Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ЗПР (коррекционный компонент)
Пояснительная записка
Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК.
Ф.И. обучается в № классе индивидуально на дому по состоянию здоровья в соответствии с заключением ТПМПК: «Задержка психического развития. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Дисграфия, дислексия.»
При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития
Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
У детей слабо сформированы пространственные представления,
Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.
Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим;
Воображение детей с задержкой психического развития недостаточно развито.
Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления;
Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.
У детей с задержкой психического развития отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Психологическая характеристика обучающегося Ф.И. (№ класс)
В результате психологического обследования у обучающегося выявлено:
Общий осведомительный уровень- снижен
Моторная ловкость – низкий уровень сформированности
Характеристика деятельности:
Мотивация: преобладает социальная – мотивация одобрения;
Критичность: снижена;
Работоспособность: низкая;
Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;
Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.
Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;
Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;
анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;
Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.
Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля, двигательная расторможенность; в ситуации неуспеха отмечается личностная тревожность.
Психологическое заключение: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.
При составлении программы индивидуального психологического
сопровождения использованы методические пособия и дидактические материалы:
1.Программа создания коррекционно-развивающей среды в условиях общеобразовательных учреждений под ред. С.Г. Шевченко,
2.«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» под ред. Семаго Н.Я. Семаго М.М.,
3.Калягин В.А. «Организация психологического сопровождения в образовательном учреждении».
Цель программы – повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.
Задачи программы:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;
общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР :
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ШПМПк.
Содержание коррекционных занятий исключает формально механический подход и «натаскивание» учебных - навыков.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа (по учебным четвертям):
1. Развитие когнитивной сферы: внимание (9 часов)
2. Развитие когнитивной сферы: память ( 7 часов)
3. Развитие когнитивной сферы: мышление ( 10 часов)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (8 часов )
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
коррекционно-развивающих занятий с учащимся № класса Ф.И.
№ п/п | Месяцы | Темы, разделы | Кол. часов | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений | даты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Сентябрь Октябрь (1 четверть) | Когнитивная сфера. Внимание |
9 ч. | Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений | 1. Диагностика свойств внимания. Психотехника, комплекс упражнений по развитию мелкой моторики («колечко, пальчиковая гимнастика»). 2. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»). 3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания через развитие психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»). 4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»). 5. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»). 6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности (игра «В гостях у Шерлока Холмса»). 7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания. Игра «Разведчики». | |
2 | Ноябрь Декабрь (2 четверть) | Когнитивная сфера. Память |
7 | Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания. | 1.Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти. 2. Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения). 3. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов). 4. Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой). 5. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, по иск закономерностей). 6. Психогимнастика, кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и развитию опосредованного произвольного долговременного запоминания (смысловые единицы, таинственные слова). 7. Итоговое занятие по развитию всех видов памяти. Сочинение сказки «В стране памяти». |
|
3 | Январь Февраль Март (3 четверть) | Когнитивная сфера. Мышление | 10 | Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность. | 1. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (выделение существенных признаков, сравнение и обобщение понятий, анализ и синтез, конкретизация объектов).
2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. Психогимнастика.
3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. Психогимнастика, кинезиологические упражнения.
4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления через конструирование по наглядному и словесному образцу, поиск аналогий, анализ и синтез.
5. Повторительно-обобщающее занятие по развитию мыслительных процессов |
|
4 | Апрель Май (4 четверть) | Развитие эмоционально- волевой, личностной сферы | 8 | Снятие негативной энергии у школьника Повышение мотивации обучения через передачу положительных эмоций. Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя личности. | 1. Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности, акцентуации личности). 2. Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов. 3. Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций. 4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния. 5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе. 6. Закрепление адекватного эмоционального реагирования на различные ситуации через проигрывание сюжетно-ролевых игр (применение арттерапевтических приемов). | |
Средства контроля программы
В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося» и Психолого-педагогическом статусе учащегося.
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.