СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно – нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предполагает  создание комплексной системы работы с детьми и молодежью по духовно - нравтсвенному развитию и воспитанию.В программе отражены  различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию личности учащихся. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций Чукотки. Важным элементом программы является внеурочная и спортивная деятельность. Представленная программа призвана помочь педагогам системно осуществлять нравственное , патриотическое и духовное воспитание детей на основе внедрения идеи педагогического сопровождения процесса духовно - нравственной идентификации ребенка в обществе. В программе обозначены цели, задачи, описана модель работы  по духовно - нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи, ожидаемые результаты, этапы и план реализации программы.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно – нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Марково»





Регистрационный номер работы__________





Программа духовно – нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»


(для обучающихся от 7 до 18 лет, срок реализации 2022-2027 гг)






Самохвалова Татьяна Александровна
заместитель директора по

воспитательной работе






село Марково, Анадырский район, Чукотский автономный округ

(Название города, населенного пункта, в котором реализуется работа)


_____________________Анадырская и Чукотская епархия ______________

(Название епархии)


________________________[email protected] _______________________

(E-mail) ___________________________89247857567_________________________________

(Контактный телефон)







с. Марково 2022г.




Паспорт


Наименование программы

Духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»

Основание для разработки

программы

Современная концепция ФГОС о «Духовно- нравственном воспитании детей и молодежи»

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Разработчик Программы

Заместитель директора по воспитательной работе Самохвалова Татьяна Александровна

Исполнители Программы

Участники образовательного процесса МБОУ «Центр образования с. Марково»

Срок реализации

2022-2027

Цель программы

Цель Программы ориентированная на обеспечение условий приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Задачи

  • Активизация развития школы средствами совместной работы с родителями, общественностью, представителями церкви Анадырской епархии

  • Обновление механизмов участия общества в отработке программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся как структурного компонента основной образовательной программы в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

  • Отработка новых форм работы с детскими и молодежными объединениями, талантливой молодежью.

  • Обеспечение профессионального развития педагогических кадров для школьной системы воспитания.

  • Cоздание новых механизмов оценки школьной воспитательной системы.

Адрес ОО

689530, Чукотский Автономный округ , Анадырский района, село Марково, ул. Берзина 19

Телефон ОО

8 (427)3291190

Е-mail: moyс[email protected]










Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………5-6

  2. Актуальность программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья,

моя Чукотка!»……………………………………………………………......6-7

  1. Основание разработки Программы……………………………………….....7-8

  2. Сроки реализации Программы: 2022 – 2027 г.г…………………………….8

  3. Цель Программы ……………………………………………………………...9

  4. Задачи программы…………………………………………………………….9-10

  5. Содержание духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи………………………………………………10-30

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

  • свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

  • Воспитание ценностного отношения к природе

  • Воспитание трудолюбия

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному

  • Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья

  1. Предполагаемым результатом данной Программы………………………31-33

  2. Формы подведения итогов реализации Программы……………………...33

  3. Условия для реализации Программы в МБОУ «Центр образования с. Марково»…………………………………………………………………….33-37

  4. Заключение ………………………………………………………………….37

  5. Литературы…………………………………………………………………..37-38

  6. Фотоматериалы……………………………………………………………...39-47






















Аннотация

к Программе духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»


Данная программа предполагает создание комплексной системы работы с
детьми и молодежью по духовно-нравственному развитию и воспитанию на 5 лет. Программа духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!» разработана в соответствии с Программой развития на МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2022-2027 г.г. в соответствии с ФГОС, Законом-273 «Об образовании в РФ», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

  Настоящая программа не дублирует   вышеназванные документы и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана дать детям не только теоретические знания, но и побудить практическую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций в жизненном пространстве.

Программа составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Целью Программы является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, успешного гражданина России на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Данная программа расширяет и конкретизирует представления учащихся о таких понятиях, как духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, толерантность и т.д. и создает условия для применения полученных знаний об этих понятиях и их правильное использование в разнообразной деятельности созидательного характера. 

      В программе отражены различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию личности учащихся. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций Чукотки. Также важным элементом программы является внеурочная и спортивная деятельность. Представленная программа призвана помочь педагогам системно осуществлять нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей на основе внедрения идеи педагогического сопровождения процесса духовно-нравственной идентификации ребенка в обществе.
В программе обозначены цели, задачи, описана модель работы по духовно-
нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи, ожидаемые результаты,
этапы и план реализации программы.
















