Павлодар облысы әкімдігі
Павлодар облысы білім беру басқармасының
«Жас ұрпақ» коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Жас ұрпақ»
управления образования Павлодарской области,
акимата Павлодарской области
Программа «Дорога в будущее»  Программа подготовлена педагогами: Касимовой Б.Т.
г.Павлодар | |
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка …………………………………………………. | 2 |
2 | Паспорт программы …………………………………………………….. | 5 |
3 | Пояснительная записка к разделу «Правовая социализация»……………………..……….……………….. | 7 |
4 | Планирование воспитательных мероприятий по направлению «Правовая записка»……………………………………………………… | 10 |
5 | Пояснительная записка к разделу «Мое здоровье»……..……………. | 11 |
6 | Планирование воспитательных мероприятий по направлению «Мое здоровье»……………………………….......................................... | 12 |
7 | Пояснительная записка к разделу «Дорога в будущее»……..………... | 13 |
8 | Планирование воспитательных мероприятий по направлению «Дорога в будущее»…………………….……………………………...... | 14 |
9 | Список литературы……………………………………………………… | 15 |
Пояснительная записка
Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому.
Важное значение для социализации молодых людей имеет социум. Эту ближайшую среду воспитанник осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.
Для процесса социализации важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Основной особенностью социализации воспитанников является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.
Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.
Юноши, поступившие из детских домов в дома юношества воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Когда воспитанник выходит из детского дома – это еще не значит, что этот воспитанник готов к жизни.
Выпускники интернатов, детских домов, поступившие в колледж, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Следует отметить, что дети – сироты, профессиональный выбор делают неосознанно, а иногда этот выбор делают за них, не объясняя значимость данного решения. В дальнейшем, при обучении в колледже подросток видит, что выбранная профессия не отвечает его ожиданиям, разочаровывается в ней и зачастую совсем прекращает обучение. Либо получает диплом, но не работает по специальности.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Выделив эти проблемы, пришли к выводу о необходимости создания программы социализации детей – сирот. В связи с этим разработана программа «Дорога в будущее». Программа «Дорога в будущее» – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха воспитанника. Данная программа рассчитана на воспитанников Домов юношества «Жас канат», где проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, юноши в возрасте от 16 до 23-х лет.
Цель программы: создание условий для успешной социальной адаптации и социализации воспитанников дома юношества в современное казахстанское общество.
Задачи программы:
формировать готовность к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение;
формировать здоровый образ жизни;
формировать профессионально – трудовую готовность воспитанников;
формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
формировать готовность к реализации творческого потенциала в социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм.
Программа рассчитана на 3 года – 2017 – 2020гг.
Этапы реализации программы
I Диагностический этап 2017г: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы;
диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации воспитанников к самостоятельной жизни.
II Организационно-деятельный этап 2017 – 2020г:
III Обобщающий этап – 2020г.:
психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
разработка методических рекомендаций, практических пособий с комплексами тренингов и упражнений, материалами для бесед;
внедрение программы в работу в дома юношества, детские дома.
Содержание программы представлено следующими направлениями:
«Правовая социализация»;
«Моё здоровье»;
«Дорога в будущее».
Формы работы с воспитанниками:
беседы и лекции;
социально-ролевые игры, викторины, конкурсы;
встречи с интересными людьми;
занятия-практикумы;
тестирование, анкетирование;
психологические тренинги.
Каждое направление состоит из определенной тематики, содержащей материал, как для групповых занятий, так и для индивидуальных по формированию компетенций, способствующих успешной социальной адаптации в обществе.
Ожидаемые результаты:
осознание воспитанниками чувства патриотизма и гражданской ответственности, способность проявить их в созидательном процессе в интересах Республики Казахстан;
осознание и сохранение воспитанниками физического, эмоционального, психического, нравственного здоровья и качества своей жизни;
становление воспитанников полноценными членами общества: гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;
становление воспитанников со способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Раздел 1
«Правовая социализация»
Пояснительная записка к разделу «Правовая социализация»
Молодежь является вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладает всеми необходимыми его признаками: внешней обособленностью, активной мобильностью, персонификацией, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.
Под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде, по усвоению знаний, ценностей, отношений, ситуаций в правовой среде и их реализации в правопорядке.
Сейчас кризис в этом вопросе проявляется в следующих моментах:
отсутствие государственной концепции правовой культуры молодежи;
отсутствие должных апробированных методик и программ по формированию и повышению уровня правовой культуры молодежи;
открытая пропаганда пуританизма и западного авангардизма со стороны СМИ, работа которых не способствует постоянному формированию должного правового мировоззрения;
низкий уровень гражданственности, нравственности и морали в современном обществе;
падение общего уровня «энциклопедичности» личности, что не может не сказаться и на уровне общей и правовой культуры.
Молодые люди до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из–за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Юноши должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня представило молодым людям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Правовые знания способствуют формированию социальной активности юношей, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у воспитанников не только формируются убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты, но и происходит формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе.
Курс занятий по правовой социализации, направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека, правовых документах, законах, обязанностях. Находить решения и обращаться за помощью при нарушении прав и свобод человека.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Цель: подготовка воспитанников к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе, профилактика правонарушений.
Задачи:
научить воспитанников осуществлять свои конституционные права и обязанности, уметь защищать свои права;
осуществлять правовое образование воспитанников;
научить принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.
Ожидаемые результаты
Знать:
основные положения Конституции,
отдельные законы и ответственность за нарушения уголовного и административного кодекса;
конвенцию о правах человека;
Уметь:
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную воспитательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Курс раздела рассчитан на проведения занятий один раз в месяц.
