Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на Педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. . | Утверждена Приказ № 87 от «01» сентября 2016 г. Директора школы _______________Н.И. Кострикина |
Программа внеурочной деятельности
кружка
«Ленточная резьба»
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление: художественно-творческое.
Возраст: 14-15 лет (обучающиеся 8 класса)
Срок реализации программы 1 год
Составитель: учитель трудового обучения
Сергей Валериевич Григорьев
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...............................3
Учебно-тематический план…………………………………………..………..
Календарно-тематический план…………………………………………........
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………....
Материально-техническое обеспечение……………………………….……..
Интернет-ресурсы…………………..……………………………………….…
Пояснительная записка.
Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.
В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других.
В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?
Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.
Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.
Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
Задачи:
Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.
На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.
В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:
- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.
Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.
В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе.
Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.
- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.
Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.
Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.
Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины.
Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет.
Срок реализации- 3 года обучения.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы.
В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов. В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.
Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработке древесины.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.
Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.
Учебно-тематический план
№ заня тия | Тема занятия | Количество часов |
|
| Общие сведения о художественной обработке дерева. Резьба по дереву. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. | 1 |
1 | Вводное занятие. Организация работы кружка «Художественная резьба по дереву». Техника безопасности в мастерской. | 1 |
2 | Подготовка режущего инструмента к работе. Заготовка материалов. | 1 |
3 | Искусство северных областей России, его традиции и особенности. | 1 |
4 | Лекция на тему «Декоративно прикладное искусство Поволжья» | 1 |
5 | Сведения о геометрической резьбе Безопасные приёмы резьбы. | 1 |
6 | Выбор породы дерева для резьбы. Столярная подготовка заготовок для работы. | 1 |
7 | Искусство обработки древесины. Инструменты для геометрической резьбы | 1 |
8 | Разновидности инструментов. Заточка. Правка. Безопасность работ. | 1 |
9 | Сведения об орнаментах и специальном рисунке. | 1 |
10 | Техника безопасности работ. Совершенствование приёмов резьбы. | 1 |
11 | Изготовление простейших изделий. | 1 |
12 | Разделочные доски, лопаточки, толкушки. | 1 |
13 | Авторская творческая работа Изготовление изделия повышенной сложности. | |
14 | Разработка собственной композиции резьбы. Отделка изделия геометрической резьбой. | 1 |
| Токарная обработка древесины. Художественное точение. | 1 |
15 | Сведения об устройстве СТД-120. Приёмы работы и правила техники безопасности. | 1 |
16 | Подготовка станка к работе. Закрепление объёмных заготовок. | 1 |
17 | Точение художественных изделий. Деталь мебели. | 1 |
18 | Балясина. Солонка. | 1 |
19 | Сведения об особенностях выполнения скобчатой резьбы. Составление собственного рисунка. | |
20 | Нанесение рисунка на заготовку. Исполнение резьбы | 1 |
| Объёмная резьба. | 1 |
21 | История возникновения объёмной резьбы. Инструменты для работы. | 1 |
22 | Приёмы исполнения резьбы. Выбор древесины. Техника безопасности при резьбе. Знакомство с авторскими работами. | 1 |
23 | Правила и приёмы выполнения объёмной резьбы. Разновидности поделок. | 1 |
24 | История возникновения деревянной игрушки. Деревянные ложки, ковши, детские игрушки. | 1 |
25 | Правила безопасной работы. | 1 |
26 | Баклуша. Особенности и виды отделки деревянных ложек. | 1 |
27 | Выбор материала. Разметка. Порядок работы при изготовлении деревянной ложки. | 1 |
28 | Изготовление ковша. Правила безопасной работы. | 1 |
29 | Сведения о плоскорельефной резьбе. Взаимосвязь с контурной плосковыемчатой резьбой. | 1 |
30 | Разновидности плоскорельефной резьбы: заовальная, абрамцево – кудринская, их отличия. Подготовка инструментов и материалов для резьбы. | 1 |
31 | Выполнение резьбы композиций с растительным орнаментом. Изображение птиц, животных. | 1 |
32 | Лицо человека, лешего и т.д. Безопасность выполнения работ. | |