«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»



Президент России В.В.Путин





«Культура может либо возвышать, культивировать человеческий дух, либо
его разрушать. Есть признаки того, что современная массовая культура часто несет в себе колоссальной силы разрушительный импульс, разрушающий нравственную природу человека. Поэтому бороться за человеческую
личность Церковь должна вместе со всеми совестливыми людьми, в первую очередь с теми, кто является выразителем культурной традиции нашего народа»


Святейший Патриарх Кирилл


  1. Пояснительная записка


Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания на основе отечественных культурно - исторических традиций и базовых национальных
ценностей личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Вопрос духовно-нравственного развития и воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решению этой задачи послужило разработка Программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!». Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности Российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.


  1. Актуальность

программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»


В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Чукотка органично вобрала в себя Православие, её культуру и при этом не растеряла своей традиционной национальной культуры, обычаев, обрядов.

Православная церковь в Марково сыграла выдающуюся роль не только для консолидации здесь населения окрестных территорий, но и прежде всего в его образовании и просвещении. 15 мая 1862 состоялось освящение православного храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Народу было много: приехали жители из всех окрестных поселков. Среди них был и Афанасий Ермилович Дьячков - первый чукотский учитель - самоучка. Он стал самостоятельно постигать грамоту. Неоднократно обращался за советом к отцу Митрофану Шипицыну, псаломщику Фёдору Верещагину. Спустя некоторое время Афанасий обучил грамоте своих братьев и сестер. В то время Афанасий Дьячков уже овладел чтением и письмом по-русски. Хорошо читал Псалтирь, Часослов, Евангелие. Довольно часто Митрофан Ильич Шипицын приглашал Афанасия Дьячкова читать в церкви во время богослужения, направляя за ним нарты в Осёлкино. Со всей округи съезжались в Марково люди на церковные службы. Приятно было послушать мягкий баритон своего земляка и подивиться упорству паренька и его начитанности. Наличие преданного православной вере и грамотного помощника побудило отца Митрофана по просьбе марковчан ходатайствовать перед Камчатским епархиальным начальством об открытии школы при Марковской церкви. И 15 мая 1883 года в Марково состоялось открытие церковно-приходской школы. Самой первой на Чукотке!

В наше время Православие является основой духовно- нравственного воспитания личности. Так, весной 2012 года священники Анадырской и Чукотской епархии совершили чин закладки камня и освящения места под строительство нового храма в селе и посетили нашу школу. И в рамках 1150-летия зарождения Российского государства ими были проведены беседы о славянской письменности, о жизни Святых Кирилла и Мефодия и показаны презентации. С большим интересом учащиеся узнали об обороне Троице Сергиева монастыря, о жизненном подвиге адмирала Ушакова, о Славе Бородино как о примерах русского патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно- воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!» (далее - Программа) Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.


  1. Основание разработки Программы

1. Правовая база:

  • Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ;

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 No 223-ФЗ;

  • Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Закон - Российской

  • Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 23.06.1999 No 115-ФЗ;

  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от
    26.09.1997 No 125-ФЗ;

  • Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.» от 01.07.2014 No 537;

  • Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной культурной политики» от 24.12.2014 No 808;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении
    Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года» от 25.08.2014 No 1618-р;

  • Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития
    воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 No
    996-р;

  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Устав МБОУ «Центр образования с. Марково»

  • Программа развития «МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2022-2027


2. Содержательная база:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного среднего общего образования;

  • Программы начального основного среднего общего образования (введена в действие Приказ № 72 от 07.04.2011 г.; Приказ № 04-26-од от 12.02.2015 г.; - Приказ № 04/114 -од от26.05.2021 г.)

  • План мероприятий по духовно – нравственному и семейному воспитанию на основе традиционных российских ценностей воспитанников и обучающихся образовательных организаций Чукотского автономного округа в 2022 году.

  1. Сроки реализации Программы: 2022 – 2027 г.г.


Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, интернет, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.


  1. Цель Программы ориентированная на обеспечение условий приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.


