Программа кружковой работы
по нетрадиционной технике аппликации
«Рисуем бумагой»
для дошкольников 4-5 лет
Составитель:
Лещенко Ирина Юрьевна, воспитатель
Новосибирск 2022
Оглавление:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………… | 3 |
Актуальность нетрадиционных техник работы с бумагой……………………….…. | 3 |
Цель и задачи кружка………………………………………………….......…...……… | 4 |
Принципы содержания программы………………………………………………….... | 4 |
Формы, методы и приемы занятий……………………………………………………. | 5 |
Прогнозируемые результаты………………………………………………………….. | 5 |
2. Тематический план………………………………………………………………………. | 6 |
3. Содержание программы…………………………………………………………………. | 7 |
4. Методическое обеспечение программы………………………………………………... | 19 |
Диагностическая программа изучения аппликационных навыков и умений в средней группе…………………………………………………………………………. | 21 |
5. Список литературы…………………………………………………………..................... | 22 |
Приложение 1. Познавательные рассказы……………………………………………….... | 23 |
Приложение 2. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила на занятиях аппликации ………………………...…………………………………………..…………… | 25 |
Приложение 3. Схемы оригами……………………………………………………………. | 27 |
Приложение 4. Пальчиковые игры………………………………………………………… | 31 |
Приложение 5. Физкультминутки…………………………………………………………. | 35 |
Приложение 6. Консультации для родителей…………………………………………….. | 37 |
-
Пояснительная записка.
Актуальность нетрадиционных техник работы с бумагой
Кружковая работа – одна из форм эстетического воспитания. Важное место в воспитании детей занимает развитие личностного потенциала. В ней важной задачей является значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания дошкольников. Дети нуждаются в развитии чувства прекрасного, в формировании эстетического вкуса, уметь понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Опираясь на эту необходимость в воспитании ребят, я выбрала аппликацию с использованием современной техники. Разработала программу кружка «Рисуем бумагой» для среднего возраста детей.
Бумага незаменимый материал для всевозможных поделок. Она легко режется, сгибается, клеится. Это самый дешевый и доступный материал. Она бывает мягкая, тонкая, плотная, глянцевая, бархатная, золотая серебреная. Работа с бумагой воздействует на развитие мелкой моторики, речи, внимание, памяти, воображения, а значит и интеллекта. Работа с бумагой выполняет успокаивающую функцию: отвлекает детей от конфликтов, снимает физическую зажатость, поднимает настроение, обеспечивает положительные эмоции, поднимает самооценку детей. Занятия оригами несут в себе огромный потенциал: развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера; способствует концентрации внимания, чтобы получить желаемый результат; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги, в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным объяснением и перевод их значения в выполнение работы; совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Поэтому работа кружка «Рисуем бумагой», по моему мнению, является необходимой частью воспитательного процесса в моей группе. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, является результатом участия ребенка в творческом процессе. Занятия ручным трудом формирует готовность дошкольников к школе. Значит, данный вид образования актуален в подготовке ребят к школе.
Данная программа вносит новые компоненты в базовую программу в образовательной области «Художественно-эстетическое творчество». Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Запланированы рассказы про историю возникновения бумаги, о разнообразии и свойствах, традициях родной страны. Запланировано использование литературных и музыкальных произведений. Занятия по данной программе помогут выполнить поставленные задачи – развивать чувство прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, развивать творческий потенциал, способствовать зрительному анализу, развивать чувство цвета. В кружке дети среднего возраста учатся совершенствовать навыки по выполнению аппликации, учатся самостоятельно изготовлять полезные изделия, украшать подарки родным людям. Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности: от простых действий с бумагой без ножниц до усложнения композиций с вырезыванием.
Цель кружка:
Овладение детьми одной из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на фоне. Овладение практическими навыками работы с бумагой, с элементами рисования. Развивая самостоятельность в творческом потенциале дошкольников. Создание условий в самовыражении детей посредством разных техник аппликации.
Задачи кружка:
Обучающие: 1 – расширить знания об окружающей природе, культурных традициях родной страны, истории возникновения бумаги, о разных свойствах бумаги. 2 – научить детей различным техникам аппликации, развивать умение создавать композиции. 4 – формировать практические навыки в работе с разной бумагой с элементами рисования (картон, бумага цветная, для печати, двухсторонняя, салфетки, ножницы, клей, краски, фломастеры, карандаши цветные). 5 – научить видеть комбинации цветов, сопоставлять формы, величины элементов.
Развивающие: 1 – развивать творчество, внимание, память, целеустремленность. 2 – развивать мелкую моторику рук, усидчивость, самостоятельность. 3 – развивать интерес к художественному труду. 4 – развивать пространственную ориентацию, желание экспериментировать.
