СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс»

МБ НОУ «Гимназия № 62»
















Программа элективного курса по биологии

«Основы антропологии»

VIII класс









Составитель:

Учитель биологии

Кудрина Евгения Сергеевна









г. Новокузнецк

2018



I. Пояснительная записка


Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, - «Человек». В его содержании преобладают анатомо-физиологические характеристики организма, в то время как понимание биологии человека требует более широкого, междисциплинарного подхода. Программа предлагаемого элективного курса «Основы антропологии» представляет собой попытку реализовать такой подход.

За основу мною был взят спецкурс, разработанный преподавателями биологии Многопрофильного лицея и Детского дома-школы № 5 «Единство» г. Междуреченска Т.И. Липатовой и Л.Н. Липатовой. Но в нем было изменено количество часов на лекции и практические работы, убраны экскурсии. Кроме того добавлены некоторые практические работы, анкетирование и тестирование.

Цель курса: расширение знаний о человеке, его особенностях; формирование научной картины мира; развитие у учащихся навыков научного познания через приобщение к элементам исследовательской деятельности; формирование таких качеств личности как добросовестность, ответственность, культура здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить с основными этапами развития антропологии и ее местом в системе биологических и медицинских наук.

  2. Изучить основные разделы антропологии: морфологию, соматологию, дерматоглифику.

  3. Познакомить и научить методам и приемам исследовательской работы по биологии человека и медицинской биологии.

  4. Дать представление о практическом применении антропологии в медицине и о значении ее в системе подготовки будущего специалиста, изучающего и работающего с человеком.

  5. Формирование навыков научного познания.

  6. Развитие навыков самонаблюдения и исследовательской культуры.

  7. Формирование здорового образа жизни.

В рамках элективного курса осуществляется повышение мотивации учения гимназистов для получения образования; профориентационная работа на медико-биологические специальности; прививаются общеучебные умения и навыки, направленные на сбор и анализ данных, умение сопоставлять и анализировать, математически обрабатывать биологические данные. Все эти умения и навыки повышают образовательный уровень будущих студентов и способствуют формированию научного потенциала, прежде всего в области биологии.

В разделе «Введение» рассматриваются антропология как наука, ее разделы и методы. В разделе «Морфология человека» изучаются темы «Мерология» (измерение человеческого тела), «Покровы тела и пигментация» (пигментация кожи, волос, дерматоглифика). В разделе «Органы чувств» изучается работа органов зрения, слуха. В разделе «Сложные антропогенетические признаки» исследуются форма мочки уха, способность сворачивать язык в трубочку, случаи моторной асимметрии; «сложность этих признаков связана не с методами их определения, а с неопределенностью характера их наследования.

Элективный курс рассчитан на учащихся 8-х классов, изучающих раздел биологии «Человек», где они знакомятся с анатомо-физиологическими характеристиками человека.







































II. Тематическое планирование

VIII класс (16 часов, 1 раз в неделю)





п/п

Тема

Всего,

ч

Лекции,

ч

Практичес-

кие работы,

ч

I

II

2.1

2.2

III

IV

Введение

Морфология человека

Мерология

Покровы тела и пигментация

Органы чувств

Сложные антропогенетические признаки

1

8

6

2

4

3

1

4

2

2

1

1

-

4

4

-

3

2


Итого:

16

7

9

























III. Содержание программы


Раздел I. Введение (1 час)

1.1 Антропология как наука. Основные разделы (морфология, антропогенез, расоведение) и методы антропологии.

Раздел II. Морфология человека (8 часов)

2.1. Мерология (6 часов)

2.1.1. Скелет человека и основные антропометрические точки и размеры.

2.1.2. Практическая работа №1 «Соматометрия. Определение основных размеров тела».

2.1.3. Пропорции тела. Половые и возрастные различия в пропорциях тела.

2.1.4. Практическая работа №2 «Определение индекса скелиит и типа конституции.

2.1.5. Практическая работа №3 «Оценка росто-весового соотношения».

2.1.6. Практическая работа №4 «Определение жизненной емкости легких. Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний».

2.2. Покровы тела и пигментация кожи (2 часа)

2.2.1. Строение и пигментация кожи. Волосяной покров. Пигментация и типы волос.

2.2.2. Дерматоглифика – наука об особенностях кожного рельефа.

Раздел III. Органы чувств (4 часа)

3.1. Аномалии зрения.

3.2. Практическая работа №5. «Опыты, иллюстрирующие функции зрачка, хрусталика, сетчатки».

3.3. Практическая работа №6 «Определение слухового порога. Взаимосвязь зрительного и слухового анализаторов».

3.4. Практическая работа №7 «Комплексная гимнастика для сохранения молодости и красоты глаз».

Раздел IV. Сложные антропогенетические признаки (3 часа)

4.1. Практическая работа №8 «Определение сложных антропогенетических признаков».

4.2. Асимметрия.

4.3. Практическая работа №9 «Оценка функциональной асимметрии больших полушарий».








IV. Литература для обучающихся


1. Акимушкин И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 2006

2. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека, - СПБ.: Учитель и ученик, Корона приент, 2005

3. Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005

4. Пехов А.В. Биология и общая генетика. – М.: РУДН, 2004





Литература для учителя


1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: просвещение, 2006

2. Карташев Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 2005


Периодические издания: 1. Биология (приложение к газете «Первое сентября»)

2. Журнал «Биология в школе»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!