  1. Задачи Программы:


Активизация развития школы средствами совместной работы с родителями, общественностью, представителями церкви Анадырской епархии

1. Внедрение инновационных образовательных программ и программ воспитания школьников.

2. Разработка, методическое обеспечение программ образования, в т.ч. «Основы религиозных культур и светской этики», и психолого-педагогического сопровождения развития детей.

3. Отработка новых форм совместного воспитания и поддержки развития ребенка.

Обновление механизмов участия общества в отработке программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся как структурного компонента основной образовательной программы в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

1. Апробация новых стандартов образования с использованием современных информационных технологий, распространение результатов с расширением участия общественности, родителей и учащихся.

2. Представление опыта реализации моделей интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.

3. Ежегодное общественное обсуждение и коррекция программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся

Отработка новых форм работы с детскими и молодежными объединениями, талантливой молодежью.

1. Поддержка инициативы педагогов и школьников по разработке и реализации проектов, направленных на формирование позитивного социального опыта и новых форм организации досуга учащихся, способствующих снижению проявлений негативного поведения и приобретению опыта толерантного поведения молодежи.

2. Обеспечение условий для становления личности детей и молодёжи на основе развития различных форм деятельности детских коллективов, включая детские общественные организации и объединения.

3. Создание системы поддержки участия детей и подростков школы в олимпиадно-конкурсном движении.

Обеспечение профессионального развития педагогических кадров для школьной системы воспитания.

1. Развитие системы поддержки лидеров школьной воспитательной системы на уровне педагогических коллективов, управленческого персонала и отдельных педагогов.

2. Наращивание инновационного и методического потенциала школьной системы воспитания;

3. Поддержка инновационной деятельности профессиональных сообществ педагогов: классных руководителей, воспитателей, организаторов внеклассной и внешкольной деятельности с учащимися.

Создание новых механизмов оценки школьной воспитательной системы.

1. Создание аналитической системы анализа показателей функционирования и развития школьной системы воспитания;

2. Формирование системы оценки школьной системы воспитания с участием всех участников образовательного процесса, общественных институтов


  1. Содержание Программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи


Реализуется через следующих направления:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  3. Воспитание трудолюбия. Развитие волонтерского движения

  4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

  5. Воспитание ценностного отношения к природе

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному

  7. Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  • элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Чукотского автономного округа, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  • представления о народах России, Чукотки, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, Чукотки;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чукотского автономного округа;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

  • любовь к школе, своему селу, народу, России, Чукотке;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в школе, классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Чукотского автономного округа (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, Чукотки, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой Чукотского автономного округа, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, Чукотки, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

  • участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны»

в течение года

встречи, беседы, выставки

Администрация, педагог – организатор руководитель музея, классные руководители

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»

в течение года

классный час

классные руководители

Цикл классных часов о

знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны»

в течение года

классный час

классные руководители

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна»

в течение года

классный час

классные руководители

День учителя

октябрь

Комплекс

мероприятий:

праздничная

программа

конкурс рисунков

Администрация, педагог организатор

ИЗО, классные

руководители,

День Чукотки. «Мой дом, моё село. Мой любимый уголок, Моё Марково»,


Декабрь

Фото- выставка

Конкурс рисунков

Администрация, педагог организатор, классные

руководители


День защитника Отечества

Февраль

Комплекс

мероприятий:

выставка рисунков

конкурс чтецов

спортивные соревнования

Администрация, педагог-организатор,

учителя

физкультуры и ОБЖ,

истории, классные

руководители,

руководитель музея

День космонавтики «Россия в

освоении космоса»

12 апреля

Комплекс

мероприятий:

.классный час

выставка рисунков

Администрация, педагог-организатор,

учителя-предметники,

классные

руководители

День Победы «День Победы –

праздник всей страны»

Май

Комплекс

мероприятий:

праздничный концерт, «Бессмертный полк», выставка рисунков


Администрация

школы, педагог-организатор,

Учитель ОБЖ,

библиотекарь,

учителя-предметники,

классные

руководители

День рождения школы

15 мая

Комплекс

мероприятий: концертная

программа

Администрация

школы, педагог-организатор,

классные

руководители

(Военно- патриотический клуб «Высота» МБОУ «Центр образования с. Марково».

