© 2022, Самохвалова Татьяна Александровна 295 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа предполагает создание комплексной системы работы с детьми и молодежью по духовно - нравтсвенному развитию и воспитанию.В программе отражены различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию личности учащихся. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций Чукотки. Важным элементом программы является внеурочная и спортивная деятельность. Представленная программа призвана помочь педагогам системно осуществлять нравственное , патриотическое и духовное воспитание детей на основе внедрения идеи педагогического сопровождения процесса духовно - нравственной идентификации ребенка в обществе. В программе обозначены цели, задачи, описана модель работы по духовно - нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи, ожидаемые результаты, этапы и план реализации программы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Марково»
Регистрационный номер работы__________
Программа духовно – нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»
(для обучающихся от 7 до 18 лет, срок реализации 2022-2027 гг)
Самохвалова Татьяна Александровна
заместитель директора по
воспитательной работе
село Марково, Анадырский район, Чукотский автономный округ
(Название города, населенного пункта, в котором реализуется работа)
_____________________Анадырская и Чукотская епархия ______________
(Название епархии)
________________________[email protected] _______________________
(E-mail) ___________________________89247857567_________________________________
(Контактный телефон)
с. Марково 2022г.
Паспорт
Наименование программы | Духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!» |
Основание для разработки программы | Современная концепция ФГОС о «Духовно- нравственном воспитании детей и молодежи» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года |
Разработчик Программы | Заместитель директора по воспитательной работе Самохвалова Татьяна Александровна |
Исполнители Программы | Участники образовательного процесса МБОУ «Центр образования с. Марково» |
Срок реализации | 2022-2027 |
Цель программы | Цель Программы ориентированная на обеспечение условий приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. |
Задачи | Активизация развития школы средствами совместной работы с родителями, общественностью, представителями церкви Анадырской епархии Обновление механизмов участия общества в отработке программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся как структурного компонента основной образовательной программы в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Отработка новых форм работы с детскими и молодежными объединениями, талантливой молодежью. Обеспечение профессионального развития педагогических кадров для школьной системы воспитания. Cоздание новых механизмов оценки школьной воспитательной системы. |
Адрес ОО | 689530, Чукотский Автономный округ , Анадырский района, село Марково, ул. Берзина 19 |
Телефон ОО | 8 (427)3291190 Е-mail: moyс[email protected] |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………5-6
Актуальность программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья,
моя Чукотка!»……………………………………………………………......6-7
Основание разработки Программы……………………………………….....7-8
Сроки реализации Программы: 2022 – 2027 г.г…………………………….8
Цель Программы ……………………………………………………………...9
Задачи программы…………………………………………………………….9-10
Содержание духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи………………………………………………10-30
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Воспитание ценностного отношения к природе
Воспитание трудолюбия
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья
Предполагаемым результатом данной Программы………………………31-33
Формы подведения итогов реализации Программы……………………...33
Условия для реализации Программы в МБОУ «Центр образования с. Марково»…………………………………………………………………….33-37
Заключение ………………………………………………………………….37
Литературы…………………………………………………………………..37-38
Фотоматериалы……………………………………………………………...39-47
Аннотация
к Программе духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»
Данная программа предполагает создание комплексной системы работы с
детьми и молодежью по духовно-нравственному развитию и воспитанию на 5 лет. Программа духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!» разработана в соответствии с Программой развития на МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2022-2027 г.г. в соответствии с ФГОС, Законом-273 «Об образовании в РФ», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Настоящая программа не дублирует вышеназванные документы и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана дать детям не только теоретические знания, но и побудить практическую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций в жизненном пространстве.
Программа составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Целью Программы является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, успешного гражданина России на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Данная программа расширяет и конкретизирует представления учащихся о таких понятиях, как духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, толерантность и т.д. и создает условия для применения полученных знаний об этих понятиях и их правильное использование в разнообразной деятельности созидательного характера.
