Уверждаю
Директор школы: ( Клятчёнок К.А.)
Программа
«Юный инспектор движения»
для обучающихся 1 – 4 классов
срок реализации 4 года
С. Бочаниха
2019 г.
Составители: Кусь Т.П., учитель начальных классов
Зинкова И.Е., учитель начальных классов
Новикова Н.А., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа «Юный инспектор движения» (ЮИД) в 1-4 классах разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Программа является авторской, разработана учителем начальных классов. Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 1-4 классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт
Учебные программы школы.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей.
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
Программа «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
В реализации программы участвуют обучающиеся 1 – 4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Реализация программы осуществляется в урочное время ( на занятиях по окружающему миру) и внеурочное время.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Светофорик»
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Тротуар. Перекрестки. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов - правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта. Вежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Светофорное регулирование. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные специальным звуковым сигналом. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Проезд пешеходных переходов на велосипеде. Проезд мимо транспортных средств, предназначенных для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Раны, их виды, оказание первой помощи.
Способы наложения повязок. Обморок, оказание помощи.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, ожогах, обморожении.
Тема 5.
Вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Правила движения велосипедистов. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
Практика.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Пропаганда выполнения ПДД. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Календарно-тематическое планирование
работы ЮИД «Светофорик»
в 1 – 4 классах
на 2019– 2020 учебный год
№ урока | Тема занятия | Дата |
по плану | по факту |
| Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. | | |
| Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | | |
| История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | | |
| Обязанности пассажиров. | | |
| Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | | |
| Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | | |
| Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, пешеходной и велосипедной дорожек. | | |
| Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | | |
| Перекрестки и их виды. | | |
| Проезд перекрестков. | | |
| Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | | |
| Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | | |
| Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | | |
| Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | | |
| ДТП. Причины ДТП. | | |
| Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | | |
| Способы наложения повязок. | | |
| Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | | |
| Обморожение. Оказание первой помощи. | | |
| Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. | | |
Список литературы
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.