также выработка способности интуитивного прогнозирования развития дорожной ситуации и правильной оценки — это сложный, творческий и трудоемкий процесс, поэтому на программу отводится:
1 год обучения — 288 часов, в неделю 9 учебных часа;
2 год обучения — 288 часов, в неделю 9 учебных часа;
Характеристика учащихся по программе
Программа предназначена для подростков от 12 лет до 18 лет. Наполняемость групп не более 10 человек. Каждая группа учащихся занимается 3 раза в неделю по 3 академических часа. Группа второго года обучения формируются из учащихся предшествующих лет обучения. Зачисление в группу производится по заявлению родителей. Необходимо также письменное разрешение врача-педиатра о состоянии здоровья учащихся.
Условия реализации программы
Программа построена на основе личностно-ориентированной модели обучения, опирающейся на концепцию развивающего обучения. Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога. Чтобы добиться в работе предполагаемых результатов, при выполнении образовательной программы используются современные педагогические технологии проблемного, информационного, игрового и проектного обучения. Они служат механизмами формирования ключевых компетенций учащихся, учат их четко ставить перед собой задачи, анализировать ситуацию, быть сильнее обстоятельств и добиваться успеха.
Важными условиями овладения знаниями, умениями и навыками по данной образовательной программе являются:
четкая цель каждого занятия;
правильный подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных задач;
использование разнообразных методов работы;
сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
четкая организация и эффективное использование времени, тщательная подготовка педагога к занятию;
использование материальной базы и опыта педагога.
обучение осуществляется через традиционные формы занятия (индивидуальные и групповые), участие в соревнованиях, показательных выступлениях, конкурсах.
При выполнении образовательной программы используются следующие типы занятий:
занятия ознакомления с новым материалом;
занятия применения знаний, умений и навыков;
занятия обобщения и систематизации знаний;
занятия закрепления изученного.
На занятиях в объединении применяются разнообразные группы методов обучения.
Широко используются такие методы обучения, как: рассказ, беседа, объяснение, лекция, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), практическая работа, анализ ошибок и поиск путей их устранения, технический зачет, соревнование.
Эти методы обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к технике. В ходе обучения педагогом ставится целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Ребята должны быть способны к рефлексии, воображению, умению самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовать ее, Поэтому в реализацию образовательной программы внедрены и психологические методы: постановка проблемы или проблемной ситуации;
Выбор методов обучения и воспитания зависит от типологии содержания занятий; уровня подготовки и опыта учащихся. При правильной организации учебно-воспитательного процесса у подростка формируются навыки здорового образа жизни, такие свойства, как терпение, усидчивость, ответственность за себя и других, трудолюбие.
Предлагаемая методика подготовки учащихся позволяет:
Изучить приемы управления мототехникой на дороге с разным покрытием;
Сформировать и довести до автоматизма навыки, необходимые для управления мототехникой в разных условиях дорожной обстановки;
Научиться находить дефекты на мототехнике и устранять их;
Производить ремонт транспортных средств;
Преодолеть отрицательные эмоции, характерные во время движения транспортного средства;
Оценить и познать собственные возможности по управлению мотоциклом и бураном в сложных ситуациях;
Научиться прогнозировать не только критическую ситуацию, но и поведение мототехники в ней.
Виды контроля могут заключаться в форме:
• беседы «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение;
• беседы с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнований;
• тестирования по средствам предъявления:
практические;
• тестирования по целям использования:
определяющие (на выявление уровня знаний в начале процесса обучения);
формирующие (для отслеживания процесса, достигнутого в процессе обучения);
суммирующие (для оценивания основных достижений в конце обучения).
• решение картограмм ПДД,
Формы подведения итогов:
соревнования по «фигурному» вождению мотоцикла;
технический зачет;
показательные выступления.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Ожидаемый конечный результат по данной образовательной программе предполагает:
овладение знаниями и умениями в соответствии с программным материалом (теоретическими и практическими);
использование приобретенных знаний, умений и навыков в жизненных ситуациях;
воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
прогнозирование последствий деятельности собственной и окружающих, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья людей;
развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению мер безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных ситуаций;
профессиональная ориентация и формирование положительной мотивации к будущей профессии.
Средства реализации программы
Степень реализации программы зависит от технической оснащенности, наличия учебного кабинета и соответствующего программного обеспечения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
объединения «Автомотолюбителей»
Первый год обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||
|
| всего | теория | практика |
1. | Эксплуатация мотоцикла. | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения.Техника безопасности. | 3 | 3 | - |
1.2 | Общее устройство мотоцикла. | 6 | 3 | 3 |
1.3 | Расположение и принцип работы основных узлов и механизмов мотоцикла. | 6 | 3 | 3 |
1.4 | Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла. | 9 | 3 | 6 |
1.5 | Механизмы управления мотоциклом. | 6 | 3 | 3 |
1.6 | Правила эксплуатации мотоцикла. | 6 | 3 | 3 |
2. | Техническое обслуживание и ремонт. | 66 | 24 | 42 |
2.1 | Виды технического обслуживания ТО-1, ТО-2. | 6 | 3 | 3 |
2.2 | Регулировка и установка зажигания. | 6 | 3 | 3 |
2.3 | Регулировка сцепления. | 6 | 3 | 3 |
2.4 | Техническое обслуживание электрооборудования. | 6 | 3 | 3 |
2.5 | Шиномонтаж. | 6 | 3 | 3 |
2.6 | Технические масла. Замена масла в двигателе. | 6 | 3 | 3 |
2.7 | Техническое обслуживание передней и задней подвески мототехники. | 6 | 3 | 3 |
2.8 | Замена изношенных деталей и узлов мототехники. | 24 | 3 | 21 |
3. | Правила дорожного движения. | 51 | 27 | 24 |
3.1 | Общие понятия и терминология правил дорожного движения. | 3 | 3 | - |
3.2 | Права и обязанности водителя, пассажира, пешехода. | 6 | 3 | 3 |
3.3 | Проезд перекрестков. | 18 | 6 | 12 |
3.4 | Дорожные знаки. | 12 | 6 | 6 |
3.5 | Дорожная разметка. | 6 | 3 | 3 |
3.6 | Решение тематических задач по правилам дорожного движения. | 6 | 6 | - |
4. | Учебное вождение. | 132 | 30 | 102 |
4.1 | Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла.