В программе отражены различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию личности учащихся. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций Чукотки. Также важным элементом программы является внеурочная и спортивная деятельность. Представленная программа призвана помочь педагогам системно осуществлять нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей на основе внедрения идеи педагогического сопровождения процесса духовно-нравственной идентификации ребенка в обществе.
В программе обозначены цели, задачи, описана модель работы по духовно-
нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи, ожидаемые результаты,
этапы и план реализации программы.
«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»
Президент России В.В.Путин
«Культура может либо возвышать, культивировать человеческий дух, либо
его разрушать. Есть признаки того, что современная массовая культура часто несет в себе колоссальной силы разрушительный импульс, разрушающий нравственную природу человека. Поэтому бороться за человеческую
личность Церковь должна вместе со всеми совестливыми людьми, в первую очередь с теми, кто является выразителем культурной традиции нашего народа»
Святейший Патриарх Кирилл
Пояснительная записка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания на основе отечественных культурно - исторических традиций и базовых национальных
ценностей личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Вопрос духовно-нравственного развития и воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решению этой задачи послужило разработка Программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!». Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности Российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Актуальность
программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!»
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Чукотка органично вобрала в себя Православие, её культуру и при этом не растеряла своей традиционной национальной культуры, обычаев, обрядов.
Православная церковь в Марково сыграла выдающуюся роль не только для консолидации здесь населения окрестных территорий, но и прежде всего в его образовании и просвещении. 15 мая 1862 состоялось освящение православного храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Народу было много: приехали жители из всех окрестных поселков. Среди них был и Афанасий Ермилович Дьячков - первый чукотский учитель - самоучка. Он стал самостоятельно постигать грамоту. Неоднократно обращался за советом к отцу Митрофану Шипицыну, псаломщику Фёдору Верещагину. Спустя некоторое время Афанасий обучил грамоте своих братьев и сестер. В то время Афанасий Дьячков уже овладел чтением и письмом по-русски. Хорошо читал Псалтирь, Часослов, Евангелие. Довольно часто Митрофан Ильич Шипицын приглашал Афанасия Дьячкова читать в церкви во время богослужения, направляя за ним нарты в Осёлкино. Со всей округи съезжались в Марково люди на церковные службы. Приятно было послушать мягкий баритон своего земляка и подивиться упорству паренька и его начитанности. Наличие преданного православной вере и грамотного помощника побудило отца Митрофана по просьбе марковчан ходатайствовать перед Камчатским епархиальным начальством об открытии школы при Марковской церкви. И 15 мая 1883 года в Марково состоялось открытие церковно-приходской школы. Самой первой на Чукотке!
В наше время Православие является основой духовно- нравственного воспитания личности. Так, весной 2012 года священники Анадырской и Чукотской епархии совершили чин закладки камня и освящения места под строительство нового храма в селе и посетили нашу школу. И в рамках 1150-летия зарождения Российского государства ими были проведены беседы о славянской письменности, о жизни Святых Кирилла и Мефодия и показаны презентации. С большим интересом учащиеся узнали об обороне Троице Сергиева монастыря, о жизненном подвиге адмирала Ушакова, о Славе Бородино как о примерах русского патриотизма.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно- воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи «Мой дом, моя семья, моя Чукотка!» (далее - Программа) Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Основание разработки Программы
1. Правовая база:
Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ;
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 No 223-ФЗ;
Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Закон - Российской
Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 23.06.1999 No 115-ФЗ;
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от
26.09.1997 No 125-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.» от 01.07.2014 No 537;
Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной культурной политики» от 24.12.2014 No 808;
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года» от 25.08.2014 No 1618-р;
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 No
996-р;
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Устав МБОУ «Центр образования с. Марково»
Программа развития «МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2022-2027
2. Содержательная база:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного среднего общего образования;
Программы начального основного среднего общего образования (введена в действие Приказ № 72 от 07.04.2011 г.; Приказ № 04-26-од от 12.02.2015 г.; - Приказ № 04/114 -од от26.05.2021 г.)
