МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Черемшанская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор
МАОУ Черемшанская СОШ
_______________/Болтунов Н.Е.
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий
для детей с умственной отсталостью
на 2019 – 2020учебный год
Составил педагог-психолог
Липина Н.В.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.
Задачи программы:
• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
• формирование образа «Я», навыков самопознания;
• развитие эмоционально – волевой сферы;
• освоение навыков работы в коллективе;
• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:
• низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
• затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;
• сравнительно элементарная мотивация отношений;
• недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
• нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.
Несформированность умственной деятельности у детей с умственной соответствует особенностям их эмоциональной сферы:
• недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;
• неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
• Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью.
• Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
• Деятельностный принцип
• Принцип комплексности методов психологического воздействия
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).
Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана для детей с умственной отсталостью в возрасте от 8 до 12 лет.
Участники программы: дети младшего школьного возраста и подростки с умственной отсталостью, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности).
Групповые коррекционно-развивающая занятия рассчитаны на 34 занятия (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 20-30 минут
№ занятия Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
(без подробных описаний) Количество часов
1 2 3
1-2 Знакомство. Установление доброжелательных взаимоотношений. преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения. Приветствие со свечой
Упражнение «Барометр настроения».
Упражнение-тренинг «Ласковое имя»
Упражнение-тренинг «Танцы на газете».
Конструирование
Ритуал прощания. «Кисточка – ласковица» 2
3-4 Я не один, нас много. обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям Приветствие со свечой Упражнение 1 «Цвета радуги»
Упражнение 2 «Письмо о себе»
Упражнение 3 «Горячий стул»
Упражнение 4 «Моя жизнь, мои роли»
Упражнение «Если бы я был…»
Игра-тренинг «Волшебный лес чудес»
Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул»
Ритуал прощания 2
5-6 Я и мир вокруг меня сформировать позитивное отношение к происходящим событиям Приветствие.
Упражнение 1 «Цвета радуги»
Упражнение 2 «Письмо о себе»
Упражнение «Мое отношение к миру».
Упражнение 4 «Моя жизнь, мои роли»
Написание сочинения
Ритуал прощания 2
7 Наши имена познакомить детей с разными именами, их значением, дать возможность почувствовать собственную значимость, укреплять уверенность в себе.
Упражнение «Моё имя»
Беседа: «Что означают наши имена»
Упражнение «Создание дерева дружбы»
Работа в парах. Упражнение «Собери разбитую тарелку», «Найди пять отличий»
Упражнение «Зеркало» 1
8-9 Я такой как все
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, укреплять уверенность в себе Приветствие
Упражнение «Зеркало»
Беседа в порах
Упражненин-тренинг «Подари свою улыбку»
Упражнение «Конструктор настроения».
2
10 Общения и умения знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений. Приветствие
Упражнение 1 «Какой я в общении?»
Упражнение 2 «Общение — это...»
Лекционное упражнение 3 «Как укреплять свою коммуникабельность»
Упражнение 4 « Гость»
Упражнение 5 «Найди свою пару»
Ритуал прощания 1
11-12 Наши эмоции Развитие эмоциональной сферы у учащихся имеющих интеллектуальную недостаточность.
Игра «Лото настроений».
Игра «Угадай эмоцию».
Задание: нарисуй «Картинку с настроением».
Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон».
Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба».
2
13 Напряженность и тревожность Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Упражнение «Пластилин - силач».
Упражнение 3 «Ассоциация».
Упражнение 4 «Стаканчик».
Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».
Игры с пуговицами. «Событие»
Упражнение «Аплодисменты
1
14-15 Эмоции и чувство сформировать навыки коммуникативного общения, развивать эмоционально-волевую сферу, научить выражать эмоции и чувствовать эмоциональное состояние других людей. Упражнение «Я – это ты»
Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий»
Релаксация “Луг-лес-река-луг”
Упражнение “Клубочек”
Упражнение «Вредные привычки»
2
16 Волшебные руки
Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему. Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий Упражнение «Приветствие
Упражнение «Такой поступок мне к лицу»
Упражнение «Испуганный Ежик»
Игра «Волшебные руки»
«Аплодисменты»
1
17 Злость, гнев
разрядка агрессивных тенденций в поведении, в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии Упражнение «Доброе животное»
Упражнение «Кошки - собаки»
Упражнение «Круг друзей».