Воспитательные: 1 – воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, любовь к природе. 2 – формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, доводить дело до конца. 3 – воспитывать эмоционально-положительное отношение к результату труда. 4 – формировать правила безопасности при использовании инструментов и предметов труда.
Принципы содержания программы:
Принцип наглядности обучения – использование зрительных образов со словесным сопровождением, аудиоматериалы.
Принцип доступности обучения – материал преподается с учетов возрастных особенностей детей и ранее пройденного учебного материала, в доступной форме с учетом жизненного опыта.
Принцип интеграции – создание у ребенка полного понимания и представления образа используя средства литературы, музыки, подвижных игр, продуктивной деятельности.
Принцип систематичности – обучение последовательно, от легкого к усложненному и взаимосвязано, от усвоенного к новому материалу.
Принцип комфортности обучения – доброжелательное отношение, подбадривание детей в обучении, самореализация познавательной деятельности.
Принцип творческого обучения – процесс направлен на поддержку детского творчества игру, пение, аппликацию, двигательную, общение как необходимые условия развития творческих способностей и воображения каждого ребенка.
Принцип деятельности – создать условия, чтобы каждый ребенок был уверен в своих силах в выполнении задания.
План рассчитан на один учебный год с детьми средней группы (4-5 лет).
Занятия групповые проводятся в группе 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 20 минут.
Формы занятий:
- беседы, рассказы, чтение художественной литературы
- дидактическая игра
- совместная деятельность детей с родителями
- практическая
Методы и приемы:
- беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, игровой, схемы.
Условия для занятий в кружке «Рисуем бумагой»:
- материал (картон, цветная и белая бумага, плотная двухсторонняя бумага, салфетки, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры и т.д.)
- картотека литературно-художественного материала (стихи, загадки, познавательные рассказы)
- картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр
- схемы выполнения работ в помощь ребятам
- детские музыкальные произведения
- рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье
- методическое обеспечение.
Прогнозируемые результаты:
- дети знают технику безопасности работы с ножницами и материалами
- знают этапы изготовления аппликации
- знают техники и приемы изготовления аппликации, основы оригами
- знают свойства материалов с которыми работают (салфетки, цв. бумага односторонняя, двухсторонняя, плотная, картон)
- русские народные сказки
- умеют создавать композиции по памяти и изменяя их в своем воображении
- умеют аккуратно пользовать различными материалами
- умеют использовать различные техники в работе (отрывная аппликация, пейп-арт, ленточная аппликация, мозаика, геометрическая, оригами с элементами рисования)
- умеют пользоваться схемами в работе
- умеют самостоятельно работать, доводя дело до конца
- красоту окружающего мира отражать в своих работах.
Формы проведения итогов и отслеживание результатов:
- мониторинг в конце и в начале учебного года
- выставки детских работ для детей и родителей
- беседы с детьми для выявления пожеланий в работе кружка.
Работа с родителями:
Тематические консультации.
Творческие выставки.
2. Тематический план.
№ п/п | Тема | Количество минут |
сентябрь | 1.Вводное занятие. Салфетки. | 20 |
2.Свойства бумаги. Осеннее дерево. | 20 |
3.Ежик. | 20 |
4.Собачка Джесси. | 20 |
октябрь | 1.Разноцветные матрешки. | 20 |
2.Ягоды рябины. | 20 |
3.Закладка. | 20 |
4.Птица. | 20 |
ноябрь | 1.Полосатый коврик для кота. | 20 |
2.Сосульки на крыше. | 20 |
3.Тучи по небу бежали. | 20 |
4.Котенок по имени Гав. | 20 |
декабрь | 1.Дерево зимой. | 20 |
2.Снеговик. | 20 |
3.Елочная игрушка «Сердечко». | 20 |
4.Елочная игрушка «Рыбка». | 20 |
январь | 1.Снегирь. | 20 |
2.Мордочка лисы. | 20 |
3.Белая снежинка. | 20 |
4.Укрась шарфик узором. | 20 |
февраль | 1.Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». | 20 |
2.Самолет. | 20 |
3.Мороженое в рожке. | 20 |
4.Аппликация по мотивам сказки «Рукавичка». | 20 |
март | 1.Весеннее дерево. | 20 |
2.Цветы в вазе. | 20 |
3.Змейка. | 20 |
4.ветка вербы. | 20 |
апрель | 1.лебедь. | 20 |
2.Аппликация по мотивам сказки «Колобок». | 20 |
3.Ракеты и кометы. | 20 |
4.Аппликация по мотивам сказки «Репка». | 20 |
май | 1.Одуванчик. | 20 |
3.Рыбки. | 20 |
3.Аппликация по мотивам русской народной сказки «Курочка ряба». | 20 |
4.Дерево летом. | 20 |
всего | | 720 |
3. Содержание программы.
