Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено На заседании ШМО _______ Бабенкова Н.Н Протокол№ ….. августа 2021г | Согласовано с ЗДУР МБОУ Ташкирменской ООШ _____________ Шишкова Х.Д. | Утверждено приказом№… от ……2021г Директор МБОУ Ташкирменской ООШ _____________Сидорова М.Т. |
Программа
духовно-нравственного воспитания школьников
на основе православных традиций Лаишевского края
«Наш родной Лаишевский край»
для детей 7 -11лет
Срок реализации 4 года.
Руководитель: Корчагина Евгения Руслановна
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с.Ташкирмень 2021год
Содержание и структура программы:
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Новизна программы……………………………………………………………....3-4
Актуальность программы………………………………………………………...4
Цель программы………………………………………………………………......5
Задачи программы………………………………………………………………...5
Этапы внедрения…………………………………………………………………..5-6
Условия реализации программы………………………………………………….6-7
Принципы формирования программы…………………………………………....7
Виды и формы деятельности ……………………………………………………7-9
Планируемые результаты освоения программы……………………………..9-12
Содержание ………………………………………………………………………12-21
Тематическое планирование……………………………………………..21
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности ……………………..22
Пояснительная записка
Статус документа
1. Рабочая программа курса «Наш родной Лаишевский край » для 1-4класса разработана на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование», «Программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», авт.-сост. К.А. Кочегаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово», 2012год. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
Программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год.
2.Место учебного курса в учебном плане МБОУ Ташкирменская ООШ
Программа внеурочной деятельности предназначена для начальной школы.
В учебном плане МБОУ Ташкирменская ООШ курс внеурочной деятельности «Наш родной Лаишевский край » рассчитан на 4 года (135 ч): 1 класс- 33 ч ,2-4 классы 34 ч, (1 занятие в неделю).
3.Общая характеристика курса
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Жизнь человеческая отклонилась от своего идеала. Всё чаще встречаются люди, которые, любя правду – лгут, а любя добро – поступают совсем не по-доброму. У детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Многих ребят отличает эмоциональная и духовная незрелость. Иван, не помнящий родства, человек, утративший понимание своих культурно - исторических корней, – явление ненормальное и опасное для жизнеспособности государства. Не случайно, проблема духовно-нравственного развития и воспитания нашла своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В «Концепции…» подчёркивается, что «… духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования»
Пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному, прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная деятельность.
Новизна программы:
Создание программы является итогом многолетней целенаправленной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом, с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время у подрастающего поколения недостаточно сформированы представления о православной вере, патриотизме, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, семейных ценностях. Поэтому прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живёшь нужно именно в начальной школе.
Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Цель программы.
Создание условий с целью полноценного развития личности через духовно- нравственное и патриотическое воспитание для успешной социализации младших школьников на основе православных традиций Лаишевского края .
Задачи программы:
Формировать представления о ценности православной культуры, которая
сопровождала жизнь наших предков на всем протяжении истории
Отечества (на примере Лаишевского края).
Расширять представления о культурно-исторических традициях Лаишевского края (в частности села Ташкирмень).
Воспитывать традиционные ценности, принятые в обществе: любовь к
Родине, матери, отцу, сестре, брату, уважение к старшему поколению.
Понимание ценности дружбы, справедливости, сострадания и милосердия.
Формирование ответственности за свои поступки;
Этапы внедрения программы
1 этап - подготовительный:
Родительское собрание:
Создание развивающей предметно – пространственной среды:
Макеты Храмов, куклы в народных костюмах, православный уголок
Художественная литература по данной тематике
Пособия, иллюстрации, картинки по ознакомлению детей с жизнью и православными традициями Лаишевского края.
Картотека народных игр.
Материалы для декоративно-прикладного творчества детей
Работа с родителями
Пошив детских костюмов
Экскурсии в Храмы Лаишевского края и села Ташкирмень в частности
Организация праздников
Поездки по уголкам родного края.
Разработка и проведение мониторинга воспитанников ….
2 этап - практико-ориентировочный:
3 этап - аналитико – прогнозируемый:
работу с детьми.
воздействий духовно- нравственного воспитания.
Родительское собрание - подведение итогов.
Обсуждение результатов реализации программы «Наш родной Лаишевский край» в работе с младшими школьниками на заседаниях ШМО и педагогическом совете.
Условия реализации программы
В нашей школе есть все условия и материально-техническое обеспечение
для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование и внеурочную деятельность. Есть целый ряд направлений которые позволяют организовывать участие педагогических работников и социума в создании условий для реализации программы.