Упражнение «Не сердись улыбнись»
1
18-19 Тема: Эмоции
определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Занятия «Дружба начинается с улыбки»
Упражнение «Цвет настроения»
Упражнение «Угадай эмоцию»
Упражнение «Круг друзей».
2
20 Музыкотерапия Прослушивание и знакомство с разной музыкой Музыка и песни разных стран 1
21-22 Узнаём друг о друге показать детям, что в них много общего и много различий; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитание терпимости к окружающим.
Игра «Пять имён».
Игра-тренинг «Водяной»
Игра – тренинг «Ветерок».
Ритуал прощания. «Кисточка – ласковица» 2
23 Волшебные средства понимания
познакомить с интонированием речи; учить относиться внимательно друг к другу; учить пользоваться мимикой лица при изображении эмоций; показать, как мимика помогает в общении; развитие внимания, эмпатии «Ласковое имя»
Упражнение-тренинг «Интонация»
Упражнение-тренинг «Кто тебя позвал?»
Игра-тренинг «Интервью дракона»
Упражнение «Не сердись улыбнись»
1
24 Вот я какой!
обобщение знаний; повышение самооценки ребёнка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим. Приветствие со свечой
Упражнение «Ассоциация»
Упражнение-тренинг «Ладошки»
Упражнение «Пересядьте те, кто …»
Упражнение-тренинг «Пион и колючий ёжик»
Упражнение-тренинг «Я – хороший, мы – хорошие»
Упражнение «Не сердись улыбнись»
1
25 Страх , тревога обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме «Дружба начинается с улыбки»
Чтение притчи «Куда ты идешь».
«Упражнение клоун»
занятия «Эстафета дружбы».
1
26-27 Это интересно выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Упражнение «Внимание»
Задания дорисуй не достающее 2
28-29 Хочу сказать приятное другому человеку
формирование эмпатических реакций ребенка.
Приветствие со свечой
Упражнение «Барометр настроения».
Упражнение-тренинг «Ласковое имя»
Упражнение «Похвали себя» Упражнение «Комплемент»
Аплодисменты »
2
30 Расслабляемся вместе Снятие эмоционального напряжения «Графическая музыка».
пословицы,
Игры с пуговицами. «Событие»
Упражнение «Аплодисменты».
1
31 Чувство собственного достоинства Формирование углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи класса Упражнение «Пожелания»
Упражнение«Самый-самый»
Упражнение «Мое качество»
Упражнение «Скульптура»
Упражнение «Уступки»
Ритуал прощания. «Я рад был общаться с тобой».
1
32 Поработаем бумагой Умения и навыки работы с бумагой.
Конструирование цветов, аппликации
1
33 «Это – я» - я рисую свой портрет помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе
Упражнение «Зеркало»
Физминутка «Есть или нет?»
Упражнение «Мой портрет»
Упр. «Дерево дружбы»
1
34 Прощание Закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, закрепление дружеских отношений между членами группы Упражнение «Карусель»
Упражнение «Я к вам пишу…»
Упражнение «Я - это Я»
Упражнение « Я говова всем спасибо» 1
Всего 34
Требования к уровню подготовки обучающегося
Обучающийся должен знать:
- Первичное представление о психологии;
- Особенности собственного эмоционального мира;
- Эмоциональные проявления в общении;
Обучающийся должен уметь:
- Распознавать эмоциональные состояния других людей;
- Управлять собственными эмоциями, чувствами;
- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.
Ожидаемые результаты программы:
своевременное выявление обучающихся имеющими проблемы в развитии и обучении, отслеживание положительной динамике и результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ.
– создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);
– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
– формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006
2. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2011
3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005
6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогичускаядиогностика умственного развития детей. 2-е изд. Перераб.-М.Просвещение.Владос 1995г.
7. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М: «Бук-Мастер»1993г.
8. 6. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. (Инст.дефектологии М:Ж. Дошк.воспит№5 1991г. Стр69)
9. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение 1986г.