Виды нетрадиционной аппликации:
Обрывная аппликация передает фактуру образа. Эта техника очень полезна для развития мелкой моторики рук и развития мышления. В этом случае ребенок разрывает бумагу на кусочки и составляет изображение.
Пейп-арт – это разновидность аппликации, доступная и интересная детям. Она дает безграничную фантазию детям и развивает их талант мастерства. Здесь используют салфетки, которые нарезают на полоски и скручивают их в жгутики. Этими жгутиками создается узор на твердой поверхности. Жгутики-нити получаются способом скручивания мягких видов бумаги. Используются столовые бумажные салфетки, но также можно применять туалетную или гофрированную бумагу. Нить может смачиваться водой или клеем. Движения, выполняемые при скручивании нити, напоминают прядение из шерсти или другого волокна. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для детей младшего школьного возраста.
Ленточная аппликация позволяет получить много одинаковых изображений. Необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение. Развернуть лист.
Мозаика увлекательная техника для творчества детей. Продукт выполняется из нарезанных прямоугольников или квадратиков, приклеивая из по контуру и заполняя всю его внутреннюю площадь.
Геометрическая аппликация доступный способ привить ребенку много полезных навыков. Работая с клеем, ножницами и бумагой, дети приучаются аккуратности, усидчивости, получают радостные впечатления от результата. Из геометрических фигур составляется изображение и приклеивается на фон.
Оригами - творческий процесс и в то же время развивает большой потенциал в сторону усложнения работы. Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Развивается аккуратность, действовать по схеме, концентрация внимания, мелкая моторика рук, достижение своей цели. Искусство складывание и вырезание из квадратного или прямоугольного листа. Базовые понятия: складывание, вырезание, оригами.
Аппликация из салфеток – это интересный материал для детского творчества. Позволяет изготовить разные поделки. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, воображение детей. Салфетки разрывают или разрезают на кусочки, скомкивают в комочки и приклеивают на твердую поверхность, создавая изображение или декорируя предмет.
В процессе работы дети должны овладеть:
- знаниями о свойствах бумаги
- нетрадиционными техниками аппликации
- умениями выбирать детали по цвету, форме, величине, количеству
- навыками безопасной работы с ножницами
- умениями композиционного построения изображения
- навыками последовательного выполнения оригами
- знаниями о геометрических фигурах
- развивать сенсорно-аналитическую деятельность
Содержание занятий.
№ п/п | Тема. | Материалы. | Техники выполнения. | Задачи занятия. | Источ-ник. |
Сен- тябрь | 1.Вводное занятие. Салфетки. | Цветные квадраты 15 на 15 см., клей, круги двух цветов. | Геометрическая аппликация с элементами рисования. | 1. Рассказать детям историю возникновения оригами. 2. Воспитывать умение составлять на бумажном квадрате узор из квадратов, чередуя их по цвету, выделяя углы, середину и стороны. | Приложение 1. №2 стр. 57, з. 16. |
2.Свойства бумаги. Осеннее дерево. | Цветной картон с нарисованным деревом и цветная бумага. Коричневый фломастер или мелок. Клей, ватные палочки, тряпочки, клеенка. | Обрывная аппликация мозаика. | Фон – звуки осени. 1.Расширять знания детей о свойствах бумаги. 2.Учить отрывать маленькие кусочки бумаги и приклеивать в нужном месте картины. 3.Учить понимать и анализировать стихотворение. | Приложение 2, № 2.1. № 3 стр. 18, з 8. |
3.Ежик. | Картон с контурным изображение ежа, цветная двухсторонняя бумага, фломастеры, тряпочки, клеенки. | Обрывание-Мозаика. | 1.Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и приклеивать на картон внутри контура. 2.Оформлять аппликацию с помощью фломастеров. 3.Развивать мелкую моторику рук. | № 3 стр. 15, з. 5 |
4.Собачка Джесси. | Квадрат из двухсторонней цветной бумаги. Цветные карандаши, фломастеры, мелки. | Оригами. | 1.Чтение познавательного рассказ про собачку Джесси. 2.Учить детей приему сгибания бумаги с проглаживанием сгиба. | Приложение 1, 1.3. Приложение 3, № 3.1. |
Ок- тябрь | 1.Разноцвет ные матрешки. | Силуэт матрешек. Круги и овалы из цветной бумаги, клеенка, клей, тряпочки. | Геометрическая аппликация. | 1.Фон – русская народная музыка. 2. Чтение познавательного рассказа о возникновении аппликации. 3.Учить детей располагать узор в пределах основы неправильной формы. | Приложение 1, № 1.2. № 5. Стр. 28, з. 2. |
