СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Занимательная экология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности по биологии и экологии

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Занимательная экология"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №2




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ гимназия №2

_______________/И.Н.Штейнберг/

«___»____________________20__ г.

Приказ №









Дополнительная общеразвивающая программа

«Занимательная экология»

естественнонаучной направленности

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 11 – 13 лет

Срок реализации: 3 года

 


Автор-составитель:

Логунова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования







г.о. Красногорск, 2024

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность и уровень Программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология» реализует естественнонаучную направленность.

Уровень программы: базовый.

Базовый уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающего, расширение его информированности, обогащении практических умений и навыков в определенной образовательной области. Направлен на анализ осуществляемой деятельности (осознание принципа построения целого, выявления взаимосвязи компонентов), формирование функциональной грамотности и выполнение конкретных практических действий с изучаемыми объектами.

Номативно-правовая основа:

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмом Министества образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №2 (далее – Учреждение);

  • Инструктивное письмо Министерства образования МО от 26.08.2013 г. № 10825 – 13 в/ 07 «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях МО»;

Актуальность программы:

Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Новизна программы заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в гимназии, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работах и проектной деятельности эколого-биологической направленности.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.

При реализации содержания программы учитывается здоровьесберегающие аспекты: не ограничиваются перемещения воспитанников в помещении, проводятся физкультминутки; соблюдаются санитарно-гигиенические правила и нормы.

Цель и задачи Программы:

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности по биологии и экологии.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить знания учащихся по биологии и экологии;

• Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

• Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

• Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

• Развить умение проектирования своей деятельности;

• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

• Научить оформлять результаты своей работы;

• Сформировать навыки применения полученных знаний в будущей профессии.

Развивающие:

• Способствовать развитию логического мышления, внимания;

• Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

• Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

• Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

• Совершенствовать навыки коллективной работы;

• Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

• Усиление контактов школьников с природой.

Отличительная особенность данной программы

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса педагогу дополнительного образования предоставляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача педагога заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно – исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Особенности организации образовательного процесса:

Группа/категория учащихся:

Состав группы постоянный. В группах количество детей от 10 до 15 человек. Набор свободный, принимаются физически здоровые дети (не имеющие врачебных противопоказаний для занятий по общефизическому развитию, хореографии). Возраст детей, участвующих в программе – учащиеся 5-9-х классов гимназии, 11-15 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Формы обучения:

Форма обучения: очная.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий.

Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Срок реализации Программы 

Программа дополнительного образования «Занимательная экология» рассчитана на 3 года обучения и включает в себя 216 часов учебного времени. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа, 72 часа в год.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета.

Планируемые результаты 

Предметные:

Учащиеся должны знать:

• Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

• Методики проведения исследований по темам;

• Основные экологические понятия и термины;

• Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

• Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

• Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

• Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

• Виды - биоиндикаторы чистоты водоемов;

• Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

• Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

• Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

• Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

• Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

• Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

• Проводить анкетирования, социологические опросы.

• Применять коммуникативные навыки;

• Работать с определителями растений и животных;

• Работать с различными источниками информации.

• Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды 

  • формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

• освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;

• формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);


Формы контроля и оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации программы.

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.


• Итоговые выставки творческих работ;

• Презентации исследовательской деятельности;

• Презентация итогов работы;

• Участие в мероприятиях:

    1. Муниципальный конкурс «Школа проектов естественных наук»

    2. Муниципальная научно-практическая экологическая конференция «Человек. Природа. Общество.»

    3. Фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»

    4. Муниципальный конкурс «Турнир знатоков биологии»

    5. Международная олимпиада проекта «Инфоурок»

    6. Всероссийские викторины «Знанио»

    7. Всероссийская олимпиада школьников по экологии

    8. Региональная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения»

    9. Международный творческий конкурс «Юный исследователь»

    10. Всероссийский экологический интернет-проект «Красная книга руками детей!»

    11. Всероссийский конкурс «Бережем планету вместе!»

    12. Всероссийский конкурс «Надежды России»

    13. Всероссийский конкурс «Зеленая планета»

    14. Экологическая игра «Эко-квест «Стратег»

    15. Федеральный экологический проект «Разделяй и умножай»

Средства контроля:  

    1. Выставка. Форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения учащихся.

