от «_____»____________2020г.
Ачинск, 2020г.
Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся с НОДА (вариант 6.2) и учащихся с общим недоразвитием речи.
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации учащихся.
Важнейшая роль в освоении программы принадлежит овладению речью импрессивной (понимание), экспрессивной (говорение), письменной. Для преодоления недоразвития речи у учащихся необходимо проводить работу на нескольких уровнях:
-диагностика состояния звукопроизношения, анатомического строения артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций;
- диагностика особенностей динамической стороны речи, состояния фонематического восприятия (слухопроизностительной дифференциации звуков речи), фонематического анализа и синтеза;
- исследование понимания речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи;
- диагностика состояние связной речи.
- формирование четкой, точной артикуляции; работать над управляемым артикуляционным аппаратом; приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов. Система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющие задания: от сопоставления изолированных фонем звуков к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах в произношении по слуху и на письме.
- развивать умение оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов;
- совершенствовать умения по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах и в свободной речи.
- формировать умение пересказывать текст со зрительной опорой (картинному плану);
- формировать умение составлять описательные рассказы (приём || описания), составлять рассказы по серии картин и по одной сюжетной картинке.
Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие – игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита. Конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита. В ходе занятий с конструктором учащиеся осваивают следующие умения:
Конструктор способствует развитию речевого слуха, моторики рук, зрительного внимания и памяти, пространственного восприятия и представления, усидчивости и целеустремленности.
- сформировать умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций;
- обогащение словаря.
Недели | Кол-во занятий | Работа на фонетическом уровне | Работа по коррекции звукопроизношения | Работа на лексическом уровне и развитие связной речи | Работа с конструктором | Работа на грамматическом уровне |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь |
I II | 1-4 | Диагностико-подготовительный этап. Диагностика состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизностительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
III | 5 | Выделение начального гласного | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа | Фрукты | Конструирование буквы а | Предлоги на, в, под |
6 | Анализ ряда [а, о], выделение [о] в слове | Коррекция произношения звука [с] | Овощи | Конструиров. букв а, о | Предлоги на, в, под |
IV | 7 8 | Анализ ряда [а, о, и], выделение [и] в слове | Коррекция произношения звука [с] | Фрукты – овощи | Конструиров. букв а, о, и | Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко, вверху. |
Октябрь |
I | 9 10 | Анализ ряда [а, о, и, ы], выделение [ы] в словах типа шары | Коррекция произношения звука [с] | Птицы (перелётные и домашние) | Конструиров. буквы а | Согласование прилагательных с существительными в роде |
II | 11 12 | Анализ ряда [а, о, и, ы, у], выделение [у] в слове | Коррекция произношения звука [с] | Деревья | Конструиров. букв а, о, и, ы. переконструир. букв и-ы | Именительный падеж, множественное число существительных |
III | 13 14 | Анализ слогов на, но, ни, ны. Анализ слова Нина | Коррекция произношения звука [с] | Цветы | Конструиров. букв а, о, и, ы, у, н | Согласование прилагательных с существительными в роде |
IV | 15 16 | Анализ слогов са, со, сы, си, слов сани, осы, оси | Коррекция произношения звука [с] | Ягоды | Составление слов о-са, са-ни, на-сос, сос-на | Согласование прилагательных с существительными в роде |
Ноябрь |
II | 17 18 | Анализ слогов ка, ко, ку, ки. Преобразование слов сук – сок – сон – сны. Сравнение слов сок – соки. | Коррекция произношения звука [л] | Лес | Конструирование буквы к. переконструирование букв к-и-ы-н-ы-и | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
III | 19 20 | Анализ и чтение слогов то, то, ты, ту, ти. | Коррекция произношения звука [л] | Грибы | Конструирование буквы т. Составление из букв слов ка-нат, ка-на-ты, нит-ки | Согласование прилагательных с существительными в роде |
IV | 21 22 | анализ и чтение слогов ла, ло, лу, лы, ли | Коррекция произношения звука [л] | Посуда | Конструирование буквы л. Составление из букв слов стол, стул, лук | Предлоги на, в, под |
Декабрь |
I | 23 24 | Анализ и чтение слогов ра, ро, ру, ры, ри. Анализ слов рана - Ира | Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’] | Мебель | Конструирование буквы р. Преобразование слов рак-лак-лук-сук-сок. | Предлоги за, между, перед |
II | 25 26 | Анализ слов типа Вова – слава | Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’] | Инструменты | Конструирование буквы в. | Именительный падеж, множественное число существительных |
III | 27 28 | Анализ и чтение слов типа ели, ела, ел. Буква е показатель мягкости в слогах не, ке, те, се, ре, ле. | Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’] | Цвет и форма предметов | Конструирование буквы е. переконструирование букв е-ш-е | Именительный падеж, множественное число существительных |
IV | 29 30 | Анализ и чтение слогов па, пу, по, пы, пи, пе | Уточнение артикуляции [п] и коррекция звука [р’] | Домашние животные | Конструирование буквы п. | Предлоги над, под, из-под |
Январь |
