СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по экологии " ЭкоОко"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа  "ЭкоОко" направлена на развитие экологической компитентности у детей школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по экологии " ЭкоОко"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта»

Курчатовского района Курской области




Согласована

с заместителем директора по УВР( ВР)

Малышева Т.Н./______________


Принята

педагогическим советом

Протокол № 1 от «__» августа 201__ г.


Утверждаю

Директор школы ________ Т.Н. Исаева.

приказ № ___от ___________ 201__г.









Рабочая программа по

внеурочной деятельности


ЭКООКО

для _6__ класса





Составитель(и): учитель географии Рудакова И.П.







Поселок имени Карла Либкнехта

2016 г.


Данная программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в экологию и биологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» объясняются на конкретных примерах растений.

Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.

Цель программы: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.



Задачи курса:

  • изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

  • изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

  • познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации; познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействи



Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Курс экологии в 6 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, , которые способствуют формированию УУД.



















Результаты изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.

  • - называть методы изучения применяемые в экологии;

  • – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  • – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • – перечислять отличительные свойства живого;










Учебно-тематический план программы "ЭКООКО".


Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие « Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания»

2

1

1



2.Природа Курского края

6

1

1

1

1

3.Гербарий растительности

6

1

3

2


4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области.

8

3

3

1

1

5.Особо охраняемые территории родного края.

8

2

2

2


6.Экологические проблемы Курской области

4





7.Отчет о результатах

4





8.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

3

2

2

1

9.КАЭС влияние на экологию области.

4

2




10.Выполнение компьютерных презентаций:


-«Экологические проблемы Курской области»;


-«Экологические проблемы нашей местности»

6





11.Природоохранная деятельность:


-изготовление охранных знаков, природоохранных щитов;


-Благоустройство природных объектов;


-Оформление выставок;

8





12.Поход по родному краю

2





13.Подведение итогов

работы кружка;

2





ИТОГО:

34

11

12

8

3
























Содержание программы «ЭКООКО»


1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой. Географические последствия антропогенных изменений природы. Роль географической науки в решении экологических проблем. Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы. Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Природа Курского края– 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Курской области. - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Самарской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Самарской области.

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Самарской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области".

5. Особо охраняемые территории родного края. - 8 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Курской области.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна заповедника имени Алехина ). Написание реферата "Флора и фауна заповедника"., создание презентации.

6.Экологические проблемы Курской области- 4 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

7.Отчет о результатах работы

8.Экологические факторы и среды жизни организмов – 8 часов

9.КАЭС влияние на экологию области.4 часа (+2)

Поездка в информационный аналитический центр курской АЭС г. Курчатов

10.Выполнение компьютерных презентаций- 6 часов

Создание презентаций на выбранную тему .

Технология проектирования. Цели и задачи проектирования. Основные требования к проекту. Ожидаемые результаты. Типичные ошибки проектирования.

11.Природоохранная деятельность- 8 часов

-изготовление охранных знаков, природоохранных щитов;

-Благоустройство природных объектов;

-Оформление выставок;

-«Экологические проблемы Курской области»;

-«Экологические проблемы нашей местности»

12.Поход по родному краю – 2часа

Учащиеся занимаются конкретной природоохранной деятельностью по благоустройству и охране природных объектов своей местности.

13.Подведение итогов работы кружка– 4 часа























Тематическое планирование «ЭКООКО»


Тема

Всего часов

В том числе

Формы организации

Дата


теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии


план

факт


Раздел 1..Вводное занятие « Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания»


2

1

1






1

Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания»

2





Выделить особенности экологии




Раздел. 2. Природа Курского края

6

1

1

1

1




2

Экскурсия в лес

2





Наблюдать за компонентами ПК лес



3

Экскурсия на реку

2





Наблюдать за компонентами ПК река



4

Экскурсия в парк

2





Наблюдать за компонентами ПК парк, выделять особенности ПК




Раздел 3.Гербарий растительности

6

1

3

2





5

Сбор листового материала

2





Собрать листовой материал для гербария



6

Обработка гербарного материала

2





Обработать листовой материал



7

Оформление гербария

2





Оформить гербарий




Раздел 4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области.

8

3

3

1

1




8

Сбор информации о растениях ,занесенных в красную книгу области

2





Установить растения, занесенные в красную книгу области



9

Анализ работ ШНОО по теме

2





Проанализировать работы ШНОО по теме



10-11

ЦЧ заповедник

4





Изучить особенности ЦЧ биосферного заповедника




Раздел 5.Особо охраняемые территории родного края.

8

2

2

2





12

Природные объекты, относящиеся к статусу охраняемых объектов

2





Составить список особоохраняемых объектов области



13-14

Природные объекты области.

4





Определить природные объекты области



15

Природные объекты , в будущем.

2





Составить список объектов природы в будущем




Раздел 6.Экологические проблемы Курской области

4








16

Анализ экологических проблем области

2





Проанализировать экологические отчеты АЭС области



17

Создание презентации по теме

2





Сделать презентации по теме




Раздел 7.Отчет о результатах

4








18-19

Защита презентации. отчетов

4





Защитить работы по теме




Раздел 8.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

3

2

2

1




20

Экологические законы

2

2




Узнать и описать экологические законы



21

Нарисовать плакат « Экологические законы»


2




Нарисовать плакат



22

Сделать листовки «Законы экологии»


2




Оформить листовки



23

Распространение листовок


2




Раздать листовки




Раздел 9.КАЭС влияние на экологию области.

4

2







24-25

Анализ отчета о состоянии окружающей среды


4




Сделать выводы о экологическом состоянии окружающей среды




Раздел 10.Выполнение компьютерных презентаций:



6








26

-«Экологические проблемы Курской области»;



2





Выделить экологические проблемы области



27

-«Экологические проблемы нашей местности

2





Выделить экологические проблемы нашего поселка



28

Защита презентаций

2









Раздел 11.Природоохранная деятельность:


-

8








29-30

изготовление охранных знаков, природоохранных щитов;



4





Изготовить природоохранные знаки



31

-Благоустройство природных объектов;



2





Привести в порядок родник в поселке



32

-Оформление выставок;

2





Оформить выставку




Раздел 12.Поход по родному краю

2











33-34

Раздел 13.Подведение итогов

Итоги работы кружка;

4





Подвести итоги работы кружка




ИТОГО:

34

11

12

8

3









16