Юнармейское движение МБОУ «Центр образования с. Марково» входит в реестр участников юнармейского движения на территории Чукотского автономного округа с 2021г.)


Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему региону, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего региона, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


2. Воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики»);

  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Цикл классных часов по правовой

грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

в течение года

встречи, беседы, выставки

Социальный педагог, классные руководители

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-6 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

в течение года

классный час

Социальный педагог,

классные руководители

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» : «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.

в течение года

классный час

классные руководители

Цикл классных часов, посвященных

воспитанию учащихся в духе

толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам

в течение года

классный час

классные руководители

Волонтерское движение

В течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

В течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители

День пожилого человека

«С любовью к бабушке», «Лучше

деда друга нет» и т.д.


Операция «Открытка»

октябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

изготовление

открыток

Администрация, педагог организатор

классные

руководители,

День матери

«Мама – нет роднее слова!»,

«Человек, на котором держится

дом». «Милой мамочки портрет» (1 - 6

классы)

Ноябрь

Комплекс

мероприятий:

концертная

программа

выставка

рисунков

Администрация, педагог организатор, классные

руководители


Единый день правовых знаний

Игры «Закон и ответственность»

«Имею право» и т.д.

Октябрь, март

Комплекс

мероприятий:

игры, беседы

Социальный педагог,

Классные руководители

«Рождество Христово»

Январь

Конкурс детского

рисунка, поделок

Классные руководители, учитель ИЗО и технологии

Праздник «Масленица – широкая»

По календарю

Концертно-

развлекат.

программа

Администрация, педагог организатор, классные

руководители

Святая Пасха

конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков, беседы

По календарю

Комплекс

мероприятий

Классные руководители, учитель ИЗО и технологии

«Спешите делать добрые дела».

Весенняя неделя добра

Апрель

Комплекс

мероприятий

Классные руководители, социальный педагог

День семьи

«Ценности трех поколений»

«Я и мои родственники», «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях –

дело совести каждого», «Мой дом –моя крепость» (о нравственных

основах построения семьи)

Май

Цикл

мероприятий:

классный час с

родителями

конкурс проектов

беседы

Классные

руководители

«Последний звонок»

Май

Концертно-

развлекат.

программа

Администрация, педагог организатор, классные

руководители

Изучение уровня воспитанности

Сентябрь, май


Администрация, классные

руководители

Волонтерское движение

в течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

в течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители

Предполагаемый результат:

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.


(2015 год. Освещение зданий МБОУ «Центр образования с. Марково» - школы, интерната,

детского сада)

3. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Виды деятельности и формы занятий:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями);

  • получение знаний о полезных и вредных привычках.

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Цикл классных часов по профилактике

вредных привычек «Воспитание

характера через искоренение

отрицательных привычек»

в течение года

встречи, беседы, викторины

Социальный педагог, классные руководители

Цикл классных часов по здоровому образу жизни


в течение года

встречи, беседы, викторины

Социальный педагог,

классные руководители

Цикл классных часов по правилам

безопасности жизнедеятельности

в течение года

встречи, беседы, викторины

Социальный педагог, классные руководители,

преподаватель ОБЖ,

Цикл классных часов по ПДД

в течение года

беседы,

викторины,

игры, встречи с

сотрудниками

полиции

Социальный педагог, классные руководители,

преподаватель ОБЖ, сотрудник полиции

Социально психологическое тестирование

Октябрь

Анкетирование

Социальный педагог, педагог психолог

Спортивны е мероприятия на разном уровне (школьные, муниципальные, региональные)

В течение года

Комплекс мероприятий:

игры, соревнования,

Учитель физической культуры, классные руководители

Мероприятиях по сдаче нормативов ВФСК ГТО

В течение года

Сдача норм ГТО

Учитель физической культуры

Профилактические акции

В течение года

Комплекс мероприятий

Социальный педагог,

сотрудник полиции

Дни здоровья

В течение года

Общешкольные прогулки на природу

Администрация, педагог организатор, классные

руководители

Волонтерское движение

в течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

в течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители


Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


(В 2020 году спортивная команда школьников МБОУ «Центр образования с. Марково» в соревнованиях «XI Спартакиады учащихся Чукотки 2020 года» заняла 1 место в Анадырском районе, пятеро обучающихся вошли в сборную команду Анадырского района. Приказом Комитета по культуре, спорту и туризму ЧАО от 31.03.2020 г. № 01-10/84 пятерым обучающимся был присвоен I спортивный разряд по волейболу)