33 | Сведения о творческом проектировании Авторство. Требования к оформлению проекта. Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. | 1 |
| Организация мероприятий. Подведение итогов. | |
34 | Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Первый год обучения – 34 часа 8 класс – среда (13:30-15:30)
№ заня тия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Общие сведения о художественной обработке дерева. Резьба по дереву. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. | | | |
1 | Вводное занятие. Организация работы кружка «Художественная резьба по дереву». Техника безопасности в мастерской. | 1 | | 01. 09 |
2 | Подготовка режущего инструмента к работе. Заготовка материалов. | 1 | | 08. 09 |
3 | Искусство северных областей России, его традиции и особенности. | 1 | | 15. 09 |
4 | Лекция на тему «Декоративно прикладное искусство Тамбовской области» | 1 | | 22. 09 |
5 | Сведения о геометрической резьбе Безопасные приёмы резьбы. | 1 | | 29. 09 |
6 | Выбор породы дерева для резьбы. Столярная подготовка заготовок для работы. | 1 | | 06. 10 |
7 | Искусство обработки древесины. Инструменты для геометрической резьбы | 1 | | 13. 10 |
8 | Разновидности инструментов. Заточка. Правка. Безопасность работ. | 1 | | 20. 10 |
9 | Сведения об орнаментах и специальном рисунке. | 1 | | 27. 10 |
10 | Техника безопасности работ. Совершенствование приёмов резьбы. | 1 | | 10. 11 |
11 | Изготовление простейших изделий. | 1 | | 17. 11 |
12 | Разделочные доски, лопаточки, толкушки. | 1 | | 24. 11 |
13 | Авторская творческая работа Изготовление изделия повышенной сложности. | 1 | | 01. 12 |
14 | Разработка собственной композиции резьбы. Отделка изделия геометрической резьбой. | 1 | | 08. 12 |
| Токарная обработка древесины. Художественное точение. | | | |
15 | Сведения об устройстве СТД-120. Приёмы работы и правила техники безопасности. | 1 | | 15. 12 |
16 | Подготовка станка к работе. Закрепление объёмных заготовок. | 1 | | 22. 12 |
17 | Точение художественных изделий. Деталь мебели. | 1 | | 29.12 |
18 | Балясина. Солонка. | 1 | | 12. 01 |
19 | Сведения об особенностях выполнения скобчатой резьбы. Составление собственного рисунка. | 1 | | 19. 01 |
20 | Нанесение рисунка на заготовку. Исполнение резьбы | 1 | | 26. 01 |
| Объёмная резьба. | | | |
21 | История возникновения объёмной резьбы. Инструменты для работы. | 1 | | 02. 02 |
22 | Приёмы исполнения резьбы. Выбор древесины. Техника безопасности при резьбе. Знакомство с авторскими работами. | 1 | | 09. 02 |
23 | Правила и приёмы выполнения объёмной резьбы. Разновидности поделок. | 1 | | 16. 02 |
24 | История возникновения деревянной игрушки. Деревянные ложки, ковши, детские игрушки. | 1 | | 02. 03 |
25 | Правила безопасной работы. | 1 | | 09.03 |
26 | Баклуша. Особенности и виды отделки деревянных ложек. | 1 | | 16.03 |
27 | Выбор материала. Разметка. Порядок работы при изготовлении деревянной ложки. | 1 | | 06. 04 |
28 | Изготовление ковша. Правила безопасной работы. | 1 | | 13. 04 |
29 | Сведения о плоскорельефной резьбе. Взаимосвязь с контурной плосковыемчатой резьбой. | 1 | | 20. 04 |
30 | Разновидности плоскорельефной резьбы: заовальная, абрамцево – кудринская, их отличия. Подготовка инструментов и материалов для резьбы. | 1 | | 27. 04 |
31 | Выполнение резьбы композиций с растительным орнаментом. Изображение птиц, животных. | 1 | | 04.05 |
32 | Лицо человека, лешего и т.д. Безопасность выполнения работ. | 1 | | 11.05 |
33 | Сведения о творческом проектировании Авторство. Требования к оформлению проекта. Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. | 1 | | 18. 05 |
| Организация мероприятий. Подведение итогов. | | | |
34 | Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ. | 1 | | 25. 05 |
| ИТОГО | 34 | | |
Методическое обеспечение кружка
Печатные наглядные пособия
1. Технологическиё карты изделий
2. Шаблоны
3.Трафареты 4.Русунки
Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации)
1.История развития декоративного искусства 2.Декоративное искусство России 3.Технология прорезной резьбы 4.Резьба по дереву 5.Технологические приёмы выжигания по дереву 6.Элементы декоративного оформления
Технические средства обучения1.Наборы для прорезной резьбы по фанере
3. Набор инструментов для резьбы.
Литература.
1.С.А Волков Программа мастерской
«Художественная обработка древесины»
Центр доп. обр. г. Вологда. 2006г.
2. В.Д Симоненко Программы «Технология». 5-11 кл. 2013г.
3. А.А. Абросимова Художественная резьба по дереву
М. Высшая школа 1989г.
4.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву М. Высшая школа !981г.
5. Кулебякин В.И. Рисунок и основы композиции
М. Высшая школа 1988г
Сайты ресурсов по технологии
Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Практическая работа учащихся, создание изделия определенного функционального назначения.
http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.
http://remesla.ru/
В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM
Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы. Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm