Просмотр содержимого документа
«Программа элективных курсов "Глобальные проблемы человечества"»
Пояснительная записка
Программа предназначена для профильной подготовки учащихся 9-х классов. Программа курса является модифицированной. Она составлена на основе программы Т.В.Сластиной. В авторскую программу внесены следующие изменения:
- увеличена продолжительность курсов с 10 до 12 часов
-добавлены темы «Демографический взрыв», «Охрана морей и океанов», «Проблема здоровья людей», «Мирное освоение космоса».
Курс рассчитан на 12 часов и содержит теоретическую и практическую части. Содержание курса базируется на знаниях физической и экономической географии, предшествует изучению курса социально-экономической географии мира. Курс знакомит учащихся глобальными общечеловеческими, общепланетарными проблемами, затрагивающими основы существования цивилизации, расширяет базовые знания.
Выявляя истоки глобальных проблем современности, их остроту и взаимосвязь, региональные и географические особенности проявления, роль географии в решении этих проблем, девятиклассники получают первоначальные знания по проблемам глобалистики.
Актуальность курса заключается в том, что он позволяет учащимся получить элементарные знания по экономической, политической, социальной географии, которые могут быть использованы ими в повседневной жизни. Курс глобальные проблемы человечества имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности.
Цель курса:
Развитие у учащихся представлений о проблемах современного мира, возможных путях их решений.
Задачи курса:
Расширение знаний базового курса географии
Формирование у учащихся объективной картины мира
Развитие навыков поиска, обработки и представления информации
Повышение общей информационной культуры учащихся
Программа предусматривает работу с разными источниками информации, усиление практической направленности изучаемого материала, деятельностный подход в обучении.
Результатом курса станет создание учащимися проектов (творческих работ) «Глобальные проблемы человечества». Работа над проектами будет вестись частично на занятиях, частично дома. Свои проекты учащиеся представят на итоговом занятии.
Учащиеся должны усвоить ведущие идеи курса:
Современная эпоха - это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира.
Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.
Учащиеся должны знать:
Понятие о глобальных проблемах человечества
Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем
Ключевые понятия темы: экологический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.
Учащиеся должны уметь:
Давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними
Составлять конспект лекций
Участвовать в организации дискуссий
Самостоятельно находить информацию в разных источниках, обобщать и представлять ее.
Примерные темы проектов:
Ядерная зима
Озоновые дыры
Парниковый эффект
Охрана морей и океанов
Сбросы отходов
Оценивание учащихся:
3- посетил курсы
4- посетил и выполнил итоговую работу
5- посетил и успешно выполнил итоговую работу
Формы контроля
Тестирование
Защита проектов
Литература.
Для учителя:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для общеобразовательной школы. – М.:Просвещение, 2002
Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2х книгах. М: Дрофа, 200-2004
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Часть 3:глобальные проблемы человечества. -Ярославль: Волжское книжное издательство,1996
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для общеобразовательной школы. – М.:Просвещение, 2002
Для учащихся:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс: книга для учащихся.– М.:Просвещение, 1995
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.Аспект-Пресс,1994
Детские исторические и географические энциклопедии
Географические атласы для средней школы.
№ | тема | Всего часов |
1 | Введение. Сохранение мира на земле | 1 |
2 | Ядерная угроза | 1 |
3 | Демографической взрыв | 1 |
4 | Проблемы мирового океана. Охрана морей и океанов | 2 |
5 | Энергетическая и сырьевая проблема | 1 |
6 | Проблема отсталости | 1 |
7 | Продовольственная проблема | 1 |
8 | Проблема здоровья людей | 1 |
9 | Долой кризис | 1 |
10 | Мирное освоение космоса | 1 |
11 | Итоговое занятие. Защита проекта. | 1 |
Итого | 12 |
Тематическое планирование