| 3 | 3 | - |
4.2 | Причины возникновения аварийных ситуации на дороге и меры их предупреждения | 6 | 3 | 3 |
4.3 | Первоначальные навыки вождения. | 30 | 6 | 24 |
4.4 | Движение с небольшой скоростью. | 21 | 6 | 15 |
4.5 | Движение с изменением скорости. | 30 | 6 | 24 |
4.6 | Движение с изменением направления. | 42 | 6 | 36 |
|
| | | |
5. | Итоговая аттестация воспитанников. | 3 | 3 | - |
| Итого: | 288 | 102 | 186 |
Календарно-тематический план объединения «Автомотолюбителей»
(первого года обучения)
№
|
Разделы Теоретическая часть | Количество часов | Дата | ||
| Разделы Практическая часть | всего | |||
1.Эксплуатация мотоцикла. | 18 | 18 | 36 | | |
1.1. |
| 3 | - | 3 | сентябрь |
Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения. Техника безопасности. | Правила поведения в объединении. Ознакомление с инструкциями по технике безопасности. Викторина «Правила дорожного движения детям знать положено!» Ведущие Российские и зарубежные производители мототехники. Первый мотоцикл в нашей стране, история его создания. | | | | |
1.2. |
| 3 | 3 | 6 | сентябрь |
Общее устройство мотоцикла. | Техническая характеристика мотоцикла «ЗИД-200»,»Ямаха-125», квадроциклов «Стелс-50» «Атомик-50». Двигатель. Силовая передача. Ходовая часть. Электрооборудование. Органы управления и контрольно-измерительные приборы, назначение, принцип работы .
| | Расположение и предназначение органов управления мотоцикла. Составные части агрегатов: двигателя, ходовой части, системы электрического обеспечения. Наглядное знакомство с принципом передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Наглядное знакомство с принципом образования постоянного тока. | | |
1.3. |
| 3 | 3 | 6 | Сентябрь |
Расположение и принцип работы основных узлов и механизмов мотоцикла. | Техническое обслуживание двигателя. Основные узлы топливной системы. Передняя вилка. Задняя подвеска. Принцип их взаимодействия во время движения. | | Знакомство с основными узлами и механизмами мотоцикла. Коробка передач, двигатель, ходовая часть, шасси. Техническое обслуживание и система смазки. Элементы электрооборудования и уход за ними. Наглядное знакомство с принципом работы, конструкцией агрегатов:
коробки передач, рулевого управления.
электрооборудование. | | |
1.4. |
| 3 | 6 | 9 | сентябрь |
Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла. | Двухтактный двигатель, принцип работы и конструкция. Кривошипно-шатунный механизм. Цилиндр, поршень с кольцами, головка цилиндра.
| | Разборка двигателя с целью ознакомления с элементами и механизмами. Сборка двигателя, ознакомление с навыками работы по установке его механизмов: поршня с кольцами в шейку шатуна, поршня в цилиндр. Принцип их взаимодействия. Свеча зажигания. Соответствие свечи зажигания и топлива. Требования руководства по эксплуатации двигателя. | | |
1.5. |
| 3 | 3 | 6 | сентябрь октябрь |
Механизмы управления мотоциклом. | Органы управления мотоциклом их расположения и названия, руководство по их использованию | | Система работы замка зажигания. Управление дроссельной заслонкой карбюратора. Работа переднего и заднего тормозов. Отработка навыков управления мотоциклом. Звуковая сигнализация и приборы освещения, правила их применения.
| | |
1.6. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Правила эксплуатации мотоцикла. | Инструкции по технике безопасности. Ознакомление с руководством по эксплуатации мотоцикла | | Подготовка мотоцикла к выезду. Пуск и остановка двигателя. Режимы работы двигателя. Правила эксплуатации мотоцикла | | |
2.Техническое обслуживание и ремонт. | 24 | 42 | 66 | | |
2.1. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Виды технического обслуживания ТО-1, ТО-2. | Правила проведения технического обслуживания мототехники № 1. Правила технического обслуживания № 2.
| | Проведение технических работ по ТО-1. Протяжка узлов и механизмов. Проведение технических работ по ТО-2. Ремонт с заменой изношенных деталей. Смена масла в картередвигателя. | | |
2.2. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Регулировка и установка зажигания. | Понятие полного цикла работы поршня. Верхняя и нижняя мертвые точки. Соответствие зазора на контактах генератора положению поршня в цилиндре. Понятия: « раннее» зажигание, «позднее» зажигание. | | Отработка навыков установки зажигания. Соответствие зазора между контактами прерывателя на генераторе и положением поршня в цилиндре. Диагностика работы двигателя. Установка «раннего» («позднего») зажигания. | | |
2.3. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Регулировка сцепления. | Правила регулировки сцепления. Трос и рычаг сцепления. Понятие корзины сцепления и ее составных частей.
| | Регулировка свободного хода троса сцепления на рычаге. Регулировка сцепления регулировочным винтом. Разборка и сборка корзины сцепления с заменой изношенных дисков. Регулировка узла сцепления в движении. Устранение возможных неисправностей.
| | |
2.4. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Техническое обслуживание электрооборудования. | Генератор переменного тока — источник электропитания. Составные части трансформатора. Изучение схемы подключения реле — стабилизатора. Свеча зажигания. | | Принцип работы, конструкция, назначение, места установок маховичного генератора переменного тока - блока — 94.374. Схема электрических соединений и места их расположения. Осуществление контроля работы электрооборудования в режиме движения. Принцип работы, конструкция, назначение, места установок свечей зажигания.
| |
|
2.5. |
| 3 | 3 | 6 | Октябрь |
Шиномонтаж. | Методы и технология ремонта камер и покрышек колеса. Безкамерные покрышки. | | Инструменты шиномонтажа. Снятие шин с колес. Ремонт камер методом вулканизации и наложения заплат путем склеивания. | | |
2.6. |
| 3 | 3 | 6 | ноябрь |
Технические масла. Замена масла в двигателе. | Виды технических масел, маркировка, предназначение. | | Ознакомление с условными обозначениями на емкости различных видов масел. Слив отработанного масла с картера двигателя, заливка масла. | | |
2.7. | | 3 | 3 | 6 | ноябрь |
Техническое обслуживание передней и задней подвески мототехники. |
| | Разборка и сборка передней вилки. Обслуживание. Очистка. Разборка и сборка амортизаторов задней подвески.
| | |
2.8. | | 3 | 21 | 24 | ноябрь |
Замена изношенных деталей и компонентов мотоцикла. | Перечень наиболее часто встречающихся возможных неисправностей вследствие износа деталей. | | Устранение неисправностей двигателя внутреннего сгорания. Замена поршня и колец. - Замена дисков сцепления. Замена изношенных тросов. Смена изношенных шин. Замена перегоревших ламп. Диагностика работы электрооборудования. Замена вышедших из строя деталей электрооборудования.
| | |
3. | Правила дорожного движения. | 27 | 24 | 51 | |
3.1. |
| 3 | - | 3 | декабрь |
Общие понятия и терминология правил дорожного движения. | Изучение значений терминологии в общем положении правил дорожного движения. | | | | |
3.2. |
| 3 | 3 | 6 | декабрь |
Права и обязанности водителя, пассажира, пешехода. | Изучение прав и обязанностей водителя, пешехода, пассажира. Решение тематических задач по данной теме. | | | | |
3.3. |
| 6 | 12 | 18 | декабрь |
Проезд перекрестков. | Перекресток. Виды перекрестков. Правила проезда нерегулируемых (регулируемых) перекрестков. | | Отработка навыков проезда нерегулируемых перекрестков на автодороге. - Проезд регулируемых перекрестков (светофор, регулировщик). Действия водителя при развороте на перекрестке. Моделирование опасных дорожных ситуаций, пути выхода из них. Занятия в электрофицированном классе с использованием интерактивной доски, макетов дорог, улиц. | | |
3.4. | | 6 | 6 | 12 | декабрь |
Дорожные знаки. | Группы дорожных знаков. Изучение значений дорожных знаков, места их установки. Предупреждающие, запрещающие, особого предписания. Предписывающие, знаки приоритета, информационные, дополнительной информации, знаки сервиса.
| | Отработка действий водителя в зоне действия различных дорожных знаков. Искусство безопасной езды и культура движения. | | |
3.5. |
| 3 | 3 | 6 | январь |
Дорожная разметка. | Изучение значений горизонтальной разметки. Изучение значений вертикальной разметки. | | Отработка навыков вождения с помощью стенда «Дорожная разметка». Вождение с использованием дорожной разметки, а также занятия в техклассе с использованием макетов дорог, улиц. | | |
3.6. |
| 6 | - | 6 | январь |
Решение тематических задач по правилам дорожного движения. | Отработка знаний Правил дорожного движения при решении тематических задач. | |
| | |
4. | Учебное вождение. | 30 | 102 | 132 | |
4.1. |
| 3 | - | 3 | январь |
Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла. | Назначение элементов мотоциклов для безопасности здоровья водителя при движении. Снаряжение водителя. Соблюдение правил дорожного движения. Выполнение требований по применению скоростного режима. Вождение в условиях недостаточной видимости.
| |
| | |
4.2. |
| 3 | 3 | 6 | январь |
Причины возникновения аварийных ситуации на дороге и меры их предупреждения | Соблюдение правил дорожного движения. Выбор скоростного режима. Исследование зависимости скорости движения транспортного средства и длины тормозного пути. Техническое состояние и оборудования мотоцикла — как залог предупреждения ДТП.
| | Решение различных ситуации на магнитных досках с применением магнитных машинок и знаков дорожного движения, занятие на интерактивной доске по разборке различных дорожных ситуаций | | |
4.3 |
| 6 | 24 | 30 | Январь февраль |
Первоначальные навыки вождения. | Изучение правил безопасной езды при маневрировании на дороге, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии | | Отработка навыков вождения при съезде с места и остановке. Отработка навыков вождения во время переключения передач. Отработка навыков вождения на поворотах и разворотах. | | |
4.4. |
| 6 | 15 | 21 | Февраль Март |
Движение с небольшой скоростью. | Необходимость движения с небольшой скоростью. Условия прохождения опасных и труднопроходимых участков дорог, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии. | | Отработка навыков вождения с небольшой скоростью по участкам дорог (песок, грязь, подъем и спуск, по не ровной дороге.). | | |
4.5. |
| 6 | 24 | 30 | Март |
Движение с изменением скорости. | Необходимость движения с изменением скорости, с постоянной скоростью, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятий.
| | Отработка навыков вождения при прохождении поворотов, разворотов, при наборе скорости, торможении, способы переключения передач мотоцикла при движении по прямой. | | |
4.6. |
| 6 | 36 | 42 | Апрель май |
Движение с изменением направления. | Выбор направления движения. Причины изменения направления движения, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятий.
| | Отработка навыков вождения при круговом движении. Выполнение упражнений: «змейка», « колея». Выполнение упражнения «восьмерка.
| | |
5. | Итоговая аттестация воспитанников. | 3 | - | 3 | май |
| Зачет по правилам дорожного движения и устройству мотоцикла. Награждение и поощрение особо отличившихся воспитанников.
| |
| | |
|
| 102 | 186 | 288 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Эксплуатация мотоцикла.
Вводное занятие. История развития отечественного и зарубежного мотостроения.
Теоретическая часть. Правила поведения в объединении. Ознакомление с инструкциями по технике безопасности. Викторина «Правила дорожного движения детям знать положено!» Ведущие Российские и зарубежные производители мототехники. Первый мотоцикл в нашей стране, история его создания -3ч.
1.2. Общее устройство мотоцикла.
Теоретическая часть. Техническая характеристика мотоцикла «ЗИД-200»,»Ямаха-125», квадроциклов «Стелс-50» «Атомик-50». Двигатель. Силовая передача. Ходовая часть. Электрооборудование. Органы управления и контрольно-измерительные приборы-назначение, принцип работы -3ч.
Практическая часть. Расположение и предназначение органов управления мотоцикла. Составные части агрегатов: двигателя, ходовой части, системы электрического обеспечения. Наглядное знакомство с принципом передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Наглядное знакомство с принципом образования постоянного тока- 3ч.
1.3. Расположение и принцип работы основных узлов и механизмов мотоцикла.
Теоретическая часть. Техническое обслуживание двигателя. Основные узлы топливной системы. Передняя вилка. Задняя подвеска. Принцип их взаимодействия во время движения-3ч.
Практическая часть. Знакомство с основными узлами и механизмами мотоцикла. Коробка передач, двигатель, ходовая часть, шасси. Техническое обслуживание и система смазки. Элементы электрооборудования и уход за ними.
Наглядное знакомство с принципом работы, конструкцией агрегатов:
-двигателя, коробки передачи, рулевого управления .
-ходовой части, электрооборудование - 3ч.
1.4. Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания мотоцикла.
Теоретическая часть. Двухтактный двигатель, принцип действия и конструкция.
-. Кривошипно-шатунный механизм.
--Цилиндр, поршень с кольцами, головка цилиндра -3ч.
Практическая часть.
- Разборка двигателя с целью ознакомления с элементами и механизмами
- Сборка двигателя, ознакомление с навыками работы по установке его механизмов: поршня с кольцами в шейку шатуна, поршня в цилиндр. Принцип их взаимодействия. Свеча зажигания. Соответствие свечи зажигания и топлива. Требования руководства по эксплуатации двигателя- 6ч.
1.5. Механизмы управления мотоциклом.
Теоретическая часть. Органы управления мотоциклом их расположения и названия, руководство по их использованию-3ч
Практическая часть. Система работы замка зажигания. Управление дроссельной заслонкой карбюратора. Работа переднего и заднего тормозов.
Отработка навыков управления мотоциклом. Звуковая сигнализация и приборы освещения, правила их применения -3ч.
1.6. Правила эксплуатации мотоцикла.
Теоретическая часть. Инструкции по технике безопасности.
Ознакомление с руководством по эксплуатации мотоцикла -3ч.
Практическая часть. Подготовка мотоцикла к выезду. Пуск и остановка двигателя. Режимы работы двигателя. Правила эксплуатации мотоцикла -3ч.
2. Техническое обслуживание и ремонт.
2.1. Виды технического обслуживания ТО-1 , ТО-2.
Теоретическая часть. Перечень работ и технология проведения технического обслуживания мототехники. ТО-1
Перечень работ и технология технического обслуживания ТО-2.-3ч.
Практическая часть. Проведение технических работ по ТО-1. Протяжка узлов и механизмов. Проведение технических работ по ТО-2. Ремонт с заменой изношенных деталей. Смена масла в картере, в амортизаторах передней вилки и задней подвески-3ч.
2.2. Регулировка и установка зажигания.
Теоретическая часть. Понятие полного цикла работы поршня. Верхняя и нижняя мертвые точки. Соответствие зазора на контактах генератора положению поршня в цилиндре. Понятия: « раннее» зажигание, «позднее» зажигание-3ч.
Практическая часть. Отработка навыков установки зажигания. Соответствие зазора между контактами прерывателя на генераторе и положением поршня в цилиндре. Диагностика работы двигателя. Установка «раннего» («позднего») зажигания—3ч.
2.3. Регулировка сцепления.
Теоретическая часть. Правила регулировки сцепления. Трос и рычаг сцепления. Понятие корзины сцепления и ее составных частей-3ч.
Практическая часть. Регулировка свободного хода троса сцепления на рычаге. Регулировка сцепления регулировочным винтом. Разборка и сборка корзины сцепления с заменой изношенных дисков. Регулировка узла сцепления в движении. Устранение возможных неисправностей-3ч.
2.4. Техническое обслуживание электрооборудования.
Теоретическая часть. Генератор переменного тока — источник электропитания. Составные части трансформатора. Изучение схемы подключения реле — стабилизатора. Правила технического обслуживания электроприборов-3ч.
Практическая часть. Принцип работы, конструкция ,назначение, места установок маховичного генератора переменного тока .
- блока — 94.374. Схема электрических соединений и места их расположения. Осуществление контроля работы электрооборудования в режиме движения-3ч.
2.5. Шиномонтаж.
Теоретическая часть. Методы и технология ремонта камер и покрышек колеса.
Безкамерные покрышки –3ч.
Практическая часть. Инструменты шиномонтажа. Снятие шин с колес. Ремонт камер методом вулканизации и наложения заплат путем склеивания- 3ч.
2.6. Технические масла. Замена масла в двигателе.
Теоретическая часть. Виды технических масел, маркировка, предназначение-3ч.
Практическая часть. Ознакомление с условными обозначениями на емкости различных видов масел. Слив отработанного масла с картера двигателя, заливка масла-3ч.
2.7. Техническое обслуживание передней вилки мотоцикла и задней подвески мотоцикла.
Практическая часть. Разборка и сборка передней вилки. Обслуживание. Очистка. Разборка и сборка амортизаторов задней подвески- 3ч.
2.8. Замена изношенных деталей и их компонентов мотоцикла.
Теоретическая часть. Перечень наиболее часто встречающихся возможных неисправностей вследствие износа деталей- 3ч.
Практическая часть. Устранение неисправностей двигателя внутреннего сгорания. Замена поршня и колец .
- Замена дисков сцепления. Замена изношенных тросов. Смена изношенных шин. Замена перегоревших ламп. Диагностика работы электрооборудования. Замена вышедших из строя деталей электрооборудования-3ч.
-Замена других деталей вышедших из строя- 18 часов
3. Правила дорожного движения.
3.1. Общие понятия и терминология правил дорожного движения.
Теоретическая часть. Изучение значений терминологии в общем положении правил дорожного движения -3ч.
3.2. Права и обязанности участников дорожного движения.
Теоретическая часть. Изучение прав и обязанностей водителя, пешехода, пассажира. Решение тематических задач по данной теме-3ч.
Практическая часть. Отработка навыков проезда нерегулируемых и регулируемых перекрестков на автодороге-3ч.
3.3. Проезд перекрестков.
Теоретическая часть. Перекресток. Виды перекрестков. Правила проезда нерегулируемых (регулируемых) перекрестков-6ч.
Практическая часть. Отработка навыков проезда нерегулируемых перекрестков на автодороге-6ч.
- Проезд регулируемых перекрестков (светофор, регулировщик). Действия водителя при развороте на перекрестке. Моделирование опасных дорожных ситуаций, пути выхода из них. Занятия в электрофицированном классе с использованием интерактивной доски, макетов дорог, улиц- 12 ч.
3.4. Дорожные знаки.
Теоретическая часть. Группы дорожных знаков. Изучение значений дорожных знаков, места их установки.
- предупреждающие, запрещаюшие, особого предписания,
-предписывающие, знаки приоритета, информационные, дополнительной информации,
знаки сервиса- 6ч.
Практическая часть. Отработка действий водителя в зоне действия различных дорожных знаков. Искусство безопасной езды и культура движения-6 ч.
3.5. Дорожная разметка.
Теоретическая часть. Изучение значений горизонтальной разметки. Изучение значений вертикальной разметки-3ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения с помощью стенда «Дорожная разметка». Вождение с использованием дорожной разметки, а также занятия в техклассе с использованием макетов дорог, улиц- 3ч.
3.6. Решение тематических задач по правилам дорожного движения.
Теоретическая часть. Отработка знаний Правил дорожного движения при решении тематических задач -6ч.
4. Учебное вождение.
4.1. Правила техники безопасности при эксплуатации мотоцикла.
Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении. Назначение элементов мотоциклов для безопасности здоровья водителя при движении. Снаряжение водителя. Соблюдение правил дорожного движения-3ч.
4.2. Причины возникновения аварийных ситуаций на дороге и меры их предупреждения.
Теоретическая часть. Соблюдение правил дорожного движения. Выбор скоростного режима. Исследование зависимости скорости движения транспортного средства и длины тормозного пути. Техническое состояние и оборудования мотоцикла — как залог предупреждения ДТП-3ч.
Практическая часть. Решение различных ситуации на магнитных досках с применением магнитных машинок и знаков дорожного движения, занятие на интерактивной доске по разборке различных дорожных ситуаций -3ч.
4.3. Первоначальные навыки вождения.
Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении .Изучение правил безопасной езды при маневрировании на дороге, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии-6ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения при съезде с места и остановке-6ч. -Отработка навыков вождения во время переключения передач -9ч.
Отработка навыков вождения на поворотах и разворотах-9ч.
4.4. Движение с небольшой скоростью.
Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении Необходимость движения с небольшой скоростью. Условия прохождения опасных и труднопроходимых участков дорог, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения с небольшой скоростью по участкам дорог (песок, грязь, подъем и спуск, по не ровной дороге.)-15ч.
4.5. Движение с изменением скорости.
Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении. Необходимость движения с изменением скорости, с постоянной скоростью, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения при прохождении поворотов, разворотов.при наборе скорости, торможении, способы переключения передач мотоцикла при движении по прямой-24ч.
4.6. Движение с изменением направления.
Теоретическая часть. Техника безопасности при учебном вождении .Выбор направления движения. Причины изменения направления движения, разбор ошибок допущенных во время проведения практических занятии -6ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения при круговом движении-9ч.
Выполнение упражнений: «змейка», « колея»-9ч.
Выполнение упражнения «восьмерка»-18ч.
5.Итоговая аттестация воспитанников.
Теоретическая часть. Зачет по правилам дорожного движения и устройству мотоцикла. Награждение и поощрение особо отличившихся воспитанников- 3ч.
Формы занятий, используемые на первом году обучения: занятие-беседа, лекция, практикум, зачет (творческий и технический).
Методы обучения и воспитания — проблемный, творческий, игровой, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения (инструктаж, рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, лекция, практическая работа, анализ ошибок и поиск путей их устранения).
Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций); методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, поощрение, порицание, соревнование).
Обязательный конечный результат
Воспитанники первого года обучения должны
знать:
— общее устройство мотоцикла;
— механизмы работы двигателя;
— приборы, инструменты, запчасти, необходимые для мотоцикла и его ремонта;
— правила дорожного движения;
— правила движения мотоциклистов и технические требования к мотоциклам;
— права и обязанности участников дорожного движения;
овладеть:
— слесарным инструментом;
— техникой вождения мотоцикла;
уметь:
— производить техническое обслуживание и ремонт мотоцикла
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
объединения «Автомотолюбителей»
Второй год обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||
|
| теория | практика | всего |
1. | Эксплуатация мотоциклов. | 8 | 19 | 27 |
1.1 | Устройство мотоциклов и конструкция двигателей. Основные узлы и их взаимодействия. Техника безопастности при эксплуатации и при учебном вождении мототехники. | 1 | 2 | 3 |
1.2 | Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания | 1 | 5 | 6 |
1.3 | Коробка передач мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
1.4 | Топливная система мотоцикла. Карбюратор. | 1 | 2 | 3 |
1.5 | Корзина сцепления. Принцип действия. | 1 | 2 | 3 |
1.6 | Масляная система мотоцикла. Принцип работы. | 1 | 2 | 3 |
1.7 | Электрооборудование мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
1.8 | Ходовая часть мотоцикла. Принцип действия передней вилки и амортизаторов задней подвески. | 1 | 2 | 3 |
2. | Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов. | 10 | 38 | 48 |
2.1 | Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла. | 1 | 5 | 6 |
2.2 | Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
2.3 | Шиномонтаж. | 1 | 2 | 3 |
2.4 | Техническое обслуживание, ремонт ходовой части, тормозной системы мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
2.5 | Уход и регулировка цепной передачи. | 1 | 2 | 3 |
2.6 | Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла | 1 | 2 | 3 |
2.7 | Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
2.8 | Замена изношенных деталей мотоцикла. Ремонт техники | 3 | 21 | 24 |
3. | Правила дорожного движения. | 19 | 20 | 39 |
3.1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 3 | 6 | 9 |
3.2 | Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла. | 1 | 2 | 3 |
3.3 | Проезд перекрестков. Жилая зона. | 3 | 12 | 15 |
3.4 | Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения | 3 | - | 3 |
3.5 | Решение картограмм на компьютере по Правилам дорожного движения категории «А». | 9 | - | 9 |
4. | Учебное вождение. | 45 | 126 | 171 |
4.1 | Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта. | 3 | 6 | 9 |
4.2 | Приемы управления мотоциклом. | 3 | 9 | 12 |
4.3 | Вождение в сложных дорожных условиях. | 6 | 15 | 21 |
4.4 | Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения. | 6 | 21 | 27 |
4.5 | Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения. | 9 | 21 | 30 |
4.6 | Совершенствование навыков управления мототехникой на дороге. | 18 | 54 | 72 |
|
| | | |
5.0 | Итоговая аттестация воспитанников. | 3 | - | 3 |
| Итого: | 85 | 203 | 288 |
Календарно-тематический план объединения «Автомотолюбителей»
(второго года обучения)
№
|
Разделы Теоретическая часть | Количество часов | Дата | ||
| Разделы Практическая часть | всего | |||
1.Эксплуатация мотоцикла. | 8 | 19 | 27 | | |
1.1. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
. Устройство двигателей мотоциклов. Основные узлы и их взаимодействие. Техника безопасности при эксплуатации и при учебном вождении мототехники. | Общее устройство двигателя внутреннего сгорания. Двухтактный и четырехтактные двигателя. Шасси, рама, передняя вилка, задняя подвеска, колеса. Взаимодействие узлов и механизмов при эксплуатации. Техника безопасности при работе со слесарным инструментом. Условия создания безопасной работы со слесарным инструментом. Профилактика травматизма. Принципы безопасного вождения автомото- транспорта. | | Создание условий безопасного труда на рабочем месте. Знакомство с рабочим и электроинструментом. Устройство мотоцикла и принцип работы и взаимодействия механизмов и основных узлов мотоцикла. Ознакомление с конструкцией и модификациями двигателей. | | |
1.2. |
| 1 | 5 | 6 | сентябрь |
Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. | Основные элементы двухтактного двигателя. Верхняя и нижняя мертвые точки поршня. Кривошипно-шатунный механизм. -Основные элементы четырехтактного двигателя. Клапанный механизм, картер. | | Разборка и сборка двухтактного двигателя мотоцикла. Разборка и сборка четырехтактного двигателя мотоцикла. | | |
1.3. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Коробка передач мотоцикла | Изучение схемы расположения шестерен на первичном и вторичном валах.
| | Разборка и оборка коробки передач. Изучение работы механизма переключения передач. | | |
1.4. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Топливная система мотоцикла. Карбюратор. | Основные элементы и их предназначение: бензобак, кран, карбюратор. Принципиальное устройство карбюраторов их виды, назначение.
| | Правила приготовления горючей смеси. Разборка и сборка основных компонентов карбюратора. | | |
1.5. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Корзина сцепления. Принцип действия. | Назначение, устройство, принцип действия, корзины сцепления. | | Детальная разборка и сборка корзины сцепления. Установка и регулировка механизма сцепления. | | |
1.6. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Масляная система двигателей. | Назначение, принцип действия, конструкция масляной системы двигателя.
| | Конструкция, основные детали и агрегаты принцип работы, разборка и сборка масляной системы. Техническое обслуживание. | | |
1.7. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Электрооборудование мотоцикла | Изучение принципиальной схемы электрооборудования. Генератор, высоковольтный трансформатор, реле—блокиратор, аккумулятор-назначение, конструкция, принцип работы. | | Устройство генератора 43.3701, блок коммутатора—стабилизатора, трансформатора, аккумулятора. Электрическая схема приборов освещения. Техническое обслуживание электрооборудования мотоциклов. | | |
1.8. |
| 1 | 2 | 3 | сентябрь |
Ходовая часть мотоциклов. Принцип действия передней вилки и амортизатора задней подвески. | Основные элементы ходовой части и шасси мотоцикла и их назначение.