План мероприятий по духовно – нравственному и семейному воспитанию на основе традиционных российских ценностей воспитанников и обучающихся образовательных организаций Чукотского автономного округа в 2022 году.
Сроки реализации Программы: 2022 – 2027 г.г.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, интернет, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.
Цель Программы ориентированная на обеспечение условий приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Задачи Программы:
Активизация развития школы средствами совместной работы с родителями, общественностью, представителями церкви Анадырской епархии
1. Внедрение инновационных образовательных программ и программ воспитания школьников.
2. Разработка, методическое обеспечение программ образования, в т.ч. «Основы религиозных культур и светской этики», и психолого-педагогического сопровождения развития детей.
3. Отработка новых форм совместного воспитания и поддержки развития ребенка.
Обновление механизмов участия общества в отработке программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся как структурного компонента основной образовательной программы в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
1. Апробация новых стандартов образования с использованием современных информационных технологий, распространение результатов с расширением участия общественности, родителей и учащихся.
2. Представление опыта реализации моделей интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.
3. Ежегодное общественное обсуждение и коррекция программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся
Отработка новых форм работы с детскими и молодежными объединениями, талантливой молодежью.
1. Поддержка инициативы педагогов и школьников по разработке и реализации проектов, направленных на формирование позитивного социального опыта и новых форм организации досуга учащихся, способствующих снижению проявлений негативного поведения и приобретению опыта толерантного поведения молодежи.
2. Обеспечение условий для становления личности детей и молодёжи на основе развития различных форм деятельности детских коллективов, включая детские общественные организации и объединения.
3. Создание системы поддержки участия детей и подростков школы в олимпиадно-конкурсном движении.
Обеспечение профессионального развития педагогических кадров для школьной системы воспитания.
1. Развитие системы поддержки лидеров школьной воспитательной системы на уровне педагогических коллективов, управленческого персонала и отдельных педагогов.
2. Наращивание инновационного и методического потенциала школьной системы воспитания;
3. Поддержка инновационной деятельности профессиональных сообществ педагогов: классных руководителей, воспитателей, организаторов внеклассной и внешкольной деятельности с учащимися.
Создание новых механизмов оценки школьной воспитательной системы.
1. Создание аналитической системы анализа показателей функционирования и развития школьной системы воспитания;
2. Формирование системы оценки школьной системы воспитания с участием всех участников образовательного процесса, общественных институтов
Содержание Программы духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи
Реализуется через следующих направления:
Воспитание гражданственности, патриотизма
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия. Развитие волонтерского движения
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Воспитание ценностного отношения к природе
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Чукотского автономного округа, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
представления о народах России, Чукотки, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, Чукотки;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чукотского автономного округа;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
любовь к школе, своему селу, народу, России, Чукотке;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в школе, классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Виды деятельности и формы занятий:
получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Чукотского автономного округа (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
ознакомление с героическими страницами истории России, Чукотки, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой Чукотского автономного округа, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, Чукотки, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Тематические встречи с ветеранами локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» | в течение года | встречи, беседы, выставки | Администрация, педагог – организатор руководитель музея, классные руководители |
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» | в течение года | классный час | классные руководители |
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» | в течение года | классный час | классные руководители |
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» | в течение года | классный час | классные руководители |
День учителя | октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа конкурс рисунков | Администрация, педагог организатор ИЗО, классные руководители, |
День Чукотки. «Мой дом, моё село. Мой любимый уголок, Моё Марково»,
| Декабрь | Фото- выставка Конкурс рисунков | Администрация, педагог организатор, классные руководители
|
День защитника Отечества | Февраль | Комплекс мероприятий: выставка рисунков конкурс чтецов спортивные соревнования | Администрация, педагог-организатор, учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители, руководитель музея |
День космонавтики «Россия в освоении космоса» | 12 апреля | Комплекс мероприятий: .классный час выставка рисунков | Администрация, педагог-организатор, учителя-предметники, классные руководители |
День Победы «День Победы – праздник всей страны» | Май | Комплекс мероприятий: праздничный концерт, «Бессмертный полк», выставка рисунков
| Администрация школы, педагог-организатор, Учитель ОБЖ, библиотекарь, учителя-предметники, классные руководители |
День рождения школы | 15 мая | Комплекс мероприятий: концертная программа | Администрация школы, педагог-организатор, классные руководители |
(Военно- патриотический клуб «Высота» МБОУ «Центр образования с. Марково».