Принципы реализации программы
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Виды и формы деятельности
Виды деятельности Игровая | Формы деятельности Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Настольно-печатные игры Игротека Игры-путешествия Развивающие игры |
Коммуникативная | Беседа Наблюдение Ситуативный разговор Обсуждение. Инсценирование Театрализованные игры Словесные игры Встречи с интересными людьми |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение Экспериментирование Беседы Реализация проектов Экскурсии Решение проблемных ситуаций Коллекционирование Просмотр презентаций Моделирование |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение художественной литературы Обсуждение Беседы Рассматривание иллюстраций Просмотр презентаций и мультфильмов Заучивание, драматизация |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Самообслуживание Совместные действия Поручения Наблюдения Знакомство с профессиями Труд |
Конструирование | Конструирование Моделирование Организация выставок |
Изобразительная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Рассматривание репродукций, сюжетных иллюстраций Организация выставок, конкурсов |
Музыкальная | Слушание Исполнение Импровизация Музыкально-дидактические игры Театрализация Хороводные игры Развлечения Праздники |
Двигательная | Подвижные игры Дидактические игры Игровые упражнения Малоподвижные игры Соревнования Спортивные праздники |
Планируемые результаты освоения программы
Ребенок называет названия родного города, села,свой адрес, главные
достопримечательности родного города,села, знает название страны, столицы, герб,
флаг, гимн России;
Ребенок знает православные праздники (Пасха, Светлое Христово
Воскресение, Рождество Христово, Покров Пресвятой Богородицы, Крещение
Господне, Святая Троица). Православных святых, навыки культурного
поведения в храме, со сверстниками, со взрослыми.
Понимает ценность культуры, памятников культуры, особую ценность для
верующих людей религиозных памятников :храмы, книги, иконы, священные
предметы.
Имеет представление о святынях, об особом отношении к ним верующих
людей; уважительно относится к памятникам культуры, к вере людей, к
религиозным святыням.
Понимают значение слова «фольклор», детали традиционного народного
костюма и их символику, особенности жилища русской деревни , виды и продукцию
народных ремесел, заповеди христиан;
Ребенок знаком со сказками, легендами, пословицами,
особенностями жизни и предметами быта жителей Лаишевского края и с Ташкирмень , с народными играми .
Ребенок умеет передавать свои впечатления о родном крае в рисунках,
рассказах, составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях кряшен,
правильно одевать традиционный кряшенский и русский костюмы, выбирать и организовывать кряшенские и русские народные игры, рассказывать народные сказки;
Проявляет интерес к историческому прошлому родного края, города,села, его
традиционной культуре;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым во время
экскурсий в храм, музей;
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме мониторинга детского развития: наблюдения, беседы с
детьми, творческие работы, проекты учащихся.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
Содержание курса
1класс
тема | Форма организации занятий | Виды деятельности |
Вводное занятие. Знакомство. Анкета «Что я знаю ? | Инструктажи ТБ, Беседа. Знакомство. Анкета «Что я знаю ? ». Доброе слово, что ясный день. Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». 2. От улыбки станет всем светлей. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».3. Беседа о режиме дня. Игра «В сказочной стране будильника». 4. Правила поведения на улице. 5. Правила безопасности, когда ты один дома. 6. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Узнай себя. | познавательная деятельность проблемно-ценностное общение; художественное творчество Игровая деятельность Практическая деятельность лепка.рисование |
Я и школа -3ч |
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе («раздевалке»). Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе. | Инструктажи ТБ, Правила и обязанности ученика. С. Маршак «Угомон». 2.Беседа «Какие качества характера помогают стать хорошим учеником». 3. «Ученье - Свет, а не ученье тьма». 4. Как быть прилежным и старательным. 5. Наш труд в классе. 6. Мой труд каждый день дома. | художественное творчество трудовая производственная) деятельность; досугово-развлекательная деятельность Игровая деятельность Практическая деятельность: викторина « осенины» |
Что такое «добро» и «зло». «Волшебные» (добрые) слова. | конкурсы поделок из природного материала |
Добрые и недобрые дела Ты и твои друзья Помни о других – ты не один на свете | Инструктажи ТБ, Кто такой добрый человек? Игра «Лица». Творческое задание: нарисовать «Портрет доброго человека». Игра «Сказочный герой – добрый или злой?» 2. Я – добрый человек? 3. Мои добрые друзья. 4. Добрые взрослые вокруг меня. 5. Доброта вокруг меня. 6. Для чего нужны добрые дела? 7. Жизнь дана на добрые дела. 8. Доброта спасет мир. |
