СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Умелые пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Умелые пальчики"»

ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН

Педагогическим советом Приказом по МАДОУ Детский сад №30

МАДОУ Детский сад №30 городского округа город Октябрьский РБ

городского округа город Октябрьский РБ _______________Л.А.Полунина

Протокол №____от «___»____20____г. Приказ №___от «___»____20____г.























ПРОГРАММА

кружковой работы по развитию

мелкой моторики у детей 3-4 лет

«Умелые пальчики»







Составила:

Локтева Наталия Александровна –

учитель – дефектолог

первой квалификационной

категории











2018-2019 учебный год



ПРОГРАММА

кружковой работы по развитию

мелкой моторики у детей 3-4 лет

«Умелые пальчики».



«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский.

Содержание.

Введение.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Цели и задачи программы.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

1.2.Планируемые результаты.

2.Содержательный раздел.

2.1.Общие положения.

2.2.Описание деятельности.

2.3.Взаимодействие с семьями воспитанников.

3.Организационный раздел.

3.1.Условия обеспечения реализации Программы.

3.2.Формы, методы.

3.3.Материально – техническое обеспечение.

3.4.Перечень нормативно – правовых документов.

3.5.Перечень литературных источников.


Введение.



 Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для его родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Учёными (В. М. Бехтерев, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) доказано, что с анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. 

 Следствие слабого развития общей моторики, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке – это, наверняка, проблемы с моторикой.                                                                                        Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движения пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Учителя отмечают, что обучающиеся первых классов часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста.

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова, отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно - моторных координаций.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Мелкая моторика-это точные и тонкие движения пальцев руки. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и, тем самым, позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов, служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.



  1. Целевой раздел.


Программа по развитию  мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Обучение детей проводится с трехлетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Данная Программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными  компонентами, которые способствуют  развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

Особенностью Программы по развитию мелкой моторики является то, что она помогает каждому ребёнку развить умения и навыки, необходимые для последующего успешного обучения в школе. Занятия по данной Программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта. Реализация Программы проходит через игровую и продуктивную практическую деятельность детей, включение в совместную работу родителей.



1.1.Пояснительная записка


. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.

На основании исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том, что «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.

Также установлено, что уже к 6-7 годам, в основном, закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух - трех лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Данная Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам и др.

Содержание дополнительного образования в МАДОУ Детский сад №30 направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья.

Цель внедрения дополнительных образовательных услуг: развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации.

Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…





      1. Цели и задачи Программы.

Цели:

- развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук  у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

- развитие двигательных и познавательных способностей детей через выполнение предметно-практических действий;

- обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

- формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач;

- развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;

- формировать пространственное восприятие, пространственные представления:

- формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия);

- увеличить объем внимания, памяти;

- развивать речь;

- создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.





      1. Принципы и подходы к формированию Программы.


Основные принципы реализации Программы:

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.

- принцип доступности : обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;    

- принцип единства диагностики и обучения;

- принцип актуальности.



    1. Планируемые результаты.


Результатом работы по данной Программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.


После освоения содержания Программы дети готовы и способны:

- уверенно, самостоятельно и точно выполнять задания, действовать в общем темпе, быстро реагировать на сигнал, действовать в соответствии с указаниями, переключаться с одного движения на другое, с удовольствием выполнять игровые упражнения;

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином и соленым тестом (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), с бумагой, карандашом, фломастером:

- проявлять самостоятельность и творчество;

- использовать речь как средство общения, связно объяснять свои действия, соотносить слова с движениями, повторять слова и фразы.


Инструментарий для оценивания результатов 

С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования:

- на определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев: упражнения «Колечко», «Зайчик»,  «Сложи мозаику», «Разложи», «Застегни пуговку», «Шнуровка», «Золушка», «Бусины-горошины», «Лови шарик», «Конструирование из палочек» и др.;  

.


Статические упражнения.

Цель: проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

.Экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

2.«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

3.«Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Удержание пальцев.

4.«Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

Динамические упражнения.

5..Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе..

Тактильные ощущения.

6.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

7.Узнавание формы. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Координация движений.

8. Вдевание шнурка в дырочки.

9. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность.