    2. Диктант. Форма представляет собой систему контрольно- диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого учащиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного предмета (объекта).

    3. Зачет. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (темы) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.

    4. Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения. Аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности учащихся. Различные игры (дидактические) помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания.

    5. Кроссворд. Задача, построенная на пересечении слов. В клетки, от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина.

    6. Олимпиада. Форма итогового контроля, проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков, который представляет собой, как правило, логическое сочетание различных творческих конкурсов.

    7. Творческий отчет. Форма итогового контроля, направлена на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков, учащихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественного эстетического и прикладного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

    8. Тест.

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса.

    1. Итоговое занятие - может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Готовые работы, дипломы и грамоты, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Защита проектных работ.

Информационное обеспечение программы:

Фильмы:

  • Улыбка природы

  • Экологический след человека.

  • Экологическое право. Мы - Люди.

  • ДОМ - Свидание с планетой. 

  • Биосфера - среда жизни

  • Охрана природы

  • Воздух вокруг нас

  • Нефть в повседневной жизни

  • Экологические системы и их охрана

  • Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека.

  1. Интернет-источники:

  • https://wwf.ru/

  • http://www.wwf.ru/

  • http://biodiversity.ru/

  • http://www.dront.ru/

  • http://www.ecowiki.ru/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

  • http://ecoportal.ru/

  • http://www.priroda.ru/lib/

  • http://www.ecology.md/

  • http://www.ecocommunity.ru/

  • http://portaleco.ru/

  • http://greenword.ru/

  • http://www.rodnikcenter.ru/

  • http://www.ecoinform.ru/public/

  • http://www.geo.ru//ekologiya?page=1

  • http://www.ecowiki.ru/index.php?title=%D0%AD%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE


Кадровое обеспечение:

Руководство данной программой осуществляет педагог дополнительного образования Логунова Татьяна Александровна – учитель биологии.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный (тематический) план (1 год обучения)

п/п

Наименование раздела. темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

всего

теория

практика

 

Введение

6

2

4

материалы

Экология растений

32

16

16

проект

Жизнь животных

20

16

4

выставка, проект

Реки и озера

14

8

6

проект

 

 

 

 

 

 


2.2 Учебный (тематический) план (2 год обучения)

п/п

Наименование раздела. темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

всего

теория

практика

 

Человек и животные

22

16

6

проект

Экология человека

12

8

4

презентация, проект

Сельскохозяйственный труд

38

18

20

модель

 

 

 

 

 

 


2.3 Учебный (тематический) план (3 год обучения)

п/п

Наименование раздела. темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

всего

теория

практика

 

Введение

8

4

4

выставка

Основы исследовательской деятельности

24

6

18

презентация

Антропогенное воздействие на биосферу

32

10

22

оформление стенда, презентация

Подведение итогов

8

0

8

проект

 

 

 

 

 

 


Содержание учебного (тематического) плана 

1 год обучения

Раздел 1. «ВВЕДЕНИЕ». (6 часов)

Тема 1. 1. Введение. Жизнь на Земле

Теория: Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Практика: Экскурсия «Живая и неживая природа».

Раздел 2. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (32 часа)

Тема 2.1. Времена года на Земле.

Теория: Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Практика: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 2.2. Изменения окружающей среды.

Теория: Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Практика: «Осень на пришкольном участке». Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 2.3. Условия жизни растений.

Теория: Дикорастущие и культурные растения. Экологические факторы, влияющие на растения: свет, температура, вода.

Практика: Значение света для процесса фотосинтеза. Понятие о процессе фотосинтеза и его значении в жизни растений. Космическая роль фотосинтеза. Условие образования хлорофилла. Обнаружение и выделение хлорофилла. Отработка практических навыков исследовательской работы. Минеральное питание растений. Понятие об основных элементах минерального питания растений. Виды минеральных удобрений, их применение. Опасность избытка минеральных удобрений.

Тема 2.4. Что такое устьица.

Теория: Органы газообмена и транспирации листа.

Практика: Определение состояния устьичных клеток.

Темы 2.5. Особенности растений разных природных зон.

