Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы……………………………………………..................................3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.2 Цели и задачи………………………………………………………………….4
1.3 Планируемые результаты и формы их аттестации…………………………5
1.4 Содержание программы………………………………………………………7
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………...17
2.1 Оценочные материалы……………………………………………………...17
2.2.Методическое обеспечение программы……………………………………17
2.3. Условия реализации программы……………………………………...……20
2.4. Список литературы………………………………………………………….21
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Химия вокруг нас» является программой естественно-научной направленности и разработана с учётом документов нормативной базы ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ № 816 от 23.08.2017г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
Устав муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия №31».
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данная программа развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Программа внеурочной деятельности направлена так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.
Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение предмета, подготовиться к прохождению ГИА по химии.
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 14-15 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Практическая значимость программы заключается в том, что активизируются различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
Обучающие получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемно- ситуативного обучения. Это позволяет строить обучение учащихся 9 классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни.
Адресат программы – дети в возрасте 14-15 лет (9 кл.).Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным.
Срок реализации и объем программы – 1 год, 35 часов.
Режим занятий –1 раз в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель : расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Содержание курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" в 9 классах устанавливает следующие задачи:
обучающие:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
развивающие:
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
развитие умений работы в микрогруппах;
воспитательные:
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;
выработка понимания общественной потребности в развитии химии;
формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
1.3.Планируемые результаты и формы их аттестации
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.
- в трудовой сфере:
планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами.
- в ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.
- в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами являются:
- умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
-экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Обучающийся получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей.
Получить возможность научиться:
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Получить возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Формы и виды учебной деятельности.
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:
- метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
- метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
- метод передачи информации с помощью практической деятельности;
- приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;
- метод контроля;
- приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.
Формы контроля результатов освоения программы:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
1.4.Содержание программы
ВЕЩЕСТВА (3 часа)
Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Практическая работа № 1 «Способы разделения смесей».
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (4 часа)
Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.
Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса, водорода цинком в растворе соляной кислоты».
Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди (II)».
МЕТАЛЛЫ (9 часов)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных.
Характеристика переходных элементов – меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы.
Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ).
Практическая работа № 2 «Качественные реакции на ионы металлов»
НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов)
Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Решение заданий на составление уравнений химических реакций.
Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ (2 часа)
Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта.
Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.
ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ (4 часов)
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды.
Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.
Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов |
| I. Вещества | 3 |
1. | Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. | 1 |
2. | Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. | 1 |
3. | Практическая работа № 1 «Способы разделения смесей». | 1 |
| II. Химические реакции | 4 |
4. | Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.Электролитическая диссоциация. | 1 |
5. | Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. | 1 |
6. | Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса, водорода цинком в растворе соляной кислоты». | 1 |
7. | Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди (II)». | 1 |
| III. Металлы. | 9 |
8. | Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. | 1 |
9. | Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. | 1 |
10. | Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных | 1 |
11. | Характеристика переходных элементов - меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. | 1 |
12. | Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. | 1 |
13. | Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека. | |
14. | Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы. | 1 |
15. | Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ). | 1 |
16. | Практическая работа № 2 «Качественные реакции на ионы металлов» | 1 |
| IV. Неметаллы | 13 |
17. | Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов. | 1 |
18. | Строение атомов неметаллов. | 1 |
19. | Строения молекул неметаллов. | 1 |
20. | Физические свойства неметаллов. | 1 |
21. | Состав и свойства простых веществ- неметаллов. | 1 |
22. | Ряд электроотрицательности неметаллов. | 1 |
23. | Химические свойства неметаллов. | 1 |
24. | Практическая шкала электроотрицательности атомов. | 1 |
25. | Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам. | 1 |
26. | Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. | 1 |
27. | Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. | 1 |
28. | Решение заданий на составление уравнений химических реакций. | 1 |
29. | Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» | 1 |
| V. Химия и здоровье | 2 |
30. | Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта. | 1 |
31. | Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой. | 1 |
| VI. Химия и экология | 4 |
32. | Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. | 1 |
33. | Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды. | 1 |
34. | Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения. | 1 |
35. | Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. | 1 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Оценочные материалы
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль в виде педагогического наблюдения, собеседования, анализа и самоанализа выполненных работ.
