СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: сздание условий для личностного роста, позитивной социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации детей с ОВЗ»

































Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование документа

Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ по ФГОС


Наименование образовательного учреждения

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Контактные данные образовательного учреждения


Цель программы

Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся

Задачи программы

  1. способствовать формированию культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

  2. способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;

  3. способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;

  4. обеспечить преемственность воспитания начального, среднего и старшего школьного образования;


Учредители Программы

Администрация СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

  1. У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

  2. у большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;

  3. достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний;

  4. обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее, старшее звенья;

  5. у большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.


Сроки реализации

11 лет

Источники финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь


Законодательная база для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Семейный кодекс РФ?

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 №273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)

  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

  • Устав школы.







Пояснительная записка

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее ―Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения – овладение учащимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В структуре психики ребенка с интеллектуальными нарушениями отмечается не только недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, но и эмоций, воли, поведения, что обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения и воспитания, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.

Таким образом, на основе требований, сформулированных в Стандарте, с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с ОВЗ; ведущих мотивов и потребностей школьника; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов, социальной ситуации развития ребёнка, была разработана Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.


Задачи:

  1. способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

  2. способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;

  3. способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;

  4. обеспечить преемственность воспитания начального, среднего и старшего школьного образования;

  5. способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.


Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

  • Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

  • Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

  • Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

  • Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

  • Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни

  • Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.


Ожидаемые результаты:

  1. у учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

  2. у большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;

  3. обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья;

  4. у большинства обучающихся сформировано уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;

  5. достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, наблюдается позитивная динамика посещаемости родительских собраний.



Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Общие цели и задачи воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью классифицированы по направлениям.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся:

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания («Я - человек») (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность);

воспитание экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни («Я и природа») (ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый и безопасный образ жизни); ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура);

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека («Я – патриот») (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, уважение культур и народов);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание («Дорога к прекрасному») (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности).

основы социализации. Воспитание социальной ответственности и компетентности («Я – гражданин») (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность,);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии («Я и труд») (ценности: стремление к познанию и истине, уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

досуговая деятельность. Воспитание личности, способной самостоятельно строить деятельную жизнь («Клуб выходного дня») (ценности: самовыражение личности в творчестве и искусстве, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших)

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне. Поэтому данная программа реализуется на протяжении 11 лет по трём уровням:

  1. «Дорога детства» (1-4 классы)

  2. «Я – подросток» (5-8 классы)

  3. «Я – выпускник» (9-11 классы)

В представленной ниже таблице сформулированы основные задачи по направлениям воспитательной работы для каждого уровня программы.

направления

уровни

«Дорога детства»

«Я – подросток»

«Я – выпускник»

«Я – человек»

  • Формирование понятия о хороших и плохих поступках;

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

  • Формирование представлений о правилах этики, культуре речи;

  • формирование первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях

  • Формирование способностей эмоционально реагировать на негативные проявления в школьном коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • воспитание уважительного отношения к традициям своей семьи, школы, страны;

  • воспитание уважительного отношения к традиционным религиям

«Я и природа» (моё здоровье)

  • Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровьесберегающего поведения;

  • воспитание ответственности за своё здоровье;

  • развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

  • Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом;

  • закладывание основ полового воспитания;

  • закладывание основ жизнеобеспечения (ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях);

  • формирование представлений об основах экологической культуры

  • Профилактика здорового образа жизни;

  • профилактика вредных привычек;

  • владение навыками интимной гигиены;

  • формирование готовности следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);

  • развитие умений пользоваться доступными (разрешёнными) средствами самозащиты

«Я – патриот»

  • формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • воспитание интереса к государственным праздникам;

  • воспитание умения отвечать за свои поступки;

  • изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах

  • воспитание уважения к истории, культуре, традициям и образу жизни русского народа

  • Изучение важнейших событий истории России, воспитание уважения к её национальным героям и защитникам Родины.

«Дорога к прекрасному»

  • Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности;

  • воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам;

  • формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам

  • Формирование представлений о душевной и физической красоте человека, умения видеть красоту природы, труда и творчества;

  • развитие стремления создавать прекрасное;

  • развитие эмоциональной отзывчивости к искусству

  • эстетическое освоение окружающего пространства, формирование эстетического вкуса;

  • воспитание отрицательного отношения и противостояния к некрасивым поступкам и неряшливости











































План реализации программы воспитания и социализации


понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

Направления

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни

Воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Основы социализации.

Воспитание социальной ответственности и компетенции

Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к выбору профессии

Досуговая деятельность. Воспитание личности, способной самостоятельно строить
деятельную жизнь

Ценности

нравственный выбор; смысл жизни; честь, достоинство, справедливость; милосердие; уважение; любовь и верность; вера и духовность

здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни

любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, государству и гражданскому обществу,


красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности


правовое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная ответственность

интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество, бережливость, выбор профессии

самовыражение личности в творчестве и искусстве уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших;

Содержание

Изучение курсов:

«Этическая
грамматика»,

«Личностное развитие»

«Духовно – нравственное развитие»

Изучение курса экологической культуры.

Беседы по охране жизни и здоровья

.Проведение

Дней здоровья.

Изучение правил дорожного движения.

Знакомство с законодательными документами.

Изучение правил поведения в
школе, на улице, общественныхместах.

Правовоевоспитание.

Духовно нравственное воспитание.

Работа с книгой и СМИ

Экскурсии в библиотеки, дома творчества, культуры, музеи


Правовое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная ответственность Изучение правил поведения для учащихся.


Генеральная уборка спален, классов .

Работа по
самообслуживанию

Уборка территории, клумб.


Клуб выходного дня.

Занимательные игры, конкурсы, викторины.

Просмотр теле-передач, детских фильмов,

подготовка мероприятий, выступлений

Время

1-4кл-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

1-4кл.-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

1-4кл.-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

1-4кл.-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

1-4кл-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

1-4кл-16.30

8-10кл.-17.00

5-7кл-17.30

По планам