Графические навыки.

10.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке.

11. «Обведи рисунок по линиям». Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.



2. Содержательный раздел.


2.1. Общие положения.


Содержание рабочей Программы направлено на решение следующих задач:

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.



2.2. Описание деятельности.


Рекомендации педагогам:

 Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите. Убедитесь, что ребёнок понял инструкции

 Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки.

 Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги.

 При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть) и только затем делайте следующее движение.

 Темп работы ребёнок должен выбирать сам.

 При неудаче повторяйте аналогичные задания.

 Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

 Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет вам доверять, будет уверен в себе.

 Не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты), аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)


Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит пузырек.

Ребенок должен протереть доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука. Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).

Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.

Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы.

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.











Основные направления работы кружка.

1.Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика.

2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций.

3.Массаж, самомассаж.

4.Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.

5.Работа с палочками: построение фигур, перекладывание.

6.Обводка контура фигуры, раскрашивание некрупных предметов. Рисование пальцами на манке. Штриховка.

7.Упражнения с карандашами.

8.Работа с бумагой: обрывание, разрывание, смятие, скатывание, разглаживание. Оригами. Аппликация методом обрывания бумаги.

9.Катание шариков, упражнения с мячами, шарами.

10. Игры с прищепками, скрепками.

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек.

12.Прокалывание контура фигуры.

13.Ниткография.

14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.

15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение.

16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.




1.Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.


Задачи: формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, совершенствовать мелкую моторику рук.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Игры: «Впусти свет», «В прятки пальчики играли», «Распускаются цветы» - сжимание и разжимание кулачков.

Упражнения: «Играем на дудочке», «Барабан», «Улитка», «Коза», «Рожки и ножки», «Клубочки», «Нарисуй фигуру пальцем в воздухе», «Многоножки» (одновременно пальцы обеих рук «бегут» по столу), показ пальцев по одному, по два и другие.

Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя семья», «Строим дом», «Дружат в нашей группе», «По грибы» и другие.


2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций


Задачи: развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально – волевую сферу, сообразительность, развивать чувство ритма, координацию движений, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания, обучать навыкам напряжения и расслабления тела, повышать работоспособность.

Используются различные физкультминутки.

Стихи Е.А.Алябьевой: «Заботливое солнышко», «Карманов много у меня», «Лестница», «Мы – шоферы», «Непослушная дочка», «Приготовили обед», «Сосулька».

Стихи И.П.Токмаковой, В.А.Степанова.

Фрагмент сказки «Муха – цокотуха» и другие.

Игра «Где же, где же наши ручки (ножки, ушки, носик)».

Упражнения и этюды на выражение различных эмоций: «Улыбнись как солнышко, нахмурься как тучка», «Фокусник» (удивление), «Соленый чай».

«Шел король Боровик через лес напрямик», «Тряпичные и деревянные куклы», «На лесной полянке»(напряжение и расслабление тела).


3.Массаж, самомассаж.


Задачи: способствовать оздоровительному воздействию на организм ребенка, улучшать рецепторы проводящих путей.

Массаж кистей рук - мягкие массирующие движения и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, активизирующее речевые центры мозга. Такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Самомассаж:

- разминание;

- надавливание;

- пощипывание;

- потягивание за кончики пальцев.

Гимнастический комплекс:

- сжатие и разжатие кулака;

- поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;

- вращение кистью рук.

Упражнения с карандашом (катание между ладоней), шариками, грецкими орехами, массаж пальчиков мячиком-ёжиком, массажными колечками (Су – Джок терапия), катание деревянных палочек по столу.


4. Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.


Задачи: развивать мелкую моторику, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными мелкими предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми), развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Игры: «Мешочек с сюрпризом», «Чудесный мешочек», «Мамины помощники» (сортировка гороха и фасоли), «Выложи фигуру» (выкладывание гороха, фасоли по контуру фигуры), «Разложи мозаику по цветным стаканчикам», «Перенеси мозаику из одной кучки в другую», «Собери гирлянду из макарон».






5. Работа с палочками. Построение фигур, перекладывание.


Задачи: учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. развивать воображение, сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, развивать ручную умелость, координацию движений, развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обоих рук. формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз.

