СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В работе представлены особенности программного управления развитием образовательного учреждения, разработан программный материал, обеспечивающий стратегическое управление МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево Приморского края.
«Программное управление развитием ОУ»
(проектно-исследовательская работа)
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Управление развитием организации……………………………………….3
1.1. Сущность управления и развития организации…………………………….3
1.2. Особенности программного управления организацией……………………….4
Глава 2. Стратегическое управление развитием ОУ………………………………...8
2.1. Управление развитием образовательного учреждения как перспективная модель управления…………………………………………………………………………….8
2.2. Сущность стратегического управления образовательным учреждением…….12
2.3. Программа развития образовательного учреждения как инструмент стратегического управления ………………………………………………………………….15
2.4. Первый этап программного управления ОУ (Проблемный анализ) на примере МБОУСОШ№5 пгт. Сибирцево Приморского края…………………………………………18
2.4.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для образовательного учреждения среды…………………………………………………………18
2.4.2. Анализ и оценка достижения передового опыта, конкурентных преимуществ МБОУСОШ № 5………………………………………………………………..20
2.4.3.Анализ внутренних факторов развития МБОУСОШ№ 5…………………....24
2.4.4. Основные противоречия, влияющие на развитие образовательного учреждения……………………………………………………………………………………...25
Выводы………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………..........................30
Введение
В настоящее время программный подход прочно вошел в практику управления организациями социальной направленности. Программный подход исходит не из конечной цели, а из проблем и возможностей их разрешения, существующих на начальный момент развития. Другими словами, учитывая то, что есть выбирают такие изменения, которые позволяют трансформировать реальное в «лучшую» сторону. Разработка программы развития школы - важная задача управленческой деятельности в школе, стремящейся перейти в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям. Программа, обеспечивающая целенаправленность и интегрированность усилий многих исполнителей, особенно необходима при выборе стратегии третьего типа - стратегии системных изменений.
Деятельность по разработке программы развития образовательного учреждения состоит из взаимосвязанных логических этапов, качественное прохождение каждого обеспечивает создание целостного инструмента, с помощью которого осуществляется стратегическое развитие образовательного учреждения. Требованием дня становится необходимость в освоении руководителями общеобразовательных учреждений способов проектирования актуального и стратегического развития в соответствии с запросами государства, общества и личности.
Цель проектно-исследовательской работы - выявить особенности программного управления развитием образовательного учреждения и на их основе разработать программный материал, обеспечивающий стратегическое управление МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево Приморского края. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность управления и развития организации; охарактеризовать особенности программного управления организацией; представить управление развитием образовательной организации как перспективную модель управления; изучить основы стратегического управления ОУ; разработать программный материал, обеспечивающий управление развитием МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцекво Приморского края.
Глава 1. Управление развитием организации
Сущность управления и развития организации
Необходимость в управлении возникает, когда люди объединяются, чтобы совместно сделать то, что врозь сделать не могут или сделают нерационально, возникает потребность формирования общих целей и объединения усилий для успешной, результативной совместной деятельности. Под управлением будем понимать целенаправленную деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и развитие организации. Любое управление есть целенаправленная деятельность, отличающаяся от других видов деятельности своим назначением.
Развитие – одно из фундаментальных философских и научных понятий. Существует множество определений этого понятия:
• развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);
• развитие – изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры (Сов. энцикл. сл.);
• развитие – необратимое, закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, поэтому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии (Филос. энцикл. сл.);
• развитие – эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности (Брокгауз и Ефрон. Энцикл. сл.).
Резюмируя выше изложенные определения можно сказать, что развитие – это прогрессивные изменения.
Организации меняются не ради самих изменений, а потому что являются частью более широкого процесса развития и должны реагировать на развитие окружающей среды. Они вынуждены, чтобы выжить и процветать постоянно, приспосабливаться к среде, в которой существуют и работают.
Изменения в организации — не конечная цель, а лишь средство, помогающее приспособиться к новым условиям и сохранить или повысить конкурентоспособность, эффективность работы и производительность.
Особенности программного управления организацией
Любая конкурентоспособная организация заботится о своем развитии, предпринимает шаги для проектирования своего будущего. Все чаще на смену традиционному планированию приходит программное управление. Программное управление представляет собой подход, в основе которого лежит понимание планирования будущего как целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Программа должна стать нормативной моделью совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющей:
исходное состояние некоторой системы;
образ желаемого будущего состояния этой системы;
состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Основное назначение программы — стать средством интеграции субъектов деятельности, действующих в интересах развития той системы, в которую они включены.
Достоинством программы является то, что она дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, кто, когда и какие действия для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
Другое важное достоинство программы состоит в том, что она позволяет своевременно выявлять и предупреждать возможные проблемы, а не решать их, когда они уже возникли. Если руководитель не только поставил цель, но и определил промежуточные результаты, необходимые для достижения этой цели, он получает возможность обнаруживать угрозы достижению конечного результата, когда своевременно не получен какой-либо из промежуточных, и принимать решения раньше, чем угроза перерастет в неудачу. Чем больше промежуточных контрольных точек (то есть чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам.
Идеи программного управления получили широкое распространение на Западе сначала в управлении промышленностью, а затем и в других сферах деятельности. Действительное применение идей программного управления к решению проблем развития организации позволит максимально использовать возможности персонала для достижения реальных и значимых целей обновления.
Однако следует заметить, что использование этого подхода не всегда одинаково целесообразно.
Программы как особые средства обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий многих людей нужны прежде всего для реализации стратегии системных изменений.
Однако, рациональность выбора стратегии развития зависит от многих условий: существующего уровня развития организации, уровня подготовленности персонала, финансовых и других возможностей организации.
Если организация уже имеет высокий уровень развития, то кардинальных изменений в ней может не требоваться и вполне достаточно будет осуществить какие-то частные улучшения. Но при грамотном планировании выбор и реализация локальных и модульных изменений все равно должны вестись с точки зрения их возможного эффекта для результатов работы организации в целом. Использование технологии программного управления позволит не только выбрать адекватную имеющимся возможностям стратегию развития, но и увязать различные изменения, чтобы получить максимальный для этих возможностей результат.
