СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Бочча"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Бочча». Бочча  – вид спорта для людей с инвалидностью, имеющих двигательные нарушения.         Игра   бочча  используется как один из способов реабилитации, коррекции  координационных способностей и как оздоровительный этап детей с ОВЗ. Дети будут заниматься не ради спортивных достижений, а будут работать над собой в преодолении имеющихся недостатков.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Бочча"»

 

Программа кружка по бочче

Образовательная программа для детей с нарушениями интеллекта

                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бочча – вид спорта для людей с инвалидностью, имеющих двигательные нарушения. Это игра в точность. Суть игры заключается в том, чтобы мячик, брошенный в игровое поле, упал как можно ближе к «паллино» (шар белого цвета) или выбил мяч противника подальше от него. Бросание мяча, координация движений, меткость позволяет мозгу найти нужный нерв, отвечающий за работу мышц, и заставить его работать. Бочча развивает точность, меткость, стратегическое мышление, воспитывает волю.

Игра бочча в нашей школе проводится в форме кружка и используется как один из способов реабилитации, коррекции координационных способностей и как оздоровительный этап детей с ОВЗ. Дети будут заниматься не ради спортивных достижений, а будут работать над собой в преодолении имеющихся недостатков.

В основу программы положены конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

Цель программы:

Формирование и развитие физических качеств детей, как одного из условий обеспечения здоровьесбережения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Задачи программы:

– развитие пространственной ориентировки и точности движений, корректировка мышечных усилий; формирование правильной осанки;



– формирование у школьников умение бросать мяч в игре бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности, коммуникации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

 – воспитывать у школьников наблюдательность, внимание, волю и навыки сотрудничества.

Организация работы кружка


В кружок зачисляются дети, имеющие недостатки в физическом развитии желающие дополнительно заниматься физической культурой и не имеющие медицинских противопоказаний по избранному виду спорта. Возраст учащихся от 12 лет – 15лет.

Группа формируется в начале учебного года.

Количественный состав группы – 4 – 6 человек.

Кружок ведется в соответствии с годовым планом, рассчитанным 2 часа в месяц.


Основными формами учебно-тренировочного процесса является:

  • групповые учебно-тренировочные;

  • групповые теоретические занятия в виде беседы;

  • индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями;

  • практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы;

  • участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях;


Методическая часть кружка

Содержание, форма и методические особенности игры Бочче позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания умственно отсталых школьников. Это средство при педагогически пра­вильном, практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков данных школьников. Значение игры кроется в физиологической сущности координации, которая заключается в согласовании деятельности отдельных органов в целостном акте. Каждое двигательное действие имеет свой пусковой центр в мозгу; чем сложнее движение, тем большее движение афферентации, тем более высокоорганизованные отделы коры головного мозга участвуют в акте, тем более верхние уровни ЦНС берут на себя управление движением, тем сложнее взаимоотношения мышц-антогонистов, тем, естественно, сложнее координация.

Овладение навыками игры в бочче, посредством которой мы рассматриваем коррекцию координационных способностей детей с умственной отсталостью,  обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара. Это дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физиче­ских способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюда­тельности, мышления.

Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Прежде всего - это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестезический образ или двигательное ощущение. То есть, один анализатор дополняет или заменяет другой и тем самым осуществляется механизм компенсации в познании.

Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру в бочче имеет три основных этапа:

1. Этап начального разучивания.

Создается ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок, для того, что бы подать шар.

2. Этап детализированного обучения.

Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у фаул-линии (стартовой линии), объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, затем, как движение выполняется, насколько соответствует  эталону (представлению). На основе этого корректируются неточности.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

 Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи паллино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии для выигрыша.

В процессе коррекции координационных способностей учащихся с ОВЗ посредством игры в бочче из всего многообразия движения можно выделить наиболее простые (элементарные)движения:

  • принятия стойки у стартовой линии, где  необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади;

  • тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче;

  • затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную;

  • для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца.

Такой подход соответствует и дидактическим правилам "от простого к сложному" и "от известного к неизвестному", требующим учета в процессе изучения новых двигательных действий.

Таким образом, игра в бочче способствует:

  • коррекции координационных способностей детей при использовании подготовительных упражнений (для разви­тия физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике); приме­нение упражнений для развития физи­ческих качеств в рамках структуры технических приемов и их многократного выполнения в сочетании с действиями с шаром.