4. Воспитание ценностного отношения к природе

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по уголкам села);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому

воспитанию

в течение года

встречи, беседы, викторины, игры

Классные руководители

Осенний бал

октябрь

КВН

Педагог организатор, классные руководители

Волонтерское движение

в течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

в течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители

Всероссийская акция «День птиц»

Всероссийская акция «День Земли»

май

Комплекс

мероприятий:

субботник

изготовление

кормушек

экологическая

фото-выставка

выращивание

рассады цветов,

благоустройство

территории,

викторина

игра

конкурс

экологических

проектов

Администрация,

учителя-предметники,

классные

руководители,


Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к природе;

  • опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


(2021г, ноябрь. Акция «Сделай домик для птиц»)



5.Воспитание трудолюбия

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Задачи:

  • представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности и формы занятий:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по селу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

  • получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления возможностей творческой инициативы в учебном труде);

  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на

  • практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

  • приобретают опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений ДШИ, ДК (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы , знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Билет в будущее — проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 кл.

в течение года

онлайн- проект

Классные руководители

ПРОеКТОриЯ – проект направленный на профориентацию учащихся 5-11 классов

в течение года

Трансляция https://vk.com/minprosvet https://шоупрофессий.рф/episodes

https://proektoria.online/

Классные руководители

Цикл классных часов «Мир профессий»

в течение года

Экскурсии, беседы, презентации, игры, встречи

Классные руководители

Презентация «Труд наших

родных», «Семейные династии»,

«Мои родители - выпускники

школы»

в течение года

Творческие проекты

Классные руководители

«Золотые руки мам»

Ноябрь

Выставка

Классные руководители, родители

«Мастерская Деда Мороза»

Декабрь

Выставка поделок

Классные руководители, родители

«Библиотеке – нашу помощь»

в течение года

Трудовая акция

Библиотекарь и

классные

руководители

Волонтерское движение

В течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

В течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители

Ярмарка талантов

Май

Выставка детского творчества

Классные руководители, родители

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовы достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • представления о различных профессиях;

  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

2021г. ноябрь. Творческая выставка детских работ, выполненных совместно с родителями


  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов Чукотки (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, онлайн -экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

  • получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Цикл классных часов «Духовный мир человека», эстетическое развитие

В течение года

Беседы, презентации, викторины, игры

Классные руководители

Концертные программы(День учителя, День матери, Новый год, 8 марта, 9 мая, День рождения школы)

Ноябрь

Концерт

Администрация, педагог организатор Классные руководители

Дополнительное образование художественно – эстетической направленности

В течение года

Вокал, хор, декоративно – прикладное творчество

Педагоги дополнительного образования

Школьный театр «Арлекин»

В течение года

Спектакли

Руководитель школьного театра

Участие в творческих конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный)

В течение года

Конкурсы

Педагоги, родители, дети

Волонтерское движение

в течение года

Работа добровольческих отрядов

Классные руководители

День единых действий РДШ

в течение года

Комплекс

мероприятий

Классные руководители

Предполагаемый результат:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи

Спектакль «Муха Цокотуха».

Начало деятельности школьного театра с 2011 года. Труппа артистов выпускает по две премьеры в год»


7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья.

Взаимодействие школы и семьи.

Цель: организация открытого для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного развития и воспитания повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;

  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно- ценностной сфере детей и родителей;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление

конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель –

ученик – родитель»;

  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи социально- психологической службы школы;

  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;

  • анкетирование;

  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

  • семейные праздники;

  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

  • дни творчества, дни открытых дверей.

Мероприятия по реализации Программы

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья», «Откуда начинается мой род»,

«Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с

грустью…», «Мужчины нашего

рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» и т.д.

В течение года

Беседы, презентации, викторины, игры, проекты

Классные руководители

Семейные праздники

«Истории любви моего дома»,

«Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.