Основным средством программного управления служит целевая программа. Чтобы отвечать своему назначению, она должна обладать определенными характеристиками. Можно выделить такие характеристики: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Планирование будущего организации представляет собой поиск ответов на четыре основных вопроса:
Что представляет собой сегодня организация, каковы ее сильные и слабые стороны?
Какой мы хотим видеть организацию в будущем?
Какие возможности существуют для реализации цели и что нам может мешать?
Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?
Технологии поиска ответов на эти вопросы могут быть различными. В конечном итоге важно, позволяет ли данная технология получить программу, способную стать более эффективным средством управления, чем традиционные планы.
В процессе разработки программы развития организации можно выделить шесть стадий:
Проблемный анализ состояния организации.
Формирование концепции будущего организации.
Разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой организации.
Формирование целей первого этапа построения новой организации.
Формирование плана действий.
Экспертиза программы.
Анализ состояния организации призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны организации и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем организация могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться.
Разработка концепции будущего организации — это построение образа того, какой должна будет стать организация в результате осуществления программы ее развития. Если анализ состояния организации показывает, какова организация сегодня, то концепция развития призвана определить ее желаемое будущее.
Развитие организации может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий (оптимальный) путь — важная задача создателей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития организации. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития организации.
Поскольку переход к желаемому конечному результату — длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, то есть определить цели этапов. Но, поскольку цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы.
Следующий шаг планирования — это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.
Последний шаг планирования — оценка программы и принятие решения о ее запуске.
Разработанная программа должна включать в себя следующие разделы:
Анализ состояния организации.
Концепция будущего организации.
Общая стратегия, основные направления и задачи развития организации.
Цели первого этапа программы.
План действий на период реорганизации.
Таким образом, программа развития является цельным документом, представляющим собой логически связанные структурные элементы, обеспечивающие результативность управленческой деятельности организации.
Глава 2. Стратегическое управление развитием ОУ
2.1. Управление развитием образовательного учреждения как перспективная модель управления
Развитие ОУ – это закономерное, целесообразное, как правило,
эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход от прежнего качественного состояния к новому, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности школы, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время.
Занимаясь развитием образовательного учреждения, надо помнить положения, высказанные А. И. Пригожиным:
• сложноорганизованным системам (какой является ОУ) нельзя навязать пути развития, которые не определяются их внутренними потребностями;
• возможность эффективного развития может определяться и случайностью (наряду с закономерностью), а потому успех в развитии ОУ во многом зависит от способности руководителя увидеть и не упустить благоприятную ситуацию;
• успех в развитии ОУ зависит от умения руководителя видеть будущее, которое всегда присутствует в настоящем, предопределяя возможности развития;
• для успешного развития ОУ как системы необходимо согласование темпов развития всех его частей, всех субъектов управления этим развитием и их действий;
• эффективное развитие образовательного учреждения может осуществляться в результате не только и не столько сильных и всеобъемлющих управленческих воздействий, сколько в результате слабых, частных, локальных воздействий, если последние точно рассчитаны (создание благоприятных условий или специальная мотивационная деятельность могут пробудить у сотрудников интерес к творчеству и науке, что очень быстро выведет все ОУ в режим развития / саморазвития).
Объектами развития могут выступать как материальные процессы, духовные явления, идеи, цели, миссия; так и люди, сотрудники, персонал.
Сегодняшнее образовательное учреждение стремится быть конкурентоспособным и престижным, а этому в первую очередь способствует режим непрерывного развития творческого поиска прогрессивных технологий, методик, рост профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. Уверенная и перспективная жизнедеятельность ОУ появляется тогда, когда педагогический коллектив понимает, что ОУ не только осуществляет образовательный процесс, но и развивается.
Сегодня управление развитием образовательного учреждения (ОУ) – одна из перспективных моделей управления. Управление развитием ОУ – это:
• часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность коллектива по наращиванию образовательного потенциала, повышению уровня его использования и как следствие получение качественно новых результатов образования;
• управление, желающее и способное осуществить прогрессивное развитие ОУ, обогащение его потенциала как целостной социальной организации с учетом и на основе развития человеческого фактора ОУ. Это касается главной задачи ОУ, связанной с развитием личности ученика, профессионального потенциала учителя, менеджера и коллектива вообще;
• управление, сознательно становящееся на путь созидания и развития. В образовании объективно необходим и возможен переход от охраняющего управления к преобразующему, креативному, преодолевающему трудности и опасности, создающему и открывающему новые возможности;
• управление, опирающееся на единство: сознательной направленности систем управления (ценностно-мотивационная составляющая), глубокого и многостороннего понимания ими ОУ (познавательная составляющая) и соответствующей реальной готовности этих систем к преобразованиям (операционная составляющая);
• управление, осознающее необходимость опережающего самоизменения управляющей системы для обеспечения развивающего и стимулирующего влияния на ОУ;
• управление, отличающееся повышенной чувствительностью к своему объекту, его изменениям, «точкам роста» и стремящееся к сопряженному развитию собственных возможностей и возможностей ОУ.
Управление развитием ОУ необходимо, так как обеспечивает лучшие условия для развития учащихся, качественного повышения результатов образовательного процесса, выживания в современных условиях. Поэтому движение к развитию ОУ начинается с поиска ответа на вопрос: «Какой должна стать школа (гимназия, лицей), чтобы обеспечить достижение ожидаемых результатов, выполнение своих функций, реализацию образовательных потребностей школьников?». При поиске ответа на этот вопрос, применяя управление развитием, необходимо помнить, что к нему не относится:
• активность и спешка – стремление к повсеместным и быстрым изменениям в объекте управления любой ценой, к изменениям ради изменений и активности, связанной с отсутствием продуманности стратегии изменений и, как правило, ведущей к разрушительным последствиям. ОУ очень плохо переносит срочные, спешные, экстренные изменения, и сохранение стабильности его жизнедеятельности в условиях перемен является важнейшей ценностью. Управление развитием – более самостоятельное, мудрое, зрелое и осмотрительное, способное противостоять давлению внешних обстоятельств;
• жесткое внедрение, насаждение новшеств – искусственное, силовое навязывание идей образовательному учреждению и его коллективу. Осознавая высокую значимость организационной культуры ОУ как сложившейся системы ценностей, традиций, управление развитием идет через постепенное изменение организационной культуры, культивирование новых ценностей;
• прямое и тотальное управление – оно связано с активным непосредственным вмешательством во все сферы жизнедеятельности ОУ и его социального окружения.