Юнармейское движение МБОУ «Центр образования с. Марково» входит в реестр участников юнармейского движения на территории Чукотского автономного округа с 2021г.)
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему региону, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего региона, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Виды деятельности и формы занятий:
получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, внеурочной деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики»);
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. | в течение года | встречи, беседы, выставки | Социальный педагог, классные руководители |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-6 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. | в течение года | классный час | Социальный педагог, классные руководители |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» : «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д. | в течение года | классный час | классные руководители |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам | в течение года | классный час | классные руководители |
Волонтерское движение | В течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | В течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
День пожилого человека «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
Операция «Открытка» | октябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа изготовление открыток | Администрация, педагог организатор классные руководители, |
День матери «Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом». «Милой мамочки портрет» (1 - 6 классы) | Ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков | Администрация, педагог организатор, классные руководители
|
Единый день правовых знаний Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. | Октябрь, март | Комплекс мероприятий: игры, беседы | Социальный педагог, Классные руководители |
«Рождество Христово» | Январь | Конкурс детского рисунка, поделок | Классные руководители, учитель ИЗО и технологии |
Праздник «Масленица – широкая» | По календарю | Концертно- развлекат. программа | Администрация, педагог организатор, классные руководители |
Святая Пасха конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков, беседы | По календарю | Комплекс мероприятий | Классные руководители, учитель ИЗО и технологии |
«Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра | Апрель | Комплекс мероприятий | Классные руководители, социальный педагог |
День семьи «Ценности трех поколений» «Я и мои родственники», «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом –моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | Май | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов беседы | Классные руководители |
«Последний звонок» | Май | Концертно- развлекат. программа | Администрация, педагог организатор, классные руководители |
Изучение уровня воспитанности | Сентябрь, май |
| Администрация, классные руководители |
Волонтерское движение | в течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | в течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
Предполагаемый результат:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
(2015 год. Освещение зданий МБОУ «Центр образования с. Марково» - школы, интерната,
детского сада)
3. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями);
получение знаний о полезных и вредных привычках.
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» | в течение года | встречи, беседы, викторины | Социальный педагог, классные руководители |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни
| в течение года | встречи, беседы, викторины | Социальный педагог, классные руководители |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности | в течение года | встречи, беседы, викторины | Социальный педагог, классные руководители, преподаватель ОБЖ, |
Цикл классных часов по ПДД | в течение года | беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками полиции | Социальный педагог, классные руководители, преподаватель ОБЖ, сотрудник полиции |
Социально психологическое тестирование | Октябрь | Анкетирование | Социальный педагог, педагог психолог |
Спортивны е мероприятия на разном уровне (школьные, муниципальные, региональные) | В течение года | Комплекс мероприятий: игры, соревнования, | Учитель физической культуры, классные руководители |
Мероприятиях по сдаче нормативов ВФСК ГТО | В течение года | Сдача норм ГТО | Учитель физической культуры |
Профилактические акции | В течение года | Комплекс мероприятий | Социальный педагог, сотрудник полиции |
Дни здоровья | В течение года | Общешкольные прогулки на природу | Администрация, педагог организатор, классные руководители |
Волонтерское движение | в течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | в течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
(В 2020 году спортивная команда школьников МБОУ «Центр образования с. Марково» в соревнованиях «XI Спартакиады учащихся Чукотки 2020 года» заняла 1 место в Анадырском районе, пятеро обучающихся вошли в сборную команду Анадырского района. Приказом Комитета по культуре, спорту и туризму ЧАО от 31.03.2020 г. № 01-10/84 пятерым обучающимся был присвоен I спортивный разряд по волейболу)