Хранилища культуры-5ч |
Музеи как хранилища предметов культуры. | Инструктажи ТБ, Беседа | Практическая деятельность: конкурс рисунков “ Музейные ценности», проведение акции “ подари книге вторую жизнь»,чтение и обсуждение. |
Экскурсия в школьный музей. | Инструктажи ТБ, Экскурсия |
Государственная Третьяковская галерея. | Виртуальная экскурсия |
Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | Просмотр и обсуждение видеоматериалов |
Библиотеки — хранилища культуры. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Экскурсия в школьную библиотеку. | Инструктажи ТБ, Экскурсия Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов; |
Православные праздники-8ч |
Праздник Рождества Христова. | Знакомство с историей празднования на Руси. Рассказ учителя Рождество Христово. Чтение из детской Библии. Разучивание колядок, песен и стихов | Практическая деятельность:раскраска или лепка «Ангел». Подготовка подарков к Рождеству праздничный концерт, прослушивание духовной музыки, дарение подарков, чаепитие, чтение и обсуждение «Умей обождать» К.Ушинскй. рисование (лепка)«Петушок и курочка» |
Зимние радости. Святки. Экскурсия в природу. | Инструктажи ТБ, Экскурсия |
Праздник в нашем доме: День Ангела, день рождения. | Проекты учащихся Беседа, презентации |
Праздник для защитника отечества | Просмотр фильма о героях. Беседа | художественное творчество трудовая производственная) досугово-развлекательная деятельность: подарок папе, открытка «Русские доспехи», лепка (рисование) пасхального яйца, прослушивание духовной музыки, рисование (лепка) фронтовых открыток. |
Радость масленицы. Прощеное воскресенье | Рисунок-аппликация «Благовещенский голубок |
Благовещение. Пасха. Рассказ о Пасхе. | Знакомство с православным праздником ,рассказ о Пасхе. беседы, сообщения, виртуальные экскурсии, библиотечные часы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, экскурсии на природу, |
Когда звенят колокола? Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека. | Игра «Жмурки с колокольчиком», беседы, сообщения, виртуальные экскурсии, библиотечные часы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, |
Праздник Дня Победы. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. | Просмотр и чтение открыток военных времен. Инструктажи ТБ, Экскурсия |
Наша Родина-10ч |
Россия — наша Родина. Родина. Родня земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания | художественное творчество трудовая производственная) деятельность; досугово-развлекательная деятельность, проектная деятельность |
Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. | беседы, сообщения, виртуальные экскурсии, библиотечные часы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, |
Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны.(заочное путешествие | беседы, сообщения, виртуальные экскурсии, библиотечные часы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, |
Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. | беседы, сообщения, виртуальные экскурсии, библиотечные часы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, |
Города России. Древнейшие города России. | выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся викторины, олимпиады Заочная экскурсия в Эрмитаж |
Республика Татарстан | Заочная экскурсия, беседа |
Казань -столица Татарстана. | Заочная экскурсия, беседа |
Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. | Заочная экскурсия, беседа, проекты учащихся |
Село Ташкирмень Лаишевского района. (экскурсия) | экскурсия |
Культура и быт моих предков. | выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся |
Спаситель-3ч |
Богочеловек. Сын Бога. Вера. Православная вера. Заповеди. Нравственность | Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания, чтение детской библии | художественное творчество трудовая производственная) досугово-развлекательная деятельность |
Христос как Спаситель мира. Вера. Надежда. Любовь. Святые Кирилл и Мефодий. | Экскурсии, целевые прогулки |
Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел-хранитель. Добро и свет. Свеча. Лампада. Мудрость. Святость | |
Семья-3ч |
Мама. Папа. Родители. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. | Разбор жизненных ситуаций. Презентация. | художественное творчество трудовая производственная) досугово-развлекательная деятельность |
Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод. | Беседа. Просмотр |
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания, чтение детской библии |
Итоговое занятие. Анкета «Что я знаю?» Подарки друг другу. Чаепитие |
№ п/п | Наименование раздела | Сроки прохождения | В том числе занятия | | Теор. | Практ. | | 1. | Вводное занятие. | сентябрь, | 1 | | | 2. | Я и школа. | октябрь, январь | 1 | 2 | | 3. | Хранилища культуры. | октябрь | 2 | 3 | 4. | Православные праздники. | ноябрь | 3 | 5 | | 5. | Наша Родина. | декабрь, май | 4 | 6 | | 6. | Спаситель. | март-апрель | 1 | 2 | | 7. | Семья. | май | 1 | 2 | | 8. | Итоговое занятие. | май | 1 | | | | итого | | 14 | 20 | Тематическое планирование |
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. 2 3. | Свечечка :Детская православная газета. Детская библия. Толоконников Н.Н. Колосок. Книга для внеклассного чтения в начальной школе.М,:БУКМЕН,1996. |
Печатные пособия |
1 2 3 | Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. |
Технические средства обучения |
Оборудование класса |
| Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов ,пособий, учебного оборудования. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Приложение к программе
Рассмотрено На заседании ШМО _______ Бабенкова Н.Н Протокол№ ….. августа 2021г | Согласовано с ЗДУР МБОУ Ташкирменской ООШ _____________ Шишкова Х.Д. | Утверждено приказом№… от ……2021г Директор МБОУ Ташкирменской ООШ _____________Сидорова М.Т. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
духовно-нравственного воспитания школьников
на основе православных традиций Лаишевского края
«Наш родной Лаишевский край»
Руководитель: Корчагина Евгения Руслановна
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2021-2022уч год
№ п\п | Темы | Дата проведения |
По плану | Факт |
1 | Вводное занятие. Знакомство. Анкета «Что я знаю ? Инструктажи ТБ, Беседа. Знакомство. Анкета «Что я знаю ? ». Доброе слово, что ясный день. Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». 2. От улыбки станет всем светлей. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».3. Беседа о режиме дня. Игра «В сказочной стране будильника». 4. Правила поведения на улице. 5. Правила безопасности, когда ты один дома. 6. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Узнай себя. | | |
| Я и школа -3ч | | |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе («раздевалке»).Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке Правила поведения на школьном дворе. Инструктажи ТБ, Правила и обязанности ученика. С. Маршак «Угомон». 2.Беседа «Какие качества характера помогают стать хорошим учеником». 3. «Ученье - Свет, а не ученье тьма». 4. Как быть прилежным и старательным. 5. Наш труд в классе. 6. Мой труд каждый день дома. | | |
2 | Что такое «добро» и «зло». «Волшебные» (добрые) слова. Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. | | |
3 | Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Инструктажи ТБ, Кто такой добрый человек? Игра «Лица». Творческое задание: нарисовать «Портрет доброго человека». Игра «Сказочный герой – добрый или злой?» 2. Я – добрый человек? 3. Мои добрые друзья. 4. Добрые взрослые вокруг меня. 5. Доброта вокруг меня. 6. Для чего нужны добрые дела? 7. Жизнь дана на добрые дела. 8. Доброта спасет мир. | | |
Хранилища культуры-5ч |
1 | Музеи как хранилища предметов культуры. | | |
2 | Экскурсия в школьный музей. | | |
3 | Государственная Третьяковская галерея. | | |
4 | Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | | |
5 | Библиотеки — хранилища культуры. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Экскурсия в школьную библиотеку. | | |
Православные праздники-8ч |
1 | Праздник Рождества Христова. | | |
2 | Зимние радости. Святки. Экскурсия в природу. | | |
3 | Праздник в нашем доме: День Ангела, день рождения. | | |
4 | Праздник для защитника отечества | | |
5 | Радость масленицы. Прощеное воскресенье | | |
6 | Благовещение. Пасха. Рассказ о Пасхе. | | |
7 | Когда звенят колокола? Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека. | | |
8 | Праздник Дня Победы. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. | | |
Наша Родина-10ч |
1 | Россия — наша Родина. Родина. Родня земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | | |
2 | Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. | | |
3 | Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны.(заочное путешествие | | |
4 | Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. | | |
5 | Города России. Древнейшие города России. | | |
6 | Республика Татарстан | | |
7 | Казань -столица Татарстана. | | |
8 | Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. | | |
9 | Село Ташкирмень Лаишевского района. (экскурсия) | | |
10 | Культура и быт моих предков. | | |
Спаситель-3ч |
1 | Богочеловек. Сын Бога. Вера. Православная вера. Заповеди. Нравственность | | |
2 | Христос как Спаситель мира. Вера. Надежда. Любовь. Святые Кирилл и Мефодий. | | |
3 | Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел-хранитель. Добро и свет. Свеча. Лампада. Мудрость. Святость | | |
| Семья-3ч | | |
1 | Мама. Папа. Родители. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. | | |
2 | Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод. | | |
3 | Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | | |
Итоговое занятие. Анкета «Что я знаю?» Подарки друг другу. Чаепитие. |