Между тем управление развитием стремится к разумному определению своей миссии и компетенции, расширению степеней свободы всех сотрудников, развитию самоуправления, сосредоточению управленческих усилий на главных направлениях, сочетанию прямых управленческих воздействий с управленческим сопровождением, поддержкой, работой по моделированию и созданию необходимой организационной среды;
• технократическое управление – оно уподобляет образовательное учреждение автоматизированному производству, рассматривающему учителя как придаток к педагогическим технологиям, озабоченному жестким контролем. Управление развитием относится с интересом к развитию методов и средств управления, управленческих технологий, но не является управлением технократическим;
• экономический детерминизм – все решают средства, и если они будут, то все проблемы будут решены.
Управление развитием образовательного учреждения:
• умеет и стремится использовать результаты прошлой управленческой деятельности, занимается сознательным наращиванием собственного потенциала и инструментария, открыто для анализа возникающих благоприятных возможностей;
• невозможно без существенного, опережающего развития человеческого потенциала, ресурсной базы, системы управления;
• понимает диалектику созидания нового, сохранения старого,
разрушения отжившего;
• сочетает активное созидание ОУ и его потенциал с управленческим обслуживанием системы;
• имеет интернальный (внутренний) локус контроля, не находится в ожидании радикального улучшения внешних обстоятельств работы ОУ как условия, без которого невозможно приступить к развитию. Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению образовательным учреждением, поскольку ОУ
может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.
Образовательное учреждение, работающее в стабильном режиме функционирования, может ряд лет обеспечивать достаточно высокие образовательные результаты, иметь высокий, заслуженный общественный авторитет и не иметь никаких оснований для упрека в том, что не претендует на изменение статуса, не осваивает новое и т. д.
Режим стабильного функционирования требует изменения, когда выпускники ОУ не реализуют своих образовательных прав и возможностей, отстают от выпускников других школ и т. д.
Существует объективная диалектическая взаимосвязь режимов функционирования и развития:
• чем большего достигает ОУ в стабильном режиме функционирования, тем выше исходный уровень для развития, больше задел для освоения нового;
• вопрос о развитии ОУ возникает на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования – не устраивает даже оптимальный (для имеющихся условий) результат, нет смысла пытаться оптимизировать существующую в ОУ систему образования, и ее лучше радикально изменить (так как эффект от оптимизации не сможет оправдать затрат времени и усилий);
• перейти сразу в режим развития невозможно, это происходит поэтапно, поэтому по каким-то направлениям ОУ будет жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в режим развития;
• после периода развития снова наступит режим функционирования, поскольку бесконечные нововведения в педагогических системах приводят к утрате устойчивости;
• история ОУ как развивающейся (саморазвивающейся) системы есть история его развития, поэтому все режимы жизнедеятельности являются одновременно и условиями его развития.
Таким образом, функционирование и развитие – два вида процессов, постоянно присущих хорошему образовательному учреждению, поэтому режим жизнедеятельности ОУ имеет относительный характер и определяется по доминантному признаку.
Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению ОУ, поскольку ОУ может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.
2.2. Сущность стратегического управления образовательным учреждением
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов:
умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы);
умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели);
умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии);
умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии);
умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким - либо немедленным действием или быстрыми результатами.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.
Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей учебных заведений подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, расширением спектра образовательных услуг, освоением новых рынков и др. Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана- реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении.
Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:
1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?
2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?
3. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?
4. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
5. Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей организации?
Существуют разные модели процесса стратегического планирования. На рис. 1.1 представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке составляют процесс планирования стратегии.
Рис. 1.Процесс стратегического планирования
Процесс планирования стратегии включает ряд сложностей при его освоении. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в учебном заведении тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. Следующая проблема заключается в том, что образовательные учреждения обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией о себе и о внешнем окружении, а имеющейся статистики недостаточно. Как правило, отсутствуют руководители, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии, и соответствующие структурные подразделения (отдел маркетинга).
Сценарий - это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем).
Сценарии развития разрабатываются для отраслей, организации в целом и их стратегических подразделений, функциональных зон деятельности, важнейших факторов окружающей среды, рынков.
Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей учебного заведения, определении стратегии развития, при прогнозировании на 5-10 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения возрастает спектр новых возможностей.
Сценарии должны из настоящей ситуации развить картины будущего образовательного учреждения. Работа эта ведется систематически и с учетом основополагающего принципа стратегического управления - альтернативности выбора. Поэтому разрабатывается не один сценарий, а несколько вариантов, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора того или иного направления развития. В демонстрации множества картин будущего и вариантов развития и состоит цель методов сценариев.
Возможна разработка двух типов сценариев. Первый тип содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию образовательного учреждения, а также факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого состояния.
Существует несколько подходов к разработке сценариев, все они предполагают три общих положения:
1. Исходным пунктом разработки “сценариев будущего” всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов значение каких факторов уменьшается, а каких возрастает по всему временному горизонту.
2. Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные прогнозы квалифицированных экспертов.
3. Должно быть разработано несколько альтернативных “сценариев будущего”, представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие - альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т.е. взаимоисключающих шагов и событий.
В настоящее время в деятельности образовательных учреждений уделяют все большее внимание методам “сценариев будущего”:
Пессимистичный - ситуация, когда происходит ухудшение состояния социальной, экономической и политической систем общества, что приводит к снижению качества жизни населения и уровню образования в обществе.