| | Устройство и техническое обслуживание передней вилки. Устройство и техническое обслуживание амортизаторов задней подвески. Обслуживание колес ходовой части мотоциклов. | | |
2. | Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов. | 10 | 38 | 48 | |
2.1. |
| 1 | 5 | 6 | октябрь |
Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла. | Диски сцепления, технический уход. Основные элементы корзины сцепления и их взаимодействие. | | Ремонт корзины сцепления. Замена дисков, регулировка штока сцепления. | | |
2.2. |
| 1 | 2 | 3 | октябрь |
Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла. | Агрегаты и детали топливной системы - топливный бак , карбюратор, насос, топливные шланги, фильтры. Назначение технического обслуживания, виды ТО. | | Техническое обслуживание элементов топливной системы - замена изношенных деталей, регулировки. | | |
2.3. |
| 1 | 2 | 3 | октябрь |
Шиномонтаж | Виды шиномонтажа. Вулканизация камер, ремонт камер путем приклеивания заплат. Правила снятия и установки покрышек, камер. | | Снятие и установка покрышек с колес. Ремонт камер путем вулканизации и склеивания, ремонт безкамерных покрышек. | | |
2.4. |
| 1 | 2 | 3 | октябрь |
Техническое обслуживание и ремонт ходовой части мотоцикла, тормозной системы | Возможные неисправности ходовой части мотоциклов, тормозной системы и их устранение.
| | Технический уход и ремонт: -колес, передней вилки.- -задней подвески, рамы- - тормозной системы- | | |
2.5. |
| 1 | 2 | 3 | октябрь |
Уход и регулировка цепной передачи | Назначение, принцип действия цепной передачи от двигателя к заднему колесу. Регулировка и технически уход за цепью. | | Обслуживание цепной передачи. Замена цепной передачи. Регулировка цепи.
| | |
2.6. |
| 1 | 2 | 3 | октябрь |
Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла. | Элементы системы зажигания и их обслуживание. Замок зажигания, генератор, приборы освещения. | | Установка зажигания на двухтактном двигателе мотоцикла. Раннее и позднее зажигание. Обслуживание свечей зажигания. | | |
2.7. |
| 1 | 2 | 3 | Октябрь
|
Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла. | Маркировка и предназначение различных видов масел. | | Замена масла в передней вилке. Замена масла в двигателе. Замена масла в амортизаторах задней подвески. | | |
2.8. |
| 3 | 21 | 24 | Октябрь ноябрь |
Замена изношенных деталей мотоцикла. | Вероятный перечень изношенных деталей мотоцикла в период эксплуатации.
| | Замена поршневых колец. Замена дисков сцепления. Замена изношенных шин. Ремонт и замена элементов топливной системы, деталей и агрегатов электрооборудования. | | |
3. | Правила дорожного движения. | 19 | 20 | 39 | |
3.1. |
| 3 | 6 | 9 | Ноябрь |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | Общие положения Правил дорожного движения. Группы дорожных знаков и их местоположение на проезжей части. Дорожная разметка и ее назначение. | | Знакомство с дорожными знаками на магнитных досках и на полигоне. Знакомство с дорожной разметкой на магнитных досках. | | |
3.2. |
| 1 | 2 | 3 | Ноябрь |
Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла. | Изучение основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, требования техники безопасности. | | Решение тематических задач по допуску транспортных средств к эксплуатации.
| | |
3.3. |
| 3 | 12 | 15 | Ноябрь
|
Проезд перекрестков. Жилая зона. | Виды перекрестков. Проезд нерегулируемых (регулируемых) перекрестков. Жилая зона. Действия водителя в жилой зоне. | | Занятие в классе на магнитной и электрофицированных досках по очередности проезда перекрестков и по движению в жилой зоне. | | |
3.4. |
| 3 | - | 3 | Декабрь |
Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения. | Ответственность водителей за правонарушения в области дорожного движения. Обязанности водителей при дорожно-транспортных происшествиях.
| |
| | |
3.5. |
| 9 | - | 9 | декабрь |
Решение картограмм на компьютере по правилам дорожного движения категории «А». | Решение задач, картограмм по Правилам дорожного движения категории «А»: -по дорожным знакам; - по проезду перекрестков.
| |
| | |
4. | Учебное вождение | 45 | 126 | 171 | |
4.1. |
| 3 | 6 | 9 | декабрь |
Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта. | Скорость движения на скоростных участках дорог, по пересеченной местности, в населенных пунктах. Движение на поворотах. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта. | | Отработка навыков вождения мотоцикла на полигоне на малой и повышенной скорости. | | |
4.2. |
| 3 | 9 | 12 | Декабрь |
Приемы управления мотоциклом. Принципы безопасного вождения автомототранспорта. | Правила управления мотоциклом в условиях недостаточной видимости. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. | | Отработка навыков вождения в условиях недостаточной видимости. Моделирование экстремальных ситуаций и пути выхода из них. | | |
4.3. |
| 6 | 15 | 21 | Декабрь Январь
|
Вождение в сложных дорожных условиях. | Сложная дорожная обстановка. Интенсивность движения. Вождение в сложных климатических условиях (дождь, снег, неровности, спуск, подъем). Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. | | Отработка вождения с разной интенсивностью движения в условиях подъема и спуска; в дождь, снег, неровная дорога.
| | |
4.4. |
| 6 | 21 | 27 | Январь Февраль |
Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения. | Правила вождения в жилой зоне, на участках дорог с ограниченной скоростью. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. | | Отработка навыков вождения на полигоне в условиях недостаточной видимости. - Расчет пути экстренного торможения мотоцикла при различных погодных условиях.
| | |
4.5. |
| 9 | 21 | 30 | Февраль Март |
Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения. | Особенности вождения мотоцикла в городских условиях в сплошном потоке движения. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. | | Отработка навыков движения на полигоне в сплошном потоке транспортных средств , отработка навыков движения в сплошном потоке транспортных средств в тех классе на магнитных досках. | | |
4.6. |
| 18 | 54 | 72 | Март Апрель Май |
Совершенствование навыков управления мотоциклом на дороге | Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. Условия безопасности движения. | | Совершенствование навыков управления мотоциклом: -на закруглениях дорог, поворотах, разворотах; -Экстренное торможение, набор скорости; -при выполнении упражнений «змейка»; -при выполнении упражнений «восьмерка»; -при выполнении упражнений «колея»; -при выполнении упражнений «коридор» медленного хода; -при выполнении упражнений « коридор» «разгона – торможения».
| | |
5. | Итоговая аттестация воспитанников | 3 |
| 3 | май |
| Теоретический экзамен по устройству мотоцикла и Правилам дорожного движения. Награждения и поощрения воспитанников в обучении.
| |
| | |
| ИТОГО: | 85 | 203 | 288 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Эксплуатация мотоциклов.
1.1. Устройство двигателей мотоциклов. Основные узлы и их взаимодействие.
Техника безопасности при эксплуатации мототехники и при учебном вождении мототехники.