Теория: Видовой состав, многообразие. Растения – переселенцы и комнатные растения, условия их содержания. Природные зоны Земли. Особенности природной зоны, в которой мы живем.

Практика: Экологический проект «Растения – наши друзья». Подготовка материала для проекта, его оформление и защита.

Раздел 3. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (20 часов)

Теория: Экологические особенности животных. Экологические группы по типу питания, видовое разнообразие и роль в природе. Типы взаимоотношений животных: конкуренция, мутуализм, паразитизм.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров, связанных с образом жизни и питания.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Московской области. Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей местности.

Практика: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Раздел 4. «РЕКИ И ОЗЕРА» (14 часов)

Теория: Пресная вода. Отличия экологии реки и озера. Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие, их особенности и охрана.

Практика: Изучение видового состава пресноводного водоема.

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод - причина загрязнения водоемов. Необходимость охраны вод.


2 год обучения:

Раздел 1. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (22 часа)

Тема 1.1. Одомашненные животные.

Теория: Приручение животных - важный этап развития человечества.

Жизнь в городах. Человек и животное. Особенности отношений человека и животных в условиях города. Виды домашних животных, особенности содержания и ухода за домашними животными.

Практика: Ролевая игра «Это все кошки». Конкурс загадок о животных. Игра «Узнай меня». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячка, морской свинки, попугая, канарейки).

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил».


Тема 1.2. Паразиты.

Теория: Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Необходимость прививок.

Тема 1.3. Животноводство.

Теория: Животноводство как отрасль сельского хозяйства, его значение. Породы сельскохозяйственных животных.

Раздел 2. «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» (12 часов)

Теория: Приспособленность человека к жизни в разных климатических условиях. Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений. От чего зависит здоровье человека. Факторы риска. Правильное питание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Как помочь самому себе.

Практика: Санитарная проверка пищевых продуктов по упаковке и этикетке.

Техника и методика самомассажа.

Раздел 3. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (38 часов)

Теория: Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Техника безопасности при использовании с/х инвентаря. Многообразие семян различных культур. Различие семян по внешнему виду. Правила хранения и посева семян. Представления о сезонности труда людей. Виды и значение труда людей весной в поле. Изучение площади питания семян культурных растений. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Декоративные растения и цели их выращивания. Основные правила ухода за растениями. Причины угнетения роста растений. Вредители и способы борьбы с ними. Привлечение и охрана полезных видов животных.

Практика: Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Изготовление «посадочных лент» семян культурных растений. Подготовка почвы на пришкольном участке. Составление проекта клумбы. Пикировка рассады. Высадка рассады на участке. Составление графика полива. Рыхление. Высадка культурных растений.


3 год обучения:

Раздел 1. Введение. (8 часов)

Теория: Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практика: Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Экскурсия. "Экологические объекты окружающей среды".

Раздел 2. Основы исследовательской деятельности (24 часов).

Теория: Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практика: Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние окрестностей школы», оформление стенда «Боль природы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Практические работы:

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Определение шумового загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

Темы работ:

Исследовательские:

  • Оценка экологического состояния окрестностей школы.

  • Оценка экологического состояния окрестностей школы по асимметрии листьев

  • Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Реферативные:

  • Экологический мониторинг. Методы исследования

  • Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

Творческие

  • Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»

Раздел 3. Антропогенное воздействие на биосферу (32 часа)

Тема 3.1.Воздействия на биосферу.

Теория: Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Практика: проекты.

Темы работ:

Реферативные:

  • Радиоактивное загрязнение. Что это такое?

  • Мифы и реальность Чернобыля.

  • Беда всегда рядом

Тема 3.2. Антропогенное влияние на атмосферу.

Теория: Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Практика: Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.

Темы работ:

Исследовательские:

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы зимой;

Реферативные:

  • Влияние пыли на организм человека.

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Тема 3.3. Антропогенное влияние на гидросферу.

Теория: Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Практика: Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Экскурсия к водоему "Описание водоема".

Темы работ:

Исследовательские:

  • Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

  • Оценка экологического состояния родника.

Реферативные:

  • Роль воды в жизни человека.

  • Вода живая и мертвая

Творческие:

  • Оформление стенда «Вода – это жизнь!»

Тема 3.4. Антропогенное влияние на литосферу.

Теория: Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.

Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.