Реалистичный - ситуация, когда происходит стабилизация состояния социальной, экономической и политической систем общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.
Оптимистический - ситуация, когда наблюдается значительное улучшение социально - экономического положения в страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.
2.3. Программа развития образовательного учреждения как инструмент стратегического управления
Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на внешнее переустройство. Это может проявляться в изменениях содержания образования, в предложении каких-то дополнительных услуг, курсов и дисциплин, в оборудовании школьных кабинетов в соответствии с требованиями времени, в формировании других, более конструктивных отношений с субъектами внешней среды и др. От адекватности и своевременности этих реакций во многом зависит авторитет образовательного учреждения и его будущее. Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды не были хаотичными и спонтанными, необходимо серьезно анализировать тенденции, пытаться их предугадать (вернее, спрогнозировать), предвосхитить и, конечно же, учитывать при планировании деятельности школы.
Отсутствие реакции образовательного учреждения на изменение внешней среды свидетельствует о наступлении крайне нежелательного для школы состояния – стагнации. Как правило, учреждение перестает реагировать на запросы родителей обучающихся и самих школьников. Это первый шаг к резкому снижению его авторитета среди местного сообщества.
Чтобы школа была успешной в настоящем и будущем, а качество образования выпускников отвечало требованиям времени, ей необходимо меняться. Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является проектом преобразований. То есть это инструмент, с помощью которого школа строит свое будущее.
Программа развития образовательного учреждения является нормативной моделью совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса (администрации образовательного учреждения, педагогических работников, обучающихся, воспитанников и их родителей, социальных партнеров по совместной реализации образовательных программ, учредителя).
Назначение программы развития образовательного учреждения как инструмента стратегического управления состоит в том, что она должна решить следующие взаимосвязанные задачи:
выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития образовательного учреждения как педагогической системы, место образовательного учреждения в муниципальной и региональной системе образования, актуальные и перспективные проблемы дальнейшего развития в условиях модернизации регионального образования и введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
построить и описать в виде концептуального проекта образ желаемого будущего состояния образовательного учреждения как целостной системы в соответствии с требованиями государственного государственной и региональной политики;
определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, установить приоритеты в развитии;
сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода образовательного учреждения из сегодняшнего состояния в желаемое;
обеспечить демократический, государственно-общественный характер управления изменениями.
При всей важности каждой из названных задач программы развития еще большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действенную и эффективную программу развития школы. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создает точку отсчета для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основания для выработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.
Решение о разработке программы развития образовательного учреждения принимается коллективом и администрацией школы и согласуется с учредителями, вышестоящими органами управления. При принятии решения о начале разработки программы развития важно учитывать, что программы этого типа нужны прежде всего в ситуациях, характеризующихся:
- стремлением к достижению высоких, в идеале - оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности (для получения меньшего эффекта можно обойтись и обычным, традиционным планированием работы);
- объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров школы и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей (при отсутствии такой необходимости отдельные изменения могут быть произведены узкой группой лиц - как правило, руководителями школы - и не требуют общешкольной программы развития);
- осознанием необходимости именно системных преобразований в школе (для осуществления стратегий локальных и модульных изменений в школе разрабатываются другие документы, существенно отличные от программы развития школы).
Распространенная среди управленцев точка зрения, что программы развития необходимы только тем учреждениям, которые планируют перейти в новый статус, ошибочна: программа развития необходима любым коллективам, желающим качественно изменить свою деятельность и ее результаты, а это можно сделать и оставаясь в прежнем статусе.
Являясь одним из ключевых элементов нормативной системы управления образовательным учреждением, программа развития имеет свою специфику и отличительные особенности. В ее структуру входят:
анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы образовательного учреждения;
анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений;
проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы образовательного учреждения;
цели и ожидаемые результаты программы развития образовательного учреждения; действия по реализации целей;
план-график реализации программы развития;
проект сметы расходов, мониторинг достижения планируемых результатов.
Результатом проектной деятельности по реализации задач программы развития должны стать существенные изменения в образовательном процессе в целом – это изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах, условиях и пр.
Таким образом, программа развития образовательного учреждения в современных условиях является инновационным механизмом, который призван помочь образовательному учреждению провести модернизацию своей образовательной деятельности в соответствии с установленными государственными, региональными и муниципальными требованиями к результатам образовательной деятельности.
Каждое образовательное учреждение многими нитями связано с окружающей его средой и поэтому изменения во внешних условиях не могут не влиять на его жизнь. Одни изменения требуют сиюминутных реакций, а другие ставят образовательное учреждение перед необходимостью глубоких изменений в целях и способах их достижения. Последнее десятилетие показало, что “факторы обновления” оказывают все более сильное воздействие на образование, и нет оснований ожидать, что в последующем это воздействие ослабнет. Существующая система образования не удовлетворяет потребности общества и государства, поэтому от нее будут требовать изменений.
2.4. Первый этап программного управления ОУ (Проблемный анализ) на примере МБОУСОШ№5 пгт. Сибирцево Приморского края
2.4.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для образовательного учреждения средыПроблемный анализ - серьезный шаг на пути к определению целей и способов их достижения. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между тем, что есть, и тем, что требуется. Анализ позволяет выделить наиболее значимые проблемы, т. е. такие, решение которых даст максимально полезный результат. Цель анализа - конкретизировать и структурировать общую проблему, обеспечивая тем самым возможность ее решения по частям. Наиболее эффективно использование технологии анализа "от конца к началу", т. е. последовательное выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы образовательного учреждения, в чем выражены недостатки образовательного процесса и условий, определяющих его неэффективность. В ходе анализа по указанной технологии отсекаются не существенные для конечного результата области поиска проблем, выстраиваются логические связи между следствием (результатом) и причинами.
