СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Я - землевед"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Я - землевед" расчитана на 5 - 7 классы. Цель кружка: углубить знания учащихся о погоде своей местности на основе фенологических наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Я - землевед"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

В программе на первом плане поставлены наблюдения над связью между явлениями погоды и органическим миром, влиянием погоды на живые организмы; поведением человека, животных, растений под воздействием перемен погоды.


Особое внимание в содержании программы уделено народным приметам о погоде, которые рассматриваются вместе с научным признаками погоды. С этой целью в программе предусмотрены знакомство и работы с простейшими метеорологическими приборами, учащиеся знакомятся с приемами наблюдений и предсказания погоды по местным признакам, что развивает у них наблюдательность и учит устанавливать причинно- следственные связи между атмосферными явлениями и процессами. Изучение фенологических наблюдений связано с практической деятельностью учащихся - изготавливать солнечный угломер и уметь им пользоваться, анализировать погоду своей местности, предсказывать погоду, наблюдать фенологические явления. В данной программе предлагается выполнение практических работ одновременно с изучением нового материала.

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)


Курс состоит из трех разделов:


• Русский земледельческий календарь;


• Введение в фенологию;


• Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов.


Цель курса: углубить знания учащихся о погоде своей местности на основе фенологических наблюдений.

Задачи:

  • 1. Научить работать с метеорологическими приборами.

  • 2. Закрепить навыки обработки метеорологических наблюдений.

  • 3. Научить и привить навыки ведения фенологических наблюдений.

Фенологические наблюдения являются зачатком подлинной исследовательской работы и, как всякое исследование, могут открыть и показать учащимся в окружающей природе то, что они раньше не замечали, помогут глубже познать закономерности природы. В программе на первом плане поставлены наблюдения над связью между явлениями погоды и органическим миром, влиянием погоды на живые организмы; поведением человека, животных, растений под воздействием перемен погоды. Особое внимание в содержании программы уделено народным приметам о погоде, которые рассматриваются вместе с научными признаками погоды. С этой целью в программе предусмотрены знакомство и работы с простейшими метеорологическими приборами, учащиеся знакомятся с приемами наблюдений и предсказания погоды по местным признакам, что развивает у них наблюдательность и учит устанавливать причинно- следственные связи между атмосферными явлениями и процессами. Изучение фенологических наблюдений связано с практической деятельностью учащихся - изготавливать солнечный угломер и уметь им пользоваться, анализировать погоду своей местности, предсказывать погоду, наблюдать фенологические явления.

Курс рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В данной рабочей программе представлена система знаний внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленных на формирование учебных действий.

Личностные:

  • Формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности .

  • Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе , знаниям, науке

Метапредметные:

  • Приобретение школьником представлений о проектной деятельности, знаний по ряду профессий (метеоролог, художник ,географ-ученый )

  • Школьник может приобрести опыт публичных выступлений по проблемным вопросам.

  • Опыт формирования позитивного отношения к труду.

  • Опыт общения со сверстниками.

  • Опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

  • Приобретение знаний об экологических проблемах






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в фенологию (5 ч)

Что изучает фенология? Дать информацию о фенологических объектах, раскрыть понятие фенология (использовать различные источники информации). Почувствуйте себя фенологом! Организация и ведение календаря погоды. Составить календарь погоды. Осваиваем метод наблюдения! Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью! Умение вести наблюдение. Осваиваем метод моделирования! Строим солнечный угломер. Моделирование прибора для определения высоты солнца над горизонтом.



Раздел 2. Русский земледельческий календарь (5 ч)

Почувствуйте себя учеными! Характеризуем народные приметы. Сравнивать народные приметы с наблюдаемыми признаками погоды. Почувствуйте себя ученым! Ведем наблюдения за народными приметами по временам года. Составлять календарь народных примет. Наблюдаем приметы о погоде по животным. Составлять календарь предсказания погоды по животным. Наблюдаем приметы о погоде по растениям. Составлять календарь предсказания погоды по растениям. Осваиваем метод моделирования. Строим «фенологическое дерево". На основе наблюдений построить «фенологическое дерево».