II | 31 32 | Анализ и чтение слогов ма, мо, мы, ме, ми | Уточнение артикуляции [м] и коррекция звука [р’] | Дикие животные | Конструирование буквы м. преобразование слов лампа-лапа, мак-рак. | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
III | 33 34 | Анализ и чтение слогов за, зо, зу, зе, зи. Звукобуквенный анализ слов косы – козы; роса-роза. | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа | Домашние и дикие животные (Детёныши животных) | Конструирование буквы з. | Предлоги над, под, из-под |
IV | 35 36 | Анализ и чтение слогов ба, бо, бу, бы, би, бе | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч] | Транспорт (водный, воздушный, наземный) | Конструирование буквы б. | Согласование прилагательных с существительными в роде |
Февраль |
I | 37 38 | Анализ и чтение слогов да, до, ду, ды, ди, де. Звукобуквенный анализ слов Дима – Тима. | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч] | Одежда | Конструирование буквы д. | Согласование прилагательных с существительными в роде |
II | 39 40 | [йа] (я) в начале слова и после гласных | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч] | Головные уборы | Конструирование буквы я-ы-р-я. | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
III | 41 42 | Анализ и чтение слогов ча, чо, чу, че, чи. Образование существительных речка, тучка, лисичка, сестричка при помощи суффикса -к- | Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч] | Уход за одеждой и обувью | Конструирование буквы ч. | Предлоги в, на, с, из |
IV | 43 44 | Дифференциация слов хор-хорь, жар-жарь, гуси-гусь, день-деньки. | Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция звука [ш] | Времена года | Конструирование буквы ь. | Антонимические приставки |
Март |
I | 45 46 | Анализ и чтение слогов ша, ше, ши, шо, шу. Звукобуквенный анализ слов каска-кашка, миска-мишка. | Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция звука [ш] | 12 месяцев | Конструирование буквы ш. | Антонимические приставки |
II | 47 48 | Анализ и чтение слогов жа, жо, жу, же, жи.. Звукобуквенный анализ слов коза-кожа, шар-жар. | Уточнение артикуляции [ж] в сравнении с [з], [щ] | Насекомые | Конструирование буквы ж. | Приставки на согласную. Ъ после приставок |
III | 49 50 | [йо] (ё) в начале слова и после гласных. Анализ и чтение слов ёж ёлочка, ёжик, ёлка. | Уточнение артикуляции изолированных звуков, звуков в начале слова и после гласных. Отработка чёткого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ё | Имена людей | Конструирование буквы ё. игра «угадай имена детей» | Наречия пространственного значения |
IV | 51 52 | [й] в конце слов май, дай, в середине слов майка, зайка. | Уточнение артикуляции [й], сравнение с [и]. Коррекция [ц] | Семья | Конструирование буквы й. | Приставки и предлоги пространственного значения |
Апрель |
I | 53 54 | Анализ и чтение слогов ах, ох, ух, ха, хо, хе, хи, ху.. Звукобуквенный анализ слов Дима – Тима. | Уточнение артикуляции [х], сравнение с [к]. Коррекция [ц] | Мой дом | Конструирование буквы х. | Согласование прилагательных с существительными в роде |
II | 55 | Чтение текста. Творческий пересказ. | Уточнение артикуляции изученных звуков | Творческий пересказ. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
56 | Буква ю вначале слова: юра, юля, юла; в конце слова мою, булую. Буква ю – показатель мягкости согласных. | Уточнение артикуляции изолированного звука [йу], звука в начале слова и после гласных. Отработка чёткого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ю и слогов с мягкими согласными перед буквой ё. Коррекция [ц] | Мой город | Конструирование буквы ю. игра «Назови ласково» | Приставки и предлоги пространственного значения |
III | 57 | Повторение | Уточнение артикуляции изученных звуков | Релаксация : «Дрёма», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно». Упражнения «Песенка», «Музыкант», «Эхо». Артикуляционные и дыхательные упражнения. Голосовые упражнения. |
| 58 | Анализ и чтение слогов ас-ац, ос-оц.. | Уточнение артикуляции [ц], сравнение с артикуляцией [с] | Зоопарк | Конструирование буквы ц. | Приставки и предлоги пространственного значения |
IV | 59 | Анализ и чтение слов эхо, экран. | Уточнение артикуляции [э], сравнение с артикуляцией [йэ] | Рыбы | Конструирование буквы э. | Приставки и предлоги пространственного значения |
| 60 | Слоговая таблица | Уточнение артикуляции изученных звуков | Релаксация: «Волшебный сон». Краткие ответы на вопросы по сюжетной картине с соблюдением изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отражённо. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни». Автоматизированная речь: перечисление дней недели, месяцев. |
Май |
I | 61 62 | Закрепление дыхательных, голосовых упражнений. Автоматизация поставленных звуков. Массаж лицевой мускулатуры. Массаж пальцев. Кинезиологические упражнения. Комплекс упражнений «Читаем вместе». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
II | 63 | Составление описательного рассказа. Автоматизация поставленных звуков. Самомассаж лица, шеи. Комплекс упражнений «Читаем вместе». Пересказ рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна». Определение прилагательных. |
| 64 | Тренировка свободной речи. Творческий пересказ. | Релаксация под «Звуки живой природы». Творческий пересказ. Задания: -Составьте конец рассказа по его началу. -Составьте начало рассказа по его концу. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Сутеева и Радлова по алгоритму: -Рассмотрите картинки. -Опишите героев. -Назовите последовательность происходящих действий. Расскажите, соблюдая последовательность. |
III | 65 66 | Итоговая логопедическая диагностика. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики логопедической работы. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |