СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения "Чистоговорочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский материал по программе дополнительного образования (кружок) "Чистоговорочка" разработан для детей 6-7 лет для коррекции звукопроизношения. Может быть использован специалистами ДОУ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения "Чистоговорочка"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образование

«Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по коррекции звукопроизношения “Чистоговорочка ”

для детей 6-7 лет





Составитель:

учитель-логопед

Жукова

Марина Николаевна








Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка, актуальность

    2. Цель и задачи организации Программы дополнительного образования

    3. Принципы и подходы реализации Программы дополнительного образования

    4. Планируемые результаты

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Общие положения

    2. Характеристика речи дошкольников с недостатками звуковой стороны речи

    3. Формы организации обучения

    4. Перспективное планирование

    5. Взаимодействие с родителями

    6. Мониторинг

  2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Материалы и техническое обеспечение Программы дополнительного образования

    2. Список литературы

  3. ПРИЛОЖЕНИЯ





1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка, актуальность

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе можно наблюдать детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопедические занятия в ДОУ в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям подготовительной к школе группе в форме дополнительного образования. Дополнительное образование по познавательно-речевой деятельности проводимая учителем-логопедом облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

1.2. Цели и задачи реализации дополнительного образования «Чистоговорочка»

Дополнительное образование по познавательно-речевой деятельности «Чистоговорочка» является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.

Цель: обеспечение системы средств и условий для профилактики и коррекции произношения у детей дошкольного возраста, в том числе, обеспечение правильного произношения звуков родного языка.

Задачи:

  1. Развивать и уточнять у детей основные движения органов речи посредством артикуляционной гимнастики.

  2. Формировать развитие речевого дыхания.

  3. Постановка дефектно произносимых звуков.

  4. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах, чистоговорках, связной речи.

  5. Развивать фонематический (звуковой) слух.

  6. Дифференциацировать звуки.

  7. Развивать выразительное рассказывание стихов.

  8. Развитие самоконтроля за речью


1.3. Принципы и подходы реализации Программы дополнительного образования

В соответствии с ФГОС ДО дополнительное образование опирается на следующие принципы:

  1. коррекционно-педагогические:

  2. принцип системного подхода;

  3. онтогенетический подход ребёнка;

  4. принцип учёта структуры речевого дефекта;

  5. принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;

  6. принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;

  7. принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;

  8. принцип индивидуального и дифференцированного подхода.



1.4. Планируемые результаты

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность). Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

- правильно произносить звуки родного языка;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- дифференцировать звуки родного языка;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

-произносить без ошибок и выразительно чистоговорки, стихи.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с фонетическим нарушением речи, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта РФ, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с фонетическим нарушением речи. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с фонетическим нарушением речи, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

2.2. Характеристика речи дошкольников с недостатками звуковой стороны речи

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.

Первая причина — недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Вторая причина — недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков. Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна.

2.3. Формы организации обучения

Формой организации обучения являются погрупповые занятия. Цель занятий — подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи подгрупповых видов деятельности:

  1. развитие артикуляционного праксиса;

  2. проведение фонационных упражнений;

  3. уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

  4. вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

  5. первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания.

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

4.Использование как традиционных, так и нетрадиционных методов: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (биоэнергопластику, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, песочная терапия и др.)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

4. Физминутка

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой) .

2.4. Перспективное планирование

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на коррекцию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ и включает в себя 35 занятий. Освоение Программы рассчитано на 1 год.


Месяц

Тема, этапы работы

Количество

занятий

1

Сентябрь

Подготовка артикуляционного аппарата, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха, ручной моторики, упражнения для формирования фонематического восприятия, слуха.

4

2

Октябрь

Артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха, ручной моторики, упражнения для формирования фонематического восприятия, слуха.

4

3

Ноябрь

Постановка звуков, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха.

4

4

Декабрь

Постановка звуков в слогах, словах, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, силы выдоха.

4

5

Январь

Упражнения на автоматизацию звуков, введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки.

3

6

Февраль

Введение звука в  слова, словосочетания, связную речь.  Развитие фонематических процессов, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания.  Дифференциация звуков. Работа над просодической стороной речи.

4

7

Март

 Развитие слуховой дифференциации,  артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

4

8

Апрель

Дифференциация звуков в слогах, словах, смешиваемых звуков в предложениях, связной речи, произносительном и слуховом плане.

4

9

Май

Сформировать у ребенка безошибочного употребления  произношения звуков речи во всех ситуациях общения, контролировать своё произношение. Разучивание диалогов, стихов, рассказов по картинкам.

4

 

Итого

35 занятий


2.5. Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их речевого развития.

1.Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае с целью выявления динамики звуковой культуры речи детей, получающих дополнительную образовательную услугу.

2. Обследование проводится с использованием методик Иншаковой О. Б. Альбом логопеда. –М., 2000. Полученные данные заносятся в журнал профосмотра детей, оцениваются по пятибальной шкале.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты речи:

  • артикуляционная моторика (авт. Власенко И.Т., Чиркина Г.В.)

  • фонематический слух (методики Филичевой Т.Б., Левиной Р.Е.)

  • звукопроизношение (авт. Власенко И.Т., Чиркина Г.В.)

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


    1. Материалы и техническое обеспечение Программы дополнительного образования


Разделы

Дидактические игры и пособия

Формирование

звукопроизношения

«Логопедическое лото –З-ЗЬ, С-Ш, Ш, Ж», «Игры в картинках С-Ш», «Лабиринты», «Звуковая улитка», «Домик пчёлки Жу-жу», «Закончи историю», «Ходилки», «Мыльные пузыри», «Собери листья», «В гости к лягушке», «Назови общий звук в словах», «Снеговик», «Ракета на старт», «Рыбалка», «Составь предложение по картинкам», «Помоги Лунтику», «Лягушка убегает от цапли», «Лягушка ловит комаров», «Проведи дорожку», «Звенит-не звенит», «Необычные цветы», «Найди лишнюю картинку», Логопедическое лото «Подбери и назови», звуковые дорожки, волшебная верёвочка», картотека предметных и сюжетных картинок на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток, барабан, колокольчики; «Что услышал, что увидел», «Волшебный коврик», «Подари подарки», «Звуковое лото», схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели,

Развитие мелкой моторики рук

Волчки, мозаики различных видов, кубики (транспорт, герои сказок, животные), конструкторы (мелкий деревянный, пластмассовый мелкий), массажные мячики, шнуровки (дед мороз, львёнок, юла деревянная, пуговица, фруктовое дерево, мишки, ёлочка, павлин, кошелёк, торт, почта, жучок-растеряша, девочка, мальчик, машинки, ёжик, гномик),шнуровальный планшет, вкладыши, «Собери бусы», пазлы –мягкие, картонные (мишка, квартира, пароход, слонёнок¸ черепаха); трафареты (лесные звери, домашние животные, морские обитатели, птицы, грибы, обитатели вечных снегов, овощи, машины, листья деревьев, корабли, цветы), «Фигурки из палочек», графические рисунки

Формирование речевого дыхания

«Сдуй снежинку, листок, ватку, пёрышко», «Подуй на цветочек, вертушку, бабочек, птичек, кораблик», свистульки, мыльные пузыри, «Забей мячик в ворота».



    1. Список литературы


  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием не стандартного оборудования. – Автор – сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016г.

  2. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». Изд. Санкт-Петербург, 1996г.

  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009г.

  4. Т.А. Воробьева: 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 лет. Изд. Литера 2011г.

  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012г.

  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М., 1998.

  7. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011г.

  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005г.

  9. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008г.



Приложения