Раздел 3. Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов (24 ч)

Почувствуем себя оформителем! Оформляем сменный стенд «Погода сегодня». Уметь оформлять стенд. Почувствуйте себя метеорологом! Измеряем температуру воздуха. Составляем график хода температуры воздуха. Уметь обрабатывать данные температуры воздуха и строить график. Изучаем работу барометра-анероида. Уметь работать с прибором барометром–анероидом. Осваиваем метод определения направления ветра! Уметь определять по флюгеру направление ветра. Почувствуйте себя метеорологом! Составляем «розу ветров». Уметь обрабатывать данные направления ветра и строить график «розу ветров». Почувствуйте себя моряками! Определяем румбы ветра. Учимся определять румбы ветров. Почувствуйте себя метеорологом! Определяем влажность воздуха. Уметь определять по метеоприборам влажность воздуха. Почувствуйте себя метеорологом! Составляем диаграмму влажности воздуха и долготы дня. Уметь составлять диаграмму влажности и долготы дня. Почувствуйте себя учеными-географами! Экскурсия по изучению облаков. Изучить виды облаков. Почувствуйте себя учеными-географами! Предсказываем признаки погоды по облакам. Учимся предсказывать признаки погоды по облакам. Создать альбом «Виды облаков. Почувствуйте себя учеными! Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра. Уметь использовать различные источники географической информации для составления диаграммы зависимости облачности от направления ветра. Изучаем атмосферные осадки. Уметь работать с географической информацией. Изучаем атмосферные явления. Использовать различные источники географической информации по изучению атмосферных явлений. Почувствуй себя метеорологом! Описание погоды за сутки, месяц. Уметь обрабатывать метеорологические данные и описывать погоду данного населенного пункта за сутки, месяц. Осваиваем методы обработки фенологических наблюдений с целью установления времен года! Уметь обрабатывать фенологические наблюдения. Почувствуйте себя метеорологом! Прогнозируем погоду по суточному ходу облаков, дождю, росе, туману. Уметь прогнозировать погоду по фенологическим данным. Изучаем световые явления в природе. Умение использовать различные источники географической информации с целью изучения световых явлений в природе. Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки устойчивой, ясной погоды в рисунках и стихах. Научиться изображать признаки устойчивой погоды в рисунках. Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки ненастной погоды в рисунках и стихах. Научиться изображать признаки ненастной погоды в рисунках. Почувствуйте себя учеными-фенологами! Что происходит в природе и что можно наблюдать весной? (Экскурсия). Умение вести наблюдение.



















Календарно-тематическое планирование



Тема внеурочной деятельности

Дата

Цель работы

Результаты обучения

Виды в\д

Оборудование

Сроки выполнения

планир.

фактич.

1

2



3

4

5

6

7

Раздел 1. Введение в фенологию

1

Что изучает фенология?



Дать информацию о фенологических объектах, раскрыть понятие фенология (использовать различные источники информации).

Личностные: осознание целостности природы; - Метапредметные: познавательный интерес;

Работа со справочной литературой.

Энциклопедия, интернет ресурсы.

В течение занятия

2

Почувствуйте себя фенологом! Организация и ведение календаря погоды.



Составить календарь погоды.

Личностные: осознание целостности природы; - Метапредметные: познавательный интерес;

моделируем календарь погоды

Календарь погоды.

В течение занятия.

3


Осваиваем метод наблюдения! Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью!



Умение вести наблюдение.

Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; - Метапредметные: умение наблюдать;

Наблюдения.

Фотоаппарат

В течение занятия.

4-

5

Осваиваем метод моделирования ! Строим солнечный угломер.



Моделирование прибора для определения высоты солнца над горизонтом.

Личностные: осознание целостности природы; - Метапредметные: познавательный интерес;

Моделирование

Учебник полевой дневник бумага карандаш транспортир

В течение занятия

Раздел 2. Русский земледельческий календарь


6

Почувствуйте себя учеными! Характеризуем народные приметы.



Сравнивать народные приметы с наблюдаемыми признаками погоды

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

Метапредметные:

умение вести наблюдение;


Наблюдение

Календарь погоды и фенологические наблюдения.

В течение занятия

7

Почувствуйте себя ученым! Ведем наблюдения за народными приметами по временам года.



Составлять календарь народных примет

Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях;

Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации

Работа со справочной литера- турой, наблюдение

Учебник, календарь погоды, доступ к ресурсам интернет.

В течение занятия

8

Наблюдаем приметы о погоде по животным.



Составлять календарь предсказания погоды по животным

Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; - Метапредметные: умение анализировать и отбирать информацию;

Наблюдение

Доступ к ресурсам интернет, фотоаппарат

В течение занятия

9

Наблюдаем приметы о погоде по растениям



Составлять календарь предсказания погоды по растениям

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность;

Полевое исследование.

Доступ к ресурсам интернет, фотоаппарат.

В течение занятия

10

Осваиваем метод моделирования . Строим «фенологическое дерево"



На основе наблюдений построить «фенологическое дерево»

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

Игровая деятельность.

Картон, цветные карандаши.

В течение занятия

Раздел 3. Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов

11

Почувствуем себя оформителем! Оформляем сменный стенд «Погода сегодня».



Уметь оформлять стенд

Личностные: осознание ценности природы; Метапредметные: умение организовать свою деятельность;

Моделирование

Ватман, фломастеры, цветные карандаши.