МБОУСОШ №5 пгт. Сибирцево расположена в центральной части городского поселения, является самой большой школой поселка. Значительная часть родителей работает на таких предприятиях как Щебеночный завод, АОО «Литмаш», Комбинат строительной индустрии и предприятия железной дороги. Их представления о будущем детей связанные с получением высшего образования вполне обоснованы. Большая часть родителей учащихся не видит перспектив для самостоятельной реализации во взрослой жизни их детей в рамках поселка и ориентирует их на трудоустройство в городе, где успешным, по их мнению, может быть только человек с высшим образованием. Предприятия, на которых они работают, имеют слабую динамику научно-технического развития, что способствует преобладанию на них тяжелого физического труда, низкой производительности труда, и как следствие не высокой заработной платы. Поэтому, многие родители не в состоянии обучать своих детей на коммерческой основе. Их социальный заказ заключается в качественной подготовке детей к поступлению в Вузы, с привлечением их к участию в разнообразных конкурсных программах, позволяющих поступить на бюджетной основе.
Родительское сообщество понимает, что для успешного развития района, края и страны в целом нужно технически грамотное молодое поколение. Что образовательный процесс должен быть направлен на изучение не столько достижений прошлого, а сколько технологий, которые пригодятся в будущем. Поэтому, особые требования со стороны родителей предъявляются к качеству естественнонаучного, физико-математического образования.
В последнее время, в поселке возросло количество служащий, имеющих высшее и средне-специальное образование, у многих из них дети обучаются в МБОУСОШ № 5. Эта категория родителей также ориентирует своих детей на получение качественного образования и не только для того, что бы поступить в вузы, но и для всестороннего развития личности ребенка. Поэтому растет социальный заказ на разноплановые дополнительные образовательные услуги.
Однако, в школе обучаются дети, проживающие не только в пгт Сибирцево, но и в селах Орехово, Высокое, Светлое. Из-за подвозного режима у этих учащихся школы нет возможности получать дополнительное образование в полном объеме. Поэтому, появилась необходимость в организации дистанционной формы оказания образовательных услуг.
В ходе социологического опроса родителей старшеклассников выяснилось, что 85% не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда.
Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. Поэтому, родительское сообщество
считает необходимым организацию качественной профориентационной подготовки школьников в образовательной среде.
Однако, если школа в сложившихся условиях будет максимально выполнять социальный заказ, и число поступивших в учебные заведения с дальнейшим трудоустройством в городе будет расти, то в поселок прекратится приток нового научно- технического, творческого, предпринимательского потенциала, а значит он остановится в своем развитии. Что отрицательно скажется в целом на развитии школы, поселка, района. Необходимо продумать план действий, направленный на тесное сотрудничество с производственными предприятиями и другими социальными сообществами поселка, с целью изучения сложившихся там проблем на уровне учебного социального проектирования. Это поможет привлечь внимание учащихся к решению скрытых проблем, поможет профориетационной работе, и возможно будет способствовать возвращению специалистов, талантливой молодежи на свою «малую родину».
2.4.2. Анализ и оценка достижения передового опыта, конкурентных преимуществ МБОУСОШ № 5
Образовательный процесс в школе направлен на реализацию личностно - ориентированного подхода, в основе которого лежит самоактуализация., принцип творчества и успеха, доверия и поддержки.
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и Уставом образовательного учреждения на принципах демократичности, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Образовательная деятельность школы включает в себя:
учебно-воспитательную, методическую работу и внеурочную воспитательную. Данные виды деятельности являются отлаженными частями единого образовательного процесса, направленного на реализацию программы развития школы.
Структура методической службы включает методический совет, экспертный совет, психолого-педагогическую службу, методические объединения и творческие группы учителей. Организацию методической службы возглавляет заместитель директора по методической работе. В школе функционирует Экспертный совет, Кабинет профориентации.
Основными способами достижения результатов учебно-воспитательного процесса являются:
-организация учебного процесса школы с учетом дифференциации и индивидуализации обучения;
-использование учителями школы современных образовательных технологий;
-использование личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания.
До 2015г. основное содержание инновационных процессов было направлено на создание единого информационно-образовательного пространства школы.
Создана электронная база данных о педагогических кадрах и учащихся школы.
Введен электронный документооборот.
100% педагогов школы используют компьютерные технологии и ресурсы сети Интернет для подготовки уроков и в ходе самообразования.
Открыт доступ всем заинтересованным лицам к сайту школы. Ежегодно в сети Интернет публикуется публичный доклад директора.
ИКТ является средством реализации программ «Одаренные дети», «Вдохновение», «Профориентация», «Семья».
В школе работает телецентр «5school TV»
Успешно функционирует медиатека.
Cоздан оптимальный для школьных условий механизм непрерывного повышения профессионального мастерства учителя.
Таблица1. Анализ уровня профессиональной квалификации учителей МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево
Уровни | Краткая характеристика уровня | Кол-во учителей данного уровня в % | ||
2013-2014гг. | 2014-2015гг. | .2015-2016гг. | ||
Учитель | Не имеет своих, оригинальных дидактических материалов. Работает по программам, тематическим планам и конспектам других авторов. | 25 | 23 | 16 |
Учитель-консультант | Использует новые технологии в рамках традиционного содержания образования. Консультирует своих коллег по отдельным вопросам преподавания своего предмета | 18 | 15 | 18 |
Учитель - методист по предмету | Разработал и использует свои оригинальные программы, тематические планы, конспекты. Владеет, применяет и обучает коллег работе в инновационном режиме. | 6 | 10 | 12 |
Учитель-исследователь | Дополнительно к выше перечисленному, проводит исследования педагогического процесса, результатом которого являются учебные пособия, новые модели организации учебной, воспитательной и методической работы. | 1 | 2 | 4 |
В школе сложилась благоприятная инновационная атмосфера. Уровень профессиональной подготовки учителей достаточно высок. 68% учителей работают в творческом режиме и способны взять на себя функции обучения и консультирования коллег, нуждающихся в повышении уровня профессионализма.
Функционирует открытая социально - педагогическая система, готовая к взаимодействию в воспитании и обучении подрастающего поколения. Создан Управляющий совет школы, с помощью которого организуется эффективное взаимодействие социума, семьи и школы.
На протяжении многих лет школа сохраняет контингент учащихся, мотивированных на получение качественного образования. За последние три года наметилась тенденция сохранения, а в отдельных случаях и роста качества знаний. Это стало результатом применения инновационных технологий, роста профессиональной компетенции педагогов.
