Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики, информатики и физики Протокол №___от_______2017 г. Руководитель кафедры _______ Т.В. Сухова | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа» ____________ А.И. Бедрединова Приказ № ___ от _________2017г. |

внеурочной деятельности по математике
«За страницами учебника математики»
для 5-6 классов
Составитель: учитель математики
МОУ «Аксеновская СОШ»
Янгличева Альфия Джигановна.
2017-2018 уч. г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и составлена на основе:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897
3.Закон «Об образовании в Республике Мордовия»;
4.Учебный план МОУ «Аксеновская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
5. Программы развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. –М: Просвещение,2012.-47с.- (Работаем по новым стандартам).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-6 классов,
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли , понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
Познавательные УУД:
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации учебного предмета.
Коммуникативные УУД :
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- названия больших чисел;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
уметь:
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на взвешивание, на переливание;
- составлять план решения задач;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы, выступления на заданную тему, презентации;
- уметь работать в коллективе и самостоятельно.
- работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами.
Содержание тем внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | История возникновения цифр и чисел | 1 |
3 | Системы счисления. История нуля. Календарь | 1 |
4 | История математических знаков. Числа великаны | 1 |
5 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни | 2 |
6 | Великие математики древности | 2 |
7 | Треугольник. Египетский треугольник | 2 |
8 | Старинные задачи по математике | 1 |
9 | Параллелограмм | 1 |
10 | Пять правильных многогранников | 1 |
11 | Сказки о геометрических фигурах | 2 |
12 | Женщины математики | 1 |
13 | Готовимся к олимпиаде | 3 |
14 | Задачи народов мира | 2 |
15 | Как возникли проценты. История дробей. История десятичных дробей | 1 |
16 | История возникновения отрицательных чисел. Необходимость введения отрицательных чисел. | 2 |
17 | Животный мир на координатной плоскости. Задачи о природе | 3 |
18 | Секреты быстрого умножения | 2 |
19 | История циркуля, транспортира | 1 |
20 | Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки | 3 |
21 | Заключительное занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | История возникновения цифр и чисел | 1 | | |
3 | Системы счисления. История нуля. Календарь | 1 | | |
4 | История математических знаков. Числа великаны | 1 | | |
5 | Приёмы быстрого счёта. | 1 | | |
6 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни | 1 | | |
7 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни | 1 | | |
8 | Великие математики древности | 1 | | |
9 | Великие математики древности | 1 | | |
10 | Треугольник. Египетский треугольник | 1 | | |
11 | Треугольник. Египетский треугольник | 1 | | |
12 | Старинные задачи по математике | 1 | | |
13 | Параллелограмм | 1 | | |
14 | Пять правильных многогранников | 1 | | |
15 | Сказки о геометрических фигурах | 1 | | |
16 | Сказки о геометрических фигурах | 1 | | |
17 | Женщины математики | 1 | | |
18 | Готовимся к олимпиаде | 1 | | |
19 | Готовимся к олимпиаде | 1 | | |
20 | Готовимся к олимпиаде | 1 | | |
21 | Задачи народов мира | 1 | | |
22 | Задачи народов мира | 1 | | |
23 | Как возникли проценты. История дробей. История десятичных дробей | 1 | | |
24 | История возникновения отрицательных чисел. Необходимость введения отрицательных чисел. | 1 | | |
25 | История возникновения отрицательных чисел. Необходимость введения отрицательных чисел. | 1 | | |
26 | Животный мир на координатной плоскости. Задачи о природе | 1 | | |
27 | Животный мир на координатной плоскости. Задачи о природе | 1 | | |
28 | Секреты быстрого умножения | 1 | | |
29 | Секреты быстрого умножения | 1 | | |
30 | История циркуля, транспортира | 1 | | |
31 | Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки | 1 | | |
32 | Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки | 1 | | |
33 | Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки | 1 | | |
34 | Заключительное занятие | 1 | | |
Учебно-лабораторное оборудование, наглядные и дидактические материалы |
Компьютер |
Мультимедийный проектор |
Интерактивная доска |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль |
Таблицы по математике для 5-6 классов |
Раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, тестов. |
Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме. Примерные темы проектов: