СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Эко-мозаика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Эко-мозаика» способствует расширению и углублению знаний об окружающем мире, познакомит учащихся с экологическими проблемами мирового сообщества и родного края. Деятельность обучающихся в этой программе поможет признать, пробудить чувство ответственности перед живой природой, сохранения природных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Эко-мозаика"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждаю

школьным методическим объединением Директор школы _______ Н.Ю. Быкова

учителей___________________________________

Руководитель _____________(________________) (приказ № )

протокол № _____ от ______________)


Принята

педагогическим советом школы

(протокол № )


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Эко-мозаика»

основной общеобразовательной программы

основного общего образования

срок реализации 1 год







Составитель

Шамшина Ольга Викторовна,

учитель биологии и химии

1 квалификационной категории
















2016 г.



1.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-мозаика» разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 .12. 2010 года № 1897., на основе программы Республиканского проекта «Эко-мозаика», ГБОУ РК ДОД «Республиканский детский эколого-биологический центр им. Кима Андреева».

В современном мире очень важно бережно относиться к природе. Природные ресурсы, потребляемые нами истощаются, какие-то природные объекты вовсе исчезают. Важно сохранить та, что мы имеем, использовать вторично то, что мы вырабатываем, чтобы не ухудшить состояния нашей планеты еще больше.

Программа «Эко-мозаика» способствует расширению и углублению знаний об окружающем мире, познакомит учащихся с экологическими проблемами мирового сообщества и родного края. Деятельность обучающихся в этой программе поможет признать, пробудить чувство ответственности перед живой природой, сохранения природных ресурсов.

В основе программы лежит системно-деятельностный подхода. Основными методами изучения являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой. В программе предусмотрены активные формы работы: экскурсия, прогулки, практические работы, викторины, проекты, игра.

Программный материал построен по принципу «от простого к сложному». В начале курса обучающиеся знакомятся с наукой экологией, участвуют в экологической акции, выполняют творческие проекты под руководством учителя, по заданной схеме. В теме «Теперь я это знаю»  предоставляется возможность проведения учащимися самостоятельных исследовании экологической тематике. Эта тема выступает в качестве основной, центральной.


Цель программы:

формирование и развитие экологической культуры личности, осознание ценности экологического целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы:

повысить социальную активность в решении вопросах охраны окружающей среды и уровня экологического образования учащихся;

формировать необходимые в повседневной жизни навыки бережного отношения к природе;

формировать экологическое мышление и познавательный интерес школьников

Образовательные:

  • повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе;

  • способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умение работать с гербарием, вести наблюдения в природе, ставить несложные опыты;

  • расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;

  • сформировать умение оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.

Воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;

  • способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, умению сопереживать.

Развивающие:

  • развить основные приёмы мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

  • формировать умения и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,

  • развить умение проектировать свою деятельность;

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности можно классифицировать на три уровня:

1.Результаты первого уровня( приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, о международном экологическом движении; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логиках и правилах проведения научного исследования; о правилах поведения в природе.

2. Результаты второго уровня ( формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления на проблемные вопросы; опыт природосберегающей и природоохраняющей деятельности; опыт самообслуживания и самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


2. Место курса в плане внеурочной деятельности

На изучение программы выделено 35 часов в год, согласно плану внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ» на 2016 / 17 учебный год (ФГОС). Программа «Эко-мозаика» рассчитана на проведение еженедельных занятии из расчета 1 час в неделю продолжительностью 40 минут.

Программа реализуется ОУ в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями учащихся, администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения, ГБОУ РК ДОД «Республиканский детский эколого-биологический центр им. Кима Андреева».


3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной направлены на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.


4. Содержание программы

Тема 1. Многообразие живого. Наука экология (9 часов)

Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами внеурочной деятельности и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.


Человек и природа (4 часа)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Место человека как части природы. Решение ситуационных задач. Акция «Чистый берег», организованной администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения

Практическая работа

Экскурсия «Осенние явления в природе». Сбор и составление гербария.


Охрана животных (4 часа)

Международный фонд защиты животных. Единый фонд помощи бездомным животным в Петрозаводске. Закон РФ "О защите животных от жестокого обращения". Неделе защиты животных и Всемирный День воздушного змея.

Практическое занятие Просмотр видеофрагмента поэтапного процесса изготовления воздушного змея. Выполнение группового задания «Изготовление воздушного змея». Совместный анализ деятельности.


Тема 2. Сохранение природных ресурсов (7 часов)

Вторая жизнь отходов (4 часа)

Мусор- враг. Можно ли его приручить? Изготовление поделок, елочных игрушек, кормушек для птиц из вторсырья в домашних условиях. Решение ситуационных задач. Республиканская акция «Из отходов в доходы», посвященная Дню вторичной переработки.