4. Воспитание ценностного отношения к природе
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по уголкам села);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по экологическому воспитанию | в течение года | встречи, беседы, викторины, игры | Классные руководители |
Осенний бал | октябрь | КВН | Педагог организатор, классные руководители |
Волонтерское движение | в течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | в течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
Всероссийская акция «День птиц» Всероссийская акция «День Земли» | май | Комплекс мероприятий: субботник изготовление кормушек экологическая фото-выставка выращивание рассады цветов, благоустройство территории, викторина игра конкурс экологических проектов | Администрация, учителя-предметники, классные руководители, |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
(2021г, ноябрь. Акция «Сделай домик для птиц»)
5.Воспитание трудолюбия
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
участвуют в экскурсиях по селу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на предприятия, встреч с представителями разных профессий;
узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления возможностей творческой инициативы в учебном труде);
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на
практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений ДШИ, ДК (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы , знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Билет в будущее — проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 кл. | в течение года | онлайн- проект | Классные руководители |
ПРОеКТОриЯ – проект направленный на профориентацию учащихся 5-11 классов | в течение года | Трансляция https://vk.com/minprosvet https://шоупрофессий.рф/episodes https://proektoria.online/ | Классные руководители |
Цикл классных часов «Мир профессий» | в течение года | Экскурсии, беседы, презентации, игры, встречи | Классные руководители |
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии», «Мои родители - выпускники школы» | в течение года | Творческие проекты | Классные руководители |
«Золотые руки мам» | Ноябрь | Выставка | Классные руководители, родители |
«Мастерская Деда Мороза» | Декабрь | Выставка поделок | Классные руководители, родители |
«Библиотеке – нашу помощь» | в течение года | Трудовая акция | Библиотекарь и классные руководители |
Волонтерское движение | В течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | В течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
Ярмарка талантов | Май | Выставка детского творчества | Классные руководители, родители |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовы достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
представления о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
2021г. ноябрь. Творческая выставка детских работ, выполненных совместно с родителями
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов Чукотки (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, онлайн -экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов «Духовный мир человека», эстетическое развитие | В течение года | Беседы, презентации, викторины, игры | Классные руководители |
Концертные программы(День учителя, День матери, Новый год, 8 марта, 9 мая, День рождения школы) | Ноябрь | Концерт | Администрация, педагог организатор Классные руководители |
Дополнительное образование художественно – эстетической направленности | В течение года | Вокал, хор, декоративно – прикладное творчество | Педагоги дополнительного образования |
Школьный театр «Арлекин» | В течение года | Спектакли | Руководитель школьного театра |
Участие в творческих конкурсах различного уровня (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) | В течение года | Конкурсы | Педагоги, родители, дети |
Волонтерское движение | в течение года | Работа добровольческих отрядов | Классные руководители |
День единых действий РДШ | в течение года | Комплекс мероприятий | Классные руководители |
Предполагаемый результат:
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи
Спектакль «Муха Цокотуха».
Начало деятельности школьного театра с 2011 года. Труппа артистов выпускает по две премьеры в год»
7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья.
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: организация открытого для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного развития и воспитания повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно- ценностной сфере детей и родителей;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель –
ученик – родитель»;
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи социально- психологической службы школы;
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
родительские собрания, посещение семей учащихся;
анкетирование;
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
дни творчества, дни открытых дверей.