Задачи начального периода:

• укрепить здоровье;

• повысить уровень общей физической подготовленности;

• создать  условия  для  развития  коммуникабельности,  формирования коммуникативных навыков;

• развивать волевые качества;

•осваивать правильную технику исполнения элементов начального обучения.

Задачи этапа закрепления и дальнейшего совершенствования:

• повысить  уровень функциональной подготовленности;

• создать условия для интеллектуального развития учащихся;

• сохранять здоровый образ жизни;

• развивать волевые качества;

• создать условия для формирования коммуникативных навыков;

• совершенствовать навыки.

На  каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность целеполагания. Детей необходимо заинтересовать, привить потребность в движении и научить приемам игры бочче. В работе с детьми надо акцентировать внимание на развитии двигательных способностей и самостоятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА


  1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подвижные игры на развитие глазомера, координационных способностей: волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч по упрощённым правилам, настольный теннис, бадминтон и др.

1. «Набрасывание колец»

Подготовка.  Берут 3 кольца. Ставится табурет ножками вверх или палка на стойке высотой 0,5 м. На расстоянии 2-3 м от стойки или табурета проводится черта.

Играющие встают в очередь около черты.

Описание игры. Первый участник берет 3 кольца и старается последо­вательно набросить их на ножки от табурета или на палку, затем кольца бросает следующий и т. д. Отмечаются участники игры, сумевшие набросить все 3 кольца.

2. «Попаду в мяч»

Подготовка. Посередине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на 2 команды и строятся в шеренгу на противоположных сторонах площадки. Желательно, чтобы между ними было расстояние 18-20 м. Перед носками играющих проводится по черте. Игроки одной команды получают по теннисному мячу.

Описание игры. По сигналу руководителя игроки, не заходя за черту, бросают маленькие мячи в волейбольный мяч, находящийся посередине площадки, стараясь откатить его к команде соперников. Игроки с другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочередно, команды метают мячи установленное количество раз. Можно дать всем по мячу и тогда одновременно бросают все мячи в большой мяч.

Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

Правила. 1. Бросают мячи одновременно по сигналу.

2. При броске нельзя заступать за черту.

3. Если волейбольный мяч выскочит далеко в сторону от играющих, его возвращают на прежнее место.

4. При присуждении победы учитываются сделанные ошибки.

3. «Метко в цель»

Подготовка. Площадка, чал. Маленькие мячи – по количеству в половину играющих и 10 городков.

Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставится 10 городков. Играющие делятся на 2 команды и располагаются шеренгами одна против другой на противоположных сторонах площадки. Участники одной команды получают по маленькому мячу.

Описание игры. По установленному сигналу руководителя играющие бросают мячи в городки, стараясь их сбить. Сбитый городок ставится на 1 шаг ближе к команде, участник которой его сбил. Затем также по сигналу бросают мячи в городки и игроки другой команды, и сбитые городки ставятся на шаг ближе к ним. Каждая команда бросает мячи установленное количество раз. Выигрывает команда сумевшая приблизить к себе городки на большее число шагов.

Правила. 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.

2. При броске нельзя заходить за черту, проведенную перед командами.

3. «Верный глаз»

Подготовка. Поляна, площадка, зал, комната. Листки бумаги и карандаши - по количеству играющих. Играющие становятся на одной линии около руководителя, и каждый из них получает листок бумаги и карандаш.

Описание игры. Руководитель указывает на какой-нибудь предмет, находящийся в 6-10 м от линии играющих. Играющие измеряют на глаз расстояние до указанного предмета шагами (если оно более 8 метров) или стопами (если расстояние небольшое), и каждый записывает свой результат. Подписанные листки игроки сдают руководителю. Руководитель раскладывает их в порядке записанных цифр, начиная с меньшей, а затем по команде ведет все отделение играющих развернутым строем к предмету, подсчитывая шаги. Если же расстояние определялось количеством стоп, то играющие шагают вперед, представляет каждый раз пятку к носку. Каждого игрока руководитель останавливает на расстоянии, указанном им в листке. Выигрывают те, у кого лучше глазомер.

Правила. Каждый определяет расстояние исходя из длины своего шага или длины своей стопы.

1. «Подвижная цель»

Подготовка. Зал, площадка, 1 или 2 волейбольных мяча.

Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Затем они получают волейбольный мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Если позволяет по­мещение, то лучше детей поставить в 2 круга и в каждом из них выполнять упражнение самостоятельно.

Описание игры. Играющие, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего. Водящий, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. Играют 5-7 минут. Отмечаются наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться дольше других в середине круга и наиболее меткие игроки. Если играют в 2-х кругах, можно провести между ними соревнование: начиная одновременно игру по сигналу в двух кругах, отмечают, в каком из них быстрее удастся попасть мячом в водящего. В этом случае водящим каждый раз становится игрок другой команды.