2.Ягоды рябины. | Основа с нанесенным контуром ветки рябины. Цветная бумага, клей, клеенки. | Аппликация из салфеток. | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать умение рвать салфетку на кусочки и скамкивать в комочек, наклеивать на основу в заданном месте. | № 3, стр. 14, з. 4. |
3.Закладка. | Твердая цветная основа 4 на 10 см. цветные салфетки, клей, тряпочки, клеенки. | Пейп-арт. | 1.Чтение стихотворения С.Б. Ильина «Две книжки». 2.Формировать навыки детей скручивать жгутики из полосок салфеток. Приклеивать жгутики на основу, создавая узор и выбирая цвет. 3.Создать условия для творчества. Развивать мелкую моторику рук. 4.Воспитывать бережное отношение к книгам. | Приложение 2, № 2.3. № 22. |
4.Птица. | Альбомные листы, вырезанные из журнальной бумаги большие и маленькие круги (туловище и голова). Четыре треугольника (клюв, хвост, ноги). Клей, тряпочки, клеенки. | Геометрическая аппликация. | 1.Фон – голоса птиц. 2.Развивать умение составлять задуманный предмет из частей, располагая в центре листа. Аккуратно наклеивать детали. 3.Развивать мелкую моторику рук. | № 3, стр. 16, з 6. |
Но- ябрь | 1.Полосатый коврик для кота. | Основа бумажная 12 на 20 см. Прямоугольники по 3-4 шт разного цвета, ножницы, клей, тряпочки, клеенка. | Декоративная аппликация с элементами рисования. | 1. Развивать умение детей составлять композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. 2. Продолжать освоение техники резания по прямой. 3.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. | № 4, стр. 62, з. 24. |
2.Сосульки на крыше. | Альбомные листы желтые, оранжевые, терракотовые для изображения стен дома, прямоугольники красного, синего, зеленого цвета для изображения крыш, прямоугольники белого и светло-голубого цвета для сосулек, ножницы, клей, фломастеры, салфетки. | Ленточная аппликация с элементами рисования. | 1.Вызвать интерес к созданию композиции «Сосульки на крыше дома». 2.развивать умение резать ножницами, регулируя длину разрезов. 3.Показать способ вырезания сосулек из бумаги сложенной гармошкой. 4.Развивать чувство формы и ритма. | № 4, стр. 116, з. 51. |
3.Тучи по небу бежали. | Белая основа с контуром дождевых туч. Полоски из синей, голубой, белой, серой бумаги. Ножницы, клей, тряпочки, клеенки. | Аппликация – мозаика с элементами рисования. | 1.Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики. 2. разрезать полоски цветной бумаги на кусочки и приклеивать их в пределах контура – дождевой тучи. 3. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. 4.Развивать мелкую моторику рук. 5. Воспитывать самостоятельность и интерес к художественному экспериментированию. | № 4, стр. 50, з. 18. |
4.Котенок по имени Гав. | Квадрат из двухсторонней цветной бумаги. Цветные карандаши, фломастеры, мелки. Схема к выполнению задания. Видео мультфильм Котенок по имени Гав. | Оригами. | 1.Показ и беседа с детьми про героя мультфильма «Котенок по имени Гав». 2.Познакомить с базой оригами, складыванию формы -треугольник. Учить детей приему сгибания бумаги с проглаживанием сгиба. 3.Развивать мелкую моторику рук и внимание. 4.Воспитывать уважение к своему труду и труду сверстников. Прививать любовь к животному миру. | № 23. Приложение 3, № 3.2. |
Де- кабрь | 1.Дерево зимой. | Цветной картон с нарисованным деревом и цветная бумага. Коричневый фломастер или мелок. Клей, ватные палочки, тряпочки, клеенка. | Обрывная аппликация. | 1.Прослушивание песенки «Кабы не было зимы» из мультфильма Простоквашино. 2.Учить детей отрывать от листа бумаги маленькие кусочки. Ватной палочкой наносить капли клея на ветки. Приклеивать кусочки бумаги на капли клея. 3.Воспитывать трудолюбие и взаимопомощь. | № 1, стр. 1. |
2.Снеговик. | Цветной картон, белые салфетки, клей, фломастеры, тряпочки, клеенки. | Аппликация из салфеток. | 1.Учить детей отрывать маленькие кусочки салфеток и скатывать из них шарики. Приклеивать внутри контура, заполняя все пространство. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Формировать умение заканчивать работу дорисовывая элементы фломастерами. | № 17. |
3.Елочная игрушка «Сердечко». | Заготовки основ в форме сердечка из картона, цветная бумага. Клей, ножницы, тряпочки, клеенки. | Геометрическая аппликация. | 1.Учить вносить изменения и дополнения в оформление изделия. 2.Развивать навыки резания ножницами кусочков бумаги из полосок на глаз. Аккуратно приклеивать детали на основу. 3.Развивать мелкую моторику рук, глазомер. | № 1, стр. 6. |
4.Елочная игрушка «Рыбка». | Образцы изделий, заготовки из картона в виде рыбки, цветная бумага. Клей, ножницы, тряпочки, клеенки. | Геометрическая аппликация. | 1.Учить вносить изменения и дополнения в оформление изделия. 2.Развивать навыки резания ножницами кусочков бумаги из полосок на глаз. Аккуратно приклеивать детали на основу. 3.Развивать мелкую моторику рук, глазомер. | № 1, стр. 6. |
Ян- варь | 1.Снегирь | Заготовки снегиря из картона, красные салфетки, клей, тряпочки, клеенки. | Аппликация из салфеток | 1.Прослушивание и отгадывание «Голоса птиц». 2.Учить детей разрывать салфетку на кусочки, скатывать в комочки и приклеивать на основу создавая изображение снегиря. 3.Развивать мелкую моторику рук. 4.Воспитывать любовь и заботу о птицах. | № 18 |
2.Мордочка лисы | Квадраты из двухсторонней бумаги оранжевого цвета, фломастеры. | Оригами | 1.Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, учить выполнять действия в последователь-ности. 2.Познакомить с особенностями жизнедеятельности лисы зимой. 3.Учить украшать изделие фломастерами. | Приложение 3, № 3.4. № 4, стр. 29, з. 20. |
3.Белая снежинка. | Квадраты из белой бумаги, нанесенный контур для вырезания, ножницы. | Предметная аппликация. | 1.Чтение стихотворений С. Маршак «Снежин-ки падают с небес», А. Мельников «Лета-ют снежинки», Л. Слуцкая «О чем поют снежинки?». 2.Продолжать развивать умение правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полоски. 3.Упражнять составлять узор из полосок. 4.Анализировать и понимать содержание стихотворения. | № 4, стр. 23, з. 14 |
4.Укрась шарфик узором | Узкие длинные полоски белой бумаги с бахромой по краям. Бумажные заготовки для наклеивания в виде узоров (круги, треугольники) разноцветные. Полоски цветные, ножницы, клей. | Геометрическая аппликация | 1.Продолжать развивать навыки работы с ножницами по правилам, разрезая узкие полоски бумаги на квадраты. | № 3, стр. 87, з. 30 |
Фев- раль | 1.Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Половинки альбомных листов, цветные большие квадраты для стен и маленькие для окон. Квадраты для разрезания на крыши. | Геометрическая аппликация. Избушка ледяная и лубяная. | 1.Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2.Учить детей создавать на одной основе разные образы сказочных избушек. 3.Закреплять способ разрезать квадрат по диагонали для крыши. 4.Развивать творческое мышление. 5.Воспитывать интерес к народной культуре. | № 5, стр. 92, з. 39 |
2.Самолет. | Половинки альбомных листов. Схема построения самолетика. Цветные карандаши, фломастеры. | Оригами. | 1.Беседа «23феврал», расширить словарный запас по названиям военной техники. 2. Продолжать знакомить выполнять задание поэтапно и использовать самолетик в игре. 3.Развивать воображение создавая узор и выбирая цвета. 4.Воспитывать трудолюбие и взаимопомощь. | Приложение 3, № 3.4. |
3.Мороже ное в рожке. | Прямоугольники из цветной бумаги 16 на 6 см. | Оригами. | 1.Прочитать стихотворение С. Михалкова «Сладкоежки». Понимать и анализировать содержание. 2.Продолжать учить складывать лист бумаги и проглаживать сгибы. Выполнять задание поэтапно по схеме. | Приложение 3, № 3.5. № 4, стр.19, з. 10. |
4.Аппликация по мотивам сказки «Рукавичка». | Альбомные листы А5 со сказочными героями, разрезанные на 4 части. Клей, тряпочки, клеенки. | Предметная. | 1.Прочитать русскую народную сказку «Рукавичка». 2.Продолжать учить создавать образ сказочного героя из бумаги. | № 4, стр. 11, з. 1. |
Март | 1.Весеннее дерево. | Цветной картон с нарисованным деревом и цветная бумага. Коричневый фломастер или мелок. Клей, ватные палочки, тряпочки, клеенка. | Обрывная аппликация. | 1.Фон – детская песенка Жукова Даша «Ручеек». 2.Продолжат учить детей отрывать от листа бумаги маленькие кусочки. Ватной палочкой наносить капли клея на ветки. Приклеивать кусочки бумаги на капли клея. 3.Развивать мелкую моторику рук. | № 1, стр. 1. |
2.Цветы в вазе. | Половинки альбомных листов, квадраты 6 на 6 см из цветной бумаги, разноцветные салфетки, ножницы, клей, тряпочки. | Аппликация из салфеток. | 1.Продолжать формировать навыки срезать углы с квадрата. 2.Отрывать кусочки салфеток, сминать в комочки и приклеивать их. 3.Анализировать и понимать стихотворение. | № 4, стр. 37, з. 27 |