В течение года

Совместные праздники с родителями

Педагог организатор классные руководители

«Папа, мама, я - спортивная семья»

В течение года

Соревнования

Учитель физической культуры, классные руководители

День знаний

Последний звонок и выпускные вечера

Сентябрь май

Праздничная программа

Администрация,

классные руководители

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному

воспитанию

В течение года

Собрание,

круглый стол,

практикум и

т.д.

Администрация,

классные руководители

Общешкольное родительское собрание

2 раза в год

Собрание

Администрация,

классные руководители

Заседания Общешкольного

родительского комитета

По мере

необходимости

Собрание

Администрация

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

В течение года

Мероприятия

Классные руководители

Формирование библиотечек для

родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей

В течение года

Буклеты,

листовки,

методические

сборники

Администрация,

классные руководители

Распространение лучшего опыта семейного воспитания, чествование семей

В течение года

Собрания

Администрация,

классные руководители

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию

В течение года

Методические

сборники

Администрация,

классные руководители

Работа с семьями учащихся, стоящих на КДН и ЗП, ВШУ

В течение года


Социальный педагог,

психолог, классные

руководители

Работа с социально неблагополучными семьями

В течение года


Зам. директора по ВР,

социальный педагог,

психолог, классные

руководители

Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

В течение года


Зам. директора по ВР,

социальный педагог,

психолог, классные

руководители

Виды и формы воспитывающей деятельности:

1. Лекция;

2. Беседа;

3. Час общения;

4. Ролевые игры;

5. Диспуты;

6. «Мозговой штурм»;

7. Урок творчества.

8. Классные собрания;

9. Классные часы.

10. Экскурсии

11. КТД


Ежегодно проходят спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», с привлечением родителей, родственников (сестер, братьев) к соревнованиям



  1. Предполагаемый результат Программы:


Ожидаемые результаты (эффекты)

Индикаторы достижения

Становление системы духовно нравственного развития и воспитание обучающихся, предусматривающей принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей

Положительная динамика по результатам

мониторинга воспитанности учащихся.

Результаты диагностики демонстрируют

наличие у школьников нравственных

установок. Результаты внутренней и внешней экспертизы подтверждают соблюдение учащимися моральных норм

Освоение школьниками основ духовно- нравственной культуры народов России

Результаты освоения учащимися

программы отражают:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному

саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных

представлений о светской этике, их роли в культуре, истории и современности России;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни.

Воспитание и развитие у школьников качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Наличие у школьника следующих

личностных характеристик:

любит свой народ, свой край и свою Родину,

уважает и принимает ценности семьи и

общества;

любознательный, активно и заинтересованно

познающий мир;

владеет основами умения учиться, способен к

организации собственной деятельности;

готов самостоятельно действовать и отвечать

за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеет слушать и слышать

собеседника, обосновывать свою позицию,

высказывать свое мнение;

выполняет правила здорового и безопасного

для себя и окружающих образа жизни.

Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих школьникам осваивать и использовать

на практике полученные знания

Наличие плана воспитательных мероприятий

разнообразной направленности, в т.ч. организация исследовательской и проектной

деятельности учащихся.

Формирование целостной

образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную

деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику.

Наличие планов внеурочной и внешкольной деятельности.

Разработаны элективные курсы историко-

культурной направленности.

Разработаны основные и дополнительные

образовательные программы общего

образования в соответствии со стандартами второго поколения.

Модернизирована школьная инфраструктура как центра образования, досуга, внеклассной деятельности.

Формирование у обучающихся активной деятельностной позиции.

80% школьников принимают участие в

олимпиадно-конкурсном движении.

65% учащихся участвуют в проектах и

программах социальной направленности.

Более 25 % обучающихся участвуют в работе органов школьного самоуправления. Не менее 35% школьников участвуют в

волонтёрском движении. 75% учащихся заняты в системе дополнительного образования.

Расширение участия профессиональных, общественных организаций, социальных партнеров в решение задач развития воспитательной системы школы.

Расширен перечень социальных партнёров школы, оказывающих реальную помощь в решении проблем духовно-нравственного воспитания школьников.

Позитивная динамика по показателям развития образования


Позитивная динамика по показателям темы: духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи; технологии воспитания


Для педагога Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.