Проект «Мусор и его вторая жизнь»

Практическое занятие «Покормим птиц зимой»


Не только у елки зеленые иголки (3 часа)

Вечнозеленые растения. Елка-символ Нового года. Участие в Республиканском проекте «Не только у елки зеленые иголки».

Практическая работа Составление программы поисково-собирательной деятельности и ее проведения; овладение основными формами поисково-собирательной работы; поиск в сети Интернет материала АО проекту. Выполнение проекта


Тема 3. Теперь я это знаю (10 часов)

Исследовательская и проектная деятельность. (10 часов)

Техника мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях. Коллективный анализ : чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма. Игровая проба.

Практическая работа. Выбор проекта(ов) или исследования. Просмотр видеофильмов, поиск сайтов и знакомство через низ с проблемой выбранной темы проекта. Составление плана работы. Подготовка проекта. Защита проекта.


Тема 4. Защита окружающей среды от экологической опасности (7 часов)

Вода, её признаки и свойства (4 часа)
Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода — растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Охрана и значение воды. Источники загрязнения.

Практическая работа Выявление признаков «Цвет, запах, форма воды» из различных источников (озеро, колодец, водопроводная вода). Проект « Сбережем капельку!» Оформление газеты (брошюры) по итогам проекта.


День Земли (3 час)

Экологическая акция «Час Земли» в 2016 году (26 марта). Решение ситуационных задач.

Практическое занятие «Способы энергосбережения дома»

Практическая работа. Общешкольная акция «Мусорный квест»


Тема 5. Экологическая роль зеленых растении в кабинетах школы (2 часа)

Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Акция «Умоем растения».

Проект «Зачем нужна сменная обувь»

5.Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- умение объяснять свое отношение к окружающему миру, охране природы


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты курса «Эко-мозаика» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- называть методы изучения экологии;

- воспринимать среду обитания человека как экологический фактор;

- анализировать качества воды в полевых и лабораторных условиях.


6. Критерии освоения курса внеурочной деятельности

Результатом освоения курса внеурочной деятельности «Эко-мозаика» является:

  • создание и защита собственного проекта экологической тематики, с представлением на школьной конференции, общешкольных мероприятиях, классных часах и т.п.;

  • участие и инициатива в проведении экологических акция.

Оценочный лист внеурочной деятельности заполняется учителем. После изучения темы отмечается участие обучающегося в акции и (или) выполнение индивидуального проекта (тема проекта, где представлен проект). Оценочный лист прилагается к КТП программы «Эко-мозаика».
Оценочный лист внеурочной деятельности

ФИ

Тема 1. Многообразие живого. Наука экология

Тема 2. Сохранение природных ресурсов

Тема 3. Теперь я это знаю

Тема 4. Защита окружающей среды от экологической опасности

Тема 5. Экологическая роль зеленых растении в кабинетах школы



Результаты достижений учащегося (грамоты, дипломы и т.п.) во внеурочной деятельности хранятся у классного руководителя в папке «Портфолио ученика».


7. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса


  1. Баранова В.А. Организация и проведение учебно-полевой практики по экологии в школе.:Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп./В.А. Боранова КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – 88с.:ил.


  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1984 – 160 с., ил.

  2. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256

  3. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

  4. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: Кн. для учителя.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.

Литература для учащихся :

1.Молис С.А. книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.

2..Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.

3..Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999

Интернет-ресурсы

1.http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России

2.http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3.http://list.priroda.ru Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии

4.https://globallab.org/ru/#.Vh-t3OztlHw Глобальная школьная лаборатория

5.http://festival.1september.ru/articles/617401/ Решение ситуационных задач по биологии

6.http://www.ecosafe.nw.ru/ Учебный сайт по теме охраны окружающей среды


8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


Средства на печатной основе:

демонстрационные печатные таблицы по биологии растений, зоологии.

Муляжи и модели: муляжи плодов, рельефные таблицы, модели-аппликации.

Магнитные модели: классификация растений и животных

Набор коллекций

Коллекции по ботаники

Коллекции по зоологии

Технические средства обучения

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Оптические приборы

Микроскоп ученический

Лупа ручная

Натуральные объекты

Микропрепараты

Комплект микропрепаратов «Ботаники-1»

Комплект микропрепаратов «Ботаники-2»

Комплект микропрепаратов «Зоология»

Гербарии

Гербарий по ботанике

Химическое оборудование

Пробирки

Спиртовка

Штатив

Держатель для пробирок


Электронные пособия

1.Биология 6 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014

2.Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс

3.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004

4.Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. «Линия жизни»






9.Использованная литература и ресурсы Интернет

минобрнауки.рф/документы/- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


http://www.rdebc-karelia.ru/ - ГБОУ РК ДОД «РДЭБЦ им.Андреева»

План основных республиканских мероприятий ГБОУ РК ДОД «РДЭБЦ им.Андреева» на 2015/2016 учебный год



http://herzenlib.ru/ecology/ecology_calendar/ -центр экологической информации и культуры





Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. —96 с. — (Работаем по новым стандарта)