3.Змейка | Шаблоны из белого картона. Заготовленные жгутики и цветные салфетки для тренировки в изготовлении жгутиков. Влажные губки, клей, тряпочки для рук. | Пейп-арт | 1.Продолжать знакомить детей с салфеточной техникой. 2.Продолжать развивать умение скручивать полоску салфетки в жгутик. Создавать образ змейки и закончить работу с помощью дорисовывания. 3.Развивать мелкую моторику рук. | № 19. |
4.Ветка вербы. | Готовые формы для изготовления домика. Полоски из цветной бумаги, ножницы, клей, тряпочки, клеенки. | Аппликация из салфеток. | 1.Продолжать развивать навыки скатывать комочки из салфеток и наклеивать на основу в нужном месте. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Продолжать учить понимать и анализировать стихотворение. | № 4, стр. 41, з. 32. |
Ап- рель | 1.Лебедь. | Половинки альбомных листов, цветные квадраты 6 на 6 см. полоски зеленой бумаги, цветные салфетки. Ножницы, клей, тряпочки, клеенки. | Оригами. | 1.Продолжать знакомить детей с оригами. Развивать навык выполнять действие в заданной последовательности. 2. Оформлять работу фломастерами. 3. Развивать мелкую моторику рук. | № 4, стр. 17, з. 7. |
2.Аппликация по мотивам сказки «Колобок» | Половинки альбомных листов с изображением сказочных героев, разрезанных на 4 части. Клей тряпочки, клеенки. | Предметная аппликация. | 1.Чтение русской народной сказки «Колобок». Учить анализировать и понимать сказку. 2.Продолжать развивать умение составлять образ героя из частей картинки. 3.Закреплять умение аккуратно работать используя салфетки. | № 4, стр. 11, з. 1. |
3.Ракеты и кометы. | Листы бумаги т-синего, фиолетового, черного цветов. Бумажные формы для вырезания ракет. Ножницы, клей, салфетки, клеенки.. | Геометрическая аппликация | 1.Рассказ «12 апреля, Ю. Гагарина». 2.Формировать умение детей вырезать ракеты, разрезая квадрат на три треугольника. 2.Развивать комбинаторные способности. 3.Совершенствовать обрывную технику. 4.Воспитывать интерес к окружающему миру. | № 5, стр. 126, з. 56. |
4.Аппликация по мотивам сказки «Репка». | Половинки альбомных листов с изображением репки. Желтые жгутики и зеленые салфетки для изготовления жгутика. Влажные губки, ножницы, клей, тряпочки, клеенки. | Пейп-арт | 1.Чтение русской народной сказки «Репка». Учить анализировать и понимать содержание сказки. 2.Продолжать знакомить с техникой аппликации пейп-арт. Учить наклеивать жгутики из салфеток по контуру предмета, обрезая лишнюю длину жгутика ножницами. 3.Воспитывать самостоятельность и взаимопомощь. 4.Развивать мелкую моторику рук. | № 20. |
Май | 1 Одуванчик. | Карточки с изображением одуванчика, салфетки белые желтые и зеленые, влажная губка для изготовления жгутиков, клей-карандаш, тряпочка, клеенка. | Пейп-арт | 1.Прочитать детям сказку «Как одуванчик наряд выбирал». 2.Продолжать учить отрывать маленькие кусочки салфеток, ска-тывать их в комочки и жгутики, аккуратно наклеивать их на основу. 3.Развивать мелкую моторику рук, глазомер. 4.Воспитывать эстетический вкус. | Приложение 3, № 3.7. № 22. |
2.Рыбки. | Цветные бумажные квадраты 10 на 10 см. цветные карандаши, фломастеры. Ножницы по желанию детей. Схема выполнения рыбки. | Оригами. | 1.Загадки про рыб. 2.Продолжать знакомить детей с оригами. Познакомить с новым приемом сгибания бумаги. Выполнять задание используя схему. 3.Учить вносить изменения и дополнения в оформление изделия. 4.Развивать моторику мелких мышц рук и глазомер. Воспитывать аккуратность, внимательность, взаимопомощь. | Приложение 3, № 3.6. № 21. |
3.Аппликация по мотивам русской народной сказки «Курочка ряба». | Половинки альбомных листов с изображением яичка. Белые готовые жгутики и салфетки для изготовления жгутика. Влажные губки, ножницы, клей, тряпочки, клеенки. | Пейп-арт | 1.Чтение русской народной сказки «Курочка ряба». Учить анализировать и понимать содержание сказки. 2.Продолжать знакомить детей с новой техникой аппликации пейп-рт. Учить наклеивать жгутики из салфеток по контуру предмета, обрезая лишнюю длину жгутика ножницами. 3.Воспитывать самостоятельность и взаимопомощь. 4.Развивать мелкую моторику рук. | № 22. |
4.Дерево летом. | Цветной картон с нарисованным деревом и цветная бумага. Коричневый фломастер или мелок. Клей, ватные палочки, тряпочки, клеенка. | Обрывная аппликация. | 1.Учить детей отрывать от листа бумаги маленькие кусочки. Ватной палочкой наносить капли клея на ветки. Приклеивать кусочки бумаги на капли клея. 2.Равивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать усидчивость, взаимопомощь. | №1, стр. 1. |
-
Методическое обеспечение программы.