Практика: Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Исследование почвы в окрестностях школы.

Экскурсия "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях школы".

Темы работ:

Исследовательские:

  • Характеристика почвы пришкольной территории

Реферативные:

  • Состав почвы

  • Почвы Красногорска

Творческие:

  • Оформление фотовыставки «Боль природы»

  • Написание и распространение листовки «Нет мусору!»

  • Оформление выставки поделок из отходов продукции одноразового использования

  • Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора

  • Уборка мусора на берегу водоема, в окрестностях школы.

Тема 3.5. Биоиндикация.

Теория: Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.

Практика: Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, города и леса, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в которой мы живем». Экскурсия на водоем.

Темы проектов:

Исследовательские:

  • Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.

  • Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

  • Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.

  • Антропогенная нагрузка на экосистемы города.

Творческие:

  • Оформление стенда «Город, в котором мы живем».

Реферативные:

  • Биоиндикация. Методы исследования.

Радел 4. Подведение итогов (8 часов).

Практика: Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год. Поход.

Работа проводится как в рамках уроков, так и в качестве внеурочной деятельности по предмету. Например, экскурсии в лес, на водоемы требуют продолжительного времени, хорошей погоды, особой подготовки и одежды, поэтому они проводятся в выходные дни и после уроков.


Материально-технические условия реализации Программы

Материально-техническое обеспечение включает:

  • Проектор

  • Экран

  • Ноутбук

  • Колонки

  • Микроскопы – 15 штук

  • Стенды для выставок

  • Лопаты -15 штук

  • Грабли – 15 штук

  • Цифровая лаборатория по экологии (полевая) – 1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

  • Жизнь у рек и озер.

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Загрязнители почв.

  • Экологические последствия загрязнения литосферы.

Темы, на которые используется во 2 год обучения:

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений.

  • От чего зависит здоровье человека.

  • Факторы риска.

  • Правильное питание.

  • Санитарная проверка пищевых продуктов.

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы.

  • Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

  • Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Определение шумового загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

  • Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы. Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

  • Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

  • Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.

  • Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

  • Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).

  • Исследование почвы в окрестностях школы.

  • Многофункциональный набор химической посуды – 2 штуки

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Значение света в жизни растений.

  • Условие образования хлорофилла. Обнаружение и выделение хлорофилла.

  • Жизнь у рек и озер.

  • Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Жизнь бактерий и вирусов.

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений.

  • Санитарная проверка пищевых продуктов

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

  • Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

  • Изготовление «посадочных лент» семян культурных растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

  • Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

  • Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

  • Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.

  • Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).

  • Исследование почвы в окрестностях школы.


  • Цифровая лаборатория по экологии – 1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

  • Жизнь у рек и озер.

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

  • Основные источники хим. загрязнения воды.

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Загрязнители почв.

  • Экологические последствия загрязнения литосферы.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Жизнь бактерий и вирусов.

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений.

  • Санитарная проверка пищевых продуктов

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

  • Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

  • Изготовление «посадочных лент» семян культурных растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

  • Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

  • Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

  • Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.

  • Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).

  • Исследование почвы в окрестностях школы.



  • Портативный измеритель температуры влаги и кислотности почв – 1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Загрязнители почв.

  • Экологические последствия загрязнения литосферы.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Знакомство с исследовательскими работами.

  • Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.

  • Структура и характеристика загрязненности почв городов.

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»


  • Портативная комплект-лаборатория для почв (НКВ) -1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Загрязнители почв.

  • Экологические последствия загрязнения литосферы.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Знакомство с исследовательскими работами.

  • Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.

  • Структура и характеристика загрязненности почв городов.

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»


  • Тест комплект кислотности - 1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Жизнь у рек и озер.

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Загрязнители почв.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Изучение площади питания семян культурных растений.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Знакомство с исследовательскими работами.

  • Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.

  • Структура и характеристика загрязненности почв городов.

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»


  • Тест комплект на нитраты – 1 штука

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • От чего зависит здоровье человека. Факторы риска. Правильное питание

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Задачи и методы экологического мониторинга.

  • Санитарная проверка пищевых продуктов



  • Лаборатория «Физико-химический анализ воды – 1штука

Темы, на которых используется в 1 год обучени:

  • Жизнь у рек и озер.