Игры: «Построй из палочек дорожку, заборчик, квадрат, домик, елочку», «Перенеси палочки из одной кучки в другую».



6.Обводка, рисование линий, раскрашивание, штриховка. Рисование пальцами на манке.



Задачи: развивать ручную умелость, учить детей правильно держать карандаш, закрепить навык закрашивания без пробелов в определенном направлении, не выходя за контур, учить доводить образ до конца, учить создавать изображения на манной крупе, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом, развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, развивать внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие.



Обводка, рисование линий.



Задачи: развивать умение проводить прямые (вертикальные и горизонтальные) линии, линии по контуру фигуры.

«Обведи фигуру по линии», «Нарисуй фигуру по точкам» (точечные рисунки), «Поставь машину в гараж» (рисование горизонтальных линий), «Нарисуй дождик из тучки» (вертикальные линии), «Лабиринт: проведи карандашом от… до…» (провести карандашом по линиям), «Проведи кораблик так, чтобы не задеть берегов», «Нарисуй клубок» (от точки методом наращивания).



Штриховка.



Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.



Рисование на манке.

«Следы от капели» (ставим пальцем точки), «Следы птиц», «Рисуем кружочки», «Рисуем узор».



7.Упражнения с карандашами.

Катание карандаша между ладоней, брать карандаш двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.



8.Работа с бумагой.



Задачи: обучать детей различным навыкам работы с бумагой, закреплять умение рвать бумагу, разглаживать скомканную бумагу, отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, развивать осязательное восприятие (тактильную, кожную чувствительность пальцев рук), формировать практические умения и навыки.

Игры: «Разгладим пеленки для Аленки» (разглаживание скомканной бумаги), «Сюрприз» (разгладить бумагу и увидеть рисунок игрушки), «Скатаем комочки, шарики», «Подарим зайке шарфики» (разрывание бумаги на полоски), «Снегопад» (отщипывание кусочков бумаги) и другие.



Оригами.



Задачи: развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, творческое мышление, сообразительность, конструктивные способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, активизировать так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.

Оригами — это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., смогут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части. Выполнение творческих работ развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность. Благодаря этим играм мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой.



9.Катание шариков. Упражнения с мячами, шарами.



Задачи: развивать координированные движения рук, захватывающие навыки, зрительно – моторную координацию.

Перекатывание мяча между ладоней, передача мяча из одной руки в другую впереди, сзади, вверху, передача мяча друг другу.





10.Игры с прищепками, скрепками.


Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.

Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»


11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек



Задачи: развивать мелкую моторику, умение наматывать нитку, сматывать клубочки, запускать волчки, закручивать и откручивать крышки.

Игры: «Запусти волчок», «Помоги бабушке» (наматывание нитки на клубок), «Открути и закрути крышку», «Буксир» (подтягивание игрушек, наматывание нитки на палочку).



12.Прокалывание контура фигуры.



Задачи: формировать внимательность к выполнению задания, аккуратность, усидчивость, развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.

Проколоть зубочисткой фигуру по контуру.



13. Ниткография.



Задачи: развивать координированные движения пальцев рук, точность движений, аккуратность, внимание, глазомер.

Выкладывать ниточки по контуру фигуры.



14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.



Задачи: продолжить знакомство с тестом как художественным материалом, получать силуэтные изображения из теста и пластилина способом отпечатки, выдавливания, учить отрывать (отщипывать) кусочки пластилина и примазывать к фону,

делать из пластилина шарики, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, развивать гибкость рук, осязательное восприятие, формировать практические умения и навыки, учить создавать рельефные картинки, обучать различным навыкам работы с пластилином, тестом, воспитывать и развивать художественный вкус.



15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение.

Задачи: формировать правильный речевой выдох, способствовать формированию правильного звукопроизнощения, развивать речь.

Упражнения: «Горячий чай», «Колесо спустило», «Забей мяч в ворота» (ватный шарик), «Снегопад» (сдуть ватный диск с ладони).

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке».

Повторение звуков, слов.



16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.

Задачи: развивать глазодвигательные функции глаз, умение фиксировать взгляд на данном предмете, развивать концентрацию внимания.