Теоретическая часть. Общее устройство двигателя внутреннего сгорания. Двухтактный и четырехтактные двигателя. Шасси, рама, передняя вилка, задняя подвеска, колеса. Взаимодействие узлов и механизмов при эксплуатации.
Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.
Условия создания безопасной работы со слесарным инструментом. Профилактика травматизма. Принципы безопасного вождения автомототранспорта. -1ч.
Практическая часть. Создание условий безопасного труда на рабочем месте. Знакомство с рабочим и электроинструментом -1ч.
Ознакомление с конструкцией и модификациями двигателей. Устройство и принцип действия механизмов основных узлов мотоцикла -1ч.
1.2. Принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Теоретическая часть. Основные элементы двухтактного двигателя. Верхняя и нижняя мертвые точки поршня. Кривошипно-шатунный механизм.
-Основные элементы четырехтактного двигателя. Клапанный механизм -1ч.
Практическая часть. Разборка и сборка двухтактного двигателя мотоцикла. Разборка и сборка четырехтактного двигателя мотоцикла -5ч.
1.3. Коробка передач мотоцикла.
Теоретическая часть. Изучение схемы расположения шестерен на первичном и вторичном валах -1ч.
Практическая часть. Разборка и сборка коробки передач. Изучение работы механизма переключения передач -2ч.
1.4. Топливная система мотоцикла. Карбюратор.
Теоретическая часть. Основные элементы и их предназначение: бензобак, кран, карбюратор. Принципиальное устройство карбюраторов их виды, предназначения -1ч.
Практическая часть. Правила приготовления горючей смеси. Разборка и сборка основных компонентов карбюратора -2ч.
1.5. Корзина сцепления. Принцип действия.
Теоретическая часть. Назначение, устройство, принцип действия, корзины сцепления -1ч.
Практическая часть. Детальная разборка и сборка корзины сцепления. Установка и регулировка механизма сцепления -2ч.
1.6. Масляная система двигателей.
Теоретическая часть. Назначение, принцип действия, конструкция масляной системы двигателя. -1ч.
Практическая часть. Конструкция , основные детали и агрегаты принцип работы, разборка и сборка масляной системы. Техническое обслуживание.-2ч.
1.7. Электрооборудование мотоцикла.
Теоретическая часть. Изучение принципиальной схемы электрооборудования. Генератор, высоковольтный трансформатор, реле—блокиратор, аккумулятор -назначение, конструкция -1ч.
Практическая часть. Устройство генератора 43.3701, блок коммутатора—стабилизатора, трансформатора.
Электрическая схема приборов освещения. Техническое обслуживание электрооборудования мотоциклов -2ч.
1.8. Ходовая часть мотоциклов. Принцип действия передней вилки и амортизатора задней подвески.
Теоретическая часть. Основные элементы ходовой части и шасси мотоцикла и их назначение-1ч.
Практическая часть. Устройство и техническое обслуживание передней вилки. Устройство и техническое обслуживание амортизаторов задней подвески -2ч.
2. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов.
2.1. Техническое обслуживание и ремонт корзины сцепления мотоцикла.
Теоретическая часть. Диски сцепления, технический уход. Основные элементы корзины сцепления и их взаимодействие -1ч.
Практическая часть. Ремонт корзины сцепления -2ч.
Замена дисков, регулировка штока сцепления -3ч.
2.2. Техническое обслуживание топливной системы мотоцикла.
Теоретическая часть. Назначение, расположение, устройство элементов топливной системы. Бензобак, кран, карбюратор -1ч.
Практическая часть. Техническое обслуживание элементов топливной системы- замена изношенных деталей, регулировки -2ч.
2.3. Шиномонтаж.
Теоретическая часть. Виды шиномонтажа. Вулканизация камер, ремонт камер путем приклеивания заплат. Правила снятия и установки покрышек, камер -1ч.
Практическая часть. Снятие и установка покрышек с колес. Ремонт камер путем вулканизации и склеивания, ремонт безкамерных покрышек -2ч.
2.4. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части мотоцикла.
Теоретическая часть. Возможные неисправности ходовой части мотоциклов и их устранение-1ч.
Практическая часть. Технический уход и ремонт:
-колес, передней вилки - 1ч.
-задней подвески, рамы -1ч.
2.5. Уход и регулировка цепной передачи.
Теоретическая часть. Назначение, принцип действия цепной передачи от двигателя к заднему колесу. Регулировка и технически уход за цепью -1ч.
Практическая часть. Обслуживание цепной передачи. Замена цепной передачи. Регулировка цепи -2ч.
2.6. Обслуживание и регулировка системы зажигания мотоцикла.
Теоретическая часть. Элементы системы зажигания и их обслуживание.
Замок зажигания, генератор, катушка, коммутатор, приборы освещения -1ч.
Практическая часть. Установка зажигания на двухтактном двигателе мотоцикла. Раннее и позднее зажигание. Обслуживание свечей зажигания -2ч.
2.7. Технические масла. Замена масла в узлах и механизмах мотоцикла.
Теоретическая часть. Маркировка и предназначение различных видов масел -1ч.
Практическая часть. Замена масла в передней вилке. Замена масла в двигателе. Замена масла в амортизаторах задней подвески -2ч.
2.8. Замена изношенных деталей мотоцикла.
Теоретическая часть. Вероятный перечень изношенных деталей мотоцикла в период эксплуатации -3ч.
Практическая часть. Замена поршневых колец. Замена дисков сцепления. Замена изношенных шин. Ремонт техники -21ч.
3. Правила дорожного движения.
3.1. Дорожные знаки и дорожная разметка.
Теоретическая часть. Общие положения Правил дорожного движения. Виды дорожных знаков и их местоположение на проезжей части. Дорожная разметка и ее назначение -3ч.
Практическая часть.
Знакомство с дорожными знаками на магнитных досках и на полигоне -3ч.
- Знакомство с дорожной разметкой на магнитных досках -3ч.
3.2. Условия допуска транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация мотоцикла.
Теоретическая часть. Изучение основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, требования техники безопасности -1ч.
Практическая часть. Решение тематических задач по допуску транспортных средств к эксплуатации -2ч.
3.3. Проезд перекрестков. Жилая зона.
Теоретическая часть. Виды перекрестков. Проезд нерегулируемых (регулируемых) перекрестков. Жилая зона. Действия водителя в жилой зоне -3ч.
Практическая часть. Занятие в классе на магнитной и электрофицированных досках по очередности проезда перекрестков -9ч.
-и по движению в жилой зоне -3ч.
3.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения.
Теоретическая часть. Ответственность водителей за правонарушения в области дорожного движения. Обязанности водителей при дорожно-транспортных происшествиях -3ч.
3.5. Решение картограмм на компьютере по правилам дорожного движения категории «А».
Теоретическая часть. Решение задач, картограмм по Правилам дорожного движения категории «А».
-по дорожным знакам -3ч.