В течение занятия

12

13

Почувствуйте себя метеорологом! Измеряем температуру воздуха. Составляем график хода температуры воздуха.



Уметь обрабатывать данные температуры воздуха и строить график

Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность по соответствию описания с изображением

Моделирование.

Календарь погоды

В течение занятия

14

Изучаем работу барометра- анероида



Уметь работать с прибором барометром -анероидом

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование;

Полевые исследования

Барометр, календарь погоды.

В течение занятия

15

Осваиваем метод определения направления ветра!



Уметь определять по флюгеру направление ветра.

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность;


Полевые исследования

Флюгер, календарь погоды

В течение занятия

16


Почувствуйте себя метеорологом! Составляем «розу ветров».



Уметь обрабатывать данные направления ветра и строить график «розу ветров».

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Моделирование

Календарь погоды.

В течение занятия

17

Почувствуйте себя моряками! Определяем румбы ветра.



Учимся определять румбы ветров

Личностные: овладение системой географических знаний;

Метапредметные: умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выбирать средства для реализации цели;


Моделирование

Календарь погоды.

В течение занятия

18

Почувствуйте себя метеорологом! Определяем влажность воздуха



Уметь определять по метеоприборам влажность воздуха

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении; Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Полевые исследования

Гигрометр, календарь погоды.

В течение занятия

19

Почувствуйте себя метеорологом! Составляем диаграмму влажности воздуха и долготы дня.



Уметь составлять диаграмму влажности и долготы дня.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи, оценить достигнутые результаты;

Моделирование

Учебник, календарь погоды.

В течение занятия

20

Почувствуйте себя учеными- географами! Экскурсия по изучению облаков.



Изучить виды облаков.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи, оценить достигнутые результаты;


Исследовательский

Фотоаппарат, карандаш, альбом.

В течение занятия

21

Почувствуйте себя учеными- географами! Предсказываем признаки погоды по облакам.



Учимся предсказывать признаки погоды по облакам. Создать альбом «Виды облаков».

Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира;

Метапредметные: умение вести самостоятельно исследование;

Исследовательский.

Справочная литература, интернет- ресурсы, календарь погоды и природы.

В течение занятия

22

Почувствуйте себя учеными! Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра.



Уметь использовать различные источники географической информации для составления диаграммы зависимости облачности от направления ветра.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение вести отбор информации на основе текста учебника, интернет- ресурсов с последующим устным рассказом;

Самостоятельная работа.

Учебник, календарь погоды и природы, интернет- ресурсы.

В течение занятия

23

Изучаем атмосферные осадки.



Уметь работать с географической информацией.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умения самостоятельно отбирать информацию;

Исследовательский.

Интернет- ресурсы, энциклопедии.

В течение занятия

24

25

Изучаем атмосферные явления.



Использовать различные источники географической информации по изучению атмосферных явлений.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить ее задачи и оценить достигнутые результаты;

Исследовательский, моделирование.

Учебник, карты атласа, интернет- ресурсы.

В течение занятия

26

Почувствуй себя метеорологом! Описание погоды за сутки, месяц.



Уметь обрабатывать метеорологические данные и описывать погоду данного населенного пункта за сутки, месяц.

Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

Метапредметные: умения организовать свою деятельность, определить ее цели, оценить достигнутые результаты;

Исследовательский.

Учебник, барометр- анероид, термометр.

В течения занятия

27

28

Осваиваем методы обработки фенологически х наблюдений с целью установления времен года!



Уметь обрабатывать фенологические наблюдения.

Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; Метапредметные: умение организовать свою деятельность по обработке фенологических наблюдений;

Моделирование.

Интернет- ресурсы, энциклопедии, плотная бумага, клей.

В течения занятия

29

30

Почувствуйте себя метеорологом! Прогнозируем погоду по суточному ходу облаков, дождю, росе, туману.



Уметь прогнозировать погоду по фенологическим данным.

Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные: умение вести наблюдение;

Исследовательский.

Интернет- ресурсы, энциклопедии.

В течения занятия

31

32

Изучаем световые явления в природе.



Умение использовать различные источники географической информации с целью изучения световых явлений в природе.

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение работать в группе, умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выпирать средства для реализации цели;

Моделирование.

Интернет- ресурсы, энциклопедии, ватман, фотографии (иллюстрации ) световых явлений в природе, фломастеры.

В течения занятия

33

Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки устойчивой, ясной погоды в рисунках и стихах.



Научиться изображать признаки устойчивой погоды в рисунках.

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по изображению погоды;

Описательский

Учебник, дневник погоды.

В течения занятия

34

Почувствуйте себя учеными- фенологами! Что происходит в природе и что можно наблюдать весной? (Экскурсия)



Умение вести наблюдение.

Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по наблюдению за природой

Исследовательский.

Учебник, дневник погоды.

В течения занятия