Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
имени генерал-лейтенанта В.Г.Асапова
города Южно-Сахалинска
Адрес: 693007 г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная д.18, тел. 8 (4242) 73-54-87; 75-09-76; [email protected];
___________ИНН-6501103858; КПП-650101001; ОГРН:1026500527580______________
Согласовано Зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 8 им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова от_______________2019 г. ________________/Иванченко Н.Х./ | Утверждено Директор МАОУ СОШ №8 им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова г. Южно-Сахалинска ______________Кораблёва Н.А. Приказ №___от «__»____2019 г. |
Программа индивидуального коррекционно-развивающего
логопедического сопровождения
ученика 4 класса
(ФИО ученика)
ЗПР (вариант 7.2.)
на 2019 – 2020 учебный год
Программа разработана на основе:
Закона «Об образорвании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Учитель-логопед:
Михалева Анна Сергеевна
Южно-Сахалинск
2019 год
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Формирование психологической базы речи:
зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
мышления;
памяти;
устойчивости внимания;
накопление представлений об окружающем мире;
воображения;
наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
развитие общей и мелкой моторики.
Формирование регулирующей учебной деятельности:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
применение полученных знаний в новых ситуациях,
анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
Воспитательные:
Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Формирование личностных качеств:
организованности;
воспитанности;
взаимоуважения друг к другу;
адекватного представления о себе и своих возможностях.
Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками с нарушенным зрением, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.
Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:
обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с нарушением зрения;
соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;
усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.
Структура и содержание
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в индивидуальной форме.
Тематическое планирование работы состоит из 66 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.
Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Место проведения занятий: кабинет логопеда № 22 на первом этаже.
Планируемые результаты по окончании 4 класса:
должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
учащихся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
учащихся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
учащихся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
учащихся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Повторение «Состав слова» | 12 |
3 | Части речи | 17 |
4 | Предложение | 10 |
5 | Текст | 21 |
6 | Диагностика устной и письменной речи | 12 |
Итого: 66 часов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
имени генерал-лейтенанта В.Г.Асапова
города Южно-Сахалинска
Адрес: 693007 г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная д.18, тел. 8 (4242) 73-54-87; 75-09-76; [email protected];
___________ИНН-6501103858; КПП-650101001; ОГРН:1026500527580______________
Согласовано Зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 8 им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова от_______________2019 г. ________________/Иванченко Н.Х/ | Утверждено Директор МАОУ СОШ №8 им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова г. Южно-Сахалинска ______________Кораблева Н.А Приказ №___от «__»____2019 г. |
Календарно-тематическое планирование
индивидуального коррекционно-развивающего
логопедического сопровождения
ФИО ученика
ЗПР (вариант 7.2.)
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель-логопед:
Михалева Анна Сергеевна
Южно-Сахалинск
2019 год
Календарно-тематическое планирование индивидуального
коррекционно-развивающего логопедического сопровождения
ФИО ученика
на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Примечания |
Тема I:Повторение |
| 04.09.2019 | 1 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |
| 09.09.2019 | 1 | Повторение. Деление слов на слоги. | |
| 11.09.2019 | 1 | Правила переноса слов. | |
| 16.09.2019 | 1 | Ударение. Ударный и безударный слог. | |
Тема II:Повторение «Состав слова» |
| 18.09.2019 | 1 | Корень. Родственные слова. | |
| 23.09.2019 | 1 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | |
| 25.09.2019 | 1 | Приставка. Образование новых слов. | |
| 30.09.2019 | 1 | Окончание. | |
| 02.10.2019 | 1 | Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | |
| 07.10.2019 | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова | |
| 09.10.2019 | 1 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | |
| 14.10.2019 | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова. | |
| 16.10.2019 | 1 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | |
| 21.10.2019 | 1 | Дифференциация предлогов и приставок. | |
| 23.10.2019 | 1 | Разделительный Ъ и Ь. | |
| 28.10.2019 | 1 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |
Тема III:Части речи |
| 30.10.2019 | 1 | Имя существительное. Изменение существительных по числам. | |
| 06.11.2019 | 1 | Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. | |
| 11.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | |
| 13.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | |
| 18.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | |
| 20.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | |
| 25.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | |
| 27.11.2019 | 1 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | |
| 02.12.2019 | 1 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | |
| 04.12.2019 | 1 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |
| 09.12.2019 | 1 | Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | |
| 11.12.2019 | 1 | Согласование существительных и глаголов в роде. | |
| 16.12.2019 | 1 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |
| 18.12.2019 | 1 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | |
| 23.12.2019 | 1 | Понятие о неопределенной форме глагола. | |
| 25.12.2019 | 1 | Согласование глагола и существительного в роде, числе | |
| 13.01.2020 | 1 | Согласование глагола и существительного во времени. | |
Тема IV: Предложение |
| 15.01.2020 | 1 | Речь. Предложение как единица речи. | |
| 20.01.2020 | 1 | Слово. Смысловое значение слова. | |
| 22.01.2020 | 1 | Образные слова и выражения в нашей речи. | |
| 27.01.2020 | 1 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | |
| 29.01.2020 | 1 | Связь слов в предложении. | |
| 03.02.2020 | 1 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | |
| 05.02.2020 | 1 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | |
| 10.02.2020 | 1 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | |
| 12.02.2020 | 1 | Работа с деформированными предложениями. | |
| | 1 | Составление предложений по опорным словам. | |
Тема V: Текст |
| 17.02.2020 | 1 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | |
| 19.02.2020 | 1 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | |
| 24.02.2020 | 1 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | |
| 26.02.2020 | 1 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | |
| 02.03.2020 | 1 | Деление текста на части и озаглавливании их. | |
| 04.03.2020 | 1 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | |
| 11.03.2020 | 1 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | |
| 16.03.2020 | 1 | Обучение письменному ответу на вопросы. | |
| 18.03.2020 | 1 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | |
| 23.02.2020 | 1 | Упражнение в составлении плана изложения. | |
| 25.03.2020 | 1 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | |
| 30.03.2020 | 1 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | |
| 01.04.2020 | 1 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | |
| 06.04.2020 | 1 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | |
| 08.04.2020 | 1 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | |
| 13.04.2020 | 1 | Сочинение по данному началу. | |
| 15.04.2020 | 1 | Сочинение по данному концу. | |
| 20.04.2020 | 1 | Сочинение-повествование. | |
| 22.04.2020 | 1 | Сочинение-описание. | |
| 27.04.2020 | 1 | Сочинение-рассуждение. | |
| 29.04.2020 | 1 | Итоговая проверочная работа. | Сочинение или изложение |
65-66. | 04.05.2020 06.05.2020 | 2 | Диагностика устной и письменной речи | |