Упражнения: «Проследи глазами за игрушкой», «Где флажок», «Найди предмет глазами».









2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.



Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей  предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по Программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности  по данному вопросу.

Задачи: заинтересовать родителей актуальностью данной темы, пополнять знания родителей о значимости развития мелкой моторики, дать информацию для определения ведущей руки, объяснить вред и опасность переучивания леворуких детей, обучать родителей правильному проведению пальчиковых игр, познакомить родителей на практике с играми и упражнениями с использованием различных материалов, проанализировать результативность проведения работы по развитию мелкой моторики.


Рекомендации родителям:

 Лучше проводить занятия в первой половине дня не более 15 – 20 минут.

 Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги.

 Если ребёнок устаёт, сделайте перерыв или выполняйте только часть заданий.

 Научите ребёнка работать спокойно, аккуратно, выполнять все задания тщательно.

 Не торопите ребёнка, пусть работает в своём темпе.

 Не сердитесь, если что-то не получается или получается плохо.

 Трудные задания лучше объяснить несколько раз.


Формы работы с родителями.

1. Родительские собрания.

2. Практические занятия, мастер – классы.

3. Анкетирование.

4. Консультации, наглядная информация.

5. Вечера досугов.

6. Дни открытых дверей.



3. Организационный раздел.

3.1. Условия обеспечения реализации Программы.



1.Систематическое проведение занятий.

Кружок проводится с детьми 3-4 лет по подгруппам во второй половине дня 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий:

- младшая группа – 15 минут;

- средняя группа – 20 минут;

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.



3.2. Формы и методы.



Основными формами и методами реализации Программы являются:

- дидактические игры и игровые упражнения;

- занимательные задания, подвижные игры и игры-соревнования;

- изобразительная и творческая деятельность;

- совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- создание выставок;

- участие в конкурсах;

- совместные занятия с родителями;

- наглядный метод обучения и метод практических действий;

- ориентировочно - исследовательская деятельность;

- методы проблемно - поискового характера;

- моделирование и кодирование информации.

3.3. Материально – техническое обеспечение.

- составление календарно-тематического плана работы;

- составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;

- создание картотеки пальчиковых игр;

- размещение информации на стендах для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук;

- изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр.



Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…

Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, проволока и др.)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны.

Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки), «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, баночки с завинчивающимися крышками, кнопочницы, замки разных видов.









3.4. Перечень нормативно – правовых документов


При разработке Программы использованы следующие нормативно - правовые документы:

- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Устав МАДОУ;

- Нормативные документы МАДОУ;

- Основная общеобразовательная программа МАДОУ.

СанПин (2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г.)



3.5. Перечень литературных источников.


1.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.

3.Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

4.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.Литература. 5.С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». 6.С.Е.Гаврилова «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 ле». Ярославль: Академия развития, 2009.

7.О.М.Сахарова « Готовим руку к письму». Москва. РОСМЭН. 2008 .

8.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис:РИПОЛ классик, 2008

9.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

10.С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких».Детство-пресс 2010

11.Смирнова Е. А.» Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

12.Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения «.– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

13.Тышкевич И.В.» Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» – Минск: «Попурри», 2010.

14.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.

15.Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики». - М., 2001.

16.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет». Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.

17.Боричева Г.А., Сазонова А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». - СПб., Детство-Пресс, 2007.

18.Васильева – Гангнус Л. «Уроки занимательного труда». – М., Издательство «Педагогика», 1997

19.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать». – Ярославль, 1997.

20.Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008

21.Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011

22.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).

23.Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет». – М.: Владос 2003.

24.Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». - М., 2001.

25.Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». – М.,1970

26.Подрезова И.П. «Школа умелого карандаша». – М., 2007.

27.Синицына Е. «Умная тетрадь». – М., 1999.

28.Филиппова С. О. «Подготовка дошкольников к обучению письму». – СПб., 2008.

29.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества». – М., Издательский дом «Федоров», 2000.

30.Яшина. Н.Ю. «Готовим детей к школе». - Н.Новгород, 1996

31.Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. «Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать».

32.Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).

33.Школа тетушки Совы. «Развиваем моторику руки». Рабочая тетрадь для детей  3 – 4 лет.- М., Омега, 2007.