Формы занятий:
Совместная деятельность детей и родителей развивает навыки сотрудничества, интерес к общему делу. Дети видят, как выполняют работу взрослые, как ответственно относятся к ее результату, а родители учатся различным приемам аппликации, ручного труда у детей. Развиваются творческие способности и дошкольников, и взрослых.
Беседы групповые в воспитательной практике получили самое большое распространение. Дети любят обсуждать разные темы, очень любят рассказать про свои интересы. Воспитатель с помощью беседы и системы вопросов подводит детей к пониманию нового материала. Беседы используются при мониторинге навыков им умений. Беседа активизирует познавательную деятельность, развивает память, речь, внимание детей. Развивает умение слушать других. Оценивать себя.
Игра – это естественная форма обучения для детей. В данном занятии используется метод игровых ситуаций и решений ситуативных задач. В основе занятий лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информации, и закрепление полученной информации с помощью практической деятельности.
Методы и приемы занятий:
Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.
Рассказ - яркое, эмоциональное изложение информации, содержание которой, воздействует на чувство. Рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл темы.
Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом, выполнения поделок.
Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.
Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и воспитывает интерес к деятельности, помогает воспитателю обогатить представления детей.
Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
Работа со схемами. Дети учатся "читать" схемы и в соответствии с ними выполнять работу в определенной последовательности.
Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
Использование детских музыкальных песенок благотворно влияет на формирование личности. Умственное и физическое развитие, эстетическое отношение к жизни – условия формирования целостности. Музыка волнует детей, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает творческое воображение.
Презентация изготовленных работ развивает умение оценивать свой труд и сверстников.
Детская литература.
-
С. Маршак стихотворение «Снежинки падали с небес».
-
А. Мельников стихотворение «Летают снежинки».
-
Л.Слуцкая стихотворение «О чем поют снежинки».
-
Е. Серова стихотворение «Строитель хочет строить дом», «Садовлд».
-
В. Шургаевой стихотворение «Маме».
-
Сказка «Как одуванчик наряд выбирал».
-
Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Курочка ряба»
-
Загадки по теме рыбы Шашков Александр.
-
С. Михайлова «Сладкоежки».
-
Рассказ про умную собачку Джесси.
Музыкальные произведения
-
Звуки осени.
-
Русская народная музыка.
-
Голоса птиц.
-
Детская песенка «Кабы не было зимы».
-
Детская песенка Жукова Даша «Ручеек».
Материал
Аппликация: альбомные листы, цветной картон, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, цветные и белые салфетки, клей, ножницы, клеенки, тряпочки.
Оригами: цветная бумага, ножницы, фломастеры, цветные карандаши.
Диагностическая программа изучения аппликационных навыков и умений в средней группе.
В средней группе вводится вырезание и наклеивание изображений. В соответствии с этим предлагается диагностировать навыки и умения работать с ножницами и технические умения.
Задание. На выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений. Игровые упражнения «Запусти рыбок в аквариум».
«На дне морском» Цель: выявить навыки и умения вырезания предметов (прямые и округлые формы – для изображения рыб, морских растений, камешков, медуз, морских звёзд) и умения создавать композицию. Материалы: ножницы, клей, кисточка, салфетка, клеёнка, тонированная бумага (листы голубого цвета), набор цветной бумаги. Создание игровой ситуации: педагог спрашивает: «Ребята, хотите совершить путешествие на морское дно? Вы были в зоопарке, каких обитателей вы там видели? Давайте каждый из вас изобразит обитателей моря». После выполнения упражнения педагог соединяет детские работы, получается одна коллективная работа «Морское дно».