Планирование воспитательских мероприятий по направлению
«Правовая социализация»
№ | Тема мероприятий | Сроки проведения |
1. | Лекция «Правовая культура человека». | Сентябрь |
2. | Дискуссия: «Выбор. Свобода. Ответственность». | Октябрь |
3. | Круглый стол совместно с Центральной ОП УВД города Павлодара: «Административная ответственность молодых людей перед законом». | Ноябрь |
4. | Воспитательный час: «Обязано ли государство защищать права человека?». | Декабрь |
5 | Диспут: «Что делать, если ты попал в полицию». | Январь |
6 | Воспитательный час: «Ответственность за преступление в сфере экономики» (Мошенничество, взяточничество). | Февраль |
7 | Лекция: «Преступление – наиболее опасное правонарушение». | Март |
8 | Викторина: «Ответственность за хулиганство». | Апрель |
9. | Беседа с элементами тренинга: «Ответственность за соучастие в преступлении» | Май |
10. | Воспитательный час: «Всегда ли вы, отстаивая свои права, мнения, уважаете достоинство других?». | Июнь |
11. | Индивидуальная беседа: «Если с тобой случилась беда. Куда обратиться?». | Июль |
12. | Групповая беседа: «От безответственности до преступления один шаг». | Август |
Раздел 2
«Моё здоровье»
Пояснительная записка
Направление «Моё здоровье» разработано с целью формирования у воспитанников понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения, для сохранения и улучшения физического, эмоционально - психического, нравственного здоровья и качества жизни.
Задачи:
знакомить воспитанников с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
создавать условия для формирования у воспитанников культуры сохранения собственного здоровья;
способствовать преодолению вредных привычек воспитанников средствами физической культуры и занятием спортом;
внедрить современные методы мониторинга здоровья;
пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, воспитательных часов, лекций, семинаров, круглых столов и т.д.);
формировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой;
воспитать негативное отношение к вредным привычкам.
Ожидаемый результат:
Знать и уметь:
применять навыки гигиены;
знать правила рационального питания;
оказать первую помощь при ОРВИ и гриппе, профилактику кишечных инфекций;
обладать необходимыми навыками отказа от приёма психоактивных веществ в своей социальной среде;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля.
Курс раздела рассчитан на проведения занятий один раз в месяц.
Планирование воспитательских мероприятий по направлению
«Моё здоровье»
№ | Тема мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Устный журнал: «Гигиена труда и отдыха» (периоды изменения работоспособности, режим дня, признаки утомления). | Сентябрь |
2. | Профилактическая беседа: «Профилактика инфекционных заболеваний, поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни». | Октябрь |
3. | Просмотр видеофильма с обсуждением: «Половое воспитание и болезни, передающиеся половым путем». | Ноябрь |
4. | Профилактическая беседа: «Представление об основных пищевых веществах, их значение». | Декабрь |
5. | Воспитательный час: «Здоровым быть – в радости жить». | Январь |
6. | Профилактическая беседа: «Профилактика гриппа и авитаминоза». | Февраль |
7. | Дискуссия: «Пищевые риски, опасные для здоровья, правила поведения за столом». | Март |
8. | Воспитательный час: «Спорт – это жизнь». | Апрель |
9. | Просмотр видеоролика: «Общие представления о ПАВ». | Май |
10. | Воспитательный час: «Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь». | Июнь |
11. | Круглый стол: «Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя». | Июль |
12. | Воспитательное мероприятие с приглашение медицинских сотрудников: «Поведение в медицинских учреждениях». | Август |
Раздел 3
«Дорога в будущее»
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи воспитанникам в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Выпускники детских домов и школ – интернатов должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. Важно готовить воспитанников к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что юноши будут чувствовать свою востребованность.
Цель: формирование умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Задачи:
Получить профессию и иметь желание к повышению своей квалификации:
Уметь реагировать на изменения на рынке труда: готовность переквалифицироваться;
Владеть навыками работы с различными источниками информации в поисках работы;
Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо.
Ожидаемый результат
Знать и уметь:
ориентироваться в мире профессий;
анализировать, оценивать и применять в жизни свои профессиональные навыки;
строить профессиональные и жизненные планы;
Курс раздела рассчитан на проведения занятий один раз в месяц.
Планирование воспитательских мероприятий по направлению
«Дорога в будущее»
№ | Тема мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Беседа: «Мир труда». | Сентябрь |
2. | Дискуссия: «Для чего люди работают?». | Октябрь |
3. | Воспитательный час: «10 правил поведения на работе». | Ноябрь |
4. | Беседа: «Могу», «Хочу», «Надо» - что важнее в профессии. | Декабрь |
5. | Беседа: «Ищу работу». | Январь |
6. | Воспитательный час: «Твоя профессиональная карьера». | Февраль |
7. | Воспитательный час: «В поисках работы. Биржа труда». | Март |
8. | Воспитательный час: «Как правильно составить резюме». | Апрель |
9. | Воспитательный час: «Трудоустройство. Собеседование». | Май |
10. | Воспитательный час: «Жилищные вопросы: открытие счета, обновление документов по постановке в очередь». | Июнь |
11. | Воспитательный час: «Этика деловых отношений». | Июль |
12. | Дискуссия: «Мы выбираем, нас выбирают». | Август |
Список литературы
«Закон о детских деревнях семейного типа и домах юношества». 2000г.№113-II
«Закон о браке и семье». 1998 г.№321-I
Айрапетян С. Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
Анацыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. /Психологический журнал, т.15, № 1, 1994.
Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций./ Психологический журнал №5, 1995.
Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение./Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, вып.1,ч.1, 1995.
Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1979.
Хяюрюнин Ю. П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством, властью./ Психологический журнал №4, 1991
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
Данная программа рассчитана для педагогов и психологов детских домов и домов юношества.
13