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

  • Основные источники хим. загрязнения воды.

  • Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений.

  • От чего зависит здоровье человека. Факторы риска.

  • Правильное питание.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.

  • Понятие о качестве питьевой воды.

  • Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.


  • Цифровой usb-микроскоп – 2 штуки

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Значение света в жизни растений.

  • Условие образования хлорофилла.

  • Что такое устьица? Определение состояния устьичных клеток.

  • Жизнь у рек и озер.

  • Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

  • Рассматривание пыли под микроскопом.

  • Основные источники хим. загрязнения воды.

  • Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды.

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб. Загрязнители почв.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов

  • Правильное питание.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Определение пылевого загрязнения территории и окрестностей школы

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды

  • Источники загрязнения атмосферы.

  • Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом;

  • Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.

  • Понятие о качестве питьевой воды.

  • Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.

  • Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).


  • Большая химическая лаборатория – 2 штуки

Темы, на которых используется в 1 год обучения:

  • Значение света в жизни растений.

  • Условие образования хлорофилла.

  • Обнаружение и выделение хлорофилла.

  • Жизнь у рек и озер.

  • Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

  • Рассматривание пыли под микроскопом.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений.

  • От чего зависит здоровье человека. Факторы риска.

  • Правильное питание.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы

  • Оценка экологического состояния окрестностей школы.

  • Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

  • Источники загрязнения атмосферы.

  • Понятие о качестве питьевой воды.

  • Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).

  • Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации - 1 штука Темы, на которых используется:

  • Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

  • Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

  • Рассматривание пыли под микроскопом.

  • Биоиндикация на примере лишайника.

  • Биоиндикация на примере сосны, липы, ряски, моллюсков и др.

Темы, на которых используется во 2 год обучения:

  • Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений. От чего зависит здоровье человека. Факторы риска.

  • Причины угнетения роста растений.

Темы, на которых используется в 3 год обучения:

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Экскурсия « В окрестностях школы, на водоемы (река, родник)»

  • Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.

  • Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

  • Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов).

  • Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.


Методическое обеспечение программы:

Программа строится на следующих дидактических принципах обучения:

  • принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха», развивающее общение);

  • принцип доступности и последовательности – простота изложения и понимания материала, построения учебного процесса от простого к сложному;

  • принцип природосообразности: учёт возрастных особенностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференцированности – максимальный учёт возможностей каждого воспитанника;

  • принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих способностей обучающихся;

  • принцип научности: учебный курс основывается на современных научных достижениях;

  • принцип наглядности: предполагает использование широкого круга наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;

  • принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми; возможность использования полученных знаний на практике;

  • принцип системности и преемственности в обучении;

  • принцип сознательности и активности обучения;

  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

  • принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых;

  • принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями деятельности.

Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):

  • Информационно-рецептивные;

  • Объяснительно-иллюстративные;

  • Репродуктивные методы;

  • Частично-поисковые;

  • Проблемные;

  • Исследовательские методы.

Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий:

  • Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.);

  • Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.);

  • Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации и т.д.).

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции.

Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная

  • индивидуально-групповая

  • гупповая

Занятия в объединении проводятся в форме:

  • традиционные занятия;

  • практические занятия;

  • конкурсы;

  • консультативная работа, разработка и защита проекта;

  • выставка;

  • экскурсия;

  • акция;

  • викторина;

  • встреча с интересными людьми;

  • круглый стол;

  • лабораторное занятие;

  • наблюдение;

  • поход;

  • мастерская;

  • консультация;

  • презентация;

  • научно-практическая конференция.

Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.


Педагогические технологии:

  • технология индивидуализации обучения,

  • технология группового обучения,

  • технология дифференцированного обучения,

  • технология разноуровневого обучения,

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • технология исследовательской деятельности,

  • технология проектной деятельности,

  • технология игровой деятельности,

  • коммуникативная технология обучения,

  • технология коллективной творческой деятельности,

  • технология портфолио,

  • здоровьесберегающая технология.


Примерная схема занятия:

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.

Дидактические материалы

  • Демонстрационный материал (иллюстрации, гербарий, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

  • Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);

  • Модели, макеты.