Прослеживается динамика роста призовых мест, занимаемых учащимися в районных и краевых олимпиадах.
Все победители районных и краевых олимпиад среди 10-11 классов являются учащимися профильной старшей школы
Таблица 2. Статистика поступления выпускников МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево
2013-2014гг. | 2014-2015гг. | 2015-2016гг. | ||||||||||||||
Кол-во поступив- ших в вузы | Из них на бюджетной основе | Кол-во поступив- ших в вузы | Из них на бюджетной основе | Кол-во поступив- ших в вузы | Из них на бюджетной основе | |||||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||||
38 | 53,3 | 17 | 44,7 | 30 | 65,4 | 15 | 50 | 31 | 65,4 | 18 | 58,8 | |||||
ДВФУ, ВГУЭС ДальРыбвтуз, | ДВФУ, ВГУЭС, ПГСХА, МГУ им. Г.И. Невельского, ВГМУ, ДВГУПС г. Хабаровск,институт ФСБ г. Хабаровск, ДГГУ г. Хабаровск, СПбГУ | ДВФУ, ВГУЭС, ПГСХА, МГУ им. Г.И. Невельского ДальРыбвтуз, ВГМУ, ДВГУПС г. Хабаровск, | ||||||||||||||
% поступления выпускников профильных классов в вузы | ||||||||||||||||
79 | 83 | 86 |
Для продолжения образования выпускники выбирают разнообразные высшие учебные заведение, выбранные специальности на 86 % соответствуют профилю обучения выпускников. Число поступивших в ВУЗы на бюджетной основе в процентном соотношении постоянно растет. Наметилась тенденция роста числа поступивших из выпускников профильных классов.
Успешно функционирует воспитательная система школы.
Патриотическое и нравственное воспитание - основное направление комплексного подхода к развитию личности в нашей школе. В рамках системы воспитательной работы осуществляются различные творческие проекты на уровне классов, параллелей, школы, проводятся традиционные мероприятия. Формированию чувства патриотизма и лучших нравственных качеств способствуют сборы детской организации «Радуга». Каждые пять лет, отмечается юбилейный День рождения школы.
Наметились тенденции повышения уровня воспитанности учащихся всех классов. Однако, по-прежнему существуют проблемы с воспитанием определенной части детей из «проблемных семей».
Таблица 3. Результаты реализация программы «Здоровье»
Критерии | 2013-2014гг. | 2014-2015гг. | 2015-2016гг. |
Количество обследованных детей | 343 | 326 | 351 |
Количество здоровых детей | 70,2% | 72, 4% | 72,37% |
Количество больных детей | 29,8% | 27,6% | 27,63% |
Снижение зрения | 13,9% | 14,3% | 13,5% |
Нарушение осанки, сколиоз | 5% | 5,6% | 5,5% |
Заболевание пищеварительной системы | 3,2% | 3,5% | 3,6% |
Заболевание нервной системы | 2,9% | 2,0 | 1,8% |
Бронхиальная астма | 1% | 0,6 % | 0,56% |
Пиелонефрит | 4% | 3% | 2,56% |
2.4.3.Анализ внутренних факторов развития школы
Таблица 4. SWOT- Анализ
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями внешней среды | |
Возможности | Риски |
|
|
Вывод: школа имеет все возможности и предпосылки для дальнейшей модернизации структуры и содержания образования в соответствии с требованиями нового закона об образовании и ФГОС. В школе имеется высокопрофессиональный педагогический коллектив, современная метериально-техническая база, лабораторное оборудование необходимое для полноценного развития естественнонаучного направления, которое будет способствовать повышению качества образования, формированию конкурентоспособной личности учащихся и социализации.
2.4.4. Основные противоречия, влияющие на развитие образовательного учреждения.
Анализ социального заказа, социально-экономической и социально- культурной ситуации в поселке, опыта работы школы и его ресурсных возможностей позволил выделить следующие противоречия:
Создание инновационного режима в образовательном учреждении и отсутствие эффективного механизма управления инновационными процессами. Проблема может быть решена с помощь модернизации методической службы, превращения ее в систему, способную эффективно работать в условиях инновационного режима, в условиях реализации ФГОС.
Необходимость работать в новом инновационном режиме, и отсутствие знаний и умений учителя, делающих эту работу эффективной, это противоречие может быть решено путем создания оптимального механизма непрерывного повышения профессионального роста педагогов, тесного сотрудничества с высококвалифицированными специалистами ПК ИРО, научными руководителями экспериментальных площадок способных осуществлять научно-методическое сопровождение развития учреждения.
Готовность учителей создавать и реализовывать программы дистанционного обучения и отсутствие опыта работы в этом направлении, а так же слабая техническая поддержка рабочего состояния высокотехнологичного оборудования. Это противоречие может быть решено с помощью создания школьной технико - методической службы дистанционного обучения, а также партнерства с другими образовательными учреждениями, внедряющими дистанционные формы обучения находящимися на территории края, в результате сетевого взаимодействия с центрами дистанционного обучения страны.
Наличие материально-технической, научно-методической баз и высокопрофессионального кадрового состава естественнонаучного, актуального для развития страны направления и преобладание случайного или основанного на стереотипном мышлении выбора со стороны учащихся углубленного изучения предметов социально - гуманитарной направленности. Это противоречие можно решить в результате создания целостной, охватывающей все ступени образования, программы развития естественнонаучного мышления школьников.
Необходимость планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и отсутствие у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Даже если выпускник четко представляет себе свое будущее, свою цель, он по определенным обстоятельствам, не видит способов достижения данной цели. Это противоречие может быть решено с помощью создания эффективной программы по профориентации, включающей в себя много векторное поле деятельности и команды, способной воплотить ее в жизнь.
Выводы
Современные образовательные учреждения в условиях постоянных процессов модернизации уделяют большое внимание организации инновационных процессов и технологиям управления ими, подготовке программ развития образовательных учреждений, построению новых организационных структур управления, и переходу их в режим развития. Образовательные учреждения меняются не ради самих изменений, а потому что являются частью более широкого процесса развития и должны реагировать на развитие окружающей среды. Изменения в организации — не конечная цель, а лишь средство, помогающее приспособиться к новым условиям и эффективно выполнять государственный и социальный заказ.
Программный подход в управлении развитием образовательного учреждения стал весьма актуальным и требует от руководства организации знания основ стратегического менеджмента. Программное управление представляет собой подход, в основе которого лежит понимание планирования будущего как целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами.
Чтобы образовательное учреждение было успешным в настоящем и будущем, а качество образования выпускников отвечало требованиям времени, ему необходимо меняться. Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является проектом преобразований. То есть это инструмент, с помощью которого школа строит свое будущее. Являясь одним из ключевых элементов нормативной системы управления образовательным учреждением, программа развития имеет свою специфику, структуру и отличительные особенности. Анализ состояния организации является отправной точкой в процессе создания действенного стратегического инструмента в виде программы развития. Анализ состояния призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны организации и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем организация могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться. Все последующие структурные элементы программы поэтапно ведут организацию к запрограммированному результату.
Таким образом, программное движение, во-первых, всегда приводит к улучшениям (прогрессу), во-вторых, позволяет корректировать движение на каждом шаге в соответствии с фактически достигнутыми результатами и динамикой внешней среды; в частности, этим исключаются недостижимые цели.
Список используемой литературы
Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент: Издательство: Юрайт Год издания: 2016 г.-239 с.
Моисеев А. М. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / А. М. Моисеев, А. Е. Капто, А. В. Лоренсов, О. Г. Хомерики; Под ред. А. М. Моисеева. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – С. 99-120
Поташник, А.М. Моисеев и др. //Рос. акад.образования, Ин-т упр. образованием. - М.: Новая школа. - 1995. - 462 с.
Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. – М.: Прометей, 1997.-217с.
Поташник М.М. Инновационные школы России. Опыт программно-целевого управления. – М.: Новая школа, 1996.- 230с.
Пригожин А.И., Методы развития организация. – М.: МЦФЭР, 2003.-863с.
Программа развития // Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. – М.: Владос, 1999. – С.119-122.
Сластенин, В.А., Подымова, Л.С., Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // М.: ИЧП «Издательство Магистр».- 1997. - 224 с.
Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. – М.: Новая школа, 1997. – 288 с.
Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. – М.: Сфера, 2005.// http://upr.1september.ru/article.php?I
Приложение
Паспорт программы развития МБОУСОШ № 5 пгт. Сибирцево Приморского края
Наименование программы | Программа развития Муниципального казенного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 пгт. Сибирцево Черниговского района «Школа инновационной активности» |
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
|
Дата принятия решения о разработке Программы | Решение Управляющего совета школы от 11.11.2015г., протокол № 2 |
Заказчик программы | Администрация Черниговского района |
Руководитель Программы, основные разработчики
| Руководитель Программы: Л.В. Бредюк – директор школы. Основные разработчики: Т.В. Грязнова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т.Ю. Семина – заместитель директора по воспитательной работе; Л.В. Капустина – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Е.А. Дунаева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; М.П. Кузнецова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. педагогический коллектив; Управляющий совет школы. |
Цель программы | создание, апробация и внедрение модели общеобразовательного учреждения, способной реализовывать и наращивать свой инновационный потенциал. |
Задачи Программы |
|
Важнейшие целевые индикативные показатели | 1) Соответствие программы развития школы современным образовательным тенденциям развития образовательной системы Российской Федерации показатели-индикаторы: - -максимальная ориентация на потребности рынка образовательных услуг; - -реализация вариативного обучения; вариативность способов освоения образовательных программ; - -доступность, гибкость системы школьного образования; - -широкое использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе; - -позитивное отношение родителей, выпускников, местного образовательного сообщества и других потребителей и экспертов образовательных услуг школы. 2) Порождение новых форм и видов образовательной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса школы показатели-индикаторы: - - использование компьютерных технологий, дистанционное обучение; - - развитие научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся; - - развитие системы управления школой на основе ИКТ; 3) Качественное общее среднее образование показатели-индикаторы: - - достижения в учебной деятельности (успеваемость, качество обученности); - - достижения в творческой деятельности, предполагающей применение знаний, природных и приобретенных способностей, эмоционально-волевых качеств в нестандартной ситуации (грамоты, дипломы, статьи и т.д.); - - суммарный показатель воспитанности учеников (показатели-индикаторы - гражданская и психологическая зрелость выпускников, их способность к сознательному и ответственному выбору своей жизненной (не только образовательной) траектории; - - отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся; - - уровень толерантности субъектов УВП; - - суммарный показатель воспитанности учеников (гражданская и психологическая зрелость выпускников, их способность к сознательному и ответственному выбору своей жизненной (не только образовательной) траектории; возможность выбора форм, программ и профилей обучения 4) Повышение инвестиционной привлекательности программы развития школы показатели-индикаторы: - положительная динамика показателей развития кадровых, информационно-методических, материально-технических ресурсов образовательной программы школы. 5) Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся показатели-индикаторы: - - функционирование НОУ учащихся, предметных кружков, занятий по интересам. 6) Наличие высокопрофессионального, творчески работающего педагогического коллектива показатели-индикаторы - - 85 % педагогических работников школы, имеющих высшую и первую квалификационную категории; -- 80% учителей, занимающихся инновационной работой; - - 100 % педагогов, работающих в проектных творческих группах; - - 100 % педагогических работников, освоивших и применяющих ИКТ |