Мероприятия по реализации Программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья», «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» и т.д. | В течение года | Беседы, презентации, викторины, игры, проекты | Классные руководители |
Семейные праздники «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д. | В течение года | Совместные праздники с родителями | Педагог организатор классные руководители |
«Папа, мама, я - спортивная семья» | В течение года | Соревнования | Учитель физической культуры, классные руководители |
День знаний Последний звонок и выпускные вечера | Сентябрь май | Праздничная программа | Администрация, классные руководители |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию | В течение года | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Администрация, классные руководители |
Общешкольное родительское собрание | 2 раза в год | Собрание | Администрация, классные руководители |
Заседания Общешкольного родительского комитета | По мере необходимости | Собрание | Администрация |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время | В течение года | Мероприятия | Классные руководители |
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей | В течение года | Буклеты, листовки, методические сборники | Администрация, классные руководители |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания, чествование семей | В течение года | Собрания | Администрация, классные руководители |
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию | В течение года | Методические сборники | Администрация, классные руководители |
Работа с семьями учащихся, стоящих на КДН и ЗП, ВШУ | В течение года |
| Социальный педагог, психолог, классные руководители |
Работа с социально неблагополучными семьями | В течение года |
| Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | В течение года |
| Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители |
Виды и формы воспитывающей деятельности:
1. Лекция;
2. Беседа;
3. Час общения;
4. Ролевые игры;
5. Диспуты;
6. «Мозговой штурм»;
7. Урок творчества.
8. Классные собрания;
9. Классные часы.
10. Экскурсии
11. КТД
Ежегодно проходят спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», с привлечением родителей, родственников (сестер, братьев) к соревнованиям
Предполагаемый результат Программы:
Ожидаемые результаты (эффекты) | Индикаторы достижения |
Становление системы духовно нравственного развития и воспитание обучающихся, предусматривающей принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей | Положительная динамика по результатам мониторинга воспитанности учащихся. Результаты диагностики демонстрируют наличие у школьников нравственных установок. Результаты внутренней и внешней экспертизы подтверждают соблюдение учащимися моральных норм |
Освоение школьниками основ духовно- нравственной культуры народов России | Результаты освоения учащимися программы отражают: - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -понимание значения нравственности, веры в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений о светской этике, их роли в культуре, истории и современности России; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России; -осознание ценности человеческой жизни. |
Воспитание и развитие у школьников качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. | Наличие у школьника следующих личностных характеристик: любит свой народ, свой край и свою Родину, уважает и принимает ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. |
Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих школьникам осваивать и использовать на практике полученные знания | Наличие плана воспитательных мероприятий разнообразной направленности, в т.ч. организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. |
Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику. | Наличие планов внеурочной и внешкольной деятельности. Разработаны элективные курсы историко- культурной направленности. Разработаны основные и дополнительные образовательные программы общего образования в соответствии со стандартами второго поколения. Модернизирована школьная инфраструктура как центра образования, досуга, внеклассной деятельности. |
Формирование у обучающихся активной деятельностной позиции. | 80% школьников принимают участие в олимпиадно-конкурсном движении. 65% учащихся участвуют в проектах и программах социальной направленности. Более 25 % обучающихся участвуют в работе органов школьного самоуправления. Не менее 35% школьников участвуют в волонтёрском движении. 75% учащихся заняты в системе дополнительного образования. |
Расширение участия профессиональных, общественных организаций, социальных партнеров в решение задач развития воспитательной системы школы. | Расширен перечень социальных партнёров школы, оказывающих реальную помощь в решении проблем духовно-нравственного воспитания школьников. |
Позитивная динамика по показателям развития образования
| Позитивная динамика по показателям темы: духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи; технологии воспитания |
Для педагога Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Формы подведения итогов реализации Программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
уровень личностного роста обучающегося
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень личностного роста обучающегося
Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Условия для реализации Программы в МБОУ «Центр образования с. Марково»
Программа воспитания МБОУ «Центр образования с. Марково» ( Приказ № 04/114-од, от 25.05.2021 г. «Об утверждении программы воспитания, календарного плана воспитательной работы МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2021-2021 учебный год)
Программа мониторинга эффективности деятельности классных руководителей МБОУ «Центр образования» (Приказ № 04/170-од, от 05.07.2021г «Об утверждении мониторинга эффективности деятельности классных руководителей»)
Мониторинг уровня воспитанности (методика диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой). Цель исследования – определение уровня воспитанности путем самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, классными руководителями и родителями, а также выявления представлений классного руководителя о воспитанности детей. Определения общего уровня воспитанности учащихся. Корректировка планов воспитательной работы по результатам обследования отдельно с учащимися и классом в целом.