Нормативные правовые акты:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросамвоспитания обучающихся»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных(муниципальных) услуг в социальной сфере»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808«Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25 января 2023 г. № 35);

  • Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

  • утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,

  • утверждённая Указом Президента Российской Федерации от | декабря 2016 г. № 642;

  • Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р;

  • Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);

  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля

  • 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

  • образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

  • от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требованийк организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, ЯВЛЯЮЩИХСЯ членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий».

  • Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместес «Методическими рекомендациями по реализации профориентационногоминимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующихобразовательные программы основного общего и среднего общего образования»,«Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимумав образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

  • Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерствапросвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образованиядетей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/0бпр от 28 июля2023 года.


Список литературы

для учащихся:

  1. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

  2. Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.

  3. Буянов М.И. «Размышления о наркомании», Москва, Просвещение, 1990

  4. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2005

  5. Заяц Р.Г. и др «Биология для абитуриента», Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004

  6. Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.

  7. Куреннов И, «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2011

  8. Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.

  9. Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990

  10. Новикова В.С., Губанов И.А, «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.

  11. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975

  12. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2003

  13. Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»

  14. Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

для преподавателя:

  1. «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008

  2. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

  3. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988

  4. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989

  5. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

  6. Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2007.

  7. Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.

  8. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.

  9. Кучменко В.С., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана – Граф, 2004

  10. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.

  11. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989

  12. Полосин В.С. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 1996

  13. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.

  14. Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005

  15. Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011

  16. Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарква И.Н. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана – Граф, 2010



Утверждаю:

Директор МБОУ гимназия №2

_______________ /И.Н.Штейнберг/

«___» ________________ 20____г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экология»

(базовый уровень)

Педагог ДО: Логунова Татьяна Александровна

Год обучения: 1

Группа: 1, 2,3

Учебная нагрузка: 1раз в неделю по 2 часа, в год 72 ч.

Место проведения занятия: кабинет биологии

Расписание:

Вторник 1 группа 15.30 – 16.15 16.25 – 17.10

2 группа 17.20 – 18.05 18.15 – 19.00

Среда 3 группа 15.30 – 16.15 16.25 – 17.10


год обучения: 1 (2024-2025 учебный год):

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Введение

6




1

09

12

15:15

традиционное

2

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

кабинет

кроссворд

2-3

09

19,26

15:15

экскурсия

4

Экскурсия «Живая и неживая природа».

лес

тестирование

2. Экология растений

32




4

10

03

15:15

традиционное

2

Времена года на Земле.

кабинет


5

10

10

15:15

практическая

2

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

лес

творческий отчет

6

10

17

15:15

традиционное

2

Изменения окружающей среды.

кабинет

тестирование

7

10

24

15:15

практическая

2

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

пришкольный участок

творческий отчет

8

10

31

15:15

традиционное

2

Условия жизни растений.

кабинет

тестирование

9

11

7

15:15

лабораторная

2

Значение света в жизни растений. Условие образования хлорофилла.

кабинет

творческий отчет

10

11

14

15:15

лабораторная

2

Обнаружение и выделение хлорофилла

кабинет

творческий отчет

11

11

21

15:15

практическая

2

Минеральное питание растений.

Знакомство с минеральными удобрениями.

кабинет

творческий отчет

12

11

28

15:15

лабораторная

2

Что такое устьица? Определение состояния устьичных клеток.

кабинет

творческий отчет

13

12

05

15:15

презентация

2

Растения саванн и степей.

кабинет

презентация

14

12

12

15:15

презентация

2

Растения пустынь и полупустынь.

кабинет

презентация

15

12

19

15:15

презентация

2

Растения тайги.

кабинет

презентация

16

12

26

15:15

презентация

2

Растения тропических лесов.

кабинет

выставка

17

01

09

15:15

круглый стол

2

Природные зоны.

кабинет

творческий отчет

18-19

01

16,23

15:15

презентация

4

Экопроект «Растения наши друзья»

кабинетбиблиотека

творческий отчет

3. Жизнь животных

20




20

01

30

15:15

традиционное

2

Животные, какие они?

кабинет

тестирование

21

02

06

15:15

выставка

2

Динозавры – вымерший вид животных.

кабинет

выставка

22

02

13

15:15

презентация

2

Хищники.

кабинет

презентация

23

02

20

15:15

традиционное

2

Травоядные.

кабинет

презентация

24

02

27

15:15

традиционное

2

Падальщики.

кабинет

тестирование

25

03

05

15:15

круглый стол

2

Взаимоотношения в животном мире.

кабинет

творческий отчет

26

03

12

15:15

традиционное

2

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

кабинет

творческий отчет

27

03

19

15:15

презентация

2

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

кабинет

конкурс

28

03

26

15:15

круглый стол

2

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

кабинет

творческий отчет

29

04

02

15:15

круглый стол

2

Опасные животные нашей местности

кабинет

творческий отчет

4. Реки и озера

14




30

04

09

15:15

традиционное

2

Реки и озера.

кабинет

викторина

31

04

16

15:15

традиционное

2

Получение кислорода под водой.

кабинет

тестирование

32

04

23

15:15

презентация

2

Пресноводные животные и растения.

кабинет

презентация

33

04

07

15:15

презентация

2

Пресноводные животные и растения.

кабинет

презентация

34

05

14

15:15

практическая

2

Жизнь у рек и озер.

река Банька

творческий отчет

35-36

05

21,28

15:15

научно-практическая конференция

4

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

актовый зал

конкурс





Итого:

72 часа




Утверждаю:

Директор МБОУ гимназия №2

_______________ /И.Н.Штейнберг/

«___» ________________ 20____г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экология»

(базовый уровень)

год обучения: 2 (2025-2026 учебный год) :

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Человек и животные

22




1

09

5

14:30

традиционное

2

Одомашнивание животных.

Проведение инструктажа по ОТ и ТБ.

кабинет

тестирование

2

09

12

14:30

презентация

2

Жизнь среди людей.

кабинет

тестирование

3

09

19

14:30

игра

2

Ролевая игра «Это все кошки».

кабинет

игра

4

09

26

14:30

круглый стол

2

Домашние животные. Уход за домашними животными.

кабинет

творческий отчет

5

10

3

14:30

викторина

2

Викторина «Собаки – наши друзья».

кабинет

викторина

6

10

10

14:30

практическая

2

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

кабинет

материалы

7

10

17

14:30

презентация

2

Экзотические домашние

животные.

кабинет

творческий отчет

8

10

24

14:30

традиционное

2

Люди и паразиты.

кабинет

творческий отчет

9

10

31

14:30

презентация

2

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Вакцина. Прививка.

кабинет

тестирование

10

11

7

14:30

круглый стол

2

Значение животных в жизни человека. Животноводство.

кабинет

творческий отчет

11

11

14

14:30

круглый стол

2

Породы животных.

кабинет

творческий отчет

2. Экология человека

12




12

11

21

14:30

14:30

2

Жилище человека – его среда обитания.

кабинет

выставка

13

11

28

14:30

14:30

2

Факторы, влияющие на здоровье человека.

кабинет

творческий отчет

14

12

5

14:30

14:30

2

Санитарная проверка пищевых продуктов по упаковке и этикетке.

кабинет

творческий отчет

15-16

12

12,19

14:30

14:30

4

Гигиена человека.

кабинет

творческий отчет

17

12

26

14:30

14:30

2

Техника и методика самомассажа.

кабинет

творческий отчет

3. Сельскохозяйственный труд

38




18-19

01

9,16

14:30

практическая

4

Почва.

пришкольная территория

творческий отчет

20

01

23

14:30

традиционное

2

Семена овощных и декоративных культур.

кабинет

творческий отчет

21

01

30

14:30

круглый стол

2

Уборочная страда.

кабинет

творческий отчет

22-23

02

6,13

14:30

практическая

4

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.

кабинет

посадочные ленты

24-25

02

20,27

14:30

практическая

4

Подготовка почвы на пришкольном участке.

пришкольная территория

творческий отчет

26

03

6

14:30

практическая

2

Составление проекта клумбы.

кабинет

творческий отчет

27

03

13

14:30

практическая

2

Выбор растений для клумбы.

кабинет

творческий отчет

28

03

20

14:30

практическая

2

Пикировка.

пришкольная территория

творческий отчет

29

03

27

14:30

практическая

2

Высадка рассады на участке. Составление графика полива.

пришкольная территория

творческий отчет

30

04

03

14:30

круглый стол

2

Декоративные растения.

кабинет

творческий отчет

31

04

10

14:30

практическая

2

Рыхление. Высадка культурных растений.

пришкольная территория

творческий отчет

32

04

17

14:30

круглый стол

2

Вредители сельскохозяйственных культур.

кабинет

творческий отчет

33-34

04,05

24,8

14:30

круглый стол

4

Биологические методы борьбы с вредителями.

кабинет

творческий отчет

35

05

15

14:30

презентация

2

Насекомые опылители.

кабинет

тестирование

36

05

22

14:30

презентация

2

Птицы - помощники на огороде.

кабинет

презентация



Итого:

72 часа




Утверждаю:

Директор МБОУ гимназия №2

_______________ /И.Н.Штейнберг/

«___» ________________ 20____г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экология»

(базовый уровень)

год обучения: 3 (2027-2028 учебный год):

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.Введение

8




1




традиционное

2

Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования.

кабинет

тестирование

2




традиционное

2

Задачи и методы экологического мониторинга.

кабинет

тестироваие

3




экскурсия

2

Экскурсия «Экологические объекты окружающей среды».

лес

творческий отчет

4




выставка

2

Оформление выставки поделок из природного материала.

кабинет

выставка

2. Основы исследовательской деятельности

24



5




традиционно

2

Методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

кабинет

беседа

6




традиционно

2

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования


тестирование

7




экскурсия

2

Экскурсия в окрестности школы, сбор проб.

пришкольная территория

творческий отчет

8




практическая

2

Проведение опросов, исследований.

здание гимназии

творческий отчет

9




практическая

2

Обработка и анализ полученных результатов

кабинет

творческий отчет

10




практическая

2

Правила работы с литературой по теме. Работа с информационными источниками по теме своей работы.

библиотека , кабинет

материал

11




практическая

2

Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы. Оформление материалов по своей работе, выбор формы презентации.

кабинет

материал

12




практическая

2

Оформление работы.

кабинет

материал

13




практическая

2

Подготовка доклада для конференции.

кабинет

материал

14




презентация

2

Конференция «Экологическое состояние окрестностей  школы». Презентация творческих и исследовательских работ.

актовый зал

конкурс

15




выставка

2

Оформление выставки по результатам конференции.

рекриация

выставка

16




круглый стол

2

Круглый стол «Подведение итогов работы над темой».

актовый зал

творческий отчет

3. Антропогенное воздействие на биосферу

32



17




традиционное

2

Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы

кабинет

тестирование

18




практическая

2

Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Рассматривание пыли под микроскопом

кабинет

творческий отчет

19




презентация

2

Роль зеленых насаждений в защите от пыли. Основные источники хим. загрязнения воды

кабинет

презентация

20




традиционое

2

Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

кабинет

тестирование

21




практическая

2

Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды

река Банька

творческий отчет

22




практическая

2

Оформление результатов исследовательской работы.

кабинет

материалы

23




практическая

2

Оформление стенда «Вода – это жизнь».

кабинет

выставка

24





2

Загрязнители почв. Экологические последствия загрязнения литосферы.



25




экскурсия

2

Экскурсия «Свалки села», "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях школы".

территория города

творческий отчет

26




выставка

2

Оформление фотовыставки «Свалки – боль села», выставки поделок «Вторая жизнь вещей»

рекриация

выставка

27




практическая

2

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.

пришкольная территория

творческий отчет

28




традиционное

2

Что такое биоиндикация.

кабинет

тестирование

29




практическая

2

Биоиндикация на примере лишайника. Биоиндикация на примере сосны, липы, ряски, моллюсков и др.

кабинет

творческий отчет

30




практическая

2

Оформление работ по биоиндикации.

кабинет

материалы

31




практическая

2

Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся.

актовый зал

конкурс

32




выставка

2

Оформление выставки по результатам конференции.

рекриация

выставка

4. Подведение итогов

8




33




практическая

2

Подготовка к конференции исследовательских работ кружковцев.

кабинет

материалы

34-35




практическая

4

Проведение конференции исследовательских работ. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

актовый зал

презентация

36




практическая

2

Поход.

лес

творческий отчет




Итого

72 часа








55