Сроки и этапы реализации программ | I. 2016 - 2017 г.г. Целеполагание, организационное проектирование модели школы, разработка и апробация программно-методического обеспечения работы школы на основе новых государственных стандартов. · Определение содержания деятельности МО и отдельных учителей в контексте работы над данной темой. · Внедрение достижений педагогической науки и практики. Организация для учителей тематический педагогических советов, методических семинаров, мастер-классов, ярмарок педагогических инициатив. Формирование на основе заказа администрации проектных педагогических групп. II. 2017-2018 гг. Реализация организационно-образовательной модели школы. Проверка эффективности, отслеживание результатов внедрения и корректировка данной программы на основе внедрения новых государственных стандартов образования. III. 2018-2019 учебный год Обобщение, анализ полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление и представление результатов исследования на научно-практической конференции, подведение итогов работы на заседании педсовета. Пропаганда и распространение опыта работы школы по программе через издания МО РТ, ИМЦ, Нижнекамского муниципального района РТ, интернет. |
Направления реализации программных мероприятий | 1) Совершенствование учебно-воспитательного процесса школы: - совершенствование учебного плана и учебных программ, на основе ФГОС ОО; - внедрение технологии индивидуально-ориентированного обучения и воспитания, вариативного, эвристически-творческого обучения одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями в начальном, среднем и старшем звеньях с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; - использование интерактивных и игровых методов обучения для формирования у учащихся навыков лидерского поведения, конкурентозначимых личностных качеств и активной жизненной позиции; - работа творческих проблемных групп по внедрению педагогических инноваций, современных технологий обучения и воспитания, диагностики оценивания компонентов УВП и личностного роста учащихся и педагогов; - использование межпредметных связей с целью осуществления предпрофильного, профильного (естественно-научного) обучения и воспитания учащихся, формирования у них конкурент- означимых качеств личности; - использование новейших электронных образовательных ресурсов; совершенствование работы сайта школы, создание персональных сайтов учителей; - разработка дидактических и методических материалов для осуществления индивидуально-ориентированного обучения и воспитания, предпрофильной и профильной подготовки, реализации вышеназванных комплексно-целевых программ; -- разработка дидактических и методических материалов для реализации целей и задач дистанционного обучения, вовлечение педагогов в работу в среде «Moodle». 2) Совершенствование механизма управления УВП - переход на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт; - использование системы информационно-управленческого сервиса; - продолжение работы по системе электронного учета учебных и других достижений учащихся (электронный журнал, компьютерный банк данных по «портфолио»); - уточнение функциональных обязанностей администрации; - максимальную реализацию творческого потенциала коллектива учителей на основе изучения ведущих мотивов, ценностей, интересов и потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса; - введение комплексно-целевой программы работы с старшеклассниками «Профессиональное самоопроеделение учащихся» как части многоаспектной воспитательной системы развития личности учащегося; - привлечение к работе с учащимися специалистов высшей школы (ДВФУ, ВГУЭС и др. вузов Приморского края); - повышение престижа школы: достижение максимально возможных результатов в работе педколлектива, обучении, воспитании и развитии учащихся; проведение Дней школы, презентаций, мастер-классов, творческих мастерских, сотрудничество со СМИ. 3) Управление исследовательской и инновационной деятельностью школы Внедрение в УВП педагогических инноваций: - варианты программ и форм организации предпрофильного и профильного обучения (естественно-математического, химико-биологического); создание системы специализированной подготовки естественнонаучного направления, ориентированной на индивиадуализацию обучения и социализацию обучающихся. - модель методической работы, построенная на проектной деятельности педагогов; - скорректированная модель выпускника с учетом современных требований и ФГОС нового поколения; - «портфолио» (во всех возрастных группах) как форма отслеживания достижений ученика, его успешности в учебной и внеучебной деятельности.
|
Источники финансирования Программы | Муниципальный бюджет, внебюджетные средства, попечительский совет школы (добровольные пожертвования). |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | На уровне различных возрастных групп учащихся: На I ступени обучения – внедрение ФГОС ОО: деятельный и интегрированный характер обучения, формирование универсальных учебных действий (УУД), создание информационно-образовательной среды, использование компьютера, обязательная внеурочная деятельность. Начальный опыт общения и сотрудничества, гуманные отношения между учащимися, учителями и учащимися, интерес к знаниям, желание учащихся учиться, базовые знания и умения по общеобразовательным дисциплинам и основам гражданско-правового устройства государства, начальные навыки творчества; стремление к познанию себя и других, элементарные навыки дисциплины, самоконтроля; базовые личностно-гражданские качества: прилежность, добросовестность, ответственность за свои поступки, уважение к окружающим, любовь к Родине. На II cтупени обучения – сформированность познавательных интересов и самообразовательных навыков учащихся на основе положительной мотивации к учению, прочный фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для выбора ими дальнейшей образовательной траектории и своего направления профессиональной подготовки с учетом личных способностей и возможностей, ориентация на продолжение образования, наличие основных конкурентозначимых качеств личности, ответственность за свое поведение, гражданственность, патриотизм, активная социальная позиция. На III ступени обучения – высокий уровень теоретического и общекультурного мышления, устойчивые навыки самообразования и творчества на основе потребности в совершенствовании, прочная базовая подготовка по общеобразовательным предметам 9 – 11 к ЕГЭ и ОГЭ; подготовка учащихся владению компьютерных технологий; максимальное раскрытие и развитие их способностей; сформированность навыков самоорганизации и самовоспитания; нравственная, духовная, гражданская зрелость, интеллектуальная и психологическая готовность выпускников к профессиональному и личностному самоопределению; вера в себя и свои возможности, высокий уровень сформированности комплекса конкурентозначимых личностных качеств. На уровне педагогического коллектива: 1.Концентрация усилий педколлектива на решении приоритетных задач, намеченных в ФГОС ОО. 2. Повышение уровня готовности учителей гибко реагировать на изменения в образовательных потребностях учащихся и социальном заказе общества школе. 3. Повышение компьютерной грамотности учителей (доведение числа учителей, владеющих ПК до100 %); 4. Увеличение числа учителей, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, научно-исследовательские проекты, участвующих в экспериментальной работе (к концу 2019г.- 80%); создающих авторские продукты ( 30 % от числа педколектива); Повышение рейтинга педагогов школы в социуме. |
Система организации контроля исполнения Программы | Управление реализацией Программы осуществляют администрация, Управляющий Совет. Контроль хода исполнения Программы осуществляет Управление образования Администрации Черниговского района.. |
19