Программа дополнительного образования «Весёлая аппликация» предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе детей младшего школьного возраста, является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Научность рабочей программы выражается в межпредметных связях с технологией, математикой, геометрией, литературой, общими знаниями.
Значение курса для развития ребенка. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных
способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств, постичь их свойства, структуру. Большая роль овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Цель программы.
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать мелкую моторику рук.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы деятельности:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, организация выставок.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Способы фиксации результатов
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в центральной городской библиотеке.
Ожидаемые результаты
Формирование представлений:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, природного материала, других подручных средств как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
познакомятся с основными видами работ из аппликации;
Формирование навыков:
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
овладеют основными техническими приемами макетирования;
изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
для решения простейших задач;
для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Содержание программы
1 год обучения
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1 | Аппликация из подручных средств. | Знакомство с правилами поведения в кружке, техникой безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Изготовление простых аппликаций из подручных средств (обрезков бумаги и ткани, клея, пластилина и др.) | 5 |
2 | Аппликация из природных материалов. | Знакомство с природными материалами (засушенными цветами и травами), использование их в работе, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. | 5 |
3 | Аппликация из бумаги. | Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. | 9 |
4 | Аппликация из текстильных материалов. | Обучающиеся учатся приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем; соединять детали поделки между собой. Знакомятся с правилами изготовления аппликации из нарезанных ниток. | 6 |
5 | Коллаж. | Раскрытие понятия "коллаж". Рассмотреть основные техники работы в данном разделе "аппликации". | 9 |
| | Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата 1 «А» | Дата 1 «Б» | Дата 1 «В» |
Раздел | Аппликация из подручных средств | | | |
1 | Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами | | | |
2 | Аппликация из подручных средств. Цветы | | | |
3 | Аппликация из подручных средств. Солнечная поляна. | | | |
4 | Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей) | | | |
5 | Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей) | | | |
Раздел | Аппликация из природных материалов | | | |
6 | Аппликация из природных материалов (сухие листья). Птица | | | |
7 | Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные | | | |
8 | Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Лебедь | | | |
9 | Аппликация из природных материалов (сухие листья).Осенний лес. | | | |
10 | Аппликация из природных материалов (сухие листья). На озере. | | | |
Раздел | Аппликация из бумаги | | | |
11 | Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Закладка. | | | |
12 | Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина. | | | |
13 | Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц. | | | |
14 | Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Лисица | | | |
15 | Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок | | | |
16 | Аппликация из бумаги. Снеговик | | | |
17-18 | Аппликация из бумаги. Цветы (объемные) | | | |
19 | Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы. | | | |
Раздел | Аппликация из текстильных материалов | | | |
20-21 | Аппликация из нарезанных ниток. Собачка | | | |
22-23 | Аппликация из ткани. Колобок | | | |
24-25 | Аппликация из связанной нити (по выбору детей). | | | |
Раздел | Коллаж | | | |
26-27 | Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу. | | | |
28-29 | Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом. | | | |
30-31 | Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы. | | | |
32-33 | Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы. | | | |
34 | Итоговое занятие. Коллаж из бумаги. Моя школа. | | | |
год обучения
Содержание программы
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1 | Работа с бумагой и картоном. | Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Учатся приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. | 30 часов |
2 | Аппликация на стекле. | Знакомство с техникой выполнение аппликации на стекле. Обучающиеся учатся по графическому рисунку выполнять сборку и оформление работы. | 4 часа |
| | Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата 2 «А» | Дата 2 «Б» |
Раздел. | Работа с бумагой и картоном ( 30 ч.) | | |
1 | Знакомство. Правила поведения в кружке. Техника безопасности. | | |
2 | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. | | |
3 | Панно из открыток (эффект 3 D) | | |
4 | Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. | | |
5 | Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа). | | |
6 | Симметрия в природе. «Золотая осень в парке». | | |
7 | Аппликация « Мухомор». | | |
8 | Закладка. | | |
9 | Пакетик «Сердечко». | | |
10 | Идеи дизайнера. Декоративная ваза. | | |
11 | Работа с салфетками. Веточки в инее. | | |
12 | Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски. | | |
13 | Вырезание. Правильные узоры. | | |
14 | Упражнение в вырезании. Снежинки. | | |
15 | Идеи дизайнера. Великолепная снежинка. | | |
16 | Портрет моего друга. Коллаж. | | |
17 | Проект. «Жильцы Дома Дружбы». | | |
18 | Проект. «Жильцы Дома Дружбы». | | |
19 | Открытки – «валентинки». | | |
20 | Поздравим папу. Открытка. | | |
21 | Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» . | | |
22 | Поздравительная открытка к 8 МАРТА . | | |
23 | Аппликация «Мой котенок». | | |
24 | Объемная аппликация «Одуванчик». | | |
25 | Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА». | | |
26 | Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа. | | |
27 | Витражи. | | |
28 | Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Скоро лето. | | |
29 | Коллаж из бумаги. Моя школа. | | |
30 | Коллаж из бумаги. Моя школа. | | |
Раздел. | Аппликация на стекле. (4 часа) | | |
1 | Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения. | | |
2 | Аппликация на стекле «Радуга». | | |
3 | Аппликация на стекле «Корзинка с фруктами». | | |
4 | Аппликация на стекле «Котёнок». Коллективная работа. | | |
Информационные ресурсы:
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2008
Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006 г.
Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2007 г.
Гульянц Э.К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 2006.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
Интернет-ресурсы: http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru
Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007 г.
Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,2006 г.