Профилактика правонарушений:
Программа социально-педагогической направленности «Поддержка детей и семей группы риска» (2021-2025гг.) в МБОУ «Центр образования села Марково» (Приказ № 04/151-од от 02.07.2021 г. Об утверждении Программы социально-педагогической направленности «Поддержка детей и семей группы риска» (2021-2025гг.) в МБОУ «Центр образования с. Марково»);
Социально – психологическая служба (Приказ №04/189-од от 11.08.2021 года «О функционировании социально– психологической службы Центра в 2021/2022 учебном году») ,
Психолого – педагогический консилиум (Приказ № 04/157-од от 02.07.2021 года «О создании психолого – педагогического консилиума Центра (ППк) на 2021/2022 учебный год»);
Совета профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних (Приказ № 04/156-од от 02.07.2021 года «О работе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся в 2021/2022 учебном году)
Постановка на Внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении (Приказ № 04/15 –од от 02.07.2021 г. «Об утверждении списков учащихся и семей, состоящих на различных видах учета»)
Ученическое самоуправление
Программа развития школьного ученического самоуправления Школьная Дума (2022-2027 гг)
Организация работы дополнительного образования и внеурочной деятельности
Программа развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»
Художественно – эстетическое направление:
Вокальная группа «Смайлики»
Вокальная группа «Лира»
Хор (детский)
ДПТ «Волшебники»
ДПТ «Клуб мастеров»
ИЗО «Радуга»
Физкультурно – спортивное направление:
«Волейбол»
«Баскетбол»
Социальное направление
Основы финансовой грамотности
Внеурочная деятельность (аудиторная деятельность)
Социальное направление развития личности:
«Чукотский язык»
Общеинтеллектуальное направление развития личности:
«Умники и умницы»
Общекультурное направление развития личности:
«Совёнок»
Спортивно – оздоровительное направление развития личности:
«Физическая культура»
Внеурочная деятельность Центра образования естественнонаучного и технологического профиля «Точка Роста». Аудиторная деятельность
Естественнонаучная направленность:
«Удивительный мир» (биология) форма организации: исследования, лабораторные работы, олимпиады, конкурсы
«Химия – наука экспериментальная» форма организации: исследования, эксперименты, олимпиады
«Физика» форма организации: исследования, эксперименты, лабораторные работы, олимпиады
Информационная направленность:
Scratch программирование
Технологическая направленность:
«Технология – это искусство и мастерство»
Внеаудиторная деятельность
Техническая направленность:
Шахматы
Робототехника
Условия охраны здоровья обучающихся, вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой спортом
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ «Центр образования с. Марково» (2022-2027г)
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Центр образования с. Макрово» (2022-2027 г.)