  1. Формы подведения итогов реализации Программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • уровень личностного роста обучающегося

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально-психологический климат в классе;

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень личностного роста обучающегося

Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


  1. Условия для реализации Программы в МБОУ «Центр образования с. Марково»


  1. Программа воспитания МБОУ «Центр образования с. Марково» ( Приказ № 04/114-од, от 25.05.2021 г. «Об утверждении программы воспитания, календарного плана воспитательной работы МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2021-2021 учебный год)

  2. Программа мониторинга эффективности деятельности классных руководителей МБОУ «Центр образования» (Приказ № 04/170-од, от 05.07.2021г «Об утверждении мониторинга эффективности деятельности классных руководителей»)

  3. Мониторинг уровня воспитанности (методика диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой). Цель исследования – определение уровня воспитанности путем самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, классными руководителями и родителями, а также выявления представлений классного руководителя о воспитанности детей. Определения общего уровня воспитанности учащихся. Корректировка планов воспитательной работы по результатам обследования отдельно с учащимися и классом в целом.

  4. Профилактика правонарушений:

  • Программа социально-педагогической направленности «Поддержка детей и семей группы риска» (2021-2025гг.) в МБОУ «Центр образования села Марково» (Приказ № 04/151-од от 02.07.2021 г. Об утверждении Программы социально-педагогической направленности «Поддержка детей и семей группы риска» (2021-2025гг.) в МБОУ «Центр образования с. Марково»);

  • Социально – психологическая служба (Приказ №04/189-од от 11.08.2021 года «О функционировании социально– психологической службы Центра в 2021/2022 учебном году») ,

  • Психолого – педагогический консилиум (Приказ № 04/157-од от 02.07.2021 года «О создании психолого – педагогического консилиума Центра (ППк) на 2021/2022 учебный год»);

  • Совета профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних (Приказ № 04/156-од от 02.07.2021 года «О работе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся в 2021/2022 учебном году)

  • Постановка на Внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении (Приказ № 04/15 –од от 02.07.2021 г. «Об утверждении списков учащихся и семей, состоящих на различных видах учета»)

  1. Ученическое самоуправление

Программа развития школьного ученического самоуправления Школьная Дума (2022-2027 гг)

  1. Организация работы дополнительного образования и внеурочной деятельности

Программа развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»

Художественно – эстетическое направление:

  • Вокальная группа «Смайлики»

  • Вокальная группа «Лира»

  • Хор (детский)

  • ДПТ «Волшебники»

  • ДПТ «Клуб мастеров»

  • ИЗО «Радуга»

Физкультурно – спортивное направление:

  • «Волейбол»

  • «Баскетбол»

Социальное направление

  • Основы финансовой грамотности

Внеурочная деятельность (аудиторная деятельность)

Социальное направление развития личности:

  • «Чукотский язык»

Общеинтеллектуальное направление развития личности:

  • «Умники и умницы»

Общекультурное направление развития личности:

  • «Совёнок»

Спортивно – оздоровительное направление развития личности:

  • «Физическая культура»

Внеурочная деятельность Центра образования естественнонаучного и технологического профиля «Точка Роста». Аудиторная деятельность

Естественнонаучная направленность:

  • «Удивительный мир» (биология) форма организации: исследования, лабораторные работы, олимпиады, конкурсы

  • «Химия – наука экспериментальная» форма организации: исследования, эксперименты, олимпиады

  • «Физика» форма организации: исследования, эксперименты, лабораторные работы, олимпиады

Информационная направленность:

  • Scratch программирование

Технологическая направленность:

  • «Технология – это искусство и мастерство»

Внеаудиторная деятельность

Техническая направленность:

  • Шахматы

  • Робототехника

  1. Условия охраны здоровья обучающихся, вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой спортом

  • Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ «Центр образования с. Марково» (2022-2027г)

  • Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Центр образования с. Макрово» (2022-2027 г.)

  1. Социально-культурные формы взаимодействия обучающихся в образовательном пространстве Центра

Название

Дата реализации

Краткое описание

Школьная газета

«Ш-пора»

2012

Школьная газета «Ш-пора» является средством массовой информации МБОУ «Центр образования с. Марково». Основной целью выпуска школьной газеты является постоянное информирование читателей о жизни школы. Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбную деятельность, здоровый образ жизни, творчество, досуг; передовая статья отражает вопросы, связанные с общешкольными, региональными и государственными событиями.