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания.
2. Создание проблемных, затруднительных заданий.
3. Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении определенного задания.
4. Педагогическая диагностика развития ребенка.
5. Самооценка.
6. Групповая оценка работ.
7. Тематические кроссворды, шарады.
8. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
9. Тематические игры.
10. Зачет.
Итоги мероприятий по проведению аттестации обучающихся заносятся в итоговую ведомость.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:
- текущее оценивание достигнутого результата самим ребенком;
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, играх, выполнении индивидуальных и групповых заданий, применении полученных на занятиях знаний на практике. В течение всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за развитием каждого воспитанника, результатом его обучения.
Уровень и критерии оценки теоретической подготовки учащихся:
- Низкий уровень (1 балл) - ребёнок не справляется с тестом, т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста, его объём знаний по программе менее чем ½;
- Средний уровень (2 балла) - ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .
- Высокий уровень(3 балла) - ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов – освоен практически весь объём знаний по программе
2.2. Методическое обеспечение программы
Программа построена на принципах:
целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;
культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);
непрерывности и наглядности;
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
игровой (использование упражнений в игровой форме).
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:
Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);
Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Педагогические технологии и методики, использующиеся при реализации программы
№ п/п | Название | Цель | Механизм | Результат применения |
1 | Технология развивающего обучения | Развитие личности и ее способностей | Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности детей, при которой они сами «додумываются» до решения проблемы | Развиваются мыслительные способности, активная самостоятельная деятельность, творческое овладение предложенным материалом |
2 | Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Методы индивидуального обучения | Дети усваивают программный материала на различных уровнях, в соответствии с их способностями и возможностями |
3 | Информационно-коммуникационная технология | Расширение возможностей подачи необходимой информации | Проведение обычного занятия с использованием программного обеспечения (мультимедийной презентации) | Активизация познавательной деятельности, усиление усвоение материала |
4 | Технология личностно-ориентированного обучения | Развитие индивидуальных духовных и интеллектуальных качеств каждого ребенка как личностных новообразований | Собственный путь развития каждого ребёнка через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения | Обеспечивается возможность развития и саморазвития личности каждого ребенка исходя из его индивидуальных особенностей |
5 | Здоровьесберегающая технология | Воспитание потребности здорового образа жизни | Совокупность организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья | Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления |
6 | Игровые технологии | активизация и интенсификация учебного процесса. | Ориентация на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации | Развитие игрового опыта детей, формирование у детей основ базовой культуры личности; овладение необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками; проявление инициативности, организаторских способностей, коммуникабельности; развитие творческого потенциала |
7 | Коллективное творческое дело | Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей. | Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения. 2.Коллективное планирование. Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия. Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать. 3.Коллективная подготовка. Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий. 4. Проведение КТД Цель: реализация спланированной деятельности. 5. Коллективный анализ | - выявление и развитие творческих способностей детей, и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, макет, исследование и т.п.) воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническая база:
Помещение для проведения занятий – кабинет;
Необходимая мебель и оборудование: доска, столы, стулья, компьютер;
Освещение помещения – согласно нормам, соблюдение санитарно-гигиенических условий (проветривание, влажная уборка).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Программно-методическое обеспечение:
методическая и учебная литература;
справочный материал;
наглядные материалы: презентации, наглядные пособия, плакаты,
раздаточные материалы.
2.4. Список литературы
Учебные пособия для учащихся:
1 Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьёв А.Г.,Мельник А.А."Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас". Санкт - Петербург: ЗАО "Крисмас+", 2014.
2 Степин В.Д., Аликберова Л.Ю.. "Занимательные задания и эффективные опыты по химии". -М: "Дрофа", 2002.
3 Большая детская энциклопедия Химия.-М: РЭТ, 2000.
4 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М: Дрофа, 2004.
5 Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
6 Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС, 2002.
Методические пособия для учителя:
1 Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011.
2 Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение ,1995.
3 Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
4 Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008.
5 Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 2012.
6 Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005