Пояснительная записка.
Предлагаемая программа детского объединения «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает фраза М. Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель конкретизируют следующие задачи пограммы:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Режим занятий:
- Общее количество часов в год – 36
- Количество часов в неделю – 1
- Количество занятий в неделю – 1
- Переодичность занятий - еженедельно
- Возрастная категория 8-9 лет
Планируемые результаты освоения программы
Личностные :
-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Старополья , чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно--познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ставропольского края;
-чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Ставропольского края, Левокумского района;
описывать достопримечательности столицы Ставропольского края и родного села;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ставропольского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
-находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
-готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Результатами изучения являются умения
-объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
-называть государственные символы Ставропольского края;
-ориентироваться на карте Ставропольского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
-называть 2-3 достопримечательности Ставрополья, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 ставропольских писателей;
-рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
охранять природу родного микрорайона;
-наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Ставрополья;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
-выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
-анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
-создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно;
2 Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 2 3 4 5 6 7 | Мой район Растения родного края Насекомые нашего края. Обитатели вод Птицы нашего края Животный мир Природа родного края | 6 5 4 4 9 5 3 | 4 3 3 3 6 4 2 | 2 2 1 1 3 1 1 |
| Итого | 36 | 25 | 11 |
3.Содержание программы
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Левокумский район. Вводное занятие. (1ч.)
История создания района. (1ч.)
Заповедные места. Озера. (1ч.)
Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)
Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (2ч.)
Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (2ч.)
Мир насекомых. Виды, места обитания. (2ч.)
Насекомые нашего края. (2ч.)
«Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых». (1ч.)
Обитатели вод. Общие признаки рыб. (2ч.)
Рыбы, обитающие в реке Кума. (1ч.)
Охрана рыбных богатств. (1ч.)
Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)
Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. (1ч.)
Птицы нашего края. (2ч.)
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)
Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (2ч.)
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (2ч.)
Игра «Птичий час». (1ч.)
Животный мир. Общие понятия. (2ч.)
Звери, обитающие на территории нашего района (2ч.)
Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)
«В мире животных». Викторина. (1ч.)
Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края». (1ч.)
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (2ч.)
4. Методическое обеспечение программы
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
5.Материально-техническое обеспечение программы
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
6.Список литературы для педагога:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.
6. Атласная информационная система «Апанасенковский муниципальный район» Ставрополь – 2007.
7. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
8 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
10. МУК «Апанасенковская межпоселенческая центральная библиотека» «Экология Ставрополья» Дивное – 2007.
11. ГУ ЦБС «Апанасенковье – край родной» Дивное – 2004.
12. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
13. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
15. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
16. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
17. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
18. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
19. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
20. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994.
21. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
22. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
23. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
24. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
25.Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.
26.Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич,
2001.
27.Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа,
2003.
28.Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Литература для обучающихся и родителей :
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
8. ГУ ЦБС «Апанасенковье – край родной» Дивное – 2004.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1-2 | Вводное занятие. | 2 ч. | |
3-4 | История создания района. | 2 ч. | |
5-6 | Заповедные места.Озёра. | 2 ч. | |
7-8 | Растения родного края.Экскурсия в природу. | 2 ч. | |
9-10 | Растения родного края,занесённые в красную книгу.Просмотр презентаций. | 2 ч. | |
11 | Зелёный мир вокруг нас.Викторина. | 1ч. | |
12 | Мир насекомых .Виды,места обитания. | 1 ч. | |
13 | Насекомые нашего края. | 1 ч. | |
14 | «Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых». | 1 ч. | |
15 | Обитатели вод.Общие признаки рыб. | 1 ч. | |
16 | Рыбы,обитающие в реке Кума. | 1 ч. | |
17 | Охрана рыбных богатств. | 1 ч. | |
18 | Викторина «Золотая рыбка». | 1 ч. | |
19 | Обитатели воздушного пространства.Птицы,их признаки. | 1 ч. | |
20—21 | Птицы нашего края | 2 ч. | |
22 | Наблюдение за птицами.Экскурсия. | 1 ч. | |
23-24 | Птицы родного края,занесённые в красную книгу.Просмотр презентаций. | 2 ч. | |
25-26 | Охрана птиц.Сооружение и установка кормушек. | 2 ч. | |
27 | Игра «Птичий час». | 1 ч. | |
28-29 | Животный мир.Общие понятия. | 2 ч. | |
30 | Звери,обитающие на территории нашего района. | 1 ч. | |
31 | Охраняемые виды животных родного края | 1 ч. | |
32 | «В мире животных».Викторина. | 1 ч. | |
33 | Конкурс рисунков»Природа родного края». | 1 ч. | |
34 | Заключительное занятие по теме «Мой район.Природа родного края». | 1 ч. | |
35 | Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» | 1 ч. | |