Социально-культурные формы взаимодействия обучающихся в образовательном пространстве Центра
Название | Дата реализации | Краткое описание |
Школьная газета «Ш-пора» | 2012 | Школьная газета «Ш-пора» является средством массовой информации МБОУ «Центр образования с. Марково». Основной целью выпуска школьной газеты является постоянное информирование читателей о жизни школы. Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбную деятельность, здоровый образ жизни, творчество, досуг; передовая статья отражает вопросы, связанные с общешкольными, региональными и государственными событиями. |
Школьный театр «Арлекин» | 2012 | Школьный театр создан с целю включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей, развитие творческих способностей. Повышение уровня культуры у детей и подростков. |
Школьный музей | 2000 | Школьный музей является одной из форм духовно – нравственного краеведческого и патриотического воспитания образовательного учреждения, развивающего самостоятельность учащихся в процессе сбора, обработки, исследования, оформления и пропаганды историко-археологических знаний пропаганды материалов по истории школы, села, края, имеющих воспитательную и познавательную ценность. |
Военно патриотический клуб «Высота» | 2020 | Военно-патриотический клуб «Высота» - детское, юношеское объединение, созданное в МБОУ «Центр образования с. Марково», с целью развития и поддержки детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения, освоения воинских профессий, подготовки молодежи к службе в армии, пропаганда и популяризация среди детей здорового и безопасного образа жизни. |
Школьный спортивный клуб «Спарта» | 2020 | Школьный спортивный клуб - организация учителей, учащихся, общественности села, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе. Школьный спортивный клуб создан с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении. Клуб призван способствовать укреплению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, формированию у них высоких нравственных качеств. |
Ведется работа по взаимодействию с культурно-образовательными учреждениями района,
округа (ДК, ДШИ, ДЮСШ и другие).
Учебно-материальная база учреждения (наличие, использование, развитие): оснащенность учебной деятельности и оборудование учебных помещений соответствуют минимальным требованиям, необходимым для реализации программы духовно – нравственного развития, создания информационно-образовательной среды в школе. Имеется два кабинета с АРМ обучающихся, все учебные кабинеты оснащены АРМ учителя. В наличии 4 интерактивных доски. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» улучшилось материально-технического оснащения физической культуры, закуплен спортивный инвентарь и оборудование. Библиотека укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами, а также фондом методической и дополнительной литературы. Дальнейшее совершенствование учебно-методической, материально-технической базы школы регулярно осуществляется за счёт собственных средств Центра, за счёт средств органов управления образованием муниципального и регионального уровней.
XI. Заключение
Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Чукотка органично вобрала в себя Православие, её культуру и при этом не растеряла своей традиционной национальной культуры, обычаев, обрядов. Православная церковь в Марково сыграла выдающуюся роль не только для консолидации населения, но и в его образовании и просвещении.
….. Для спасения время дано
Безграничной любовию Бога
К сожаленью, нередко оно
Вне церковного мчится порога
К покаянью Спаситель зовет
Согрешивших потомков Адама
Тот спасётся, кто с Богом живет
Под крылом православного храма…
Игумен Виссарион (Остапенко)
Литература
Нормативные документы
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Общие вопросы духовно-нравственного воспитания
Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 – 47
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников какпроцесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. 108 - 113.
Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З.
Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного
образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.
Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно –нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С.40 - 45.
Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания
[Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно вцветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 -44.
Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании : приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.
Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения[Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1.С. 19 - 21.
Программы духовно-нравственного воспитания и классные часы
Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А.Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы повоспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.
Закирова, И. Г. Я среди людей : Программа по самосовершенствованию для 5 9классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. – С 38 -45.
Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно – эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.
Программы духовно-нравственного воспитания и классные часы
Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.
Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 – 94
Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетическойдеятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.
Духовно-нравственное воспитание на уроках
Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования
средствами различных учебных дисциплин [Текст] / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - С. 49 - 53.
Фотоматериалы
организации духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в МБОУ Центр образования с. Марково»
«Бессмертный полк»
Уход за могилами летчиков. Возложение цветов 9 мая
Торжественное мероприятие «День рождения школы»
«Последний звонок»
«Лыжня России»
«Совместный хор учителей и учащихся»
Всероссийская акция «1000 шагов»
Деловая игра «Я – будущий избиратель»
Волонтеры
Волонтеры
«Президентские спортивные состязания, Президентские спортивные игры»
«Спортивные победы»
2022г. Акция «Блокадный хлеб»
2021г. Акция «Красная ленточка»
2021г. «Окна Победы»
Мемориальные доски при входе в школу
Школьный театр «Арлекин»
Братец Кролик»»
«Дюймовочка»
«Волшебное кольцо»
«Апрель 45го»