Школьный театр «Арлекин»

2012

Школьный театр создан с целю включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей, развитие творческих способностей. Повышение уровня культуры у детей и подростков.

Школьный музей

2000

Школьный музей является одной из форм духовно – нравственного краеведческого и патриотического воспитания образовательного учреждения, развивающего самостоятельность учащихся в процессе сбора, обработки,  исследования, оформления и пропаганды  историко-археологических знаний пропаганды материалов по истории школы, села, края, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Военно патриотический клуб «Высота»

2020

Военно-патриотический клуб «Высота» - детское, юношеское объединение, созданное в МБОУ «Центр образования с. Марково», с целью развития и поддержки детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения, освоения воинских профессий, подготовки молодежи к службе в армии, пропаганда и популяризация среди детей здорового и безопасного образа жизни.

Школьный спортивный клуб «Спарта»

2020

Школьный спортивный клуб - организация учителей, учащихся, общественности села, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе. Школьный спортивный клуб создан с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении. Клуб призван способствовать укреплению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, формированию у них высоких нравственных качеств.

Ведется работа по взаимодействию с культурно-образовательными учреждениями района,

округа (ДК, ДШИ, ДЮСШ и другие).

  1. Учебно-материальная база учреждения (наличие, использование, развитие): оснащенность учебной деятельности и оборудование учебных помещений соответствуют минимальным требованиям, необходимым для реализации программы духовно – нравственного развития, создания информационно-образовательной среды в школе. Имеется два кабинета с АРМ обучающихся, все учебные кабинеты оснащены АРМ учителя. В наличии 4 интерактивных доски. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» улучшилось материально-технического оснащения физической культуры, закуплен спортивный инвентарь и оборудование. Библиотека укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами, а также фондом методической и дополнительной литературы. Дальнейшее совершенствование учебно-методической, материально-технической базы школы регулярно осуществляется за счёт собственных средств Центра, за счёт средств органов управления образованием муниципального и регионального уровней.


XI. Заключение


Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Чукотка органично вобрала в себя Православие, её культуру и при этом не растеряла своей традиционной национальной культуры, обычаев, обрядов. Православная церковь в Марково сыграла выдающуюся роль не только для консолидации населения, но и в его образовании и просвещении.


….. Для спасения время дано

Безграничной любовию Бога

К сожаленью, нередко оно

Вне церковного мчится порога


К покаянью Спаситель зовет

Согрешивших потомков Адама

Тот спасётся, кто с Богом живет

Под крылом православного храма…

Игумен Виссарион (Остапенко)


  1. Литература


Нормативные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Общие вопросы духовно-нравственного воспитания

  1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 – 47

  2. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников какпроцесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. 108 - 113.

  3. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З.

  4. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного

образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и

мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

  1. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно –нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С.40 - 45.

  2. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

  3. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

  4. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания

[Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

  1. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно вцветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 -44.

  2. Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.

  3. Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании : приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.

  4. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения[Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1.С. 19 - 21.

Программы духовно-нравственного воспитания и классные часы

  1. Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А.Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы повоспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.

  2. Закирова, И. Г. Я среди людей : Программа по самосовершенствованию для 5 9классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. – С 38 -45.

  3. Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно – эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.

Программы духовно-нравственного воспитания и классные часы

  1. Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.

  2. Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 – 94

  3. Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетическойдеятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.

Духовно-нравственное воспитание на уроках

  1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

средствами различных учебных дисциплин [Текст] / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - С. 49 - 53.









  1. Фотоматериалы

организации духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в МБОУ Центр образования с. Марково»


«Бессмертный полк»







Уход за могилами летчиков. Возложение цветов 9 мая


Торжественное мероприятие «День рождения школы»





















«Последний звонок»

«Лыжня России»

«Совместный хор учителей и учащихся»

Всероссийская акция «1000 шагов»



















Деловая игра «Я – будущий избиратель»







Волонтеры

Волонтеры



«Президентские спортивные состязания, Президентские спортивные игры»




«Спортивные победы»





2022г. Акция «Блокадный хлеб»

2021г. Акция «Красная ленточка»

2021г. «Окна Победы»

Мемориальные доски при входе в школу

Школьный театр «Арлекин»

Братец Кролик»»

«Дюймовочка»



«Волшебное кольцо»

«Апрель 45го»