Показателями выступают умения и навыки: 1) знание правил работы с ножницами; 2) резания по прямой (на короткие, длинные полоски); 3) вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников; 4) навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник – в полоски, квадрат в прямоугольники и т.п.); 5) создания из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции; 6) аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; 7) самостоятельность при выполнении задания; 8) точная ориентация на плоскости. Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка – 16 баллов. Критерии оценки. Ребёнок получает 2 балла, если: знает правила работы с ножницами и придерживается их; имеет отработанные технические навыки и умения; проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания. Ребёнок получает 1 балл, если: не всегда соблюдает правила работы с ножницами, умение правильно держать ножницы сформировано не полностью; навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца; существует необходимость помощи педагога при выполнении задания. Ребёнок получает 0 баллов, если: не знает и не соблюдает правила работы с ножницами; навыки вырезания не сформированы; навыки наклеивания готового изображения не усвоены. Высокий уровень – 11–16 баллов. Средний уровень – 7–10 баллов. Низкий уровень – 0–6 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую таблицу.
Таблица. Диагностическая карта аппликационных умений и навыков у детей средней группы.
Имя ребенка | Разрезание по прямой | Разрезание по прямой с продви-жением | Вырезание форм путем срезания углов | Вырезание круглой и овальной формы из квадрата и прямо- угольника | Самосто-ятель-ность | Аккурат-ность | Точ-ность |
| | | | | | | |
На начало учебного года проводится диагностика умений выкладывания и наклеивания готовых форм предыдущей группы (2-я младшая). Можно проводить промежуточную диагностику по выявлению навыков работы с ножницами, навыков резания по прямой, по прямой с продвижением вперед, а также навыков срезания углов, и т.п. Это поможет воспитателям вовремя выявить недочёты в организации аппликационной деятельности, скорректировать работу по формированию этих навыков.
-
Список литературы
-
Анистратова, А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги: учеб. Пособие/А.А. Анистратова. – М.: Оникс, 2009. – 8 с.
-
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. - СПб.: ООО Детство-Пресс, 2014. - 321 с.
-
Доронова, Т. Н., Якобсон, С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
-
Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий/Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 48с.
-
Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа/И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2009. - 144 с.
-
Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2017. - 144 c.
-
Сорокина, Т. А. Техника Пейп-арт. - М.: Арст-Пресс, 2014. - 88 с.
-
Удина, Е. Н. Обучение аппликации в игре: учеб.-метод. Пособие/Е.Н. Удина - Севастополь: СевГУ, 2019. - 138 с.
Приложение 1.
1.1 Познавательный рассказ «История возникновения «оригами».
Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
1.2. Познавательный рассказ «История возникновения аппликации».
Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Дом, в котором мы живем, работаем и отдыхаем, должен быть уютным и конечно красивым. Чтобы достичь этого совершенно не обязательно покупать дорогие ковры и картины. Уюта в доме можно достичь, изготовив картину, коллаж самостоятельно. Чем мы с вами и займемся.
Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Это очень древний вид искусства. Еще древние люди украшали аппликацией одежду, посуду, дома. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. В настоящее время аппликация широко процветает в народном искусстве нашей страны.
Яркие, праздничные аппликации — различные композиции декоративных цветов в вазонах, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.
Используются аппликации и в оформлении современной, особенно детской и молодежной одежды. Аппликации бывают плоские и выпуклые. Разновидности по содержанию: растительные, геометрические, сюжетные, тематические.
Новый вид выпуклых аппликаций. Приемы достижения выпуклостей деталей: изгибание, торцевание, складывание, тиснение.
1.3 Рассказ про собачку Джесси.
Слышали ли вы о самой умной собачке на свете? Известность она приобрела за необычные дела для собаки. Джесси стала настоящей помощницей по дому для своей хозяйки Хитер. Например она может качественно мыть пол, включать робот-пылесос и даже при помощи специальной метелочки вытереть пыль с мебели. Также Джесси с легкостью открывает и закрывает двери, ходит за почтой, ходит с хозяйкой по магазинам, держа в зубах корзину с продуктами. На прогулке эта необычная собачка тоже не теряет время зря – она собирает пластиковые бутылки, которые оставляют в парке недобросовестные люди. Для поддержания себя в прекрасной физической форме, Джесси прыгает на скакалке, кувыркается, бегает и катается на скейте. Все эти навыки Джесси приобрела в результате регулярных тренировок. Ее владелица Хитер потратила немало сил и времени, чтобы обучить питомца выполнять домашнюю работу.
Приложение 2.
2.1. Основные свойства бумаги:
2.2 Техника безопасности при работе с ножницами:
2.3. Правила пользования книгой.
Приложение 3.
Схемы к оригами:
3.2 Котенок по имени Гав.
3.3 Мордочка лисы.
3.4. Самолет.
3.5 Мороженое в рожке.
3.6 Рыбки
3.7.Шаблон одуванчика.