- по проезду перекрестков -6ч.
4. Учебное вождение.
4.1. Выбор скорости движения. Маневрирование на автодороге. Принципы безопасного вождения автомототранспорта.
Теоретическая часть. Скорость движения на скоростных участках
дорог, по пересеченной местности, в населенных пунктах. Движение на поворотах. Основные правила безопасного вождения автомототранспорта -3ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения мотоцикла на полигоне -6ч.
4.2. Приемы управления мотоциклом.
Теоретическая часть. Правила управления мотоциклом в условиях недостаточной видимости -3ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения в условиях недостаточной видимости. Моделирование экстремальных ситуаций и пути выхода из них -9ч.
4.3. Вождение в сложных дорожных условиях.
Теоретическая часть. Сложная дорожная обстановка. Интенсивность движения. Вождение в сложных условиях (дождь, снег, неровности, спуск, подъем) - 6ч.
Практическая часть. Отработка вождения с разной интенсивностью движения в условиях подъема и спуска -3ч.
-в дождь, снег. -6ч.
- неровная дорога - 6ч.
4.4. Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.
Теоретическая часть.
Правила вождения в жилой зоне, на участках дорог с ограниченной скоростью -6ч.
Практическая часть. Отработка навыков вождения на полигоне в условиях недостаточной видимости -12ч.
- Расчет пути экстренного торможения мотоцикла при различных погодных условиях -9ч.
4.5. Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.
Теоретическая часть. Особенности вождения мотоцикла в городских условиях в сплошном потоке движения - 9ч.
Практическая часть. Отработка навыков движения
-на полигоне в сплошном поток транспортных средств на -12ч.
-отработка навыков движения в сплошном потоке транспортных средств в тех классе – 9ч.
4.6. Совершенствование навыков управления мотоциклом на дороге.
Теоретическая часть. Разбор ошибок допущенных во время отработки навыков в управлении мототехникой. Условия безопасности движения- 18ч.
Практическая часть. Совершенствование навыков управления мотоциклом :
-на закруглениях дорог, поворотах , разворотах -9ч.
-Экстренное торможение, набор скорости -9ч.
-при выполнении упражнений «змейка - 6ч.
--при выполнении упражнений «восьмерка «-9ч.
--при выполнении упражнений « колея «- 6ч.
--при выполнении упражнений «коридор медленного хода» -6ч.
--при выполнении упражнений « коридор разгона – торможения» -9ч.
5.Итоговая аттестация воспитанников.
Теоретический экзамен по устройству мотоцикла и Правилам дорожного движения. Награждения и поощрения воспитанников в обучении Теоретическая часть. -3ч.
Формы занятий, используемые на втором году обучения: занятия в форме игр и соревнований, занятие-исследование, защита проектов; занятия с имитацией публичных форм обучения (дискуссия, «круглый стол»); технический зачет, соревнование, практикум.
Методы обучения и воспитания — интерактивные, игровые, проектные, уровневой дифференциации, практические, моделирование и изучение экстремальных ситуаций, способов прогнозирования и путей выхода из таких ситуаций.
Методы стимулирования и мотивации, методы стимулирования долга и ответственности.
На каждом практическом занятии проводится инструктаж по технике безопасности.
Обязательный конечный результат
Воспитанники первого после второго года обучения должны
знать:
— устройство мотоцикла и двигателя;
— правила дорожного движения;
— причины дорожного травматизма;
— инструкции по техобслуживанию и эксплуатации мотоцикла;
уметь:
— пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла;
— самостоятельно подготовить ходовую часть и двигатель к практическому вождению мотоцикла;
— оценивать скорость транспортных средств и расстояния до них;
— управлять мотоциклом в соответствии с требованиями ПДД;
овладеть:— техникой вождения мотоцикла;
принимать участие в:— городских соревнованиях по «фигурному» вождению мотоцикла;— конкурсах;
Условия реализации программы
Для реализации программы «Автомотолюбителей» необходимы ресурсы для успешного усвоения программы:
Средства реализации программы
Степень реализации программы зависит от технической оснащенности, наличия учебного кабинета и соответствующего программного обеспечения.
1. Материально-техническое обеспечение:
специализированный учебный класс с необходимым оборудованием для проведения теоретических и практических занятий и по изучению ПДД;
технический бокс;
мотоциклы «Минск», «ЗИД-200», «Ямаха - 125»;
квадроциклы: «Атамик», «Стелс», «Робинзон-50»,
снегоходы «Буран»;
оборудование для ремонта и обслуживания мотоциклов;
специальная экипировка (шлемы, очки, перчатки, наколенники).
дорожное полотно для проведения занятий по практическому вождению мотоциклов;
комплект необходимых инструментов, приспособлений;
моечный аппарат;
2. Учебно-методическое обеспечение:
образовательная программа;
периодические издания:
журналы: «За рулем», «Юный техник», «Мото», «Моделист — конструктор», «Дети. Техника. Творчество», Электронный журнал «Без Аварий и Травм»;
газеты: «Добрая Дорога Детства»;
видеоматериалы: «Улица полна неожиданностей»; «Азбука пешехода»; «Дорога»; «Дорожные знаки».
компьютерная программа «Учебное вождение»;
демонстрационные стенды: «Уголок безопасности дорожного движения»; « Дорожные знаки»).
плакаты: «Погода, дорога, безопасность»; «Дети и дорожное движение».
3. Учебно-дидактическое обеспечение:
билеты ПДД;
традиционные задания, требующие правильного ответа.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся и педагогов
1. Правила дорожного движения Российской Федерации (2012 г.)
2. Экзаменационные задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортным средством категории «А»: Москва, «Третий Рим», 2011 г.
3. Экзаменационные билеты по ПДЦ для подготовки водителей категорий «А» и «В», Москва «Рецент-Холдинг», 2011.
4. Григорьев В. К., «Мотоцикл без секретов», 2008 г.
5. Ефремов М. М. «Дорожные знаки и разметка проезжей части»; М., ДОСААФ, 1989.
6. Мелкий В. А. «Дорожные знаки и разметка», М., ДОСААФ, 2011 г.
7. Журналы: «За рулем», «Мото».
8. Техническая документация мотоциклов «Минск», «ЗИД».
9. Основы управления мотоциклом и безопасность движения, ж-л «За рулем», 2010
10. Мотоциклы китайского производства (125—250 см3). Устройство, эксплуатация, «Ранок», 2010
11. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов. Учебник водителя транспортных средств категории «А». — М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2004.
12. Диагностика технического состояния двигателей внутреннего сгорания; М., Транспорт, 1979
13. Ежемесячные журналы «Мото», «Мото-ревю», Москва, Просвещение.
14. Учебное вождение. Москва. Издательство ДОСААФ СССР, 1976
15. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212.
16. Правила соревнований по мотоциклетному спорту.
17.Правила и безопастность дорожного движения. Г.Б. Громоковский, Л.А. Ерусальская. Москва «Третий Рим».