Правила. 1. Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища. Попадание в голову не засчитывается.

2. Если в водящего попал мяч, отскочивший от пола или от предмета, то попадание не засчитывается.

3. При броске мяча в водящего заступать за черту окружности нельзя; заступившему попадание не засчитывается.



II. ТЕХНИКО – ТАКТИЧЕСКАЯ


Эти виды подготовки при проведении занятий по спортивной игре бочча можно назвать основой обучения, в процессе которого учащиеся осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и способности.

«Техника» определяется, как способ «двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью. Необходимо обеспечить игрокам целесообразную технику, которая представляет собой приспособление образцового варианта к индивидуальным особенностям игрока.


Разбивка корта на зоны

Выполнение упражнений, приемов, бросков из различных зон.

Изучение видов и способов бросков

Многократное выбрасывание мяча правой и левой рукой, на ближние дистанции. Изучение видов бросков (нижний, верхний), чередование бросков по длине, силе и направлению. Обучение броска нижним способом на блокировку. Многократная подкатка мячей к Джек болу. Совершенствование техники игры по пути повышения точности, силы броска.

Обучение технике броска

Броски правой и левой рукой на дальность.

Отработка блокировки Джек бола бокс 3 и 4.

Ближний угловой правый и левый «кучность».

Средний угловой правый и левый «кучность».

Дальний угловой правый и левый «кучность».

Ближняя, средняя и дальняя блокировка коронной точки.

Совершенствование техники броска

Упражнения на ближнюю, среднюю и дальнюю дистанцию.


ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Техника подчинена в игре тактике и выполняет только те функции, которые необходимы для решения тактических задач. Научится, искусно владеть мячом (игры бочча) можно только в живом и тесном взаимодействии техники и тактики, этих двух взаимообуславливающих компонентов игры бочча.

Важно научить занимающихся следующим тактическим действиям: определять положение мяча в момент игры, предугадывать действия партнёров, быстро анализировать складывающуюся обстановку.

Основными задачами тактической подготовки является:

1. Овладение основами тактических действий в нападении и защите.

2. Формирование умений эффективного использования технических приёмов и тактических действий в зависимости от определенных условий и внешних факторов.




Совершенствование тактики игры

Первый мяч

Гард (блокировка, защита)

Разбивка

Замещение

Пробивка

Рикошет

Индивидуальные действия

Выбор зоны для определения коронной точки для Джека.

Парные действия

Системы игры с тремя мячами из боксов 2,3,4,5, быстрая игра «Фейстгейм» используя, только три мяча.

Командные действия

Игра с двумя мячами из разных боксов, быстрая игра «Фейстгейм» используя, только два мяча.



ВИДЫ БРОСКОВ

1. Катать мячи - РАФФА.

2. Разбивать, сбивать, ударять с шумом - ВОЛЛО.

3. Кидать сверху - вперед, чтобы замедлить ход бочче - ПУНТО.





Программный материал по годам обучения

Вид программного материала, направленность

Учебно-тренировочная группа

1 год обучения

2 год обучения

Подвижные игры

«Ходим в шляпах», «Воздушный шарик», «Чья лошадка быстрее»

«Верный глаз», «Подвижная цель», «Сбей кеглю»

Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.

Построение в различных частях зала по показу и по команде. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Ходьба «змейкой» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное  количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения

Построение в две шеренги с определенным расстоянием между учащимися по заданным ориентирам и без них. Прохождение расстояния до 5 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное  количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения. Из исходных положений лежа и сидя поднимание ног до определенной высоты с контролем зрения и с закрытыми глазами.

Бочче

Правила игры в бочче. Знакомство с правилами поведения при обучении бочче. Основная стойка у стартовой линии. Перенос центра тяжести тела с толчковой ноги на опорную. Захват кистью руки большого шара. Вид броска «РАФФА».

Закрепление правил поведения при игре в бочче. Основные правила игры. Закрепление тактических приемов в игре бочче. Освоение системы счета. Виды бросков «ВОЛЛО», «ПУНТО».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать: Правила игры в бочче

Уметь: принимать основную стойку, выполнять бросок «РАФФА», выбирать выгодное положение на стартовой линии.

Знать: правила поведения игроков во время игры.

Уметь: Выбирать тактику игры в зависимости от расположения шаров, выполнять броски «ВОЛЛО», «ПУНТО».